Фонематический слух - основа правильной речи
консультация по логопедии

Елена Любимова

данная консультация знакомит родителей с понятием фонематический слух и его роли в развитии речи ребёнка; принципами и приёмами развития навыков звукого анализа и синтеза.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_na_raz_fon_sluha.docx18.74 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей на тему:

«Фонематический слух – основа правильной речи»

Цель: познакомить родителей с понятием фонематический слух, принципами и приёмами развития навыков звукового анализа и синтеза.

Задачи:

1.Показать важность развития фонематического слуха; его влияние на развитие речи.

2. Познакомить родителей с играми на развитие фонематического слуха.

Умение сосредоточиться на звуке – очень важная особенность человека. Без нее нельзя научиться слушать и понимать речь. Так же важно различать, анализировать и дифференцировать на слух фонемы (звуки, из которых состоит речь). Это умение называется фонематическим слухом

Детям такой слух нужно развивать, поскольку с ним связаны овладение речью и грамотность письма впоследствии. Наибольший пик развития фонематического слуха припадает на возраст 4-5 лет. У детей этого возраста наблюдается особая чувствительность к звукам речи, вот почему этот возраст очень важен для решения поставленной проблемы. Различение звуков речи – фонематический слух - является основой для понимания смысла сказанного. При несформированности звукоразличения ребенок как будто становится немного иностранцем. Недостаточность фонематического слуха проявляется особенно ярко в школе при обучении письму и чтению. Дети с недоразвитием фонематического слуха читают медленно и с ошибками; при письме пропускают буквы, переставляют их местами, не дописывают одну-две буквы в конце слова. Это связано с тем, что дети не умеют дифференцировать звуки «ш-ж», «с-з», «ц-з» и др.  

О нарушении фонематического слуха могут говорить следующие симптомы:

- нарушено произношение отдельных звуков – звонкость подменяется на глухость, твёрдость на мягкость, звуки заменяет на похожие;

-ребёнок пропускает согласные в слове, переставляет согласные местами. Печенье –кеченье.

-ребёнок с трудом отличает или не отличает схожие по звучанию фонемы (коза – коса, чёлка – щёлка)

-ребёнок не может определить слоги в составе слов.

Работу с детьми-дошкольниками по развитию фонематического слуха лучше проводить через игру. Цель игровых упражнений – научить его слушать и слышать. Вскоре Вы заметите, что ребёнок начал слышать себя, свою речь, что он пытается найти правильную артикуляцию, исправить дефектное произношение.

 Игры на развитие фонематического слуха.

1.Поймай звук. Цель: развивать умение слышать заданный звук, «поймать» заданныйзвук. Попросите ребёнка хлопнуть в ладоши, когда он услышит звук «А»: О-У-А-И-Э… Аналогичная работа с другими гласными звуками: О, И, У, Ы, Э.

2.Повтори за мной. Цель: развивать фонематический слух, умение повторить за взрослым цепочку гласных звуков в разной последовательности. Попросите ребёнка повторить за вами звуки: А-О-И, И-У-Ы, … И-О-А-Ы-Э, У-О-И-А-Ы, … АО, ИУ, ЫА, УЭ… АО - ИУ, ЫА - УЭ…

3.Назови одинаковый звук в словах. Цель: развивать фонематический слух, слышать и называть слова с одинаковым звуком. Взрослый произносит три-четыре слова, с заданным звуком: Собака, колбаСа, ноС – дети должны назвать одинаковый звук (с), который есть в этих словах.

 4.Назови первый звук в слове. Цель: развивать фонематический слух, учить определять место звука в слове. Взрослый показывает игрушку (картинку), например, слон и предлагает определить, с какого звука начинается это слово. Взрослый говорит: СССлон. Затем показывает игрушки или картинки животных, игрушек и т. д. и просит «Назови первый звук в слове».

 5. Назови последний звук в слове. Цель: развивать фонематический слух, учить определять место звука в слове. Взрослый показывает игрушку (картинку), например, кот и предлагает определить, какой звук в конце слова. Для этого - проговаривать чётко слово и последний звук голосом выделять громче: ноС, киТ, трактоР, картинА… можно добавить такой приём « Давай поймаем последний звук» и выполнить соответствующее движение рукой. Затем показывает игрушки (картинки) животных, игрушек и т. д. и просит «Назови последний звук в слове».

6. Придумай имя (слово). Цель: учить подбирать слова на заданный звук. Придумай имя на заданный звук, например, звук С – Слава, София, Света, Сергей; сок, сумка, слон, салат…

7. Отвечай, не торопясь. Цель: совершенствовать фонематический слух, называть слова с определённым звуком, определять место звука в слове, подбирать слова с одинаковым звуком. Задания на сообразительность, проверить, как ребёнок научился слышать и выделять определённые звуки в словах. - Найди в комнате предметы, в названии которых есть звук К.. (кукла, кубики, карандаши, книга..); - Подбери слово, чтобы первый звук был М… (Маша, муха, машина…); - Придумай слово, которое начинается на последний звук в слове - самолёт.

8. Собери слово. Цель: формировать навыки звукового анализа и синтеза. Взрослый: Я назову звуки по очереди, а ты соберите слово: О, С, А – оса, Ж, У, К – жук, К, О,З, А- коза, К, О, Ш, К, А – кошка…

9. Разбери слово. Цель: формирование навыка звукового анализа и синтеза. Взрослый предлагает ребёнку разобрать слово на звуки: бык – Б-Ы-К, роза – Р-О-З-А, машина – М-А-Ш-И-Н-А…

При наличии систематической целенаправленной работы по формированию фонематического слуха детей среднего дошкольного возраста на основе использования игровой деятельности произойдёт повышение качества речевого развития детей, обеспечение качественной подготовки детей к школе.

Цель игровых упражнений - научить его слушать и слышать. Вы вскоре заметите, что ребенок начал слышать себя, свою речь, что он пытается найти правильную артикуляцию звука, исправить дефектное произношение.


Консультация для родителей на тему:

«Фонематический слух – основа правильной речи»

                                

Учитель-логопед:

Любимова Е.В


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фонематический слух – основа правильной речи.

игры на развитие фонематического слуха...

Фонематический слух - основа правильной речи

Материал для родительского уголка. Рекомендации по развитию фонематического слуха....

Фонематический слух - основа правильной речи.

Памятка для педагогов и родителей....

Фонематический слух-основа правильной речи

семинар-практикум для воспитателей. Теоретический и практическый блоки....

Мастер-класс для педагогов "Фонематический слух - основа правильной речи"

Игровые упражнения на развитие слухового внимания и фонематического слуха....

Фонематический слух - основа правильной речи

Хорошо развитый фонематический слух влияет на правильное произношение звуков, понимание речи окружающих в целом.В статье указаны какие игры на развитие этого слуха можно проводить с ребенком дома....

Развитие фонематического слуха у детей 5-6 лет. Фонематический слух – основа правильной речи.

Развитие фонематического    слуха у детей 5-6 летФонематический слух –  основа правильной речи   МАДОУ № 19Гр. "ЗОЛОТОЙ ПЕТУШОК...