Минимальные дизартрические проявления у детей дошкольного возраста
учебно-методический материал по логопедии

Каримова Наталья Викторовна

В статье описываются причины, симптоматика и способы выявления минимальных дизартрических расстройств у детей дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx20.18 КБ

Предварительный просмотр:

В логопедической практике у детей очень часто наблюдаются недостатки произношения, которые имеют более длительную и сложную динамику устранения. В то же время симптоматика и природа данных нарушений не соответствует ни дислалии, ни дизартрии. Поэтому О.А. Токаревой был предложен термин «стертая дизартрия», который характеризует данное нарушения как проявления  «псевдобульбарной дизартрии».

Стертая дизартрия — речевая патология, проявляющаяся в расстройствах фонетического и просодического компонентов речевой функциональной системы и возникающая вследствие невыраженного микроорганического поражения головного мозга (Л.В. Лопатина).

        Позже И.Б. Карелина ввела новую терминологию, где стертая дизартрия трактуется как минимальные дизартрические расстройства- МДР.

Для раннего выявления стертой дизартрии и правильной организации комплексного воздействия необходимо знать симптомы, характеризующие эти нарушения. Обследование ребенка начинается с беседы с мамой и изучения поликлинической карты развития ребенка. Анализ анамнестических сведений показывает, что имеют место: отклонения во внутриутробном развитии (токсикозы, гипертония, нефропатия, внутриутробные инфекции и др.); асфиксия новорожденных; стремительные или затяжные роды. Со слов мамы, «ребенок закричал не сразу, ребенка приносили кормить позже, чем всех».  Такие дети плохо берут грудь, вяло сосут. Длительное  время эти дети не могут жевать, кусать, давятся твердой пищей, не могут пить из чашки. В первый год жизни многие наблюдались у невролога, назначалось медикаментозное лечение и массаж. В диагнозе до года стояло «ПЭП» (перинатальная энцефалопатия). Развитие ребенка после одного года, как правило, у всех бывает благополучным, невропатолог больше не наблюдает этих детей, и ребенок считается здоровым. Но у данных детей моторные функции развиваются с задержкой. Отмечается общая моторная неловкость, неумение прыгать, переступать по ступенькам, ловить и удерживать мяч. Отмечается позднее появление пальцевого захвата мелких предметов, трудности при овладении навыками самообслуживания, нелюбовь к рисованию. Многие дети в течение длительного времени не умеют правильно держать карандаш. В дальнейшем у них сохраняются стойкие трудности при овладении графомоторными навыками. По мере роста ребенка в диагностике все большее значение начинают приобретать речевые симптомы.

У детей выявляются:

-специфические артикуляционные нарушения:

Паретичность мышц органов артикуляции проявляется в следующем: лицо гипомимично (слабая мимика), мышцы лица при пальпации вялые; позу закрытого рта многие дети не удерживают, т. к. нижняя челюсть не фиксируется в приподнятом состоянии из-за вялости жевательной мускулатуры; губы вялые, углы их опущены. Язык при паретической симптоматике тонкий, находится на дне полости рта, вялый, кончик языка малоактивный. При функциональных нагрузках (артикуляционных упражнениях) мышечная слабость увеличивается.

Спастичностъ мышц органов артикуляции проявляется в следующем: лицо амимично (отсутствие мимических реакций), мышцы лица при пальпации твердые, напряженные. Губы у такого ребенка постоянно находятся в полуулыбке: верхняя губа прижимается к деснам. Во время речи губы не принимают участие в артикуляции звуков. Многие дети, у которых отмечается подобная симптоматика, не умеют выполнять артикуляционное упражнение «трубочка», т. е. вытянуть губы вперед, и др. Язык при спастическом симптоме чаще изменен по форме: толстый, без выраженного кончика, малоподвижный.

Гиперкинезы при стертой дизартрии проявляются в виде дрожания, тремора языка и голосовых связок.

Тремор языка проявляется при функциональных пробах и нагрузках. Например, при задании поддержать широкий язык на нижней губе под счет 5—10 язык не может сохранить состояние покоя, появляется дрожание и легкий цианоз (т. е. посинение кончика языка), а в некоторых случаях язык крайне беспокойный (по языку прокатываются волны в продольном или в поперечном направлении). В этом случае ребенок не может удержать язык вне полости рта. Гиперкинезы языка чаще сочетаются с повышенным тонусом мышц артикуляционного аппарата.

Апраксия при стертой дизартрии выявляется одновременно в невозможности выполнения каких-либо произвольных движений руками и органами артикуляции. В артикуляционном аппарате апраксия проявляется в невозможности выполнения определенных движений или при переключении от одного движения к другому. Можно наблюдать кинетическую апраксию, когда ребенок не может плавно переходить от одного движения к другому. У других детей отмечается кинестетическая апраксия, когда ребенок производит хаотические движения, «нащупывая» нужную артикуляционную позу.

Девиация, т. е. отклонения языка от средней линии, проявляется также при артикуляционных пробах, при функциональных нагрузках. Девиация языка сочетается с асимметрией губ при улыбке со сглаженностью носогубной складки.

Гиперсаливация (повышенное слюноотделение) определяется лишь во время речи. Дети не справляются с саливацией, не сглатывают слюну, при этом страдают произносительная сторона речи и просодика.

При обследовании моторной функции артикуляционного аппарата у детей со стертой дизартрией отмечается возможность выполнения всех артикуляционных проб, т.е. дети по заданию выполняют все артикуляционные движения — например, надуть щеки, пощелкать языком, улыбнуться, вытянуть губы и т.д. При функциональных нагрузках качество артикуляционных движений резко падает. Это и приводит во время речи к искажению звуков, смешению их и ухудшению в целом просодической стороны речи.

-стойкие нарушения произношения звуков:

Выявляются искажения, смешения, замены или отсутствие звуков. Изолированно звуки могут быть сохранены, а в речевом потоке произносятся искаженно, неясно. Процесс автоматизации затруднен: поставленный звук может не использоваться в речи. При стертой дизартрии типичны следующие звуковые расстройства:

  1. При стертой дизартрии может нарушаться произношение как гласных, так и согласных звуков. Межзубное произношение переднеязычных звуков- т-ть, д-дь, н, л, с-сь, з-зь, ц сочетается с отсутствием или горловым произношением звука р.
  2. Боковое произношение свистящих, шипящих, звуков р-рь, замена р-рь на д-дь.
  3. Смягчение согласных звуков (оно обусловлено спастическим напряжением средней части спинки языка).
  4. Шипящие звуки оформляются в более простом нижнем произношении и заменяют свистящие звуки.
  5. Дефекты озвончения, которые рассматриваются как одно из проявлений голосового расстройства.

Уровень развития фонематических процессов, лексико-грамматического строя речи варьируется от нормы до ОНР.

-нарушение просодики:

речь монотонная, невыразительная, темп речи часто ускорен, иногда замедлен.  Голос может быть хриплым, напряженным или высоким, писклявым, может быть очень тихим, слабым, иметь назальный оттенок.

-дыхание поверхностное, отмечается речь на вдохе, укорочен фонационный выдох.

-вегетативные нарушения: выраженная в разной степени саливация, покраснение или бледность кожных покровов, повышенное потоотделение во время речи (мокрые ладошки)

Для оценки моторной сферы (общей и мелкой), артикуляторной, мимической моторики, дыхания, определения уровня общего речевого развития применяются общепринятые методики (пробы Озерецкого, пробы Хэда, поза Ромберга, методики разных авторов (О.А. Волковой, Т.Б. Филичевой, Н.В. Нищевой, Е.В. Мазановой и др.) для диагностики звукопроизношения, слоговой структуры, фонематических процессов, лексико-грамматического строя, связной речи и т.д.).

Для выявления минимальных дизартрических проявлений в ряде случаев применяют следующие функциональные пробы:

Проба 1. Ребенка просят открыть рот, высунуть язык вперед и удерживать его неподвижно по средней линии, одновременно следить глазами за перемещающимся в боковых направлениях предметом. Проба является положительной и свидетельствует о дизартрии, если в момент движений глаз отмечается некоторое отклонение языка в эту же сторону.

Проба 2. Ребенка просят выполнять артикуляционные движения языком, положив при этом руки на его шею. Пи наиболее тонких дифференцированных движениях языка ощущается напряжение шейной мускулатуры, а иногда и видимое закидывание головы назад, что свидетельствует о дизартрических проявлениях.

Дополнительно:

•Упражнение «Полакай молочко».

Поработать 10 секунд, потом положить широкий, как «лопата» язык на нижнюю губу, удержать позу под счет до 7. Если есть неврологическая симптоматика, то она будет очевидна.

•Мимическая моторика: попросить ребенка нахмурить брови, надуть щеки, крепко зажмурить глаза, подмигнуть глазом, улыбнуться - все выполняется под счет. Обратить внимание на то, удерживает ребенок эти позы в течение заданного времени, есть ли вообще эти движения, симметричность их выполнения. Важно предъявлять такие упражнения не один раз.

 •Общая и мелкая моторика: попросить ребенка попрыгать на одной, двух ногах, пройти на пяточках, застегнуть пуговицу, разобрать крупу, зашнуровать что- то и т.д.

Проблемы дифференциальной диагностики стертой дизартрии, организации логопедической помощи этим детям остаются актуальными, учитывая распространенность этого дефекта.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Причины возникновения тревожности и ее проявления у детей дошкольного возраста.

Проявление тревожности в дошкольном возрасте Одним из важнейших условий нормального развития ребенка является чувство безопасности, чувство защищенности и покоя. На основе благоприятного психичес...

Консультация для педагогов ТРЕВОЖНОСТЬ, КАК ПРОЯВЛЕНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ. ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ТРЕВОЖНОСТИ И ОСОБЕННОСТИ ЕЕ ПРОЯВЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

Эмоции и чувства представляют собой отражение реальной действительности в форме переживаний. Различные формы переживания чувств (эмоции, аффекты, настроения, стрессы, страсти и д. р.) образуют в совок...

Консультация для родителей "Невротические проявления у детей дошкольного возраста и рекомендации родителям".

В консультации представлен материал о том какие невротические проявления встречаются у детей дошкольного возраста и как нужно с ними бороться....

Причины возникновения тревожности и особенности ее проявления у детей дошкольного возраста

Эмоции играют важную роль в жизни детей: помогают воспринимать действительность и реагировать на нее. Проявляясь в поведении, они информируют взрослого о том, что ребенку нравится, сердит или огорчает...

Консультация для родителей по теме: «Развитие волевых проявлений у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»

Консультация содержит практический материал, позволяющий родителям формировать волевые качества ребенка....

Консультация педагога - психолога для воспитателей на тему:«Игры, направленные на снижение агрессивных проявлений у детей дошкольного возраста».

В данной консультации описываются: сущность понятия "агрессивность", ее причины,  пути коррекии, игры, направленные на снижение агрессивных проявлений у детей дошкольного возраста....

Как помочь ребёнку или влияние семьи на агрессивные проявления у детей дошкольного возраста?

В статье предлагаются практические рекомендации родителям по предотвращению и снижению агрессивных проявлений у детей старшего дошкольного возраста....