Игры для развития лексико-грамматического строя речи по лексической теме «Лето»
материал по логопедии (средняя, старшая группа)

Тесля Ирина Сергеевна

Впереди лето! Чем занять дошкольников? Предлагаю подборку речевых игр для развития лексико-грамматического строя речи на тему "Лето"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_dlya_razvitiya_leksiko.docx16.25 КБ

Предварительный просмотр:

Игры для развития лексико-грамматического строя речи по лексической теме «Лето»

Игра «Слова — приятели»

Цель: умение подбирать близкие по значению слова (синонимы)

Жара – зной, жар, пекло

Тишина – безмолвие, затишье, тишь

Жаркий – горячий, палящий, знойный, раскалённый

Игра «Слова — неприятели»

Цель: обогащать словарь антонимов по теме

Игра «Слова — родственники»

Цельразвивать умение подбирать родственные (однокоренные слова)

Лето – летний, летняя, по-летнему

ветер – ветерок, ветрище, ветреный

гроза – грозовой, грозовая

дождь – дождливый, дождевик, дождливая, дождище

река – речной, речка, речушка, речная

солнце – солнечный, солнышко, солнцезащитный.

Игра «Очень сложные слова»

Цель: образовать сложное слово из двух простых

Сено косит – сенокосилка

сено сушит – сеносушилка

сено косят – сенокосы

зерно сушит – зерносушилка

гром отводит – громоотвод

разные цветы – разноцветный

солнце печёт – солнцепёк

Цель: образование степеней сравнения качественных прилагательных

Ясный – яснее – самый ясный

жаркий – жарче – самый жаркий

мелкий – мельче – самый мелкий (мельчайший)

редкий – реже – самый редкий (редчайший)

тихий – тише – самый тихий (тишайший)

Игра «Новые слова»

Цель: образование глаголов с помощью приставок

Греть – пригреть, отогреть, согреть, обогреть, подогреть

купаться – выкупаться, искупаться

мочить – намочить, отмочить, промочить, замочить

косить – скосить, выкосить

Игра «Подбери слово»

Цель: изменение прилагательных по родам и числам

Какое лето — жаркое, знойное, холодное, теплое, дождливое, сырое, замечательное, красное, зеленое, веселое, урожайное, длинное, короткое, долгожданное, яркое, разноцветное, радостное. Солнце летом (какое) — желтое, жаркое, яркое, теплое.

Небо летом (какое) — голубое, яркое, светлое, безоблачное, грозовое.

Облака летом (какие) — высокие, белые, голубые, грозовые, дождевые.

Трава летом (какая) — зеленая, душистая, высокая, низкая, мягкая.

Вода летом (какая) — теплая, прохладная, приятная, освежающая.

Дождь летом (какой) — теплый, долгожданный, проливной, короткий, затяжной.

День летом (какой) – летний, жаркий, знойный, тёплый, солнечный, безветренный, погожий, дождливый, ясный, пасмурный.

Дети летом (какие) — веселые, радостные, забавные, шумные.

Игра «Один — много»

Цель: образование ед. и множ. числа существительных в именит. и родит. падежах

Цветок – два цветка – много цветов

Игра «Подбери пару»

Цель: согласование существительных с прилагательными и причастиями

Игра «Я – он – она – вы – мы — ты»

Цель: спряжение глаголов

Я — загораю, купаюсь, плыву (еду, отдыхаю, радуюсь)

Ты — … ; мы — …; вы — …; он — …; она — …; они — …

Цель: совершенствовать навык слогового

«Прохлопай» слова и определи, сколько в слове слогов

Ле-то, ра-ду-га, и-юнь, ли –вень, солн-це, не-бо, жа-ра, зной, а-ро-мат, мол-ни-я, све-жесть, цве-те-ни-е, ше-лест, ро-са, ры-бал-ка, жаж-да, бо-со-нож-ки, ли-мо-над, мо-ро-же-но-е, па-нам-ка, за-гар, град, мо-ре

Цель: изменение существительных по падежам (употребление в Родит. п.)

Есть солнце – нет солнца

Игра «Почему вместе?»

Цель: установление связи между предметами по совокупности обстоятельств

Воспитатель называет два слова, ребёнок находит связь

Дерево – листва, платье – девочка (наряжаются,

кузнечик – мяч – мальчик (прыгают,

гром – молния – дождь (гроза,

жара – зной – засуха (сильно светит солнце,

купальник – волны – загар (море,

благоухают – цветут – подарок (цветы)

Упражнения на установление последовательности событий в цепочке предложений

— На небе сгустились тучи. Сверкнула молния. Начался дождь. Прохожие открыли зонты.

— Набежали тучи. Пошел дождь. Выглянуло солнце. Появилась радуга.

— Расцвели цветы. Прилетели пчелы. Пчелы собрали нектар, отнесли его в улья. Получился вкусный мед.

— Темная туча закрыла солнце. Сверкнула молния. Грянул гром. Пошел дождь.

— Сверкнула яркая молния. Прогремел гром. Полил сильный дождь. Началась гроза.

— Взошло солнце. Природа пробудилась от ночного сна. Запели птицы.

— Началась гроза. Молния ударила в дом. Дом загорелся. Семья лишилась крова.

— Солнце клонится к закату. Становится темно. Появляются луна и звезды. На город опускается ночь.

Игра «Скажи ласково»

Цель: образование существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами в ед. и мн. числе

Солнце, лес, река, ягоды, цветы, стрекоза, птицы, муравей, облако, лужа, панама, дождь

Цель: автоматизация поставленных звуков

АТЬ – АТЬ – АТЬ — летом будем загорать

РА – РА – РА — на улице жара

ДЫ – ДЫ – ДЫ — хочется воды

КЕ – КЕ – КЕ — купаемся в реке

ТА – ТА – ТА — летом красота

ТЫ – ТЫ – ТЫ — распускаются цветы

АВЫ – АВЫ – АВЫ — летние забавы

АТЬ – АТЬ – АТЬ — летом будем отдыхать

АЧУ – АЧУ – АЧУ — едем мы на дачу

ДИ – ДИ – ДИ — летние дожди

ОК – ОК – ОК — в песочнице песок

НЯЛКИ – НЯЛКИ – НЯЛКИ – играем в догонялки


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучающая игра-презентация: «Развитие лексико-грамматического строя речи по теме: «Профессии»

Обучающая игра-презентация: «Развитие лексико-грамматического строя речи по теме: «Профессии» предназначена для индивидуальной и подгрупповой работы с детьми среднего дошкольного возраста. Для п...

Конспект НОД по формированию лексико-грамматического строя речи по лексической теме: "Дикие животные наших лесов" с презентацией для детей старших групп.

Конспект  НОД  по формированию лексико-грамматического строя речипо лексической теме: "Дикие животные наших лесов"с презентацией для детей старшего дошкольного возраста....

Задания для развития лексико-грамматического строя речи по лексическим темам для детей 5 - 6 лет.

Развитие грамматического строя речи детей – постоянный непрерывный процесс. Следить за речью детей нужно не только на занятиях, но и в процессе их повседневной жизни. Данные задания по развитию ...

Конспект ООД по формированию лексико-грамматического строя речи по лексической теме «Дом» для детей старшей группы для детей с ЗПР

I. Тема: «Составление рассказа- описания с опорой на вопросы педагога» II. Цель: закреплять навыки правильного употребления лексико-грамматических категорий языка в рамках л...

"Развитие у детей старшего дошкольного возраста лексико-грамматического строя речи по лексической теме "Дикие животные леса" (методическая разработка по развитию речи)

В данной методической разработке представлен лексический материал по теме "Дикие животные леса" для составления конспектов по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста, для рекоме...