Конспект коррекционно- образовательного занятия для детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи по лексической теме «Весна»
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Макарова Светлана Кузьминична

Конспект коррекционно-образовательного занятия для детей с ТНР по лексической теме "Весна".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_po_leksicheskoy_teme_vesna.docx185.89 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект коррекционно- образовательного занятия для детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи по лексической теме «Весна»

Программные задачи:

Коррекционно-образовательные. Закрепление представлений о весне и приметах весны. Уточнение, расширение и активизация словаря по теме. Совершенствование грамматического строя речи (употребление существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, слов противоположных по смыслу, согласование числительных с существительными).

Коррекционно-развивающие. Развитие связной речи, зрительного восприятия и внимания, общей моторики, координации речи с движением, ориентации на листе бумаги.

Коррекционно-воспитательныеВоспитание у детей навыков учебной деятельности (умение отвечать на вопросы полными ответами, внимательно слушать своих товарищей).

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, двигательная.

Оборудование: колокольчик, конверт с письмом, изображения перелетных птиц на картинках, магнитная доска, аудиозапись пения скворца, цветные колокольчики по количеству детей, предметные картинки на тему «Весна», карточка- схема,  мяч, листы бумаги формата А4, простые карандаши, смайлики- эмоции.

  1. Организационный момент.

   Звенит колокольчик.  Дети вместе с педагогом заходят в группу.

Логопед. Ребята, к нам сегодня в группу пришли гости. Давайте с ними поздороваемся! (Дети здороваются с гостями.)

А теперь давайте встанем в круг и поприветствуем друг друга.

   Упражнение «Круг друзей».

Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться «Доброе утро!»

   Логопед.  Давайте, ребята, поздороваемся с каждым и назовем друг друга ласково. Доброе утро, Димочка! И т. д.

   Кинезиологическая игра «Включайся!»

    Ты включись голова,

    Чтобы умная была.

    Включитесь наши ушки,

    Чтоб внимательно все слушать.

    Включитесь глаза, начинается игра.

  1. Основная часть.

Стук в дверь. Принесли конверт.

- Ребята, нам принесли конверт. Интересно, а от кого письмо? Сейчас узнаем.

«Здравствуйте, дорогие ребята! Я красавица - Весна, должна вступить в свои права. Природу родную разбудить, весенним теплом одарить. Но сестра моя - Зима, не уходит со двора, не хочет уступать мне место! Вот я и решила отправить гонца, чтобы узнать не забыли ли люди про меня.

Логопед. Я догадалась какого гонца отправила весна, а вы послушайте загадку и отгадайте кто это.

            На шесте -дворец,

            Во дворце – певец,

            А зовут его…

                         (Скворец)

(Показать картинку)

Словарная работа.

Логопед. Ребята, а вы знаете кто такой гонец? (Нет). Гонец это человек, которого отправляют со срочным делом.

-Ребята, поможем скворцу убедиться, что мы помним про весну и знаем о ней очень много информации? (Да). Садитесь, пожалуйста, на стульчики. А скворец будет сидеть на веточке и наблюдать за нами.

3. Игра «Позовём весну!»

 Во все времена люди ждали весну. Они пели песни, водили хороводы, звали весну: Весна красна! В гости просим! Приди скорей! Принеси с собой…

Давайте мы все вместе позовём весну и каждый попросит у весны, кто что пожелает: (передают цветок)

Весна, принеси с собой …..

теплое солнышко

зеленую травку

поющих птиц

красивых насекомых

теплый ветерок

быстрые ручейки

теплую погоду

ясное небо

- Ребята, давайте вспомним все приметы весны.

4. Игра «Доскажи словечко» (с мячом).

-  Я начну, а вы закончите предложение. (Логопед говорит предложение, а дети его заканчивают, подбирая нужное слово).

Закончилась долгая, холодная… (зима).

Наступила тёплая, долгожданная… (весна).

Всё ярче светит весеннее… (солнышко).

Появляются первые… (проталины).

Бегут звонкие…(ручьи).

С крыш домов капают… (сосульки).

На деревьях набухают… (почки).

С тёплых краёв прилетают… (птицы).

Мы очень любим первые весенние… (цветы).

Ребята строят для скворцов… (скворечники).

- Молодцы, вы правильно подобрали слова, и составили предложения.

6. Игра «Назови ласково, раздели слово на слоги»

- У весны много друзей. Давайте назовём их ласково (Сидя за столом дети подбирают слова с уменьшительно-ласкательным значением и делят на слоги - нажимают на колокольчики. (На столе лежат картинки, дети берут по одной)

солнце – солнышко

дождь –

ветер –

туча –

трава –

лужа –

проталина –

скворец –

дерево –

почка –

ручей –

цветок-

8. Игра «Скажи наоборот»

- Ребята, а зима и весна похожи друг на друга? (Дети: нет) Давайте про это расскажем. Поиграем в игру «Скажи наоборот».

Зимой снег белый, а весной… (серый).

Зимой снег чистый, а весной… (грязный).

Зимой дни холодные, а весной… (тёплые)

Зимой дни короткие, а весной… (длинные).

Зимой солнце тусклое, а весной… (яркое).

Зимой небо серое, а весной … (голубое).

Зимой солнце низкое, а весной… (высокое).

Зимой похолодало, а весной… (потеплело).

Зимой ветер холодный, а весной… (тёплый).

8. Физминутка «Весенний ветер»

Ветер дует нам в лицо                        Руками машут себе в лицо

Закачалось деревцо                             Руки вверх и качаются

Ветер тихо, тихо, тихо                        Приседают

А деревце все выше, выше, выше.     Поднимаются на носочки

9. «Как просыпаются деревья».

-Ребята, а давайте расскажем, как просыпаются деревья, используя картинки. Какая картинка должна быть первой, второй, третьей, четвертой.

          

10. «Один, два, много».

- Ребята, когда природа оживает, с теплых краев прилетают птицы. Они прилетают не по одному, а целыми стаями. Посмотрите и назовите птиц, которых вы видите.

Посчитайте птиц по образцу: один скворец, два скворца, много скворцов….

  (Карточка схема)

11. «Нарисуй весну».

-Ребята, вы очень много рассказали о весне. Давайте ее нарисуем, соблюдая инструкцию. (у каждого на столе листок А 4).

 • В верхнем левом углу солнышко.

• Справа от него два облака — одно маленькое, другое большое.

• В нижнем правом углу высокое дерево.

 • В нижнем левом — трава.

 • Между травой и деревом лужа.

• На дереве жук, а слева от дерева — еж.

• Над травой стрекоза.

11. Итог. Молодцы, ребята. А как вы думаете, скворец радуется тому, что мы знаем так много о весне? (Да). Давайте вспомним, а в какие игры мы с вами играли? Я тоже думаю, что он очень рад. Давайте послушаем, как весело он поет. (запись голоса скворца).

12. Рефлексия. (смайлики-эмоции).

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система взаимодействия специалистов в коррекционо-развивающей работе для детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи

. Модель наглядно демонстрирует профессиональную взаимосвязь всех специалистов ДОУ в работе с ребенком с особыми образовательными потребностями (в нашем случае, ребенком с ЗПР), а так же функциональны...

Конспект коррекционно-развивающего занятия по развитию лексико-грамматического строя речи на тему «Транспорт» для детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи группы компенсирующей направленности

Возраст детей: 6 -7  летВиды деятельности: коммуникативная, игровая, познавательно- исследовательская.Образовательные области:  речевой развитие,   познавательное развитие.Цель:...

конспекты занятий для детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи (заикание)

конспекты занятий по развию речи детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи (заикание)...

Коррекционно-развивающее занятие для детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи группы компенсирующей направленности на тему «Дикие животные наших лесов»

Приоритетная образовательная область: Речевое развитие Интеграция образовательных областей: Социально-коммуникативное развитие Познавательное развитие Физическое развитие Художественно-эстетическое ра...

Конспект индивидуального коррекционно-развивающего занятия с обучающимся старшего дошкольного возраста с тяжелым нарушением речи на тему «Дикие и домашние животные»

Данный конспект логопедического занятия разработан с целью закрепления и расширения представлений ребенка о диких и домашних животных, а также для автоматизация звука [р] в предложениях....