Главные вкладки

    План-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) по теме:
    Конспект коррекционно-развивающего занятия по развитию лексико-грамматического строя речи на тему «Транспорт» для детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи группы компенсирующей направленности

    Рыжкова Елена Васильевна

    Возраст детей: 6 -7  лет

    Виды деятельности: коммуникативная, игровая, познавательно- исследовательская.

    Образовательные области:  речевой развитие,   познавательное развитие.

    Цель:  формировать умение владеть речью как средством общения и культуры.

    Программные задачи:

    коррекционно – образовательные:

    1.     Расширять активный и пассивный словарь детей по теме «Транспорт».

    2.     Продолжать учить звуко - буквенному анализу и синтезу слов, выкладывать звуковую схему слова.

    3.     Закреплять практические навыки образования относительных прилагательных, приставочных глаголов.

    4.     Упражнять в правильном согласовании существительных с прилагательными в роде, числе, падеже.

    5.     Закреплять умение употреблять в речи существительных в родительном, творительном падежах.

    Коррекционно – развивающие:

    1.     Развивать слуховое внимание, фонематическое, зрительное восприятие, логическое мышление.

    2.     Развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику.

    Коррекционно – воспитательные:

    1. воспитывать желание помочь товарищу, умение взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, доводить начатое дело до конца.

    Предварительная работа: рассматривание картин с изображением различных видов транспорта, чтение художественной литературы, изучение материала по лексической теме «Мужские профессии», разучивание физ. минутки «Самолёты».

    Материалы и оборудование: цифровые образовательные ресурсы: мультимедийный проектор, Microsoft Power Point – презентация по теме «Транспорт» , мольберт, раскраски – машины с пиктограммами, мяч, пособие «Путешествие», изображение мальчика на палочке для зрительной гимнастики, детали конструктора Лего, разноцветные фишки, магнитные буквы, звуковые символы, массажные шарики Су-Джок по количеству детей.

    Ход:

    1.Организационный момент.

    Логопед: Ребята, я рада вас видеть! Готовы заниматься?  Возьмитесь за руки, почувствуйте тепло ваших ладошек! Передадим друг другу улыбку и хорошее настроение.

    2. Введение в тему. Дидактическое  упражнение: «Что лишнее?»

    Логопед: Послушайте внимательно и скажите, какое слово лишнее и почему.

    Вертолет, пароход, бегемот, вездеход.

    Дети:  лишний бегемот, потому что это животное, а не транспорт. (2-3 ответа).

    Дети садятся на стулья.

    Логопед: Как вы думаете, о чем мы будем говорить? (дети: о транспорте)

    Логопед: чтобы наши пальцы стали ловкими, что мы делаем?

    Дети: тренируем их, делаем гимнастику.

    Массаж пальцев и кистей рук с массажным шариком Су –Джок: «Я мячом круги катаю».

    Логопед: чтобы наши язычки говорили красиво и правильно, сейчас сделаем гимнастику. Артикуляционная гимнастика: «Улыбка», «Трубочка», «Домик открывается», «Лошадка», «Чашечка», «Грибок».

    3. Основная часть.

    Слайд 1.

    Логопед: Ребята, посмотрите, вот этот мальчик нас пригласил сегодня нас отправиться с ним в путешествие.  Хотите? Ответы детей. На экране зашифровано его имя. Давайте назовем первый звук в каждом слове и расшифруем, как зовут этого мальчика (картинки: иголка, ваза, автобус, насос). На мольберте выставляются буквы. Дети читают имя(Иван).

    Логопед: правильно, Иван. Буквы все расколдовали, имя мальчика назвали. Теперь звуки назовите, схему к имени сложите. (Дети выкладывают имя символами с помощью конструктора Лего, с помощью фишек, с помощью магнитов).

    Логопед: проверим правильность выполнения. (Сравнение с карточкой – схемой).

    Логопед: У мальчика Вани есть бабушка. Она живет на берегу моря, однако путь туда предстоит дальний и трудный. Поэтому бабушка выслала Ивану карту, по которой он может легко добраться. (показывается карта)

    Логопед: посмотрите, ребята, как далеко живет бабушка Ивана, и ему придется добираться всеми видами транспорта. А пока Ваня собирается в дорогу, вспомним,   какие бывают виды транспорта.

    Беседа. Как называется транспорт, на котором передвигаются по воздуху? (воздушный транспорт). Назовите…(ответы детей)

    -Как называется транспорт, на котором передвигаются по земле?(наземный). Назовите его…(ответы детей).

    -Как называется транспорт, на котором передвигаются по воде?(водный) . Назовите.(ответы детей).

    -Как называется транспорт, который перевозит людей? (пассажирский транспорт).

    -Как называется транспорт, который перевозит грузы? (грузовой транспорт).

    -На каком виде транспорта поедет Ваня?(на пассажирском).

    -Какой из них самый быстрый? (Самый быстрый – это самолет).

    Физ. Минутка «Самолеты». Координация речи с движением.

    Самолеты загудели, (вращение перед грудью согнутыми в локтях руками)

    Самолеты полетели, (ходьба по кругу, повернувшись друг за другом, руки в стороны, поочередные наклоны туловища в стороны).

    На поляну тихо сели     (присесть, руки к коленям).

    Да и снова полетели (ходьба по кругу. Повернувшись друг за другом, руки в стороны, поочередные наклоны туловища в стороны).

    Мы летаем высоко, (потянулись вверх)

    Мы летаем низко, (присели)

    Мы летаем далеко, (повернулись лицом в круг, вытянули прямые руки вперед)

    Мы летаем близко (кисти рук положили на плечи).

    Логопед: А сейчас, посмотрите на карту. На чем мы поедем? (на поезде).

    Суставная и дыхательная гимнастика

    Упражнение «Паровозик» Правую руку положить под левую ключицу, одновременно делая круговые движения согнутой в локтевом суставе левой рукой и плечом вперед, затем столько же назад. Поменять положение рук и повторить упражнение. На выдохе произносится «Чух – чух – чух!»

    Логопед: садимся на стулья.

    Любым видом транспорта управляет человек.

    И. /упр. «Назови профессию» Слайд 2 (картинки с изображением самолета, корабля, поезда, автомобиля)

    Кто управляет самолетом? (летчик. Пилот).

    Кто управляет кораблем? (капитан).

    Кто управляет поездом? (машинист).

    Кто управляет автомобилем? (шофер, водитель, гонщик).

    Вот наш Ваня продолжает свой путь

    Зрительная гимнастика. Дидактическое упражнение «Доскажи словечко» (образование приставочных глаголов). Логопед читает текст, показывая на мольберте путь Вани в гости к бабушке. Дети подбирают нужное по смыслу слово, глазами следят за Иваном (на указке прикреплена фигура мальчика).

    Логопед: У Вани труден путь, чтобы глазкам отдохнуть глазками за ним следим. Отрываться не хотим. Из дома Ваня (что сделал?) -вышел, к мосту он….подошел, мост…перешел, на мотоцикл…сел и ..поехал. По дороге он …, в горку…въехал, с горки съехал, озеро... объехал, кочку …переехал, на железнодорожный вокзал… приехал. На поезд Ваня сел и поехал. В город приехал, из поезда вышел, остановку нашел. Сел Ваня на автобус и в аэропорт ..поехал. В аэропорту сел на самолет и …полетел. Лес он ..пролетел, горы ..перелетел, и в аэропорт…прилетел. Из самолета Ваня вышел и в морской порт пошел. Шел, шел и в порт…пришел. Сел он на катер, и катер от берега…отплыл. К пляжу на катере Ваня …приплыл. К бабушкиному дому… подошел.

    Логопед: Бабушка обрадовалась, увидев Ваню. Давайте покажем как она обрадовалась и  удивилась.(элементы психогимнастики. Дети показывают удивление, радость, счастье мимическими упражнениями).

    Логопед: Позже Ваня отправился на пляж играть в игру с ребятами

     «Что из чего?» (Игра с мячом. Образование относительных прилагательных.)

    Колеса из резины (какие?) — резиновые

    Кабина из железа (какая?) - железная.

    Сиденья из дерева (какие?) - деревянные.

    Окна из стекла (какие?) - стеклянные.

    Руль из пластмассы (какой?) - пластмассовый.

    Сиденья из кожи (какие?) - кожаные.

    Еще Ваня играл с ребятами в игру «Что без чего?» (согласование сущ-х в род. падеже ед. числа).Слайд 3.Посмотрите на экран. Машина без чего?

     Дети: Машина без колеса. Самолет без крыла. Грузовик без кабины. Грузовик без кузова. Самолет без хвоста. Вертолет без винта.

    Логопед: Весело было Ване   у бабушки, да нужно возвращаться домой. Напомним Ване, чем он будет добираться до дома.(закрепление употребления сущ. – х  в творит. падеже.) Чем?: катером, самолетом, автобусом, поездом, мотоциклом.

    4. Итог.

    Логопед: ребята, что мы  делали сегодня? Что особенно понравилось во  время путешествия с Ваней? Мне сегодня с вами было интересно! Вы были  внимательными  и активными, порадовали правильными ответами!  Что  сегодня показалось самым  трудным (легким)? В группу мы  поедем на разном транспорте. Выберете транспорт, который вам нравится и подходит вашему настроению, покажите. (Дети выбирают. На  транспорте нарисованы веселые и грустные пиктограммы).

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл transport.docx26.16 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект

      коррекционно-развивающего занятия

    по развитию лексико-грамматического строя речи на тему «Транспорт»

    для детей  старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи

    группы компенсирующей направленности

                                                                                                 Подготовила:

    учитель – логопед

    Рыжкова Елена

    Васильевна

    2017 г.

    Возраст детей: 6 -7  лет

    Виды деятельности: коммуникативная, игровая, познавательно- исследовательская.

    Образовательные области:  речевой развитие,   познавательное развитие.

    Цель:  формировать умение владеть речью как средством общения и культуры.

    Программные задачи: 

    коррекционно – образовательные:

    1. Расширять активный и пассивный словарь детей по теме «Транспорт».
    2. Продолжать учить звуко - буквенному анализу и синтезу слов, выкладывать звуковую схему слова.
    3. Закреплять практические навыки образования относительных прилагательных, приставочных глаголов.
    4. Упражнять в правильном согласовании существительных с прилагательными в роде, числе, падеже.
    5. Закреплять умение употреблять в речи существительных в родительном, творительном падежах.

    Коррекционно – развивающие:

    1. Развивать слуховое внимание, фонематическое, зрительное восприятие, логическое мышление.
    2. Развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику.

    Коррекционно – воспитательные:

    1. воспитывать желание помочь товарищу, умение взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, доводить начатое дело до конца.

    Предварительная работа: рассматривание картин с изображением различных видов транспорта, чтение художественной литературы, изучение материала по лексической теме «Мужские профессии», разучивание физ. минутки «Самолёты».

    Материалы и оборудование: цифровые образовательные ресурсы: мультимедийный проектор, Microsoft Power Point – презентация по теме «Транспорт» , мольберт, раскраски – машины с пиктограммами, мяч, пособие «Путешествие», изображение мальчика на палочке для зрительной гимнастики, детали конструктора Лего, разноцветные фишки, магнитные буквы, звуковые символы, массажные шарики Су-Джок по количеству детей.

    Ход:

    1.Организационный момент.

    Логопед: Ребята, я рада вас видеть! Готовы заниматься?  Возьмитесь за руки, почувствуйте тепло ваших ладошек! Передадим друг другу улыбку и хорошее настроение.

    2. Введение в тему. Дидактическое  упражнение: «Что лишнее?»

    Логопед: Послушайте внимательно и скажите, какое слово лишнее и почему.

    Вертолет, пароход, бегемот, вездеход.

    Дети:  лишний бегемот, потому что это животное, а не транспорт. (2-3 ответа).

    Дети садятся на стулья.

    Логопед: Как вы думаете, о чем мы будем говорить? (дети: о транспорте)

    Логопед: чтобы наши пальцы стали ловкими, что мы делаем?

    Дети: тренируем их, делаем гимнастику.

    Массаж пальцев и кистей рук с массажным шариком Су –Джок: «Я мячом круги катаю».

    Логопед: чтобы наши язычки говорили красиво и правильно, сейчас сделаем гимнастику. Артикуляционная гимнастика: «Улыбка», «Трубочка», «Домик открывается», «Лошадка», «Чашечка», «Грибок».

    3. Основная часть.

    Слайд 1.

    Логопед: Ребята, посмотрите, вот этот мальчик нас пригласил сегодня нас отправиться с ним в путешествие.  Хотите? Ответы детей. На экране зашифровано его имя. Давайте назовем первый звук в каждом слове и расшифруем, как зовут этого мальчика (картинки: иголка, ваза, автобус, насос). На мольберте выставляются буквы. Дети читают имя(Иван).

    Логопед: правильно, Иван. Буквы все расколдовали, имя мальчика назвали. Теперь звуки назовите, схему к имени сложите. (Дети выкладывают имя символами с помощью конструктора Лего, с помощью фишек, с помощью магнитов).

    Логопед: проверим правильность выполнения. (Сравнение с карточкой – схемой).

    Логопед: У мальчика Вани есть бабушка. Она живет на берегу моря, однако путь туда предстоит дальний и трудный. Поэтому бабушка выслала Ивану карту, по которой он может легко добраться. (показывается карта)

    Логопед: посмотрите, ребята, как далеко живет бабушка Ивана, и ему придется добираться всеми видами транспорта. А пока Ваня собирается в дорогу, вспомним,   какие бывают виды транспорта.

    Беседа. Как называется транспорт, на котором передвигаются по воздуху? (воздушный транспорт). Назовите…(ответы детей)

    -Как называется транспорт, на котором передвигаются по земле?(наземный). Назовите его…(ответы детей).

    -Как называется транспорт, на котором передвигаются по воде?(водный) . Назовите.(ответы детей).

    -Как называется транспорт, который перевозит людей? (пассажирский транспорт).

    -Как называется транспорт, который перевозит грузы? (грузовой транспорт).

    -На каком виде транспорта поедет Ваня?(на пассажирском).

    -Какой из них самый быстрый? (Самый быстрый – это самолет).

    Физ. Минутка «Самолеты». Координация речи с движением.

    Самолеты загудели, (вращение перед грудью согнутыми в локтях руками)

    Самолеты полетели, (ходьба по кругу, повернувшись друг за другом, руки в стороны, поочередные наклоны туловища в стороны).

    На поляну тихо сели     (присесть, руки к коленям).

    Да и снова полетели (ходьба по кругу. Повернувшись друг за другом, руки в стороны, поочередные наклоны туловища в стороны).

    Мы летаем высоко, (потянулись вверх)

    Мы летаем низко, (присели)

    Мы летаем далеко, (повернулись лицом в круг, вытянули прямые руки вперед)

    Мы летаем близко (кисти рук положили на плечи).

    Логопед: А сейчас, посмотрите на карту. На чем мы поедем? (на поезде).

    Суставная и дыхательная гимнастика

    Упражнение «Паровозик» Правую руку положить под левую ключицу, одновременно делая круговые движения согнутой в локтевом суставе левой рукой и плечом вперед, затем столько же назад. Поменять положение рук и повторить упражнение. На выдохе произносится «Чух – чух – чух!»

    Логопед: садимся на стулья.

    Любым видом транспорта управляет человек.

    И. /упр. «Назови профессию» Слайд 2 (картинки с изображением самолета, корабля, поезда, автомобиля)

    Кто управляет самолетом? (летчик. Пилот).

    Кто управляет кораблем? (капитан).

    Кто управляет поездом? (машинист).

    Кто управляет автомобилем? (шофер, водитель, гонщик).

    Вот наш Ваня продолжает свой путь

    Зрительная гимнастика. Дидактическое упражнение «Доскажи словечко» (образование приставочных глаголов). Логопед читает текст, показывая на мольберте путь Вани в гости к бабушке. Дети подбирают нужное по смыслу слово, глазами следят за Иваном (на указке прикреплена фигура мальчика).

    Логопед: У Вани труден путь, чтобы глазкам отдохнуть глазками за ним следим. Отрываться не хотим. Из дома Ваня (что сделал?) -вышел, к мосту он….подошел, мост…перешел, на мотоцикл…сел и ..поехал. По дороге он …, в горку…въехал, с горки съехал, озеро... объехал, кочку …переехал, на железнодорожный вокзал… приехал. На поезд Ваня сел и поехал. В город приехал, из поезда вышел, остановку нашел. Сел Ваня на автобус и в аэропорт ..поехал. В аэропорту сел на самолет и …полетел. Лес он ..пролетел, горы ..перелетел, и в аэропорт…прилетел. Из самолета Ваня вышел и в морской порт пошел. Шел, шел и в порт…пришел. Сел он на катер, и катер от берега…отплыл. К пляжу на катере Ваня …приплыл. К бабушкиному дому… подошел.

    Логопед: Бабушка обрадовалась, увидев Ваню. Давайте покажем как она обрадовалась и  удивилась.(элементы психогимнастики. Дети показывают удивление, радость, счастье мимическими упражнениями).

    Логопед: Позже Ваня отправился на пляж играть в игру с ребятами

     «Что из чего?» (Игра с мячом. Образование относительных прилагательных.)

    Колеса из резины (какие?) — резиновые

    Кабина из железа (какая?) - железная.

    Сиденья из дерева (какие?) - деревянные.

    Окна из стекла (какие?) - стеклянные.

    Руль из пластмассы (какой?) - пластмассовый.

    Сиденья из кожи (какие?) - кожаные.

    Еще Ваня играл с ребятами в игру «Что без чего?» (согласование сущ-х в род. падеже ед. числа).Слайд 3.Посмотрите на экран. Машина без чего?

     Дети: Машина без колеса. Самолет без крыла. Грузовик без кабины. Грузовик без кузова. Самолет без хвоста. Вертолет без винта.

    Логопед: Весело было Ване   у бабушки, да нужно возвращаться домой. Напомним Ване, чем он будет добираться до дома.(закрепление употребления сущ. – х  в творит. падеже.) Чем?: катером, самолетом, автобусом, поездом, мотоциклом.

    4. Итог.

    Логопед: ребята, что мы  делали сегодня? Что особенно понравилось во  время путешествия с Ваней? Мне сегодня с вами было интересно! Вы были  внимательными  и активными, порадовали правильными ответами! Может что-то сегодня показалось самым  трудным (легким)? В группу мы  поедем на разном транспорте. Выберете транспорт, который вам нравится и подходит вашему настроению, покажите. (Дети выбирают. На  транспорте нарисованы веселые и грустные пиктограммы).


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Подгрупповое занятие по развитию лексико-грамматического строя речи на тему: "Фрукты"

    Занятие по уточнению и расширению словаря по теме, развитию грамматического строя речи в играх (для детей старшего дошкольного возраста)...

    Конспект занятия по развитию лексико - грамматического строя речи в подготовительной к школе группе для детей с речевыми нарушениями.

    Конспект занятия  по развитию лексико – грамматического строя речи в подготовительной к школе группе для детей с речевыми нарушениями.Задачи:Коррекционно – образовательные:Повторить и закре...

    Конспект коррекционно-развивающей деятельности по формированию лексико-грамматического строя речи и связной речи в старшей группе для детей с ОНР.Тема: «Какая бывает Весна?»

    Цель: Уточнить и расширить  знания детей по теме «Весна», активизировать словарь детей по данной теме.Коррекционно-образовательные задачи:- Закрепить знание весенних месяцев,  ве...

    Конспект совместной образовательной деятельности по развитию лексико-грамматического строя речи в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлым нарушением речи

    Этот конспект предназначен для проведения итогово занятия по лексической теме "Морские жители". Можно использовать как интегрированное занятие для пелагогов работающих на группе, или как зан...