Конспект занятия по развитию лексико - грамматического строя речи в подготовительной к школе группе для детей с речевыми нарушениями.
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему

Одобецкая Лариса Анатольевна

 Конспект занятия  по развитию лексико – грамматического строя речи в подготовительной к школе группе для детей с речевыми нарушениями.

Задачи:

Коррекционно – образовательные:

Повторить и закрепить знания детей по теме  «Зима». 

Совершенствовать навык словообразования.

Коррекционно – логопедические:

Упражнять в умении подбирать  признаки к предмету.

Закрепление простых и сложных предлогов (из-за, из-под, между, перед, через).

Закрепление образование прилагательных от существительных.

Развитие связной речи.

Коррекционно – развивающие:

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod.docx43.09 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект

занятия

 по развитию лексико - грамматического строя речи в подготовительной к школе группе

 для детей с речевыми нарушениями

Учитель – логопед:

Л.А. Одобецкая

г.Югорск 2015г.


Новости из Простоквашино. (Зима).

 Конспект занятия  по развитию лексико – грамматического строя речи в подготовительной к школе группе для детей с речевыми нарушениями.

Задачи:

Коррекционно – образовательные:

Повторить и закрепить знания детей по теме  «Зима». 

Совершенствовать навык словообразования.

Коррекционно – логопедические:

Упражнять в умении подбирать  признаки к предмету.

Закрепление простых и сложных предлогов (из-за, из-под, между, перед, через).

Закрепление образование прилагательных от существительных.

Развитие связной речи.

Коррекционно – развивающие:

Развитие общей и мелкой моторики детей.

Активизировать речевую деятельность детей.

Развиввать зрительное внимание, мышление.

Коррекционно – воспитательные:

Воспитывать умение выражать свое мнение.

Воспитывать чувство выручки, поддержки и ответсвенности.

Дети заходят в зал под зимнюю композицию.

Логопед:

Я здороваюсь везде – 
Дома и на улице.
Но здороваться мы будем необычно. Давайте встанем в круг,  и  передадим друг другу своё «здравствуйте» правой рукой.

Раз, два, три! Круг собери!

Загадка:

Кто, угадай-ка, седая хозяйка?
Тряхнет перинки – над миром пушинки.  
(Зимушка – зима).

Ребята, как вы думаете, зима это плохо, потому что…

Ответы детей:

Зима это хорошо, потому что…

Ответы детей:
Логопед:
 Сегодня мы с вами отправимся на прогулку в зимний лес. Согласны? (Да.)

(Дети выполняют движения по  тексту).
Куртки и шапки из шкафа берем,
Шапки на голову мы надеваем,
Перчатки на пальчики натягиваем,
Ножки в сапожках согреваем,
Время не теряем и в лес шагаем.

Звучит аудиозапись  хруст  снега.

Аудиозапись голос эхо: Ау, Ау!

Логопед: Ребята, кто это?

Ответы детей:

Эхо.

Логопед: Что такое эхо?

Ответы детей:

Логопед: Звуковое эхо — отражёние звука.

Аудиозапись. Дедушка Эхо:

Эхо! Эхо! Вот потеха!
Я сейчас умру от смеха.
Только и  хочу сказать.
Что люблю я  поиграть! 

 Слушайте  внимательно и дружно повторяйте за мной.
Дети на ходу повторяют слова:

ток — тук — так,  бык — бак — бок,  мак — бак — так, дам — дым — дом, ком — дом — том, сом-том - лом, рог-ров – рот.

Ну, вот, ребята вы и пришли. До свидания.

Слайд: Зимний пейзаж.

Чудо – чудо из чудес
Мы пришли так быстро  в  лес.
Елочки пушистые,
Ветки серебристые.

Звучит музыка, девочка из числа  присутствующих детей надевает маску сороки и «летит»  по залу «несет на хвосте» последнюю новость из Простоквашино

Сорока:  

Кар – кар.
Я птица черно – белая.
Красавица такая.
Я много летаю.
Все новости знаю!

Письмо:

Одна  у  пара нас валенок.  Он пошел и кеды купил.  Разговариваем мы  уже 2 дня не.

Логопед: Сорока на хвосте принесла письмо. Да, к стати, ребята, а что значит: «Принесла сорока на хвосте».

Ответы детей:

Логопед:

Да, это неожиданное, сомнительное известие.

Просто какой-то набор слов получается.   Ребята, давайте из  этих слов составим предложения.  И тогда узнаем, о чем идет речь в письме.

Слушайте внимательно и запоминайте. Одна  у  пара нас валенок.  

Ответы детей: У нас одна пара валенок.

Логопед: Он пошел и кеды купил.  

Ответы детей: В этом предложении ошибок нет.

Логопед:  Разговариваем мы  уже 2 дня не.

Ответы детей: Мы уже  2 дня не разговариваем.

Логопед: Что мы узнали из этого письма?

Ответы детей: У нас одна пара валенок. А он пошел и кеды купил. Мы уже 2 дня не разговариваем.

Логопед: Ребята, давайте посмотрим, что же  произошло  в деревне «Простоквашино». (Просмотр отрывка из м/ф).

Логопед: Что же нам делать, ребята?

Ответы детей:

Надо помирить Матроскина с Псом  Шариком.

Логопед:  Сорока, а мы можем помирить Матроскина с Шариком.

Сорока: Конечно, можете, для этого вам надо выполнить задания. (Сорока отдает инструкцию).

От средней заснеженной елки сделайте 3 шага  вправо.  Там вы найдете корзину со снежками, на каждом снежке цифра с заданием. За каждое выполненное задание вы получите часть картинки, собрав ее целиком,  вы сможете помирить Шарика с Матроскиным. Полученные части картинки будем прикреплять на магнитной доске, в центре моторного  и конструктивного развития.

Задание 1. Выберите картинки зимней одежды. Назовите предмет согласовывая местоимение с существительным. (Моя шапка).

Слайд:  ф/минутка:

Солнце ласково смеётся,

Светит ярко, весело.

С солнышком в кружок мы встанем,

Поиграем вместе.

Дети читают стихотворение вместе с логопедом и выполняют движения.

Маленькое солнышко

Я держу в ладошках, (показывают руками маленькое солнышко)

А большое солнце

Вижу из окошка. (Смотрят в окно и показывают руками солнце)

Маленькое солнышко

Я беру руками, (показывают руками маленькое солнышко)

А большое солнце

Высоко над облаками. (Поднимают руки над головой и смотрят вверх)

Маленькое солнышко

Мне в ладошки светит, (показывают руками маленькое солнышко)

А большое солнце

Светит всей планете. (Поднимают руки над головой и разводят в стороны).

Логопед: За это выполненное задание дети получают первую  часть картинки.

Достаем из корзинки снежок с заданием.

Задание 2.

Логопед: Правильно вы сказали – зимой много забав и развлечений для детей и взрослых. Я буду снежок бросать вам и задавать вопрос, вы подберете слово-признак ответив на вопросы: “Какой, какая, какое?”.

Если днем светит солнце, то день (какой?) – солнечный.

Если утром мороз, то утро (какое?) – морозное.

Если горка сделана изо льда, то горка (какая?) – ледяная.

Если ночью холодно, то ночь (какая?) – холодная.

Если зимой дует ветер, то зима какая?- (ветреная).

Если зимой часто идет снег, то зима (какая?) – снежная.

Сосулька какая? – холодная, твердая, ледяная…

Лед какой? – прозрачный, тонкий…

Ночь какая? – длинная, звездная, морозная….

Логопед: Молодцы с заданием справились и получайте вторую часть картинки. Даша, часть картинки отнеси пожалуйста в центр  моторного и конструктивного развития.

Берем снежок.

Задание 3.  Игра «наоборот». Ребята, подберите антонимы к словам.

Летом дни жаркие, а зимой  холодные.

Летом небо светлое, а зимой темное.

Летом день длинный, а зимой короткий.

Летом солнце яркое, а зимой тусклое.

Снег мягкий, а лёд твердый.

Одни сосульки длинные, а другие короткие.

А сейчас отгадайте загадку.

Загадка: Кто в трубе печной завыл?

Кто ворота отворил?

Кто там воет, завывает?

Все дорожки заметает?

Кто бросает снег в лицо,

Наметает на крыльцо? (Вьюга).

Правильно, это вьюга. А давайтее мы с вами тоже устроим настоящую  вьюгу? Встаньте прямо, левой рукой поднесите стаканчик ко рту, а правой рукой придерживайте соломинку. Сделайте глубокий вдох, и пловно выдыхайте в стаканчик, не надувая щёк. (3 раза выполнить).

Молодцы, заслуженную  третью часть картинки вручаю вам.

Логопед:   А сейчас, ребята, вам нужно разбится на пары и решить, что вы будете делать. В центр сенсорного  развития - соединить  рисунок по точкам и раскрасить его.

В центре речевого и креативного развития - собрать пословицы о друзьях. В центр моторного и конструктивного развития  задание собрать картинку из частей.

 Проверяем выполнения заданий.

Логопед: Задания мы все выполнили, интересно, Шарик с Котом помирились? Давайте посмотрим?

Просмотр отрывок м/ф.

Логопед. Ребята, понравилось ли вам делать добрые дела? А какое доброе дело мы с вами совершили?

Ответы детей: Мы помирили Матроскина с Шариком.

Логопед. Как же нам выбраться из леса нам пора  в детский сад возвращаться.

Сорока: Для того, чтобы вернуться в д/с  поиграйте со  снежками, будьте внимательны.

Ловко со снежком играем

И предлоги называем.

За рукой и под рукой,

Из-под кисти – на покой.

Над рукой снежок кружит,

От нее теперь бежит.

Справа, слева ставить стану.

Перед грудью пронесу.

Сзади спрячу, потрясу.

Из-за спинки снежок выну,

Мимо носа пронесу.

Выше глаз и ниже глаз.

По руке его качу – смотри.

Вдоль ладони, через палец

И вокруг запястья танец.

Снежок с одной рукой играет

И к другой перебегает.

Тут в ладошке, тут  - вовне,

Дружит он с моей рукой –

Вот я фокусник какой.

Вокруг себя повернись и д/с окажись.

Логопед:

Ну, вот мы и вернулись в детский сад.

Самооценка:  А сейчас каждый из вас возьмет  по одной снежинке. Слушайте внимательно:

Красная   снежинка - было трудно при выполнении  всех заданий,

синяя снежинка  -  испытывал иногода затруднения при выполнении заданий,  зеленая снежинка -  все было легко.

Я предлагаю выбрать ту снежинку, которая соответствует вашему мнению,  объяснить почему.

До свидания! Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ ТЕМА:ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ ЛЕКСИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ ПО СЕРИИ СЮЖЕТНЫХ КАРТИН «КАК ПОМОЧЬ ПТИЦАМ ЗИМОЙ» ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА: ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ

Коррекционно-образовательные цели: формирование лексико-семантической готовности к составлению рассказа по серии сюжетных картин. Уточнение, расширение и активизация словаря по лексической теме «Зимую...

Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматического строя речи в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ОНР на тему: «Деревья »

Цель занятия: создание социальной ситуации развития детей посредством проблемного момента Детская цель: спасение животных, попавших  в беду....

НОД по развитию лексико-грамматического строя речи в подготовительной к школе группе на тему: «Путешествие по миру. Дети разных народов»

НОД по развитию лексико-грамматического строя речи в подготовительной к школе группена тему: «Путешествие по миру. Дети разных народов» Цель:уточнить и расширить знания детей по теме ...

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка в подготовительной к школе группе для детей с ОНР на тему «Одежда.Обувь. Головные уборы»

Цель: формирование лексико-грамматического строя речи по теме «Одежда. Обувь. Головные уборы».Образовательные задачи:Уточнение  и расширение представления дет...

Конспект совместного занятия воспитателя и учителя-логопеда по развитию лексико-грамматического строя речи в подготовительной к школе группе. «Руки- наши помощники»

Образовательная деятельность по речевому развитию в подготовительной группе компенсирующей направленности. Нужны ли руки человеку? попробуем это доказать......

Конспект занятия образовательной деятельности по совершенствованию лексико-грамматического строя речи в подготовительной к школе группе для детей с ФФН и ОНР по теме: «Обувь. Головные уборы».

ОСНОВНАЯ ЦЕЛЬ ООД:  Активизация и развитие словарного запаса и грамматического строя речи.В ходе образовательной деятельности необходимо:Активизировать и расширять словарь по темам: «...