конспекты занятий для детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи (заикание)
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Филатова Ольга Юрьевна

конспекты занятий по развию речи детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи (заикание)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_v_gosti_k_gnomam.docx23.96 КБ
Файл transport.docx20.44 КБ
Файл pogovorim_o_professiyah.docx19.15 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное дошкольное образовательное учреждение

"Детский сад № 83 "Алиса" г. Волжского Волгоградской области"

Конспект

непосредственно образовательной деятельности

по развитию речи «В гости к гномам»  детей старшего дошкольного возраста

с  тяжёлыми нарушениями речи (заикание)

Подготовила:

учитель-логопед первой квалификационной категории Филатова О.Ю.

г. Волжский

2017 год

Цель: Закрепление навыков речевого поведения, развитие коммуникативных навыков.

Образовательная область: коммуникация.

Интеграция образовательных областей:  познание, социализация.

Задачи:

I. Коррекционно-образовательные:

  1. Закреплять знания детей о структуре ситуации «Гости».
  2. Развивать умение строить и реализовывать внутреннюю программу высказывания.
  3. Продолжать развивать плавность речи в самостоятельных ответах.
  4. Развивать умение выбирать и правильно использовать грамматические средства языка.
  5. Активизировать словарный запас.

II. Коррекционно-развивающие:

  1. Развивать навыки высказывания по теме занятия, умения придерживаться выбранной или заданной сюжетной линии.
  2. Развивать мышление, память.

III. Коррекционно-воспитательные:

  1. Воспитывать стремление к правильной речи.
  2. Воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам, умение слушать, убеждать, доказывать, объяснять.

Формируемые интегративные качества: любознательный, активный; овладевший средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками; способный управлять своим поведением, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения; овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности.

Оборудование: игрушки «Гномы», мяч, предметные картинки.

Структура:

I. Организационный момент

II. Основная часть:

- беседа;

- динамическая пауза;

- игра «Доскажи словечко»;

- игра «Мое настроение»;

- игра «Объясни пословицу»;

- конкурс новостей

III. Заключительная часть

- рефлексия

Ход.

I. Организационный момент.

-Сегодня мы отправимся в гости, а к кому, вы скоро узнаете. Сначала вспомним правило: «Внимательно слушай, другим не мешай, запомни, что слышал и сам повторяй!»

II.  Основная часть.

-Прежде чем отправиться в гости, вспомните вежливые слова приветствия (ответы детей), прощания, просьбы, извинения (ответы детей).

-Когда вы приходите к кому-то в гости, как вы должны себя вести? Что вы знаете о правилах поведения в гостях? (ответы детей). Как вы понимаете слово «гостеприимство», что оно означает? А у вас гостеприимная семья?

-Когда к вам приходят гости, как встречают их папа с мамой? Как вы ведете себя с гостями, вежливы ли вы?

-А что можно взять с собой, собираясь в гости? (Дети называют картинки, выбирая «цветы», «торт», «печенье» и другие, объясняя свой выбор).

-Итак, мы отправляемся сегодня в гости к Гномам (Логопед берет в руки игрушки). Поможем им подготовиться к приходу гостей.

Динамическая пауза.

Гномы утром рано встали,       (Тянуться)

И уборку делать стали.

Моют окна,                                (Стоят прямо и имитируют движение)

Моют пол,                                  (Наклонились, имитируют движение)

Чистят коврик,                           (Имитируют движение – подметают пол)

А потом….

Приглашают в дом друзей,

Чтобы было веселей.                  (Прыгают на двух ногах).

-Гномы приготовили для вас игру «Доскажи словечко».

  • Гуси плыли по реке, гном качался в… (гамаке).
  • Гром гремит, гроза грохочет, гнома дождь сейчас намочит,

Но не страшен гному гром, гном укрылся под… (грибом).

  • Гномы, верно, скрылись в горы или убежали в город,

Может быть, похители гномиков… (грабители)?

  • В густом лесу гремит гроза-закрыли гномики… (глаза).

Гномы любят повеселиться, а вы им сейчас расскажите, какое у вас бывает настроение когда…(Логопед бросает мяч, ребенок заканчивает предложение).

  • Я радуюсь, когда…
  • Я грущу, когда…
  • Я обижаюсь, когда…
  • Я злюсь, когда…
  • Я пугаюсь, когда…


-А еще Гномы любят размышлять и не всегда могут объяснить  смысл пословиц, давайте им поможем.

«Гость доволен - хозяин рад» (ответы детей).

«Как аукнется - так и откликнется» (ответы детей).

«Много гостей - много новостей» (ответы детей).

-А теперь гномы хотят узнать любые интересные новости про вас, про вашу семью. Расскажите им что-нибудь интересное (рассказы детей).

III.Заключительная часть.

-Вам понравилось сегодня заниматься? Что запомнилось больше всего? Что было сложным?

-Мне очень понравилось, как вы занимались, какой четкой, красивой была ваша речь.

Прощание и угощение Гномов.



Предварительный просмотр:

муниципальное дошкольное образовательное учреждение

"Детский сад № 83 "Алиса" г. Волжского Волгоградской области"

Конспект

непосредственно образовательной деятельности

по развитию речи «Транспорт»  детей старшего дошкольного возраста

с  тяжёлыми нарушениями речи (заикание)

                                                                                                Подготовила:

учитель-логопед первой квалификационной категории Филатова О.Ю.

г. Волжский

2017 год

Тема: Транспорт

Цель: Формирование умения использовать в самостоятельной речи однословные ответы.

Задачи:

I.  Коррекционно-образовательные:

1.Учить детей отвечать без заикания на вопросы логопеда однословно, в точном соответствии с заданным вопросом.

2. Активизировать словарный запас.

3. Выполнять аппликацию, дополняя деталями заготовку.

II. Коррекционно-развивающие:

1.Развивать внимание.

2.Совершенствовать координацию движений и речи.

III. Коррекционно-воспитательные:

1. Воспитывать внимание детей к речи логопеда и своих товарищей, доброжелательность.

Предварительная работа: упражнения в конкретных ответах на поставленный вопрос, уточнение значений слов по теме «Транспорт», рассматривание картинок и фотоиллюстраций с изображением различных видов транспорта, считалки, подвижные и дидактические игры.

Словарная работа: расширение словаря названиями различных видов транспорта, относительными прилагательными, закрепление формы творительного падежа существительных.

Материалы и оборудование: картинки с изображением различных видов транспорта, кукла «Ударный мастер», силуэт грузовика, цветная бумага, картинки для украшения грузовика, клей, кисть, салфетки, клеенки, аудиозапись.

Предполагаемый результат: умеют отвечать без заикания однословно, последовательно выполнять инструкции логопеда, отвечать на вопросы в момент объяснения практического задания, при подведении итога работы.

Ход занятия

- Здравствуйте, ребята! Я рада встрече с вами! Посмотрите, у нас на занятии присутствуют гости, надеюсь, сегодня вы порадуете меня. Занимайте свои места (дети принимают позу покоя)

           Все умеют танцевать

      Прыгать, бегать, рисовать,

      Но не все пока умеют

      Расслабляться, отдыхать.

      Есть у нас игра такая-

      Очень легкая, простая:

      Замедляется движенье,

      Исчезает напряженье…

      И становится понятно:

      Расслабление – приятно!

Наша речь, как ручеек

Или как реки поток

Льется плавно и легко,

И плывем мы далеко,

Будто бы на корабле

И к неведомой земле…

Упражнение «Сильные-слабые». Сожмите руки в локтях, напрягите, покажите, какие вы «сильные», а теперь опустите и расслабьте – «слабые». (Упражнение выполняется три раза)

 Упражнение «Обними себя». Обхватите себя двумя руками, напрягите руки, затем расслабьте. (Упражнение выполняется три раза)

 Упражнение «Нажимаем на педаль». Ребята, прижмите одну ногу к полу, затем другую. (Упражнение выполняется три раза)

Упражнение «Шофер делает гимнастику для шеи». Поверните голову вправо. Сейчас мышцы шеи напряжены. Возвращаемся в исходное положение. Посмотрите прямо. Мышцы шеи расслабились. Теперь поверните голову влево. Мышцы стали каменными. Посмотрите прямо. Расслабились мышцы шеи. Легко дышится. Теперь поднимите голову вверх. Откиньте голову назад. Как напряглась шея. Выпрямились! А сейчас медленно опустите голову вниз. Напрягаются мышцы шеи сзади. Выпрямитесь. Шея расслаблена. Приятно! Хорошо дышится. (Движения повторяются по два раза в каждую сторону).

Упражнение «Тянем канат». Поставьте ноги на ширине плеч. Поднимитесь на носки и потяните руки вверх, как будто захватили воображаемый канат. «Тяните канат» вниз с усилием. Потянули и вернулись в исходное положение. Расслабились. (Движения повторяются  два раза).

Упражнение «Насос». Представьте, что у вас в руках рукоятка насоса. Нажимайте на нее, как при накачивании шины. Произносите звук С: с-с-с-с-с. (Упражнение выполнить четыре раза).

Упражнение «Прокололась шина у машины». После спокойного вдоха сделайте плавный выдох через рот, сочетая с произношением звука Ш: ш-ш-ш-ш.

Упражнение «Машины едут по мокрой мостовой». Произносим слоги: ша-шу-ши-шо; шу-ши-ша-шо; ши-ша-шу-шо.

Упражнение «Гудит поезд». Произносим слоги: ту-ту-ту-ту на одном выдохе.

-А сейчас я прочитаю стихотворение, а вы изобразите действия, которые описаны в стихотворении.

Я в автомобиль сажусь.

По дороге я несусь.

В самолет я залезаю.

И по небу я летаю.

Я в ракете помещаюсь,

В дальний космос отправляюсь.

(Дети проговаривают слова и выполняют движения)

-Давайте потренируем губы, язычок, щеки.

Упражнение «Пыхтит паровоз». Произнесем беззвучно звук П: п-п-п. Произносим то быстро, то медленно.

Упражнение «Лодочка качается на волнах». Поставьте указательные пальцы к уголкам губ. Медленно поднимайте и опускайте уголки губ сначала с помощью пальцев, затем без них.

Упражнение «Гребем веслами». Перемещаем язык из одного угла рта в другой.

Упражнение «Лодочка». Открываем рот, язык держим «желобком» неподвижно. Губы то широко раскрываем, то касаемся ими «желобка».

Упражнение «Гудит пароход». Рот открываем. Долго гудим Ы: ы-ы-ы.

Упражнение «Самосвал сваливает груз». Рот открываем. Поднимаем и опускаем широкий кончик языка, касаемся то верхней, то нижней десны за зубами

-  Сегодня на занятии «Ударный мастер» познакомит вас с длинными словами:

                Слушай длинные слова,

                В каждом слове - слова два.

- Послушайте,  как произносит «Ударный мастер», а затем повторите сами: тепловоз, подлодка, теплоход, самолет, аэроплан, луноход, вездеход, самосвал. (Дети произносят слова слитно, с четким выделением ударного слога). 

- «Ударный мастер» остался доволен вами. А теперь мы с вами поиграем в игру «Кто чем управляет».  Посмотрите на картинку и ответьте на вопрос: Тепловозом управляет….,теплоходом управляет…, самолетом управляет…, аэропланом управляет…, вездеходом управляет…, самосвалом управляет…

Молодцы!  А теперь наступает время «Волшебного сна». Спокойно отдыхайте, закрыв глазки.

Мы спокойно отдыхали,

Сном волшебным засыпали…(дети остаются в позе покоя)

(после паузы)

Хорошо нам отдыхать!

Но пора уже вставать!

Потянуться, улыбнуться.

Всем открыть глаза и встать!

- Вы хорошо отдохнули, расслабились.

А сейчас мы поиграем в игру «Будь внимателен».  Вы должны за мной повторить движения, кроме одного, которое повторять запрещено, например, движение руки в сторону. Тот, кто выполнит запрещенное движение, выходит из игры («запрещенное движение» меняется четыре раза).

-Ребята, мы с вами живем в большом и красивом городе. В нашем городе много улиц, больших и маленьких. И жизнь нашего города невозможна без транспорта. Транспорт, который перевозит пассажиров, называется пассажирским. Есть машины специального назначения: скорая помощь, полицейская, пожарная машины. А еще есть транспорт грузовой. Это машины для перевозки различных грузов.

-Грузовики бывают разными. Мы рассмотрим один из них. Что есть у грузовика? (кузов, кабина, колеса). Для чего нужна машина? (для перевозки грузов). Какие грузы может везти наш грузовик, мы рассмотрим (мебель, одежду, хлеб, молочные продукты, игрушки). А теперь посмотрите, что у вас на столах (клеенки, салфетки, кисточки, бумага, грузовик, картинки, ножницы). Все что вы перечислили, понадобится нам для какого занятия? (занятия аппликацией). Сегодня на занятии мы вырежем и наклеим детали грузовику и «загрузим» его. Сначала в руки возьмите квадрат. Срезав ножницами один уголок, мы получим  стекло для кабины. Что сделала Лена? Чем срезал угол Илья?

А сейчас возьмите еще один квадрат. Из него мы вырежем колеса. Что нужно сделать, чтобы превратить квадрат в круг? (срезать все углы). Какого цвета колеса Кати? У Ильи? А теперь наклеиваем стекло и колеса. Намажем клей чем? (кисточкой). Приклеим куда? (на грузовик). 

-А теперь немного отдохнем. Встаньте и покажите действия шофера. Как он заливает в бак бензин. Как прикручивает колесо. Заводит машину. Крутит руль. Нажимает на педаль (дети выполняют действия).

-Давайте рассмотрим ваши работы. Что мы вырезали сначала? Что вырезали потом? Какую картинку для грузовика выбрала Катя? Кирилл? Какой груз перевозит грузовик Лены? А что везет грузовик у Ильи? Грузовики получились красивые. Вы очень старались.

- Ребята, наше занятие подошло к концу. Я думаю, что родители,  увидев ваши работы,  будут довольны. А дома вместе с ними вы выполните рисунок или аппликацию любой другой машины.



Предварительный просмотр:

Занятие по развитию речи в группе для детей с тяжелыми нарушениями речи (заикание) «Поговорим о профессиях»

Цели:

Упражнять в умении отвечать на вопросы. Продолжать учить составлению и употреблению в речи сложноподчинённых предложений; учить связности, развёрнутости, непрерывности высказывания. Формировать  навыки свободной, без заикания, речи. Формировать навыки связной речи, последовательности высказывания. Развивать память, внимание, мышление. Воспитание чувства коллективизма, сопереживания и поддержки друг другу.

Материал:

Круглые столы, фотографии сотрудников детского сада, стулья на ковре у экрана, мультимедиа, ноутбук, новые фотоальбомы для детей, музыка для физкультминутки, мольберт, семейные фотографии детей, указка, фотоаппарат.

Ход занятия

Организационный момент.

Логопед предлагает игру “Отгадай загадки, назови профессии”.

По мере отгадывания на экран помещаются картинки с изображением людей разных профессий.

Кто продаст вам платье, куртку и любимые продукты? (Продавец)

Кто вылечит от всех болезней и знает, что кому полезней? (Доктор)

Кто на пожары выезжает, огонь заливает, людей спасает? (Пожарный)

Кто машиной управляет, грузы к месту доставляет? (Шофер)

Кто дружен с феном и расчёской, и делает модные прически? (Парикмахер)

Кто готовит нам обеды: суп, котлеты, винегреты? (Повар)

Кто построит нам квартиры, школы, садики, магазины? (Строитель)

Кто покой наш охраняет, нарушителей поймает? (Милиционер)

Кто вас научит считать и читать, многое знать и красиво писать? (Учитель)

Сообщение темы занятия.

- Дети, а вы знаете, что у взрослых есть такая традиция: обсуждать какие-либо вопросы, темы за круглым столом. Вот и сегодня я вас приглашаю поговорить о людях разных профессий. (садимся за столы)

- Всем удобно? И мне удобно. Когда столы стоят по кругу, то удобно разговаривать, так как мы хорошо видим друг друга.

 Основная часть

- Я раздам вам фотографии тех людей, которые заботятся о вас в детском саду. Возьмите, пожалуйста, фотографию и расскажите об этом человеке: Кто это? Как его зовут? И как он заботится о вас? (рассказы детей)

- Не только эти люди о вас заботятся, но и многие другие. (собираю фотографии)

- Кроме семьи нашего детского сада, у каждого из вас есть семья близких родственников.

- У каждой семьи есть фамилия. Назовите, пожалуйста, ваши фамилии.

- А как вы думаете, от каких профессий произошли фамилии:

Столяров, Гончаров, Плотников, Поваров, Портнов (ответы детей)

-Я приглашаю вас на фотовыставку, где экскурсовод расскажет нам о своих фотографиях, которые находятся на выставке.

- Давайте подойдем поближе к  стенду и рассмотрим внимательно все фотографии.

(идем к мольберту)

- Ребята, вам хорошо знакомы те люди, которых вы видите на фотографиях.

- У Алеши – мама, врач-стоматолог. Алеша, я предлагаю тебе в роли экскурсовода познакомить нас с профессией своей мамы.

– Кто еще расскажет нам о своей маме? (рассказы детей), (стихи о профессии парикмахера, повара, врача, психолога)

-А сейчас я предлагаю вам поиграть в игру «Я начну, а ты закончи».

-Учительница весело рассмеялась, потому что…

-Милиционер громко засвистел, потому что…

Водитель открыл багажник автомобиля, чтобы…

- Рабочие привезли кирпич, чтобы…

( 2-3 варианта ответа детей на каждое предложение)

Физкультминутка.

Предлагаю немного отдохнуть. Под русскую народную мелодию мы с вами как актеры будем изображать людей разных профессий. (Дети имитируют движения водителя, лесоруба, дровосека, художника, балерины, садовника, дворника.)

Вы совсем освоились с этими профессиями! Молодцы!

Итог занятия.

 Ребята, мы вспомнили так много профессий, как вы думаете, какая профессия самая главная?

В ответ дети назовут какую-либо профессию. Тогда логопед называет свой вариант. Например: “ А разве врач – не главная профессия?”. Дети соглашаются: “Да, врач лечит людей”. Логопед в свою очередь спрашивает: “А может быть, строитель самая главная профессия, ведь врачу надо где-то жить и работать?”. Дети опять соглашаются. Обсудив таким образом несколько профессий, педагог подводит детей к выводу о том, что все профессии нужные и важные.

- Спасибо вам. Мне приятно было с вами общаться. А на память я предлагаю вам сфотографироваться.

- Чтобы ваши фотографии подольше сохранились, и было удобно их смотреть, я подарю вам вот такие фотоальбомы. (дарю фотоальбомы)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мультимедийное сопровождение занятия по формированию фонетико-фонематической стороны речи для детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи

«Дружба с белкой» интегрированное занятий по формированию фонетико-фонематических представлений для детей с тяжелыми нарушениями речи...

Конспект коррекционно-развивающего занятия по развитию лексико-грамматического строя речи на тему «Транспорт» для детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи группы компенсирующей направленности

Возраст детей: 6 -7  летВиды деятельности: коммуникативная, игровая, познавательно- исследовательская.Образовательные области:  речевой развитие,   познавательное развитие.Цель:...

Конспект коррекционного занятия с детьми старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи по образовательной деятельности «Речевое развитие» «Зимушка – Зима»

выполняя задания снежинок, дети собирают пазл с изображением Зимы, которая появляется в конце занятия и дарит ларец с конфетами....

Конспект логопедического занятия с детьми старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи. Ряховская Д.Р. к.п.н., учитель-логопед высшей квалификационной категории

Дети очень любят гулять и обращают внимание только на то, что попадает в поле их зрения. Прогуливаясь в лесу, конечно взрослые стараются рассказать своим детям о растущих ягодах, съедобных и несъедобн...

Конспект подгруппового логопедического занятия «Кто сказал «Мяу»? для детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи.

Данное занятие способствует развитию связной монологической речи у дошкольников,имеющих тяжелые нарушения речи. Это является одной из важнейших задач логопедической работы....

Коррекционно-развивающее занятие для детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи группы компенсирующей направленности на тему «Дикие животные наших лесов»

Приоритетная образовательная область: Речевое развитие Интеграция образовательных областей: Социально-коммуникативное развитие Познавательное развитие Физическое развитие Художественно-эстетическое ра...

Опыт "Использование народных игр Белгородской области как средства формирования доброжелательных взаимоотношений в коллективе детей старшего дошкольного возраста с тяжелым нарушением речи (заикание) "

В настоящее время в нашей стране активно происходит процесс качественного обновления образования. Современные стратегические цели образования акцентируют внимание на формировании творческой, самостоят...