Игры -занятия по речевому развитию с детьми первого года жизни.
учебно-методический материал по логопедии

Гилева Ольга Петровна

Первый год жизни ребенка – подготовительный этап развития речи. В этот период формируются предпосылки развития речи: речевое дыхание, артикулирование звуков, речевое подражание, понимание смыслового значения слов. Если к концу первого года ребенок овладеет этими умениями, то на втором его речь будет развиваться успешно. Кроме того, в данный период необходимо формировать зрительное и слуховое восприятие.

Голосовые реакции, имеющие значение подготовительных этапов речи, возникают у детей в первые месяцы жизни под влиянием эмоционального общения со взрослым. В голосовых проявлениях ребенка можно наблюдать последовательно возникающие этапы: короткие звуки – гукание (1,5- 4 мес.), певчие звуки- гуление (2-3 мес.), повторные слоги – лепет (6-7 мес.), первые слова (10-12 мес.).

На каждом этапе формируются важные механизмы речеобразования. Гуление, например, развивает речевое дыхание (т. к. слоги произносит ребенок нараспев). В этот же период в благоприятной акустической обстановке малыш начинает прислушиваться к звукам собственного голоса, у него возникает связь между слуховым и речедвигательными анализаторами. На этапе лепета ребенок овладевает артикулированием многих звуков речи, в первую очередь губных (б, м, п). Лепет возникает благодаря тому, что ребенок начал прислушиваться к своему голосу. Осуществляется лепет, под контролем своего слуха. Малыш слышит произносимый им слог, и многократно повторяет его. Если по каким-то причинам произошла задержка в развитии голосовых реакций, нужно постараться помочь ему овладеть необходимым этапом речи. Например, если в 5 месяцев у малыша не наблюдаются певучие звуки гуления, взрослый в играх, занятиях при эмоциональном общении с ребенком употребляет напевные звуки. Если же у 7месячного малыша отсутствует лепет, взрослый должен употреблять слоги и вызывать у ребенка желание отвечать тем же. Чем богаче у малыша слуховые впечатления, тем легче ему выделить доступный для его еще не развитой артикуляции звук, поэтому в процессе общения с ребенком следует произносить разнообразные слоги.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл may_sayt.docx20.17 КБ

Предварительный просмотр:

Игры -занятия по речевому развитию с детьми

первого года жизни.

Первый год жизни ребенка – подготовительный этап развития речи. В этот период формируются предпосылки развития речи: речевое дыхание, артикулирование звуков, речевое подражание, понимание смыслового значения слов. Если к концу первого года ребенок овладеет этими умениями, то на втором его речь будет развиваться успешно. Кроме того, в данный период необходимо формировать зрительное и слуховое восприятие.

Голосовые реакции, имеющие значение подготовительных этапов речи, возникают у детей в первые месяцы жизни под влиянием эмоционального общения со взрослым. В голосовых проявлениях ребенка можно наблюдать последовательно возникающие этапы: короткие звуки – гукание (1,5- 4 мес.), певчие звуки- гуление (2-3 мес.), повторные слоги – лепет (6-7 мес.), первые слова (10-12 мес.).

На каждом этапе формируются важные механизмы речеобразования. Гуление, например, развивает речевое дыхание (т. к. слоги произносит ребенок нараспев). В этот же период в благоприятной акустической обстановке малыш начинает прислушиваться к звукам собственного голоса, у него возникает связь между слуховым и речедвигательными анализаторами. На этапе лепета ребенок овладевает артикулированием многих звуков речи, в первую очередь губных (б, м, п). Лепет возникает благодаря тому, что ребенок начал прислушиваться к своему голосу. Осуществляется лепет, под контролем своего слуха. Малыш слышит произносимый им слог, и многократно повторяет его. Если по каким-то причинам произошла задержка в развитии голосовых реакций, нужно постараться помочь ему овладеть необходимым этапом речи. Например, если в 5 месяцев у малыша не наблюдаются певучие звуки гуления, взрослый в играх, занятиях при эмоциональном общении с ребенком употребляет напевные звуки. Если же у 7месячного малыша отсутствует лепет, взрослый должен употреблять слоги и вызывать у ребенка желание отвечать тем же. Чем богаче у малыша слуховые впечатления, тем легче ему выделить доступный для его еще не развитой артикуляции звук, поэтому в процессе общения с ребенком следует произносить разнообразные слоги.

Во втором полугодии первого года жизни возникает подражание звукам, а затем появляются первые осмысленные слова.

Подражание звукам чаще можно всего наблюдать в последней четверти года, но умения, его подготавливающие и лежащие в его основе, формируются раньше. Это желание и умение прислушиваться к тому, что говорит взрослый; глядя на него двигать губами, языком, произносить знакомый звук. Подражание развивает подвижность губ, языка (без чего ребенок не научится правильно произносить звуки), а главное создает установку отвечать «речью» на слова взрослого.

В 9-10 месяцев дети относительно легко воспроизводят звуки, которые слышат в окружающей среде: речь взрослого, детей, а также звуки, издаваемые животными, и прочие звуки.

Однако подражание – процесс сложный. Одни дети хорошо лепечут, но воспроизводить звуки за взрослыми не умеют. У других часто наблюдается отсроченное подражание. Однако при проведении систематических игр и упражнений у детей удается сформировать сложную способность подражать звукам речи.

В этот период на основе усвоенных звуков и понимания речи возникают первые осмысленные слова. К году в активном словаре ребенка можно насчитать 8-12 слов, включая звукоподражание.

Развитие речи и подражания звукам возможно при достаточно развитом слуховом восприятии. Существует взаимная обусловленность в развитии слухового и речедвигательного анализаторов: слуховое восприятие стимулирует деятельность артикулярного аппарата, а произношение звуков благоприятствует развитию речевого слуха, формирование которого невозможно без участия звуковоспроизводящего механизма.

Своевременное развитие слуха - важнейшая предпосылка развития речи. С первых месяцев жизни у детей необходимо развивать слуховое сосредоточение, чему способствует благоприятная акустическая среда: тихая обстановка, в которой ребенку легко услышать речь окружающих и звуки, произносимые им самим.

Особое значение приобретает тишина в период перехода от этапа гуления к лепету, так как для возникновения повторных звуков нужен слуховой контроль. На фоне тишины следует осуществлять целенаправленное речевое общение взрослого с малышами. Громкие звуки обычно затормаживают голосовые реакции детей.

Важная предпосылка развития речи – формирование у детей потребности в речевом общении со взрослым. Уже с первых месяцев жизни у детей наблюдается различная голосовая активность. Взрослые должны особенно внимательны к малышам, произносящим мало звуков. Однако неправильно думать, что дети, которые произносят много звуков, не нуждаются в помощи взрослых. Без нее ребенок может задержаться на одном этапе, стереотипно повторяя освоенное. Каждое обращение взрослого к ребенку должно быть целенаправленным: малышу нужно видеть лицо говорящего, его мимику, артикуляцию.

Игры – упражнения с детьми в возрасте от рождения до 6 месяцев.

Эмоционально-речевое общение со взрослым – наиболее эффективный дидактический прием стимулирования голосовых реакций (улыбка, ласковый разговор с разнообразными интонациями). Все это повышает эмоциональный тонус младенца и способствует возникновению голосовых реакций.

Молчаливое присутствие взрослого -приветливое ласковое выражение его лица также активизируют голосовые реакции ребенка.

Прятанье звучащих предметов и игрушек, игра на музыкальных инструментах – все эти приемы формируют слуховое восприятие, необходимое для развития речевого слуха и понимания речи окружающих взрослых.

Игры – занятия с детьми от 6 месяцев до 1 года.

Эмоционально-речевое общение. Взрослый произносит отдельные звуки. При этом малыш видит его мимику и артикуляцию. Звуки надо произносить с разной интонацией, чередуя с шепотом.

Содержательное общение по поводу какой-либо образной игрушки. Взрослый показывает ребенку игрушку, называет ее, проделывает возможные действия, обозначает их словом.

Содержательное общение по поводу способа действия с игрушкой. Взрослый, учитывая возраст и уровень развития ребенка, обучает его разным действиям. Свои действия взрослый сопровождает речью, обозначая каждое слово.

Игры-занятия для детей в возрасте 9-12 месяцев.

«Кукла Ляля пришла в гости к детям». Взрослый знакомит ребенка с куклой. Учит на вопрос «Где?» находить куклу, части тела, лица.

«Птичка прилетела». Взрослый знакомит детей с игрушкой в образе птицы. Кто к нам прилетел? Это птичка. Разводит руки и машет ими как птица. Предлагает повторить движения ребенку.

«Волшебный мешочек». Взрослый спрашивает: «А что в мешочке?». Затем достает по одной игрушке, например, «Это собачка. Она лает: ав, ав», «Это мячик. Его мы бросаем: оп-па» и т.п.

Литература. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста: Пособие для воспитателей детского сада/Е.В. Зворыгина и др.; Под ред. С.Л. Новоселовой. -4 – е изд., перераб.- М.: Просвещение,1985г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Речевое развитите на пятом году жизни

Памятка для педагогов и родителей...

Речевое развитие на шестом году жизни

На шестом году жизни дети начинают шире пользоваться монологической речью. Они могут самостоятельно пересказывать содержание небольших сказок, рассказов, понятно для окружающих высказывать свои ...

"Активизация речевого развития детей третьего года жизни средствами, созданными в физкультурно-игровой среде"

Данная статья является обобщенным опытом работы и поможет в работе воспитателям раннего возраста Статья (ссылка на текст статьи)...

Речевое развитие ребенка третьего года жизни

Данный  материал можно использовать в работе с родителями детей раннего возраста....

Конспект открытого занятия на усвоение программного материала за II полугодие по речевому развитию дети шестого года жизни на тему: "Задания из школьного портфеля"

Занятие разработано для детей 6-7 лет.  Нацелино на выявление у дошкольников базовых предпосылок обучения грамоте и овладение речью, как средством общения и культуры.развитие у дошкольников ...

Конспект НОД игры-занятия по речевому развитию для детей 5-го, 6-го года жизни на тему: «Научу обуваться и братца».

Обогатить словарь детей словами и словосочетаниями: валенная, кожаная, резиновая, межсезонная, удобная; подошва, голенище, пряжка, пара обуви, зимняя обувь, летняя обувь....