Главные вкладки

    Непосредственная образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития по теме: «Осень. Деревья осенью».
    методическая разработка по коррекционной педагогике (старшая группа) по теме

    Конспект НОД с детьми старшего дошкольного возраста с ЗПР. Тема: "Осень.Деревья осенью."

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon otkrytoe_zanyatie._osen._zvuk_a.doc47 КБ

    Предварительный просмотр:

    Государственное  бюджетное  дошкольное  образовательное учреждение  детский  сад  №  121  компенсирующего  вида    Невского  района

    г. Санкт – Петербурга.

    Непосредственная  образовательная деятельность  

    с детьми старшего возраста с общим недоразвитием речи по теме: «Осень. Деревья осенью. Звук «А».

    Учитель – логопед  ГБДОУ №121

    Василенко  Марианна  Аркадьевна.

    30.09.2014

    Задачи:

    Образовательные:

    1. Закреплять знания  о признаках осени, названиях деревьев.
    2. Познакомить со стихотворением А.Плещеева «Осень».
    3. Познакомить с термином «гласный звук».

    Коррекционно-развивающие:

    1. Активизировать  словарь (признаки осени, названия  деревьев, слова,

    начинающиеся на звук «А»)

    1. Упражнять в образовании существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
    2. Упражнять в составлении предложений с предлогами «НА» и «С».
    3. Развивать слуховое  восприятие и внимание, фонематический слух.
    4. Развивать зрительную память.
    5. Формировать длительный направленный выдох.
    6. Развивать координацию речи с движением, общую и мелкую моторику.

    Воспитательные:

    1. Воспитывать уважение к сверстникам, умение слушать товарищей.
    2. Воспитывать интерес и любовь к природе.
    3. Вызывать интерес и любовь к поэзии.
    4. Воспитывать бережное отношение к пособиям.

    Оборудование: мнемотаблица к стихотворению, карточки с изображением деревьев и листьев, мячик, листья, закреплённые на занавеске, изображение матрёшки, таблица для произнесения звуков, предметные картинки на звук «А».

    Ход занятия:

    1.Оргмомент. Приветствие.

    2.Сообщение темы занятия.

    Л.- Ребята, сегодня мы с вами будем говорить о времени года. Скажите, пожалуйста, какое сейчас время года? (осень)

    3. Чтение стихотворения А.Плещеева «Осень».

    Л.-Послушайте внимательно стихотворение:

                     Осень наступила,

                     Высохли цветы,

                     И глядят уныло

                     Голые кусты.

                     Туча небо кроет.

                     Солнце не блестит.

                     Ветер в поле воет,

                     Дождик моросит.

    -О каком  времени года это стихотворение?

    -Какое настроение создаёт это стихотворение грустное или весёлое? Почему?

    - А теперь я прочитаю это стихотворение по картинкам, а вы послушаете и постараетесь запомнить. (использование мнемотаблицы)

    - Какие признаки осени есть в этом стихотворении? (вянут и сохнут цветы, голые кусты – облетели все листья, тучи на небе, солнце появляется редко – пасмурное небо, сильный ветер, часто идёт дождь).

    - Что значит слово «уныло»? (грустно, печально) Сделайте, пожалуйста, унылое лицо.

    - Покажите, как ветер в поле воет. («у-у-у-у»)

    - Что значит «дождик моросит»? (идёт тихо)

    4. «Назови ласково» или «Большой-маленький»:

    Цветок – цветочек, куст-…,туча - …, ветер -…, дождь -…, солнце-…,лужа-…,капля-…,дуб-…,берёза-…,дерево-…, лист-…

    5. Координация речи с движением «Дождик»:

    Капля-раз, капля – два,

    Очень медленно сперва,

    (прыжки на носочках, руки на поясе, медленно)

    А потом, потом, потом

    Всё бегом, бегом, бегом.

    (прыжки в быстром темпе)

    Мы зонты свои раскрыли,   (руки развести в стороны)

    От  дождя  себя  укрыли.   (руки полукругом над головой)

    6. «Деревья и листья»:

    Вспоминаем названия деревьев по картинкам (берёза, дуб, клён, липа, рябина)

    - Посмотрите, ребята, ветер сорвал листья с этих деревьев и они упали к вам на столы. Возьмите свои листья и угадайте, с какого они дерева?

    Составление предложений с предлогами «НА» и «С» (по образцу логопеда)

    -Эти листья росли «НА» берёзе, а потом упали «С» берёзы.

    (Располагаем изображения листьев под изображением соответствующих деревьев на наборном полотне).

     7. «Найди свой листочек и подуй на него»:

     По заданию логопеда дети подходят к определённому листу, закреплённому на занавеске.

    - Ира, найди маленький кленовый лист (лист клёна) и подойди к нему.

    - Феликс, найди дубовый лист.

     

    - А теперь давайте поиграем в ветерок. Сделайте губки «трубочкой» и подуйте на свой листочек.

    8.Пальчиковая гимнастика:

    Раз, два, три, четыре, пять,

    (загибают пальчики, начиная с большого)

    Будем листья собирать.

    (сжимают и разжимают кулачки)

    Листья берёзы, листья осины,

    Листики тополя, листья рябины,

    Листики дуба мы соберём,

    (загибают пальчики, начиная с большого)

    Маме  осенний  букет  отнесём.

    («шагают» по столу средним и указательным пальцами)

    9. Знакомство  со  звуком «А».

    - Ребята, к нам в гости пришла матрёшка. Посмотрите, какое у неё весёлое, доброе лицо, а ротик широко открыт. Угадайте, какой звук произносит матрёшка так широко открывая рот? (звук «А»). Давайте и мы с вами произнесём этот звук. («А-А-А»). Давайте будем произносить этот звук по-разному: тихо, громко, коротко, протяжно, высоко, низко (по таблице).

    - Скажите мне, ребята – легко вам произносить звук «А», ничего вам не мешает? Можно тянуть звук «А»? Петь?

    Звук, который можно тянуть и петь называется «гласный» звук. Как называется звук «А»? (гласный)

    10. «Ловим звук «А»:

    - Я буду говорить разные звуки, а вы будете ловить ладошками только звук «А»

    - А, У, И, А, А,О, И, Р,А

    - АМ, УМ. АС. ОП

    - Аня, астра, утюг, аптека, ослик

    11.Выделение звука «А» из начальной позиции в словах.

    - А сейчас я раздам вам картинки, которые начинаются на звук «А». Назовите свою картинку так, чтобы мы хорошо услышали звук «А»  («потяните» звук «А») (арбуз, антенна, альбом, Айболит, арфа,автомат)

    -Поставит свою картинку на наборное полотно тот, у кого  на картинке оружие. (ребёнок ставит картинку и ещё раз называет слово «автомат»)

    - Поставит свою картинку на наборное полотно тот, у кого  добрый доктор, который лечит животных.

    - Этот предмет устанавливают на крыше, чтобы телевизор хорошо работал.

    - В нём рисуют красками.

    - Он сладкий, вкусный, круглый.

    - Это музыкальный инструмент.

    12. «Чего не стало»

    Логопед  переворачивает карточку, пряча картинку, дети говорят:

    - Не  стало  автомата, Айболита, антенны, альбома, арбуза, арфы.

    13. «Назови картинки по порядку». (дети называют картинки по порядку, логопед переворачивает карточки)

    -  С какого звука начинаются все эти слова? (со звука «А»)

    14.Подведение итогов занятия.

    Л.-Чем мы сегодня занимались? Что вам понравилось делать? Что вам было интересно? Молодцы!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Интегрированное занятие по познавательному развитию, музыки и художественному творчеству для старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития на тему: «Какая она зима»

    Программное содержание.Воспитывать в детях чувство прекрасного, любовь к природе, к родному краю через изобразительное искусство, музыку, поэзию.Продолжать знакомить с пейзажной живописью. Вызывать эм...

    Информация об опыте работы по нетрадиционным техникам рисования с детьми старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития

    Информация об опыте работы по нетрадиционным техникам рисования с детьми старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития...

    Опыт работы "Нетрадиционные методы работы по изобразительной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития"

    "Нетрадиционные методы работы по изобразительной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития"...

    КОНСПЕКТ совместной деятельности по развитию речи с детьми среднего дошкольного возраста с задержкой психического развития на тему «Домашние животные».

    Конспект совместной деятельности по развитию речи с детьми среднего дошкольного возраста с задержкой психического развитияна тему «Домашние животные»....

    Конспект НОД учителя-дефектолога с детьми старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития по теме "Деревья"

    В данном конспекте представлено занятие, предназначенное для детей старшего дошкольного возраста с ЗПР....

    Конспект итоговой образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития Тема: «ПРИКЛЮЧЕНИЕ БУРАТИНО»

    Интегрированная образовательная деятельность для детей с задержкой психического развития старшего возраста....