Конспект индивидуального коррекционно-развивающего занятия с обучающимся старшего дошкольного возраста с тяжелым нарушением речи на тему «Дикие и домашние животные»
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Данный конспект логопедического занятия разработан с целью закрепления и расширения представлений ребенка о диких и домашних животных, а также для автоматизация звука [р] в предложениях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dikie_i_domashnie_zhivotnye.docx26.35 КБ

Предварительный просмотр:

смоленское областное государственное

бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Центр диагностики и консультирования»

Конспект

индивидуального коррекционно-развивающего занятия

с обучающимся старшего дошкольного возраста с тяжелым нарушением речи

Тема: «Дикие и домашние животные»

Подготовила:

Самусева А.С.,

учитель-логопед

Смоленск, 2023

Цель – закрепление и расширение представлений о диких и домашних животных; автоматизация звука [р] в предложениях.

Коррекционно-образовательные задачи:

  • Способствовать закреплению знаний о диких и домашних животных.
  • Совершенствовать навыки произношения звука [р] в предложениях.

Коррекционно-развивающие задачи:

  • Развивать фонематическое восприятие;
  • Развивать навыки звукового анализа;
  • Развивать навыки словообразования и словоизменения;
  • Развивать навык чтения;
  • Развивать мелку и общую моторику;
  • Совершенствовать пространственную ориентацию на плоскости;
  • Развивать внимание, память, логическое мышление.

Коррекционно-воспитательные задачи:

  • Воспитывать усидчивость и контроль за собственной речью.

Методы, приёмы и технологии, использованные на занятии: игровые, словесные, наглядные и практические методы.

В занятии используются информационно-коммуникационные технологии (Моисеева М.В., Полат Е.С., Бухаркина М.В.), здоровьесберегающие технологии (Брехман И.И., Шепель В.М, Бойко В.В., Татарникова Л.Г. и др.) сохранения и стимулирования здоровья обучающихся с ОВЗ: динамическая пауза, дыхательная гимнастика.

Оборудование: стол с зеркалом, стулья, интерактивный стол логопеда, массажный мяч, стаканчик.

Демонстрационный материал: интерактивная игра «Дискотека» (на грамматику) из приложения Логомер-2, дидактическая игра «Лабиринты».

Раздаточный материал: фишки из игрового набора «Дары Фребеля», цветные карандаши, поле с животными.

План занятия:

I Вводная часть – 3 минуты.

1. Приветствие

2. Дыхательная гимнастика

II Основная часть – 40 минут.

1. Артикуляционная гимнастика

2. Упражнение «Ушки на макушке»

3. Физ. Минутка «Хомка»

4. Игра «Лабиринт»

5. Упражнение «Повтори»

6. Физ. минутка «Мы хлопаем руками»

7. Игра «Детёныши животных»

8. Упражнение «Ищем звук»

9. Игра «Четвёртый лишний»

10. Упражнение «Координаты»

11. Интерактивная игра «Мой, моя, моё»

III Заключительная часть – 2 минуты.

1. Подведение итогов занятия

Ход занятия:

I Вводная часть

1. Приветствие.

Логопед:

- Здравствуй, Саша!

Ребёнок:

- Здравствуйте!

Логопед:

- Садись на стульчик. Ты спешил на занятие, теперь нужно набраться сил.

2. Дыхательная гимнастика.

Логопед:

- Сейчас мы с тобой спокойно подышим. Вдыхаем носом, а выдыхаем ртом. (в медленном темпе 5 раз)

- Отлично, а теперь наоборот: вдыхаем ртом, а выдыхаем носом. (в медленном темпе 5 раз).

- Отдохнул, набрался сил?

Ребёнок:

- Да!

II Основная часть

1. Артикуляционная гимнастика

Логопед:

- А сейчас мы разомнём наш язычок, но нужно быть внимательным, выполнять упражнения хорошо. За каждое упражнение ты будешь зарабатывать баллы-фишки. Максимально за 1 упражнение можно заработать 5 баллов. Итак, начинаем.

По подражанию выполняются следующие упражнения: «хоботок-заборчик» «озорной ветерок» «грибок» «лошадка» «чистим зубки» «маляр» «качели» «моторчик».

Логопед:

- А теперь считай фишки, сколько ты сегодня набрал.

Ребёнок считает количество фишек и сравнивает с тем, какое количество было на прошлом занятии.

2. Упражнение «Ушки на макушке»

Логопед:

- Я буду называть тебе цепочки слогов, а ты должен внимательно послушать и повторить: са-ша-са, чу-щу-чу, тя-ца-тя, жи-зы-жи, ла-ра-ла.

Ребёнок:

- са-ша-са, чу-шу-чу, тя-ца-тя, жи-зы-жи, ла-ра-ла.

3. Физ.минутка «Хомка»

Логопед:

- А теперь давай немного отдохнём и разомнёмся, сделаем гимнастику.

Логопед и ребёнок встают друг на против друга. Ребенок слушает слова и повторяет действия.

Хомка, хомка, хомячок,

Полосатенький бочок. поглаживаем бока

Хомка раненько встаёт, встаём на носочки, тянем руки вверх

Щёчки моет, шейку трёт, трём щёки, затем шею

Подметает Хомка хатку имитируем движения метлой

И выходит на зарядку: шагаем на месте

Раз, два, три, четыре, пять, 2 наклона вниз, 2 раза разводим руки в стороны

А теперь идём играть!

Логопед:

- Отлично, отдохнули, теперь продолжаем, садись.

4. Упражнение «Лабиринт»

Логопед:

- Перед тобой лабиринт. Мы должны помочь девочке найти ромашки. Но нужно не просто найти нужную дорожку, а ещё прочитать слоги, которые рассыпались по лабиринту и встретятся на твоём пути.

Ребёнок:

- Ра, ар, ро, ыр, ро, рэ, ра, эр, юр, ыр, ра, ро, ир, рэ, ро, ыр, эр, ру, ры, ра, эр, ро, ра, ер, ра, ёр.

Логопед:

- Молодец, какие цветы нашла девочка?

Ребёнок:

- Ромашки.

5. Упражнение «Повтори»

Логопед:

- Я называю тебе предложения, а ты чётко повторяешь.

Ребёнок:

- Саша ест кашу из миски. Пушистая кошка сидит на окошке. У Жениного дома цветут нежные незабудки. У Жоры и Захара живёт собака Жучка. Юра громко барабанит в барабан. Белка взяла хлеб из ладони Юли. Бельчонок тихо сидел в дупле.

6. Игра «Детёныши животных»

Логопед и ребёнок встают друг на против друга.

Логопед:

- Сейчас нам нужен тобой мячик, он колючий, можешь покрутить его в руках.

Логопед:

- Я называю тебе животное и бросаю в руки мячик, ты должен назвать мне детёныша этого животного и бросить обратно мячик. Если же ты ошибся или забыл нужное слово, то выполняешь наказание: садишься и обратно встаёшь.

Слова: кошка, собака, свинья, лошадь, корова, овечка, осёл, медведь, волк, лиса, олень, лось, белка, заяц.

Ребёнок:

- Котёнок, щенок, поросёнок, жеребёнок, телёнок, ягнёнок, ослёнок, медвежонок, волчонок, лисёнок, оленёнок, лосёнок, бельчонок, зайчонок.

Логопед:

- Отлично. Садись. А какие две разные группы животных мы с тобой только что называли?

- Мы называли диких и домашних животных.

7. Игра «Четвёртый лишний»

Логопед:

- Перед тобой табличка с рядами животных. Тебе нужно внимательно на них посмотреть, сказать, кто нарисован, а потом в каждом ряду найти животное, которое не подходит к остальным, как-то сильно от них отличается.

- Давай назовём животных из первого ряда.

Ребёнок:

- Корова, свинья, кабан и лошадь.

Логопед:

- А теперь подумай, кто здесь лишний и почему.

Ребёнок:

- Лишний кабан, потому что он дикий, а остальные домашние животные.

Логопед:

- Отлично. Смотрим дальше.

Ребёнок:

- Белка, заяц, енот и лось. Лишний лось, потому что только у него есть рога и копыта.

- Лев, бобёр, оленёнок и зебра. Лишний оленёнок, потому что он маленький, а остальные взрослые животные.

- Слон, медведь, крокодил и жираф. Лишний медведь, потому что остальные встречаются только в жарких странах.

8. Упражнение «Ищем звук»

Логопед:

- Отлично, а теперь я закрою табличку, а ты вспомни тех животных, в названии которых был звук [р], и определи его место (начало, середина или конец слова)

Ребёнок:

- Жираф – звук [р] стоит в середине, зебра - звук [р] стоит в середине, крокодил - звук [р] стоит в середине, корова - звук [р] стоит в середине, бобёр – звук [р] стоит в конце.

Логопед:

- На каком месте не было звука [р].

Ребёнок:

- В начале слова.

Логопед:

- Вспомни какое-нибудь животное, которое начинается на этот звук.

Ребёнок:

- Рысь.

9. Упражнение «Координаты»

Логопед:

- А теперь я буду называть тебе координаты, а ты должен будешь найти нужное животное в таблице и закрасить соответствующие ячейки.

- от кабана шаг в право

- от лося три шага влево

- от свиньи три шага вниз

- от зебры один шаг вверх и два шага влево

- от животного в правом нижнем углу два шага вверх

Ребёнок:

- Лошадь, белка, медведь, заяц, лось.

10. Физ. минутка «Мы хлопаем руками»

Логопед:

- А сейчас давай ещё раз разомнёмся.

Логопед и ребёнок встают друг на против друга. Ребенок слушает слова и повторяет действия.

Мы хлопаем руками –

Раз, два, три.

Мы топаем ногами –

Раз, два, три.

Мы руки поднимаем,

Мы руки опускаем,

Мы руки опускаем,

Мы руки поднимаем

И весело шагаем!

Логопед:

- Отлично, бери свой стул и садись к экрану.

11. Интерактивная игра «Мой, моя, моё»

Логопед:

- Садись к экрану. Слушай задание.

Ребёнок слушает заданные инструкции и выполняет задание. На свинках написаны притяжательные местоимения (МОЙ, МОЯ, МОЁ). Надо кликнуть по диску и послушать слово. Затем отнести диск к свинке с соответствующим местоимением.

III Заключительная часть.

1. Завершение занятия.

Логопед:

- Наше занятие заканчивается. Какое задание для тебя было самым лёгким? А наоборот, самым сложным? А какое задание тебе большего всего понравилось?

Ребёнок даёт ответы

Логопед:

- Ты сегодня молодец, очень старался. До свидания, Саша!

Ребёнок:

- До свидания!

Литература:

  1. Комарова Л.А. Автоматизация звука Р в игровых упражнениях. Альбом дошкольника. М.: Издательство Гном и Д, 2008. 32 с.
  2. Спивак Е.Н. Звуки Л, Ль, Р, Рь. Речевой материал для автоматизации и дифференциации звуков у детей 5-7 лет. М.: Издательство Гном, 2021. 112 с
  3. Спивак Е.Н. Звуки Ш, Ж, Ч, Щ. Речевой материал для автоматизации и дифференциации звуков у детей 5-7 лет.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект коррекционного занятия с детьми старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи по образовательной деятельности «Речевое развитие» «Зимушка – Зима»

выполняя задания снежинок, дети собирают пазл с изображением Зимы, которая появляется в конце занятия и дарит ларец с конфетами....

конспекты занятий для детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи (заикание)

конспекты занятий по развию речи детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи (заикание)...

Конспект логопедического занятия с детьми старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи. Ряховская Д.Р. к.п.н., учитель-логопед высшей квалификационной категории

Дети очень любят гулять и обращают внимание только на то, что попадает в поле их зрения. Прогуливаясь в лесу, конечно взрослые стараются рассказать своим детям о растущих ягодах, съедобных и несъедобн...

Конспект образовательной деятельности по речевому развитию для детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи на тему: Зима. Признаки.

Данное занятие проводится с группой детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи. Проводя с детьми данное занятие, мы развиваем познавательную мотивацию, закрепляем знания о зиме и ...

Коррекционно-развивающее занятие для детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи группы компенсирующей направленности на тему «Дикие животные наших лесов»

Приоритетная образовательная область: Речевое развитие Интеграция образовательных областей: Социально-коммуникативное развитие Познавательное развитие Физическое развитие Художественно-эстетическое ра...

"Использование информационно-компьютерных технологий на логопедических занятиях с детьми старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи"

Информационные технологии в последнее время стали перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи.Использование наглядных пособий, дидактических игр, ин...