КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ ТЕМА:ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ ЛЕКСИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ ПО СЕРИИ СЮЖЕТНЫХ КАРТИН «КАК ПОМОЧЬ ПТИЦАМ ЗИМОЙ» ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА: ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему

Коррекционно-образовательные цели: формирование лексико-семантической готовности к составлению рассказа по серии сюжетных картин. Уточнение, расширение и активизация словаря по лексической теме «Зимующие птицы» (воробей, ворона, голубь, снегирь, синица, сова, кормушка, клевать, чирикать, каркать, ухать, воркотать, синькать, цвиркать). Упражнять в образовании родственных слов. Совершенствование грамматического  строя речи: упражнять в образовании существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом, существительных в Т.п. («Кто чем питается?»), в составлении предложений.

Коррекционно-развивающие цели: развитие произвольного  внимания, зрительной памяти, логического мышления, общей и мелкой моторики.

Коррекционно-воспитательные цели: формирование навыков сотрудничества, доброжелательности, самостоятельности, воспитание бережного отношения и любви к живой природе.

Материал и оборудование: картинки зимующих птиц, персонажи  Лунтик и кузнечик Кузя, презентация «Голоса птиц», «Накорми птиц», снежок, серия сюжетных картин «Как помочь птицам зимой»,планшеты, схемы предложений в картинках.

Ход

Организационный момент

С каждым днем все холоднее,

Греет солнце все слабее,

Всюду снег, как бахрома,-

Значит к нам пришла…

Дети: Зима.

Ребята, а вы хотите отправиться на прогулку в зимний парк?

Дети: Хотим.

По сугробам мы шагаем,

Выше ноги поднимаем.

Не боимся мы метели,

Рукавицы все надели.

На коньках легко скользим

Быстро, быстро добежим…

Основная часть

Вот мы с вами и в зимнем парке. Какое замечательное сегодня утро. Давайте с вами поздороваемся с солнышком.

1.Упражнение на развитие мелкой моторики «Утречко»

Посмотрите, ребята, кто это?

Дети: Лунтик.

Лунтик прилетел с другой планеты, и ничего не знает. Он услышал голоса птиц и испугался… Ребята, чем мы можем помочь нашему гостю?

 

2.Расскажем Лунтику, кто как голос подает?

Ворона – каркает

Сова – ухает

Воробей – чирикает

Голубь – воркует

Снегирь – цвинькает

Синичка – синькает

3. Образование родственных слов

Лунтик не поймет, чем покрыта земля?

Дети: снегом

Как мы можем поиграть со снегом? Что можно сделать из снега?

Дети: снежки, снегурочку, снежную бабу, снежную крепость.

Вот и Лунтик слепил снежок.

Лунтик добрый, ему очень хочется назвать птиц ласково, но не знает, как правильно сказать. А вы, ребята знаете? Поиграем со снежком.

4. Скажиласково (изменить слова так, что бы заканчивались на –ки)

Снегирь – снегирьки

Воробей – воробушки

Синица – синички

Сова – совушки

Ворона – воронушки

Голубь – голубки

Лунтик подружился с птицами и решил с ними поиграть. Я вам предлагаю на время превратиться птиц. Вокруг себя покружились,  в зимующих птиц превратились.

5. Общая моторика «Птички»

Птички прыгают, летают,

Птички прыгают, поют.

Птички крошки собирают,

Птички зернышки клюют.

Перышки почистили,

Клювики почистили.

Дальше полетели…

И на место сели.

6. Беседа по содержанию картины

Кто это гуляет по парку? Да это же кузнечик  Кузя. Кузя нарисовал картинки, давайте посмотрим? Как интересно! Рассмотрев  картины, вы расскажите сами Лунтику и Кузе, о ком эта история.

На магнитную доску по очереди выставляются сюжетные картины. Детям предлагается внимательно рассмотреть каждую картину и ответить на вопросы.

Картина №1: какое время года изображено на этой картине? Почему вы так думаете? Кого нашли ребята на снегу? Что случилось с воробушком? Почему он замерз? Как бы вы поступили в этой ситуации? Что нужно сделать детям?

Картина №2: Посмотрите, что сделали дети? Почему дети идут быстрым шагом? Куда они идут? О чем могут разговаривать дети?

Картина №3: Где находятся ребята и птичка? Почему ребята улыбаются? Что делает воробушек?

Картина №4: Как ребята решили помочь друзьям воробушка?  Что ребята повесили на березу в парке? Что девочка насыпает в кормушку? Какое настроение у детей?

Ребята, давайте позовем всех птиц к кормушке.

7. Развитие мелкой моторики «Кормушки»

Птички к дому подлетели,

На кормушку птички сели.

Стали зернышки клевать

И головками кивать.

8. Угости птиц. Презентация

У каждой птицы есть любимое лакомство.

Воробья угостим крошками.

Голубя – семечками.

Сову – орехами.

Ворону – зернами.

Снегиря – ягодами.

Синицу – салом.

9. Составление предложений по картинкам-схемам

У Кузи в планшете был записан интересный рассказ картинками, который он хотел прочитать Лунтику. Но произошел сбой программы, планшет сломался.  Вы хотите помочь нашим друзьям? Я предлагаю каждому разгадать предложение на планшете . Нужно на планшетах разложить картинки по порядку, таким образом вы подружите слова в предложениях. Дети каждый на своем планшете составляет предложение, после чего дети по очереди говорят  каждый свое предложения.

1.     Дети пошли в парк.

2.     Ребята нашли замерзшего воробушка.

3.     Маша и Витя отнесли птичку домой.

4.     Друзья накормили воробушка хлебными крошками.

5.     Малыши сделали кормушку для друзей воробушка.

Итог. Оценка

Пора нам возвращаться в детский сад, а Лунтику и Кузе к себе домой.

Где мы сегодня были?Что нового узнали?Что вам запомнилось больше всего?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_pomoch_ptitsam_zimoy.docx19.47 КБ

Предварительный просмотр:

Образовательная область: речевое развитие

Вид деятельности: непосредственно-образовательная

Возрастная группа: старшая

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ

ТЕМА: ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ ЛЕКСИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ ПО СЕРИИ СЮЖЕТНЫХ КАРТИН «КАК ПОМОЧЬ ПТИЦАМ ЗИМОЙ»

ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА: ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ

Коррекционно-образовательные цели: формирование лексико-семантической готовности к составлению рассказа по серии сюжетных картин. Уточнение, расширение и активизация словаря по лексической теме «Зимующие птицы» (воробей, ворона, голубь, снегирь, синица, сова, кормушка, клевать, чирикать, каркать, ухать, воркотать, синькать, цвиркать ). Упражнять в образовании родственных слов. Совершенствование грамматического  строя речи: упражнять в образовании существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом, существительных в Т.п. («Кто чем питается?»), в составлении предложений.

Коррекционно-развивающие цели: развитие произвольного  внимания, зрительной памяти,  логического мышления, общей и мелкой моторики.

Коррекционно-воспитательные цели: формирование навыков сотрудничества, доброжелательности, самостоятельности, воспитание бережного отношения и любви к живой природе.

Материал и оборудование: картинки зимующих птиц, персонажи  Лунтик и кузнечик Кузя, презентация «Голоса птиц», «Накорми птиц», снежок, серия сюжетных картин «Как помочь птицам зимой»,планшеты, схемы предложений в картинках.

Ход

Организационный момент

 С каждым днем все холоднее,

Греет солнце все слабее,

Всюду снег, как бахрома,-

Значит к нам пришла…

Дети: Зима.

Ребята, а вы хотите отправиться на прогулку в зимний парк?

Дети: Хотим.

По сугробам мы шагаем,

Выше ноги поднимаем.

Не боимся мы метели,

Рукавицы все надели.

На коньках легко скользим

Быстро, быстро добежим…

Основная часть

Вот мы с вами и в зимнем парке. Какое замечательное сегодня утро. Давайте с вами поздороваемся с солнышком.

1.Упражнение на развитие мелкой моторики «Утречко»

Посмотрите, ребята, кто это?

Дети: Лунтик.

Лунтик прилетел с другой планеты, и ничего не знает. Он услышал голоса птиц и испугался… Ребята, чем мы можем помочь нашему гостю?

2.Расскажем Лунтику, кто как голос подает?

Ворона – каркает

Сова – ухает

Воробей – чирикает

Голубь – воркует

Снегирь – цвинькает

Синичка – синькает

3. Образование родственных слов

Лунтик не поймет, чем покрыта земля?

Дети: снегом

Как мы можем поиграть со снегом? Что можно сделать из снега?

Дети: снежки, снегурочку, снежную бабу, снежную крепость.

Вот и Лунтик слепил снежок.

Лунтик добрый, ему очень хочется назвать птиц ласково, но не знает, как правильно сказать. А вы, ребята знаете? Поиграем со снежком.

4. Скажи ласково (изменить слова так, что бы заканчивались на –ки)

Снегирь – снегирьки

Воробей – воробушки

Синица – синички

Сова – совушки

Ворона – воронушки

Голубь – голубки

Лунтик подружился с птицами и решил с ними поиграть. Я вам предлагаю на время превратиться птиц. Вокруг себя покружились,  в зимующих птиц превратились.

5. Общая моторика «Птички»

Птички прыгают, летают,

Птички прыгают, поют.

Птички крошки собирают,

Птички зернышки клюют.

Перышки почистили,

Клювики почистили.

Дальше полетели…

И на место сели.

6. Беседа по содержанию картины

Кто это гуляет по парку? Да это же кузнечик  Кузя. Кузя нарисовал картинки, давайте посмотрим? Как интересно! Рассмотрев  картины, вы расскажите сами Лунтику и Кузе, о ком эта история.

На магнитную доску по очереди выставляются сюжетные картины. Детям предлагается внимательно рассмотреть каждую картину и ответить на вопросы.

Картина №1: какое время года изображено на этой картине? Почему вы так думаете? Кого нашли ребята на снегу? Что случилось с воробушком? Почему он замерз? Как бы вы поступили в этой ситуации? Что нужно сделать детям?

Картина №2: Посмотрите, что сделали дети? Почему дети идут быстрым шагом? Куда они идут? О чем могут разговаривать дети?

Картина №3: Где находятся ребята и птичка? Почему ребята улыбаются? Что делает воробушек?

Картина №4: Как ребята решили помочь друзьям воробушка?  Что ребята повесили на березу в парке? Что девочка насыпает в кормушку? Какое настроение у детей?

Ребята, давайте позовем всех птиц к кормушке.

7. Развитие мелкой моторики «Кормушки»

Птички к дому подлетели,

На кормушку птички сели.

Стали зернышки клевать

И головками кивать.

8. Угости птиц. Презентация

У каждой птицы есть любимое лакомство.

Воробья угостим крошками.

Голубя – семечками.

Сову – орехами.

Ворону – зернами.

Снегиря – ягодами.

Синицу – салом.

9. Составление предложений по картинкам-схемам

У Кузи в планшете был записан интересный рассказ картинками, который он хотел прочитать Лунтику. Но произошел сбой программы, планшет сломался.  Вы хотите помочь нашим друзьям? Я предлагаю каждому разгадать предложение на планшете . Нужно на планшетах разложить картинки по порядку, таким образом вы подружите слова в предложениях. Дети каждый на своем планшете составляет предложение, после чего дети по очереди говорят  каждый свое предложения.

  1. Дети пошли в парк.
  2. Ребята нашли замерзшего воробушка.
  3. Маша и Витя отнесли птичку домой.
  4. Друзья накормили воробушка хлебными крошками.
  5. Малыши сделали кормушку для друзей воробушка.

Итог. Оценка

Пора нам возвращаться в детский сад, а Лунтику и Кузе к себе домой.

Где мы сегодня были? Что нового узнали? Что вам запомнилось больше всего?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию лексико - грамматического строя речи в подготовительной к школе группе для детей с речевыми нарушениями.

Конспект занятия  по развитию лексико – грамматического строя речи в подготовительной к школе группе для детей с речевыми нарушениями.Задачи:Коррекционно – образовательные:Повторить и закре...

Конспект занятия по развитию лексико-грамматического строя речи

Данный конспект занятия поможет совершенствовать грамматический строй,  речи, уточнить и активизировать словарь по лексической теме "Север"....

Конспект занятия по развитию лексико-грамматического строя речи и связной речи для детей ОНР

Обогащение словарного запаса по теме «Наш дом». Уточнение и расширение представлений о профессии строителя, материалах, из которых строят дома. Совершенствование грамматического строя речи...

Конспект занятия по развитию лексико-грамматического строя речи и связной речи в подготовительной к школе группе с ОНР по теме «Посуда» «Федорино горе»

Конспект занятия по развитию лексико-грамматического строя речи и связной речи в подготовительной к школе группе с ОНР по теме «Посуда» «Федорино горе»...

Конспект занятия по развитию лексико-грамматического строя речи и связной речи в подготовительной к школе группе с ОНР по теме «Посуда» «Федорино горе»

Занятие по развитию лексико-грамматического строя речи и связной речи в подготовительной к школе группе с ОНР по теме «Посуда»....

Конспект занятия по развитию лексико-грамматического строя речи и связной речи в подготовительной к школе группе по теме «Посуда»

Цель:Расширение и активизация словаря по теме. Задачи:Коррекционно-образовательные:1. Уточнять и расширять представления о посуде, ее назначении, деталях и частях, из которых она состоит; материа...