КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО логопедического занятия по развитию лексико-грамматического строя речи на тему "Зимующие птицы" для детей с ОНР (подготовительная группа)
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

Волкова Наталия Александровна

Представлен полный  конспект  занятия с ипользованием мнемотехники, сенсорно-ориетированных и игровых технологий, используемых для детей с ОВЗ 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_zanyatie_volkova_n.a._zimuyushchie_ptitsy.docx260.56 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО

логопедического занятия по развитию лексико-грамматического строя речи на тему "Зимующие птицы" для детей с ОНР

(подготовительная группа)

Подготовила и провела

 учитель-логопед

МБДОУ г. Иркутска

детского сада № 103

Волкова Н.А.

Программное содержание:

  • расширение и активизация словаря детей по теме, закрепление в речи названий зимующих птиц, их частей тела; закрепление обобщающего понятия- "Зимующие птицы";
  • развитие мышления детей на материале пиктограмм, опорных схем.
  • автоматизация и дифференциация сонорных и шипящих звуков в спонтанной речи детей;
  • закрепление умения детей делить слова на слоги;
  • развитие связной речи детей: умение составлять предложения с предлогами;
  • развитие навыков чтения путем составления слов из слогов;
  • развитие зрительного и слухового восприятия; развитие межполушарного взаимодействия;
  • развитие общей и мелкой моторики пальцев рук;
  • воспитание умения взаимодействовать друг с другом;
  • воспитание гуманного, бережного, заботливого отношения к окружающему миру, к зимующим птицам;

Оборудование и материалы:

  • предметные и силуэтные (для штриховки) картинки с изображением зимующих птиц;
  •  картинки птиц на каждого ребенка;
  • сенсорный материал (семена, шишки, ягоды, овес, пшено, хлеб, сало)
  • картинки зимующих птиц, подвешенные на окне;
  • магнитная доска, оформление кабинета ( картинки птиц, зимние пейзажи);
  • опорная мнемосхема для речевой разминки, для характеристики птиц;
  • дидактическая игры "Один-много", «Чей хвост?»;
  • дидактическая игра "Составь слово", «Сложи картинку из частей;
  • кукла бибабо Сова Зоя;
  • простые карандаши на каждого ребенка.

Лексический материал: воробей, ворона, синица, снегирь, голубь, свиристель, клёст, поползень, дятел, сорока, кормушка, корм, пища, зимующая, клевать, каркать и т.д.

Ход занятия

  1. Организационный момент.

Логопед: Сегодня на занятии нам предстоит выполнить много различных заданий. Чтобы успешно с ними справиться, нам надо как следует подготовиться.

Кинезиологическая гимнастика 

-На дворе зима, холодно. Надеваем «Умную шапку»

-Сначала натянем "умную шапку". (Массажные движения от центра головы, указательным и большим пальцами оттягивает мочки ушей вниз или имитирует завязывание узелка под подбородком.)

Психогимнастика

-Кто наблюдает за нами? Правильно! Мудрая сова Зоя!

-Покажем, как мы умеем делать упражнение "Мудрая сова". (Правую руку кладет на левое плечо и слегка надавливает, медленно поворачивает голову влево назад, затем вправо назад, меняет руку и повторяет движение головы.)

Совушка-сова,
Большая голова.
На суку сидит,
На всех глядит.

(Дети выполняют каждое упражнение 3-4 раза.)

-Сова Зоя внимательная, зоркая, а мы берем в руки «бинокли»  и всматриваемся: посмотрим направо, посмотрим  налево , вверх, а может вниз… смотрим по сторонам.  Кого вы заметили?

(дети отыскивают взглядом птиц)

-Где можно увидеть птиц? ( на крыше, во дворе, на заборе , около дома, на дереве, в кормушке..)

  1. Лексическая работа по закреплению материала по теме "Зимующие птицы"

Дети, вы ,наверное, догадались, о ком мы сегодня будем говорить на занятии. (Ответы детей.) Правильно, о зимующих птицах. Каких птиц мы называем зимующими? (Зимующие – это те птицы, которые не боятся холода, остаются у нас зимовать и не улетают осенью на юг в теплые края). Назовите известных вам зимующих птиц. (Дети называют птиц– ворона, сорока, клест, свиристель, снегирь, синица, воробей, глухарь, голубь, дятел).

Развитие навыков чтения, звукобуквенный анализ слов

-Посмотрите, на доске записаны слоги, можем мы собрать из них названия птиц?

СОВА, ВОРОНА

Работа детей со слогами, буквами и звуками ( раздаточный материал)

-Назовите количество слогов, гласные, первый и последний звуки.

А теперь давайте определим количество слогов в словах – названиях зимующих птиц. 

Каждый возьмет из коробки птичку, назовет ее, отхлопает по слогам.

-Молодцы, как всегда справились!

-Птички такие разные, но у всех у них есть… что ?

(мнемосхема строения птицы))

 -Что общего в строении у всех птиц? (2 крыла, 2 лапки, клюв,  хвост, круглая голова, овальное туловище, перья, пух)

-  Чем они отличаются друг от друга? (Размеры, окраска, оперенье)

- Возьмите перышко и скажите , кто его потерял?

( бело-черное – сорока, черно-красное потерял снегирь, серо-черное –ворона, желто-синее- синица..)

  1. Лого-ритмическая пауза

-А теперь все дружно встали. Сделаем нашу речевую разминку.

Схема-подсказка на доске:

-Кто будет ведущим? (выбрать ребенка-ведущего)

Вот на ветках посмотри,

В красных майках снегири,

Распушили перышки,

Греются на солнышке,

Головой вертят,

Улететь хотят

-Садимся на места.  Игра на внимательность: «Называю птичку, если она зимующая, показываем кулачки-снежки , если перелетная – солнышко»

 ( ласточка, ворона, журавль, сорока, лебедь, клест, свиристель, снегирь, грач, синица)

-Холодно и голодно птицам зимой.

Много птиц прилетело к нашей кормушке, чтобы отдохнуть и подкрепиться.

-Чем же мы можем угостить птиц зимой ?

-Составляем предложения, берем пакет, высыпаем в нашу кормушку.

«Я угощаю птиц….»

семечки, ягоды, крошки, семена, шишки, ягоды, зерно, орешки, сало

-Как можно назвать все это одним словом? (Еда, корм, пища)

  • Для кого этот корм? (Для птиц)
  • Чей это корм? (Птичий корм)
  • Чья это пища? (Птичья пища)

 Д/и «Скажи какая? Какой?»

- Если у сороки белый бок, она какая? (Белобокая)

- Если у синички жёлтая грудка, она какая? (Желтогрудая)

- Если у снегиря красная грудка, он какой? (Красногрудый)

- Если у вороны толстый клюв, она какая? (Толстоклювая)

- Если у воробья короткий клюв, он какой? (Короткоклювый)

  1. Развитие межполушарного взаимодействия:

Берем дорожку с птичками, я называю вам птиц, а вы двумя ручками одновременно закрываете фасолью одинаковых.

-Птицы поклевали приготовленное для них угощение и улетели.

-  Давайте мы согреем их ласковым словом.

Игра “Назови ласково”. Образование слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами:

  • птица – птичка, пичужка
  • синица – синичка
  • воробей – воробышек – воробьишко
  • снегирь – снегирек, снегирюшка, снегиречек
  • голубь – голубка, голубок
  • галка – галочка

Игра- раскладушка «Один–много»

  1. Закрепление материала.

-Молодцы! Надеюсь, что птички услышали наши ласковые и добрые слова.

-В ответ на нашу доброту и заботу

Синицы –пропищали, вороны –прокаркали, сороки – протрещали, воробьи – прочирикали, а голуби проворковали нам слово «СПАСИБО».

-Вам тоже говорю большое спасибо за труд, внимание и интерес.

Вручаю медальки: «Молодец» всем вам и конечно же угощение от Совы Зои.

  1. Итог занятия.

-Вам тоже говорю большое спасибо за труд, внимание и интерес.

-В течение дня вы можете поиграть в игры по теме, которые будут в этой коробке, раскрасить зимующих птиц, напечатать их названия, собрать разрезные картинки.

-Вручаю медальки: «Молодец» всем вам и конечно же угощение от Совы Зои.

 ласточка, ворона, журавль, сорока, лебедь, клест, свиристель, снегирь, грач, синица

С О В А

В О Р О Н А

С О В А

В О Р О Н А

С О В А

В О Р О Н А

https://pristor.ru/wp-content/uploads/2016/11/%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%BE-%D0%BF%D1%82%D0%B8%D1%86%D1%8B-%D0%BF%D0%BE%D1%8D%D1%82%D0%B0%D0%BF%D0%BD%D0%BE-3.jpg

ы

https://www.shkolnick.ru/image/cache/catalog/product/open%20planet/35257_0-1108x1108.jpghttps://www.shkolnick.ru/image/cache/catalog/product/open%20planet/35257_0-1108x1108.jpghttps://www.shkolnick.ru/image/cache/catalog/product/open%20planet/35257_0-1108x1108.jpghttps://www.shkolnick.ru/image/cache/catalog/product/open%20planet/35257_0-1108x1108.jpghttps://www.shkolnick.ru/image/cache/catalog/product/open%20planet/35257_0-1108x1108.jpghttps://www.shkolnick.ru/image/cache/catalog/product/open%20planet/35257_0-1108x1108.jpghttps://www.shkolnick.ru/image/cache/catalog/product/open%20planet/35257_0-1108x1108.jpghttps://www.shkolnick.ru/image/cache/catalog/product/open%20planet/35257_0-1108x1108.jpghttps://www.shkolnick.ru/image/cache/catalog/product/open%20planet/35257_0-1108x1108.jpghttps://www.shkolnick.ru/image/cache/catalog/product/open%20planet/35257_0-1108x1108.jpghttps://www.shkolnick.ru/image/cache/catalog/product/open%20planet/35257_0-1108x1108.jpghttps://www.shkolnick.ru/image/cache/catalog/product/open%20planet/35257_0-1108x1108.jpghttps://www.shkolnick.ru/image/cache/catalog/product/open%20planet/35257_0-1108x1108.jpghttps://www.shkolnick.ru/image/cache/catalog/product/open%20planet/35257_0-1108x1108.jpghttps://www.shkolnick.ru/image/cache/catalog/product/open%20planet/35257_0-1108x1108.jpg

C:\Users\ADMIN\Desktop\аттестация 2020\открытое\hello_html_m646f96ee.png


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей логопедической группе по теме «Зима»

Конспект открытого логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей логопедической группе по теме «Зима»...

Конспект подгруппового логопедического занятия по развитию лексико-грамматического строя речи у детей подготовительного возраста с ОНР 3 уровня речевого развития

Конспект подгруппового логопедического занятия по развитию лексико-грамматического строя речи у детей подготовительного возраста с ОНР 3 уровня речевого развития. Тема занятия - Домашние животные....

Конспект подгруппового логопедического занятия по развитию лексико-грамматического строя речи у детей подготовительного возраста с ОНР 3 уровня речевого развития

Конспект подгруппового логопедического занятия по развитию лексико-грамматического строя речи у детей подготовительного возраста с ОНР 3 уровня речевого развития. Тема: Животные жарких стран....

Конспект подгруппового логопедического занятия по развитию лексико-грамматического строя речи для детей младшей логопедической группы с ТНР по теме "Насекомые"

Данный методический материал представляет интерес для учителей-логопедов, учителей-дефектологов и воспитателей.  Конспект позволяет построить полноценное занятие по развитию лексико-грамматическо...

Конспект подгруппового логопедического занятия по развитию лексико-грамматического строя речи у детей подготовительного возраста с ОНР 3 уровня речевого развития

Конспект подгруппового логопедического занятия по коррекции лексико-грамматического строя речи у детей подготовительного возраста с ОНР 3 уровня речевого развития. Тема "Одежда"...