"Развитие у детей старшего дошкольного возраста лексико-грамматического строя речи по лексической теме "Дикие животные леса" (методическая разработка по развитию речи)
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа)

В данной методической разработке представлен лексический материал по теме "Дикие животные леса" для составления конспектов по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста, для рекомендаций родителям по закреплению знаний по теме "Дикие животные леса" с детьми дома. Подробно раскрыты программные задачи, педагогические методы и приёмы работы с детьми. Материал будет полезен как педагогам, так и родителям детей старшего дошкольного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение №20

п.г.т. Мурмаши Кольского района Мурманской области

РАЗВИТИЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ

ПО ЛЕКСИЧЕСКОЙ ТЕМЕ «ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ ЛЕСА»

методическая разработка по развитию речи

(подготовительная к школе группа

компенсирующей направленности с детьми ТНР)

Разработала учитель-логопед

Учеватова Анна Владимировна

2024 г.

Программные задачи:

Коррекционно-образовательные:

  • уточнить, расширить и активизировать словарный запас о диких животных, их детёнышах, их жилищах;
  • формировать обобщающее понятие «Дикие животные»;
  • формировать грамматический строй речи (закреплять правильное употребление рода имен сущ.; учить правильно употреблять существительные ед. и мн. числа в родительный, творительном и предложном падежах; учить детей образовывать существительные с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов);
  • формировать умение детей отвечать на вопросы полными предложениями;
  • закреплять умение составлять простые и распространенные предложения;
  • закреплять умение правильно употреблять предлоги «в», «у», «с», «на».

Коррекционно-развивающие:

  • развивать мышление, память, связную речь, звуковую культуру речи;
  • развивать речевую и познавательную активность.

Воспитательные:

  • воспитывать у каждого ребёнка умение слушать высказывания других детей;
  • воспитывать бережное отношение к природе.

Словарная работа:

Существительные:

волк, заяц, ёж, медведь, косуля, рысь, лось, лиса, кабан, рысь, енот, белка, бобр, олень, выдра, барсук, норка, хорёк, крот, хвост, рога, лапы, копыта, клыки, морда, брюхо, шерсть, плутовка, охотник, хищник иголка.

Прилагательные:

дикий, колючий, рыжая, серый, злой, голодный, пушистый, хитрая, бурый, косолапый, неуклюжий, трусливый, полосатый, длинноухий, рогатый, хищный, осторожный, пугливый, боязливый, страшный.

Глаголы:

прятаться, пугаться, убегать, искать, догонять, рычать, заботиться, кормить, бродить, охотиться, красть, добывать, стеречь.

Педагогические методы и приёмы:

Наглядные методы:

  • рассматривание иллюстраций и картин по теме «Дикие животные»;

Словесные методы:

  • беседа «Какие бывают животные»;
  • объяснение;
  • рассказ логопеда, детей;
  • чтение художественной литературы о диких животных.

Игровые методы:

  • дидактические игры;
  • воображаемая ситуация в развернутом виде.

Практические методы:

  • упражнения;

Наглядные приёмы:

  • показ картин, игрушек диких животных.

Словесные приёмы:

  • вопросы;
  • сравнения;
  • пояснения, объяснения.

Игровые приёмы:

  • выполнение игровых действий;
  • загадки;
  • создание игровой ситуации;
  • имитация повадок диких животных.

  1. Классификация животных:

дикие животные наших лесов

дикие животные жарких стран

дикие животные Севера

дикие животные моря

  1. Вспомни, назови части тела животных (голова, шея, туловище, ноги (лапы), хвост, на голове глаза, уши, нос, рот (пасть), клыки, зубы, язык, усы)
  2. Назови внешние признаки животных

у оленя – рога, копыта

у волка – когти, клыки, зубы

  1. Упражнение «Скажи правильно»

Цель: закреплять правильное употребление рода имен сущ.

он она

медведь лиса

заяц белка

ёж куница

волк медведица

кабан волчица

  1. Дидактическая игра «Скажи, кто у кого?»

Цель: закреплять знания диких животных и их детёнышей, правильно употреблять существительные ед. и мн. числа, также родительный падеж сущ. ед. числа.

У медведицы кто?... – один медвежонок, медвежата.

Медвежонок (медвежата) у кого?... – у медведицы.

У зайчихи кто?... – один зайчонок, зайчата.

Зайчонок (зайчата) у кого?... – у зайчихи.

У лисы кто?... – один лисёнок, лисята.

Лисёнок (лисята) у кого?... – у лисы.

  1. Дидактическая игра «Кого много в лесу?»

Цель: закреплять знания диких животных, правильно употреблять существительные мн. числа родительного падежа.

В лесу много… (зайцев, белок, медведей, волков, лосей…)

  1. Дидактическая игра «Кто, где живёт?»

Цель: закреплять знания жилищ диких животных, правильно употреблять существительные ед. числа предложного падежа.

белка – … (в дупле)

лиса – … (в норе)

  1. Дидактическая игра «Кто с кем?»

Цель: Цель: закреплять знания детёнышей диких животных, правильно употреблять существительные ед. и мн. числа творительного падежа.

Белка с … (с бельчатами, с бельчонком)

Лиса с … (с лисятами, с лисёнком)

Ежиха с … (с ежатами, с ежонком)

Зайчиха с … (с зайчатами, с зайчонком)

  1. Дидактическая игра «Скажи ласково»

Цель: закреплять знания диких животных, учить детей образовывать существительные с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.

Лиса … (лисичка, лисонька)

Заяц … (зайчишка, заюшка, зайчик)

Медведь … (медведюшка)

Волк … (волчок)

Ёж … (ёжик)

Белка … (белочка)

ГЛАГОЛЬНЫЙ СЛОВАРЬ

  1. Упражнение «Кто как голос подаёт?»

Цель: познакомить детей с тем, какие голоса подают дикие животные.

Что делает? Что делают?

Волк воет. Волки воют.

Лиса тявкает. Лисы тявкают.

Медведь ревёт. Медведи ревут.

Белка цокает. Белки цокают.

  1. Расскажи, как передвигаются животные? (ходят, бегают, прыгают)
  2. Упражнение «Подбери слова, обозначающие действия животных, изобрази животное»

Медведь (что делает?) – … бредёт, топает, переваливается, спит, сосёт лапу

Лиса (что делает?) – … крадётся, хитрит, обманывает, ворует, заметает следы

Заяц (что делает?) – … прыгает, скачет, дрожит, трусит

Волк (что делает?) – … рыщет, нападает, загрызает, подстерегает, воет

Ёж (что делает?) – … катится, запасает, накалывает на иголки

Белка (что делает?) – … прыгает, резвится, грызёт, развешивает, прячет

  1. Упражнение «По действиям узнай кто это?»

Цель: закреплять знания о диких животных, расширять глагольный словарь детей.

Прыгает, бегает, боится (заяц)

Бегает, охотится (лиса)

Прыгает, гонится, охотится (волк)

  1. Составь предложение со следующими словами:

прыгнул, подпрыгнул, бежал, убежал, спрыгнул, перепрыгнул

ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ

  1. Расскажи о животных, какие они?

по внешнему виду

по повадкам

Подбор эпитетов, характеризующих диких животных:

Лиса а) рыжая, пушистая

б) хитрая, ловкая

Заяц а) белый, пушистый, длинноногий

б) быстрый, трусливый

  1. Про кого из диких животных можно сказать?

мой – … (заяц, медведь, кабан, ёж, волк)

моя – … (лиса, белка, куница)

моё – …

мои – … (зайцы, волки, медведи, ежи, лисы)

  1. Ответь у кого?

У кого рога? У кого длинные уши?

У кого пушистый хвост? У кого острые когти?

  1. Дополни предложение нужным по смыслу словом:

Заяц белый, а зайчонок … (беленький)

Лиса рыжая, а лисёнок … (рыженький)

Волк серый, а волчонок … (серенький)

  1. Подумай и ответь:

Шерсть медведя чья? (медвежья)

Мордочка лисы чья? (лисья)

Хвост белки чей? (беличий)

  1. Про что я сказала?

Лисий …. (хвост, глаз, нос)

Лисья …. (мордочка, лапка)

Лисье … (ухо)

ЛОГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ

  1. Кто лишний и почему?

Лиса, заяц, корова, медведь

«Корова лишняя, т.к. это домашнее животное, а остальные – дикие»

Ёж, волк, заяц, ворона

Куница, белка, рысь, коза

  1. Чем отличается птица от дикого животного?

а) тело животного покрыто шерстью, а у птиц – перьями;

б) у птиц две лапки, а у животных – четыре ноги;

в) у птиц клюв, а у животных …;

г) птицы клюют, а животные – едят;

д) животные ходят, бегают, прыгают, а птицы – летают.

Почему?

  1. Кто что любит? Кому что?

а) Кому морковку? б) Кто любит мёд?

Кому мёд? Кто любит орехи?

Кому орехи, шишки?

  1. Чем их покормить?

Зайца покормить (чем?) … (морковью, капустой)

Белку покормили (чем?) … (орехами, шишками)

Медведя покормили (чем?) … (мёдом, малиной)

Кабана покормили (чем?) … (желудями, корнями)

  1. Чтение художественной литературы о диких животных

«Три медведя», «Два жадных медвежонка», «Красная шапочка», «Лиса и заяц», «Лиса и журавль».

ЗАГАДКИ

Сердитый недотрога

Живёт в лесу (глуши) лесной.

Иголок очень много,

А нитки ни одной. (ёж)

Косолапый и большой,
Спит в берлоге он зимой.
Любит шишки, любит мёд,
Ну-ка, кто же назовет? (медведь)

Зимой спит,
Летом ульи ворошит. (медведь)

Он мохнатый, он большой,
Спит в берлоге он зимой.
Летом ягоды жуёт,
Дикий мед у пчел берёт.
Грозно может зареветь
Косолапый зверь…. (медведь)

Летом ходит без дороги
Возле сосен и берёз,
А зимой он спит в берлоге,
От мороза прячет нос. (медведь)

Он в берлоге спит зимой
Под большущею сосной.
А когда придёт весна,
Просыпается от сна. (медведь)

Хозяин лесной
просыпается весной,
А зимой под вьюжный вой
Спит в избушке снеговой. (медведь)

Сердитый недотрога
Живёт в глуши лесной.
Иголок очень много,
А нитки не одной. (ёж)

Лежала под елками
Подушечка с иголками.
Лежала, лежала
Да побежала. (ёж)

Колюч он, но не ёлочка,
В иголках, но не сосёнка.
В клубок свернуться может.
Конечно, это... (ёжик)

Зверька узнали мы с тобой
По двум таким приметам:
Он в шубе серенькой зимой,
А в рыжей шубке ‒ летом. (белка)

Рыже-огненный комочек,
С хвостиком как парашют,
По деревьям быстро скачет,
Был он там… теперь уж тут.
Быстрый он как стрелочка.
Так ведь это… (белочка)

И по соснам, и по елям
Быстро бегает она,
Видит, шишки где поспели,
Где грибная целина. (белка)

Кто на ветке шишки грыз
И бросал объедки вниз?
Кто по елкам ловко скачет
И взлетает на дубы?
Кто в дупле орехи прячет,
Сушит на зиму грибы? (белка)

За деревьями, кустами
Промелькнуло быстро пламя.
Промелькнуло, пробежало,
Нет ни дыма, ни пожара. (лиса)

Рыжая плутовка,
Хитрая да ловкая,
В сарай попала,
Кур пересчитала. (лиса)

В лесу живёт,
Кур в деревне крадёт. (лиса)

Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Хвост пушистый – краса!
Как зовут её? (лиса)

Какой зверь опасный
Ходит в шубе красной,
Снег разгребает,
Мышек хватает
За собой все следы заметает? (лиса)

Кто осенью холодной
Ходит хмурый и голодный? (волк)

На овчарку он похож,
Что ни зуб - то острый нож,
Он бежит, оскалив пасть,
На овцу готов напасть. (волк)

Все время по лесу он рыщет,
Он в кустах кого-то ищет.
Он из кустов зубами щелк,
Кто скажите это
… (волк)

Комочек пуха, длинное ухо,
Прыгает ловко, любит морковку.
(заяц)

Серый, страшный и зубастый
Произвел переполох.
Все зверята разбежались.
Напугал зверят тех… (волк)

Есть в реке работники,
Не столяры, не плотники.
А выстроят плотину,
Хоть пиши картину. (бобры)

Работящие зверьки
Строят дом среди реки.
Если в гости кто придет,

Знайте, что из речки вход! (бобры)

Словно царскую корону,
Носит он свои рога.
Ест лишайник, мох зеленый.
Любит снежные луга. (олень)

Что за зверь лесной
Встал, как столбик, под сосной
И стоит среди травы –
Уши больше головы? (заяц)

Он из леса вышел снова,
Не олень и не корова.
Повстречаться нам пришлось
Познакомьтесь это... (лось)

Очень сильный и высокий
По колено снег глубокий.
Не олень, но он рогатый,
Все зовут его сохатый. (лось)

Много бед таят леса.
Волк, медведь там и лиса!
Наш зверёк живёт в тревоге,
От беды уносит ноги...
Ну-ка, быстро отгадай-ка,

Как зверёк зовётся? ... (зайка)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методическое пособие для педагогов ДОУ: дидактические игры "Писатель" по речевому развитию для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

методическое пособие предназначено в помощь педагогам ДОУ для работы с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИ...

Цикл дидактических игр по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста по теме: «Ознакомление детей с растениями и животными»

Цель: Закрепить представление о жизни растений и животных, их взаимосвязи.Развивать диалектическое мышление, воображение, развитие речи, тактильные ощущения.Воспитывать сочувствие, сопереживание....

Конспект образовательной деятельности по речевому развитию для детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи с использованием пособия «Круги Луллия» на тему: «В мире профессий»

Интеграция образовательных областей: речевое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познаватель...

Конспект ООД по речевому развитию для детей старшего дошкольного возраста с ОНР с использованием логопедического лото «Домашние животные»

Задачи: Закреплять представления о домашних животных.Уточнять и расширять словарь по теме “Домашние животные”.Развивать мелкую моторику, зрительное, слуховое восприятие, творческое во...

Система работы по развитию мышления детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Cистема работы по развитию мышления детей с ОНР на основе включение в логопедические занятия по развитию лексико-грамматических категорий дидактических игр и упражнений на совершенствование мыслительн...

Статья "ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СЛОВАРЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ."

В статье рассматривается проблема развития речи детей с ОНР .Упоминаются исследователи ,изучившие вопросы речевого развития детей .В статье описывается педагогический опыт организации коррекционной ра...