Главные вкладки

    План-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему:
    КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ ТЕМА:ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ ЛЕКСИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ ПО СЕРИИ СЮЖЕТНЫХ КАРТИН «КАК ПОМОЧЬ ПТИЦАМ ЗИМОЙ» ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА: ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ

    Коррекционно-образовательные цели: формирование лексико-семантической готовности к составлению рассказа по серии сюжетных картин. Уточнение, расширение и активизация словаря по лексической теме «Зимующие птицы» (воробей, ворона, голубь, снегирь, синица, сова, кормушка, клевать, чирикать, каркать, ухать, воркотать, синькать, цвиркать). Упражнять в образовании родственных слов. Совершенствование грамматического  строя речи: упражнять в образовании существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом, существительных в Т.п. («Кто чем питается?»), в составлении предложений.

    Коррекционно-развивающие цели: развитие произвольного  внимания, зрительной памяти, логического мышления, общей и мелкой моторики.

    Коррекционно-воспитательные цели: формирование навыков сотрудничества, доброжелательности, самостоятельности, воспитание бережного отношения и любви к живой природе.

    Материал и оборудование: картинки зимующих птиц, персонажи  Лунтик и кузнечик Кузя, презентация «Голоса птиц», «Накорми птиц», снежок, серия сюжетных картин «Как помочь птицам зимой»,планшеты, схемы предложений в картинках.

    Ход

    Организационный момент

    С каждым днем все холоднее,

    Греет солнце все слабее,

    Всюду снег, как бахрома,-

    Значит к нам пришла…

    Дети: Зима.

    Ребята, а вы хотите отправиться на прогулку в зимний парк?

    Дети: Хотим.

    По сугробам мы шагаем,

    Выше ноги поднимаем.

    Не боимся мы метели,

    Рукавицы все надели.

    На коньках легко скользим

    Быстро, быстро добежим…

    Основная часть

    Вот мы с вами и в зимнем парке. Какое замечательное сегодня утро. Давайте с вами поздороваемся с солнышком.

    1.Упражнение на развитие мелкой моторики «Утречко»

    Посмотрите, ребята, кто это?

    Дети: Лунтик.

    Лунтик прилетел с другой планеты, и ничего не знает. Он услышал голоса птиц и испугался… Ребята, чем мы можем помочь нашему гостю?

     

    2.Расскажем Лунтику, кто как голос подает?

    Ворона – каркает

    Сова – ухает

    Воробей – чирикает

    Голубь – воркует

    Снегирь – цвинькает

    Синичка – синькает

    3. Образование родственных слов

    Лунтик не поймет, чем покрыта земля?

    Дети: снегом

    Как мы можем поиграть со снегом? Что можно сделать из снега?

    Дети: снежки, снегурочку, снежную бабу, снежную крепость.

    Вот и Лунтик слепил снежок.

    Лунтик добрый, ему очень хочется назвать птиц ласково, но не знает, как правильно сказать. А вы, ребята знаете? Поиграем со снежком.

    4. Скажиласково (изменить слова так, что бы заканчивались на –ки)

    Снегирь – снегирьки

    Воробей – воробушки

    Синица – синички

    Сова – совушки

    Ворона – воронушки

    Голубь – голубки

    Лунтик подружился с птицами и решил с ними поиграть. Я вам предлагаю на время превратиться птиц. Вокруг себя покружились,  в зимующих птиц превратились.

    5. Общая моторика «Птички»

    Птички прыгают, летают,

    Птички прыгают, поют.

    Птички крошки собирают,

    Птички зернышки клюют.

    Перышки почистили,

    Клювики почистили.

    Дальше полетели…

    И на место сели.

    6. Беседа по содержанию картины

    Кто это гуляет по парку? Да это же кузнечик  Кузя. Кузя нарисовал картинки, давайте посмотрим? Как интересно! Рассмотрев  картины, вы расскажите сами Лунтику и Кузе, о ком эта история.

    На магнитную доску по очереди выставляются сюжетные картины. Детям предлагается внимательно рассмотреть каждую картину и ответить на вопросы.

    Картина №1: какое время года изображено на этой картине? Почему вы так думаете? Кого нашли ребята на снегу? Что случилось с воробушком? Почему он замерз? Как бы вы поступили в этой ситуации? Что нужно сделать детям?

    Картина №2: Посмотрите, что сделали дети? Почему дети идут быстрым шагом? Куда они идут? О чем могут разговаривать дети?

    Картина №3: Где находятся ребята и птичка? Почему ребята улыбаются? Что делает воробушек?

    Картина №4: Как ребята решили помочь друзьям воробушка?  Что ребята повесили на березу в парке? Что девочка насыпает в кормушку? Какое настроение у детей?

    Ребята, давайте позовем всех птиц к кормушке.

    7. Развитие мелкой моторики «Кормушки»

    Птички к дому подлетели,

    На кормушку птички сели.

    Стали зернышки клевать

    И головками кивать.

    8. Угости птиц. Презентация

    У каждой птицы есть любимое лакомство.

    Воробья угостим крошками.

    Голубя – семечками.

    Сову – орехами.

    Ворону – зернами.

    Снегиря – ягодами.

    Синицу – салом.

    9. Составление предложений по картинкам-схемам

    У Кузи в планшете был записан интересный рассказ картинками, который он хотел прочитать Лунтику. Но произошел сбой программы, планшет сломался.  Вы хотите помочь нашим друзьям? Я предлагаю каждому разгадать предложение на планшете . Нужно на планшетах разложить картинки по порядку, таким образом вы подружите слова в предложениях. Дети каждый на своем планшете составляет предложение, после чего дети по очереди говорят  каждый свое предложения.

    1.     Дети пошли в парк.

    2.     Ребята нашли замерзшего воробушка.

    3.     Маша и Витя отнесли птичку домой.

    4.     Друзья накормили воробушка хлебными крошками.

    5.     Малыши сделали кормушку для друзей воробушка.

    Итог. Оценка

    Пора нам возвращаться в детский сад, а Лунтику и Кузе к себе домой.

    Где мы сегодня были?Что нового узнали?Что вам запомнилось больше всего?

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл kak_pomoch_ptitsam_zimoy.docx19.47 КБ

    Предварительный просмотр:

    Образовательная область: речевое развитие

    Вид деятельности: непосредственно-образовательная

    Возрастная группа: старшая

    КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ

    ТЕМА: ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ ЛЕКСИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ ПО СЕРИИ СЮЖЕТНЫХ КАРТИН «КАК ПОМОЧЬ ПТИЦАМ ЗИМОЙ»

    ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА: ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ

    Коррекционно-образовательные цели: формирование лексико-семантической готовности к составлению рассказа по серии сюжетных картин. Уточнение, расширение и активизация словаря по лексической теме «Зимующие птицы» (воробей, ворона, голубь, снегирь, синица, сова, кормушка, клевать, чирикать, каркать, ухать, воркотать, синькать, цвиркать ). Упражнять в образовании родственных слов. Совершенствование грамматического  строя речи: упражнять в образовании существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом, существительных в Т.п. («Кто чем питается?»), в составлении предложений.

    Коррекционно-развивающие цели: развитие произвольного  внимания, зрительной памяти,  логического мышления, общей и мелкой моторики.

    Коррекционно-воспитательные цели: формирование навыков сотрудничества, доброжелательности, самостоятельности, воспитание бережного отношения и любви к живой природе.

    Материал и оборудование: картинки зимующих птиц, персонажи  Лунтик и кузнечик Кузя, презентация «Голоса птиц», «Накорми птиц», снежок, серия сюжетных картин «Как помочь птицам зимой»,планшеты, схемы предложений в картинках.

    Ход

    Организационный момент

     С каждым днем все холоднее,

    Греет солнце все слабее,

    Всюду снег, как бахрома,-

    Значит к нам пришла…

    Дети: Зима.

    Ребята, а вы хотите отправиться на прогулку в зимний парк?

    Дети: Хотим.

    По сугробам мы шагаем,

    Выше ноги поднимаем.

    Не боимся мы метели,

    Рукавицы все надели.

    На коньках легко скользим

    Быстро, быстро добежим…

    Основная часть

    Вот мы с вами и в зимнем парке. Какое замечательное сегодня утро. Давайте с вами поздороваемся с солнышком.

    1.Упражнение на развитие мелкой моторики «Утречко»

    Посмотрите, ребята, кто это?

    Дети: Лунтик.

    Лунтик прилетел с другой планеты, и ничего не знает. Он услышал голоса птиц и испугался… Ребята, чем мы можем помочь нашему гостю?

    2.Расскажем Лунтику, кто как голос подает?

    Ворона – каркает

    Сова – ухает

    Воробей – чирикает

    Голубь – воркует

    Снегирь – цвинькает

    Синичка – синькает

    3. Образование родственных слов

    Лунтик не поймет, чем покрыта земля?

    Дети: снегом

    Как мы можем поиграть со снегом? Что можно сделать из снега?

    Дети: снежки, снегурочку, снежную бабу, снежную крепость.

    Вот и Лунтик слепил снежок.

    Лунтик добрый, ему очень хочется назвать птиц ласково, но не знает, как правильно сказать. А вы, ребята знаете? Поиграем со снежком.

    4. Скажи ласково (изменить слова так, что бы заканчивались на –ки)

    Снегирь – снегирьки

    Воробей – воробушки

    Синица – синички

    Сова – совушки

    Ворона – воронушки

    Голубь – голубки

    Лунтик подружился с птицами и решил с ними поиграть. Я вам предлагаю на время превратиться птиц. Вокруг себя покружились,  в зимующих птиц превратились.

    5. Общая моторика «Птички»

    Птички прыгают, летают,

    Птички прыгают, поют.

    Птички крошки собирают,

    Птички зернышки клюют.

    Перышки почистили,

    Клювики почистили.

    Дальше полетели…

    И на место сели.

    6. Беседа по содержанию картины

    Кто это гуляет по парку? Да это же кузнечик  Кузя. Кузя нарисовал картинки, давайте посмотрим? Как интересно! Рассмотрев  картины, вы расскажите сами Лунтику и Кузе, о ком эта история.

    На магнитную доску по очереди выставляются сюжетные картины. Детям предлагается внимательно рассмотреть каждую картину и ответить на вопросы.

    Картина №1: какое время года изображено на этой картине? Почему вы так думаете? Кого нашли ребята на снегу? Что случилось с воробушком? Почему он замерз? Как бы вы поступили в этой ситуации? Что нужно сделать детям?

    Картина №2: Посмотрите, что сделали дети? Почему дети идут быстрым шагом? Куда они идут? О чем могут разговаривать дети?

    Картина №3: Где находятся ребята и птичка? Почему ребята улыбаются? Что делает воробушек?

    Картина №4: Как ребята решили помочь друзьям воробушка?  Что ребята повесили на березу в парке? Что девочка насыпает в кормушку? Какое настроение у детей?

    Ребята, давайте позовем всех птиц к кормушке.

    7. Развитие мелкой моторики «Кормушки»

    Птички к дому подлетели,

    На кормушку птички сели.

    Стали зернышки клевать

    И головками кивать.

    8. Угости птиц. Презентация

    У каждой птицы есть любимое лакомство.

    Воробья угостим крошками.

    Голубя – семечками.

    Сову – орехами.

    Ворону – зернами.

    Снегиря – ягодами.

    Синицу – салом.

    9. Составление предложений по картинкам-схемам

    У Кузи в планшете был записан интересный рассказ картинками, который он хотел прочитать Лунтику. Но произошел сбой программы, планшет сломался.  Вы хотите помочь нашим друзьям? Я предлагаю каждому разгадать предложение на планшете . Нужно на планшетах разложить картинки по порядку, таким образом вы подружите слова в предложениях. Дети каждый на своем планшете составляет предложение, после чего дети по очереди говорят  каждый свое предложения.

    1. Дети пошли в парк.
    2. Ребята нашли замерзшего воробушка.
    3. Маша и Витя отнесли птичку домой.
    4. Друзья накормили воробушка хлебными крошками.
    5. Малыши сделали кормушку для друзей воробушка.

    Итог. Оценка

    Пора нам возвращаться в детский сад, а Лунтику и Кузе к себе домой.

    Где мы сегодня были? Что нового узнали? Что вам запомнилось больше всего?


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект занятия по развитию лексико-грамматического строя речи детей "Дом для гнома"

    Подготовительная группа для детей с нарушениями речи №6.Тема: «Дом для гнома». (занятие по развитию лексико-грамматического строя речи)Цели: учить употреблять правильно притяжательные прилагательные, ...

    Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию лексико-грамматических категорий в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР от 6 до 7 лет. Лексическая тема: "Зимующие птицы".

    Конспект непосредственно образовательной деятельности  по развитию лексико-грамматических категорий в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР в возрасте от 6 до 7 лет с использование...

    Конспект занятия по развитию лексико - грамматического строя речи в подготовительной к школе группе для детей с речевыми нарушениями.

    Конспект занятия  по развитию лексико – грамматического строя речи в подготовительной к школе группе для детей с речевыми нарушениями.Задачи:Коррекционно – образовательные:Повторить и закре...

    Конспект занятия по развитию лексико-грамматического строя речи

    Данный конспект занятия поможет совершенствовать грамматический строй,  речи, уточнить и активизировать словарь по лексической теме "Север"....

    Конспект занятия по развитию лексико-грамматического строя речи и связной речи для детей ОНР

    Обогащение словарного запаса по теме «Наш дом». Уточнение и расширение представлений о профессии строителя, материалах, из которых строят дома. Совершенствование грамматического строя речи...

    Конспект занятия по развитию лексико-грамматического строя речи в старшей группе "Животные в русских народных сказках"

    Задачи:Коррекционно-образовательные:-закрепить и систематизировать представления детей о диких животных;-активизировать  активный словарный запас по теме;-развивать словообразовательную функцию р...

    составление рассказа по серии сюжетных картинок "как помочь птицам зимой"

    в развитии связной речи дошкольников огромное влияние оказывает умение составлять рассказ по серии сюжетных картинок с последовательно развивающимся действием...