Главные вкладки

    Конспект занятия по развитию лексико - грамматического строя речи в подготовительной к школе группе для детей с речевыми нарушениями.
    план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему

    Одобецкая Лариса Анатольевна

     Конспект занятия  по развитию лексико – грамматического строя речи в подготовительной к школе группе для детей с речевыми нарушениями.

    Задачи:

    Коррекционно – образовательные:

    Повторить и закрепить знания детей по теме  «Зима». 

    Совершенствовать навык словообразования.

    Коррекционно – логопедические:

    Упражнять в умении подбирать  признаки к предмету.

    Закрепление простых и сложных предлогов (из-за, из-под, между, перед, через).

    Закрепление образование прилагательных от существительных.

    Развитие связной речи.

    Коррекционно – развивающие:

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konspekt_nod.docx43.09 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект

    занятия

     по развитию лексико - грамматического строя речи в подготовительной к школе группе

     для детей с речевыми нарушениями

    Учитель – логопед:

    Л.А. Одобецкая

    г.Югорск 2015г.


    Новости из Простоквашино. (Зима).

     Конспект занятия  по развитию лексико – грамматического строя речи в подготовительной к школе группе для детей с речевыми нарушениями.

    Задачи:

    Коррекционно – образовательные:

    Повторить и закрепить знания детей по теме  «Зима». 

    Совершенствовать навык словообразования.

    Коррекционно – логопедические:

    Упражнять в умении подбирать  признаки к предмету.

    Закрепление простых и сложных предлогов (из-за, из-под, между, перед, через).

    Закрепление образование прилагательных от существительных.

    Развитие связной речи.

    Коррекционно – развивающие:

    Развитие общей и мелкой моторики детей.

    Активизировать речевую деятельность детей.

    Развиввать зрительное внимание, мышление.

    Коррекционно – воспитательные:

    Воспитывать умение выражать свое мнение.

    Воспитывать чувство выручки, поддержки и ответсвенности.

    Дети заходят в зал под зимнюю композицию.

    Логопед:

    Я здороваюсь везде – 
    Дома и на улице.
    Но здороваться мы будем необычно. Давайте встанем в круг,  и  передадим друг другу своё «здравствуйте» правой рукой.

    Раз, два, три! Круг собери!

    Загадка:

    Кто, угадай-ка, седая хозяйка?
    Тряхнет перинки – над миром пушинки.  
    (Зимушка – зима).

    Ребята, как вы думаете, зима это плохо, потому что…

    Ответы детей:

    Зима это хорошо, потому что…

    Ответы детей:
    Логопед:
     Сегодня мы с вами отправимся на прогулку в зимний лес. Согласны? (Да.)

    (Дети выполняют движения по  тексту).
    Куртки и шапки из шкафа берем,
    Шапки на голову мы надеваем,
    Перчатки на пальчики натягиваем,
    Ножки в сапожках согреваем,
    Время не теряем и в лес шагаем.

    Звучит аудиозапись  хруст  снега.

    Аудиозапись голос эхо: Ау, Ау!

    Логопед: Ребята, кто это?

    Ответы детей:

    Эхо.

    Логопед: Что такое эхо?

    Ответы детей:

    Логопед: Звуковое эхо — отражёние звука.

    Аудиозапись. Дедушка Эхо:

    Эхо! Эхо! Вот потеха!
    Я сейчас умру от смеха.
    Только и  хочу сказать.
    Что люблю я  поиграть! 

     Слушайте  внимательно и дружно повторяйте за мной.
    Дети на ходу повторяют слова:

    ток — тук — так,  бык — бак — бок,  мак — бак — так, дам — дым — дом, ком — дом — том, сом-том - лом, рог-ров – рот.

    Ну, вот, ребята вы и пришли. До свидания.

    Слайд: Зимний пейзаж.

    Чудо – чудо из чудес
    Мы пришли так быстро  в  лес.
    Елочки пушистые,
    Ветки серебристые.

    Звучит музыка, девочка из числа  присутствующих детей надевает маску сороки и «летит»  по залу «несет на хвосте» последнюю новость из Простоквашино

    Сорока:  

    Кар – кар.
    Я птица черно – белая.
    Красавица такая.
    Я много летаю.
    Все новости знаю!

    Письмо:

    Одна  у  пара нас валенок.  Он пошел и кеды купил.  Разговариваем мы  уже 2 дня не.

    Логопед: Сорока на хвосте принесла письмо. Да, к стати, ребята, а что значит: «Принесла сорока на хвосте».

    Ответы детей:

    Логопед:

    Да, это неожиданное, сомнительное известие.

    Просто какой-то набор слов получается.   Ребята, давайте из  этих слов составим предложения.  И тогда узнаем, о чем идет речь в письме.

    Слушайте внимательно и запоминайте. Одна  у  пара нас валенок.  

    Ответы детей: У нас одна пара валенок.

    Логопед: Он пошел и кеды купил.  

    Ответы детей: В этом предложении ошибок нет.

    Логопед:  Разговариваем мы  уже 2 дня не.

    Ответы детей: Мы уже  2 дня не разговариваем.

    Логопед: Что мы узнали из этого письма?

    Ответы детей: У нас одна пара валенок. А он пошел и кеды купил. Мы уже 2 дня не разговариваем.

    Логопед: Ребята, давайте посмотрим, что же  произошло  в деревне «Простоквашино». (Просмотр отрывка из м/ф).

    Логопед: Что же нам делать, ребята?

    Ответы детей:

    Надо помирить Матроскина с Псом  Шариком.

    Логопед:  Сорока, а мы можем помирить Матроскина с Шариком.

    Сорока: Конечно, можете, для этого вам надо выполнить задания. (Сорока отдает инструкцию).

    От средней заснеженной елки сделайте 3 шага  вправо.  Там вы найдете корзину со снежками, на каждом снежке цифра с заданием. За каждое выполненное задание вы получите часть картинки, собрав ее целиком,  вы сможете помирить Шарика с Матроскиным. Полученные части картинки будем прикреплять на магнитной доске, в центре моторного  и конструктивного развития.

    Задание 1. Выберите картинки зимней одежды. Назовите предмет согласовывая местоимение с существительным. (Моя шапка).

    Слайд:  ф/минутка:

    Солнце ласково смеётся,

    Светит ярко, весело.

    С солнышком в кружок мы встанем,

    Поиграем вместе.

    Дети читают стихотворение вместе с логопедом и выполняют движения.

    Маленькое солнышко

    Я держу в ладошках, (показывают руками маленькое солнышко)

    А большое солнце

    Вижу из окошка. (Смотрят в окно и показывают руками солнце)

    Маленькое солнышко

    Я беру руками, (показывают руками маленькое солнышко)

    А большое солнце

    Высоко над облаками. (Поднимают руки над головой и смотрят вверх)

    Маленькое солнышко

    Мне в ладошки светит, (показывают руками маленькое солнышко)

    А большое солнце

    Светит всей планете. (Поднимают руки над головой и разводят в стороны).

    Логопед: За это выполненное задание дети получают первую  часть картинки.

    Достаем из корзинки снежок с заданием.

    Задание 2.

    Логопед: Правильно вы сказали – зимой много забав и развлечений для детей и взрослых. Я буду снежок бросать вам и задавать вопрос, вы подберете слово-признак ответив на вопросы: “Какой, какая, какое?”.

    Если днем светит солнце, то день (какой?) – солнечный.

    Если утром мороз, то утро (какое?) – морозное.

    Если горка сделана изо льда, то горка (какая?) – ледяная.

    Если ночью холодно, то ночь (какая?) – холодная.

    Если зимой дует ветер, то зима какая?- (ветреная).

    Если зимой часто идет снег, то зима (какая?) – снежная.

    Сосулька какая? – холодная, твердая, ледяная…

    Лед какой? – прозрачный, тонкий…

    Ночь какая? – длинная, звездная, морозная….

    Логопед: Молодцы с заданием справились и получайте вторую часть картинки. Даша, часть картинки отнеси пожалуйста в центр  моторного и конструктивного развития.

    Берем снежок.

    Задание 3.  Игра «наоборот». Ребята, подберите антонимы к словам.

    Летом дни жаркие, а зимой  холодные.

    Летом небо светлое, а зимой темное.

    Летом день длинный, а зимой короткий.

    Летом солнце яркое, а зимой тусклое.

    Снег мягкий, а лёд твердый.

    Одни сосульки длинные, а другие короткие.

    А сейчас отгадайте загадку.

    Загадка: Кто в трубе печной завыл?

    Кто ворота отворил?

    Кто там воет, завывает?

    Все дорожки заметает?

    Кто бросает снег в лицо,

    Наметает на крыльцо? (Вьюга).

    Правильно, это вьюга. А давайтее мы с вами тоже устроим настоящую  вьюгу? Встаньте прямо, левой рукой поднесите стаканчик ко рту, а правой рукой придерживайте соломинку. Сделайте глубокий вдох, и пловно выдыхайте в стаканчик, не надувая щёк. (3 раза выполнить).

    Молодцы, заслуженную  третью часть картинки вручаю вам.

    Логопед:   А сейчас, ребята, вам нужно разбится на пары и решить, что вы будете делать. В центр сенсорного  развития - соединить  рисунок по точкам и раскрасить его.

    В центре речевого и креативного развития - собрать пословицы о друзьях. В центр моторного и конструктивного развития  задание собрать картинку из частей.

     Проверяем выполнения заданий.

    Логопед: Задания мы все выполнили, интересно, Шарик с Котом помирились? Давайте посмотрим?

    Просмотр отрывок м/ф.

    Логопед. Ребята, понравилось ли вам делать добрые дела? А какое доброе дело мы с вами совершили?

    Ответы детей: Мы помирили Матроскина с Шариком.

    Логопед. Как же нам выбраться из леса нам пора  в детский сад возвращаться.

    Сорока: Для того, чтобы вернуться в д/с  поиграйте со  снежками, будьте внимательны.

    Ловко со снежком играем

    И предлоги называем.

    За рукой и под рукой,

    Из-под кисти – на покой.

    Над рукой снежок кружит,

    От нее теперь бежит.

    Справа, слева ставить стану.

    Перед грудью пронесу.

    Сзади спрячу, потрясу.

    Из-за спинки снежок выну,

    Мимо носа пронесу.

    Выше глаз и ниже глаз.

    По руке его качу – смотри.

    Вдоль ладони, через палец

    И вокруг запястья танец.

    Снежок с одной рукой играет

    И к другой перебегает.

    Тут в ладошке, тут  - вовне,

    Дружит он с моей рукой –

    Вот я фокусник какой.

    Вокруг себя повернись и д/с окажись.

    Логопед:

    Ну, вот мы и вернулись в детский сад.

    Самооценка:  А сейчас каждый из вас возьмет  по одной снежинке. Слушайте внимательно:

    Красная   снежинка - было трудно при выполнении  всех заданий,

    синяя снежинка  -  испытывал иногода затруднения при выполнении заданий,  зеленая снежинка -  все было легко.

    Я предлагаю выбрать ту снежинку, которая соответствует вашему мнению,  объяснить почему.

    До свидания! Спасибо за внимание!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект занятия по развитию лексико-грамматического строя речи детей "Дом для гнома"

    Подготовительная группа для детей с нарушениями речи №6.Тема: «Дом для гнома». (занятие по развитию лексико-грамматического строя речи)Цели: учить употреблять правильно притяжательные прилагательные, ...

    КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ ТЕМА:ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ ЛЕКСИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ ПО СЕРИИ СЮЖЕТНЫХ КАРТИН «КАК ПОМОЧЬ ПТИЦАМ ЗИМОЙ» ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА: ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ

    Коррекционно-образовательные цели: формирование лексико-семантической готовности к составлению рассказа по серии сюжетных картин. Уточнение, расширение и активизация словаря по лексической теме «Зимую...

    Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматического строя речи в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ОНР на тему: «Деревья »

    Цель занятия: создание социальной ситуации развития детей посредством проблемного момента Детская цель: спасение животных, попавших  в беду....

    НОД по развитию лексико-грамматического строя речи в подготовительной к школе группе на тему: «Путешествие по миру. Дети разных народов»

    НОД по развитию лексико-грамматического строя речи в подготовительной к школе группена тему: «Путешествие по миру. Дети разных народов» Цель:уточнить и расширить знания детей по теме ...

    Конспект ООД по совершенствованию лексико-грамматического строя речи в подготовительной к школе логопедической группе для детей с ффн и онр на тему "День защитника отечества"

    ОСНОВНАЯ ЦЕЛЬ НОД: Активизация и развитие словарного запаса и грамматического строя речи. Задачи OОД: В ходе непосредственно образовательной деятельности необходимо:Активизировать и расширять словарь ...

    Конспект занятия по развитию лексико-грамматического строя речи и связной речи для детей ОНР

    Обогащение словарного запаса по теме «Наш дом». Уточнение и расширение представлений о профессии строителя, материалах, из которых строят дома. Совершенствование грамматического строя речи...

    Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка в подготовительной к школе группе для детей с ОНР на тему «Одежда.Обувь. Головные уборы»

    Цель: формирование лексико-грамматического строя речи по теме «Одежда. Обувь. Головные уборы».Образовательные задачи:Уточнение  и расширение представления дет...