Игры -занятия по речевому развитию с детьми первого года жизни.
учебно-методический материал по логопедии
Первый год жизни ребенка – подготовительный этап развития речи. В этот период формируются предпосылки развития речи: речевое дыхание, артикулирование звуков, речевое подражание, понимание смыслового значения слов. Если к концу первого года ребенок овладеет этими умениями, то на втором его речь будет развиваться успешно. Кроме того, в данный период необходимо формировать зрительное и слуховое восприятие.
Голосовые реакции, имеющие значение подготовительных этапов речи, возникают у детей в первые месяцы жизни под влиянием эмоционального общения со взрослым. В голосовых проявлениях ребенка можно наблюдать последовательно возникающие этапы: короткие звуки – гукание (1,5- 4 мес.), певчие звуки- гуление (2-3 мес.), повторные слоги – лепет (6-7 мес.), первые слова (10-12 мес.).
На каждом этапе формируются важные механизмы речеобразования. Гуление, например, развивает речевое дыхание (т. к. слоги произносит ребенок нараспев). В этот же период в благоприятной акустической обстановке малыш начинает прислушиваться к звукам собственного голоса, у него возникает связь между слуховым и речедвигательными анализаторами. На этапе лепета ребенок овладевает артикулированием многих звуков речи, в первую очередь губных (б, м, п). Лепет возникает благодаря тому, что ребенок начал прислушиваться к своему голосу. Осуществляется лепет, под контролем своего слуха. Малыш слышит произносимый им слог, и многократно повторяет его. Если по каким-то причинам произошла задержка в развитии голосовых реакций, нужно постараться помочь ему овладеть необходимым этапом речи. Например, если в 5 месяцев у малыша не наблюдаются певучие звуки гуления, взрослый в играх, занятиях при эмоциональном общении с ребенком употребляет напевные звуки. Если же у 7месячного малыша отсутствует лепет, взрослый должен употреблять слоги и вызывать у ребенка желание отвечать тем же. Чем богаче у малыша слуховые впечатления, тем легче ему выделить доступный для его еще не развитой артикуляции звук, поэтому в процессе общения с ребенком следует произносить разнообразные слоги.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 20.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Игры -занятия по речевому развитию с детьми
первого года жизни.
Первый год жизни ребенка – подготовительный этап развития речи. В этот период формируются предпосылки развития речи: речевое дыхание, артикулирование звуков, речевое подражание, понимание смыслового значения слов. Если к концу первого года ребенок овладеет этими умениями, то на втором его речь будет развиваться успешно. Кроме того, в данный период необходимо формировать зрительное и слуховое восприятие.
Голосовые реакции, имеющие значение подготовительных этапов речи, возникают у детей в первые месяцы жизни под влиянием эмоционального общения со взрослым. В голосовых проявлениях ребенка можно наблюдать последовательно возникающие этапы: короткие звуки – гукание (1,5- 4 мес.), певчие звуки- гуление (2-3 мес.), повторные слоги – лепет (6-7 мес.), первые слова (10-12 мес.).
На каждом этапе формируются важные механизмы речеобразования. Гуление, например, развивает речевое дыхание (т. к. слоги произносит ребенок нараспев). В этот же период в благоприятной акустической обстановке малыш начинает прислушиваться к звукам собственного голоса, у него возникает связь между слуховым и речедвигательными анализаторами. На этапе лепета ребенок овладевает артикулированием многих звуков речи, в первую очередь губных (б, м, п). Лепет возникает благодаря тому, что ребенок начал прислушиваться к своему голосу. Осуществляется лепет, под контролем своего слуха. Малыш слышит произносимый им слог, и многократно повторяет его. Если по каким-то причинам произошла задержка в развитии голосовых реакций, нужно постараться помочь ему овладеть необходимым этапом речи. Например, если в 5 месяцев у малыша не наблюдаются певучие звуки гуления, взрослый в играх, занятиях при эмоциональном общении с ребенком употребляет напевные звуки. Если же у 7месячного малыша отсутствует лепет, взрослый должен употреблять слоги и вызывать у ребенка желание отвечать тем же. Чем богаче у малыша слуховые впечатления, тем легче ему выделить доступный для его еще не развитой артикуляции звук, поэтому в процессе общения с ребенком следует произносить разнообразные слоги.
Во втором полугодии первого года жизни возникает подражание звукам, а затем появляются первые осмысленные слова.
Подражание звукам чаще можно всего наблюдать в последней четверти года, но умения, его подготавливающие и лежащие в его основе, формируются раньше. Это желание и умение прислушиваться к тому, что говорит взрослый; глядя на него двигать губами, языком, произносить знакомый звук. Подражание развивает подвижность губ, языка (без чего ребенок не научится правильно произносить звуки), а главное создает установку отвечать «речью» на слова взрослого.
В 9-10 месяцев дети относительно легко воспроизводят звуки, которые слышат в окружающей среде: речь взрослого, детей, а также звуки, издаваемые животными, и прочие звуки.
Однако подражание – процесс сложный. Одни дети хорошо лепечут, но воспроизводить звуки за взрослыми не умеют. У других часто наблюдается отсроченное подражание. Однако при проведении систематических игр и упражнений у детей удается сформировать сложную способность подражать звукам речи.
В этот период на основе усвоенных звуков и понимания речи возникают первые осмысленные слова. К году в активном словаре ребенка можно насчитать 8-12 слов, включая звукоподражание.
Развитие речи и подражания звукам возможно при достаточно развитом слуховом восприятии. Существует взаимная обусловленность в развитии слухового и речедвигательного анализаторов: слуховое восприятие стимулирует деятельность артикулярного аппарата, а произношение звуков благоприятствует развитию речевого слуха, формирование которого невозможно без участия звуковоспроизводящего механизма.
Своевременное развитие слуха - важнейшая предпосылка развития речи. С первых месяцев жизни у детей необходимо развивать слуховое сосредоточение, чему способствует благоприятная акустическая среда: тихая обстановка, в которой ребенку легко услышать речь окружающих и звуки, произносимые им самим.
Особое значение приобретает тишина в период перехода от этапа гуления к лепету, так как для возникновения повторных звуков нужен слуховой контроль. На фоне тишины следует осуществлять целенаправленное речевое общение взрослого с малышами. Громкие звуки обычно затормаживают голосовые реакции детей.
Важная предпосылка развития речи – формирование у детей потребности в речевом общении со взрослым. Уже с первых месяцев жизни у детей наблюдается различная голосовая активность. Взрослые должны особенно внимательны к малышам, произносящим мало звуков. Однако неправильно думать, что дети, которые произносят много звуков, не нуждаются в помощи взрослых. Без нее ребенок может задержаться на одном этапе, стереотипно повторяя освоенное. Каждое обращение взрослого к ребенку должно быть целенаправленным: малышу нужно видеть лицо говорящего, его мимику, артикуляцию.
Игры – упражнения с детьми в возрасте от рождения до 6 месяцев.
Эмоционально-речевое общение со взрослым – наиболее эффективный дидактический прием стимулирования голосовых реакций (улыбка, ласковый разговор с разнообразными интонациями). Все это повышает эмоциональный тонус младенца и способствует возникновению голосовых реакций.
Молчаливое присутствие взрослого -приветливое ласковое выражение его лица также активизируют голосовые реакции ребенка.
Прятанье звучащих предметов и игрушек, игра на музыкальных инструментах – все эти приемы формируют слуховое восприятие, необходимое для развития речевого слуха и понимания речи окружающих взрослых.
Игры – занятия с детьми от 6 месяцев до 1 года.
Эмоционально-речевое общение. Взрослый произносит отдельные звуки. При этом малыш видит его мимику и артикуляцию. Звуки надо произносить с разной интонацией, чередуя с шепотом.
Содержательное общение по поводу какой-либо образной игрушки. Взрослый показывает ребенку игрушку, называет ее, проделывает возможные действия, обозначает их словом.
Содержательное общение по поводу способа действия с игрушкой. Взрослый, учитывая возраст и уровень развития ребенка, обучает его разным действиям. Свои действия взрослый сопровождает речью, обозначая каждое слово.
Игры-занятия для детей в возрасте 9-12 месяцев.
«Кукла Ляля пришла в гости к детям». Взрослый знакомит ребенка с куклой. Учит на вопрос «Где?» находить куклу, части тела, лица.
«Птичка прилетела». Взрослый знакомит детей с игрушкой в образе птицы. Кто к нам прилетел? Это птичка. Разводит руки и машет ими как птица. Предлагает повторить движения ребенку.
«Волшебный мешочек». Взрослый спрашивает: «А что в мешочке?». Затем достает по одной игрушке, например, «Это собачка. Она лает: ав, ав», «Это мячик. Его мы бросаем: оп-па» и т.п.
Литература. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста: Пособие для воспитателей детского сада/Е.В. Зворыгина и др.; Под ред. С.Л. Новоселовой. -4 – е изд., перераб.- М.: Просвещение,1985г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Речевое развитите на пятом году жизни
Памятка для педагогов и родителей...
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/02/picture-213470-1362187770.jpg)
Речевое развитие на шестом году жизни
На шестом году жизни дети начинают шире пользоваться монологической речью. Они могут самостоятельно пересказывать содержание небольших сказок, рассказов, понятно для окружающих высказывать свои ...
![](/sites/default/files/pictures/2013/09/14/picture-296084-1379134239.jpg)
"Активизация речевого развития детей третьего года жизни средствами, созданными в физкультурно-игровой среде"
Данная статья является обобщенным опытом работы и поможет в работе воспитателям раннего возраста Статья (ссылка на текст статьи)...
![](/sites/default/files/pictures/2022/01/03/picture-1375284-1641220635.jpg)
Конспект открытого занятия на усвоение программного материала за II полугодие по речевому развитию дети шестого года жизни на тему: "Задания из школьного портфеля"
Занятие разработано для детей 6-7 лет. Нацелино на выявление у дошкольников базовых предпосылок обучения грамоте и овладение речью, как средством общения и культуры.развитие у дошкольников ...
Конспект НОД игры-занятия по речевому развитию для детей 5-го, 6-го года жизни на тему: «Научу обуваться и братца».
Обогатить словарь детей словами и словосочетаниями: валенная, кожаная, резиновая, межсезонная, удобная; подошва, голенище, пряжка, пара обуви, зимняя обувь, летняя обувь....
![](/sites/default/files/pictures/2021/03/07/picture-1320118-1615111114.jpg)
Конспект занятия по речевому развитию детей третьего года жизни «Куклы в гостях у детей»
Конспект занятия по речевому развитию детей третьего года жизни «Куклы в гостях у детей»...