«Логопедические игры, способствующие формированию интереса к занятиям
статья по логопедии (старшая, подготовительная группа)

Денисова Елена Борисовна

У большинства детей с речевой патологией отмечается недоразвитие или несформированность пространственных представлений, поэтому правильное употребление предложно-падежных конструкций представляет значительные трудности для старших дошкольников с общим недоразвитием речи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Логопедические игры, способствующие формированию интереса к занятиям по усвоению предложно-падежных конструкций»

        У большинства детей с речевой патологией отмечается недоразвитие или несформированность пространственных представлений, поэтому правильное употребление предложно-падежных конструкций представляет значительные трудности для старших дошкольников с общим недоразвитием речи.

Для таких детей характерными являются следующие ошибки:

  • Пропуск  предлогов; (стакан стоит столе)
  • замена одной предложно-падежной конструкции другой; (стакан стоит из стола)
  • неправильное употребление падежного окончания существительного; (стакан стоит на столу)
  • неправильное употребление, как предлога, так и падежного окончания (стакан стоит в столом).

Таким образом, можно заключить, что формирование предложно-падежных конструкций пространственного значения у детей с ОНР является одной из важных сторон коррекционно-развивающей работы.

В логопедической практике дошкольников широко используется основной вид деятельности ребёнка – игра. Это источник его нравственного и умственного развития, условие формирования личности, его речи и навыков общения. Именно в игре наиболее эффективно можно осуществлять коррекционное воздействие на речь детей. Игра и сама по себе оказывает благотворное воздействие на общее состояние ребёнка, вызывает у него активность, фантазии, воображение. Всё это способствует повышению мотивации дошкольников (мотивация – это эмоциональное состояние, которое побуждает ребенка к самостоятельным действиям), эффективности коррекционной работы.

С помощью игр дети готовят себя к жизни в мире взрослых.

Что же такое интерес?

Интерес  - потребностное отношение или мотивационное состояние, побуждающее к познавательной деятельности, развёртывающееся преимущественно во внутреннем плане.

Основные характеристики интереса:

 - положительная эмоция по отношению к деятельности;

 - наличие познавательной стороны этой эмоции, то есть радости познания;

Наличие непосредственного мотива, идущего от самой деятельности, то есть деятельность сама по себе привлекает и побуждает ею заниматься, независимо от других мотивов.

Важную роль в формировании познавательного интереса детей дошкольного возраста имеет дидактическая игра.

Дидактические игры оказывают большое влияние на умственное развитие дошкольников, совершенствуя их мышление, внимание, творческое  воображение.

      Дидактическая игра имеет свою устойчивую структуру, которая отличает её от другой деятельности.

Основными структурными компонентами дидактической игры являются:

  • обучающая (дидактическая) задача,
  • игровая задача,
  • игровые действия,
  • оборудование,
  • игровые правила,
  • результат дидактической игры.  

Главная особенность дидактических игр в том, что в этой игре две задачи. Одна задача – обучающая, которая скрыта от ребёнка и ребёнок не подозревает о её существовании (например, развивать у ребёнка память, или внимание, или мышление и т.д.). Вторая задача дидактической игры – собственно игровая, которая излагается ребёнку в правилах, т.е. взрослый, который предлагает ребёнку игру рассказывает, что конкретно нужно сделать. 

            Существенной стороной дидактической игры являются игровые действия, которые вытекают из правил  игры, способствуют познавательной активности дошкольников, дают им возможность проявить свои способности, применить имеющиеся знания, умения  и навыки для достижения целей игры.

        Дидактическая игра имеет определённый результат, который является финалом игры, придаёт игре законченность. Он выступает, прежде всего, в форме  решения  поставленной задачи и даёт  дошкольникам моральное и умственное удовлетворение от участия. Для преподавателя результат игры всегда является показателем уровня достижений дошкольников  или в усвоении знаний, могут или в их применении.

      При использовании дидактических игр  очень важно следить за сохранением интереса детей к игре. При отсутствии интереса или угасании его ни в коем случае не следует принудительно навязывать игру детям, т.к. игра по обязанности теряет своё дидактическое, развивающее значение; в этом случае из игровой деятельности выпадает самое ценное – эмоциональное начало. При потере интереса к игре педагогу следует своевременно  принять действия, которые  ведут к изменению обстановки, этому служит эмоциональная речь, приветливое отношение, поддержка детей.

         При наличии интереса дошкольники  занимаются с желанием, большой охотой.

      Таким образом, игра является важным средством формирования познавательного интереса  детей. Использование на занятиях различных игр, создаёт мотивацию, позволяет воспитывать наблюдательность, умение работать в группе, слушать  и слышать других, обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей  детей.     

Хочу привести Вам несколько игр, которые я активно применяю в своей логопедической практике.

Игры с  реальными предметами.

         В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы.

Ребёнку задаётся вопрос:

Где сидит куколка? - Куколка сидит на стуле.

Где стоит мишка? – Мишка стоит на кубике.

  1. Игры с картинками.

Д/и «Зашифрованное предложение»

Цель. Обучение чтению графических схем с предлогами, использование этих предлогов в речи при составлении предложений.

Оборудование:  карточки, на которых изображены два предмета, и схема предлога между ними.

Логопед предлагает детям «прочитать» предложение. Например, карточка (кошка- схема предлога из-под –шляпа); ребёнок составляет предложение: «Кошка выглядывает из-под шляпы». Можно предложить ребенку самому придумать и «написать» аналогичные предложения с известными ему предлогами.

Д/и «Кубики-помощники»

Цель. Правильно употреблять в речи предлоги, составлять предложения с предлогами.

На стол ставятся кубики с персонажем, действием и предметом, а ребёнок выбирает нужный предмет.

Н-р: «дедушка», «сидит», «диван». Ребёнок ставит предлог НА.

 Д/и «Бросай-ка»

Цель: закрепление понимания и правильного употребления различных предлогов.

Логопед предлагает детям бросить кубик, на гранях которого изображены схемы предлогов, и придумать предложение (или выбрать подходящую картинку) с «маленьким словом», схема которого оказалась на верхней грани игрового кубика.

Д/и «Поиграем с Дашей».

Цель.  Правильно употреблять в речи предлоги, составлять предложения с предлогами по картинке.

Ребёнку даётся карточка с изображением девочки и предметов мебели.  Ведя пальчиком по стрелке, ребёнок отвечает на вопрос.

Где сидит Даша?- Даша сидит на кровати, на диване, на стуле. Отрабатывая при этом предлог НА.

Куда зашла Даша? – Даша зашла в самолёт, в машину, в автобус.

Д/и «В лесу».

Цель:  закрепление навыков употребления в речи предлогов.

- Ребята, посмотрите внимательно на полянку и составьте предложение с маленьким словом НА.

- Где сидит бабочка?

- Где стоит зайчонок?

Так же он сам может прикреплять наклейки к сюжетной картине.

Д/и «Паровозик»

Цель. Правильное употребление различных предлогов.

Ребёнок рассказывает о путешествии  паровозика, самостоятельно или по наводящим вопросам.

  1. Словесные игры.

Они отличаются от всех остальных игр тем, что в них нет опоры на наглядность, все игровые и обучающие задачи осуществляются в мыслительном плане.        

Д/и «Дни недели»

В игре принимают участие семеро детей. Каждый из них получает «имя» одного из дней недели. Логопед предлагает встать детям друг за другом так, как идут дни недели, затем задаёт такие вопросы: «Вторник, скажи, кто идёт за тобой? А кто перед тобой.

Аналогичным образом проводится игра в «Части суток»«Времена года»«Месяцы».

 Д/и «Весёлое путешествие»

Детям предлагается вставить «маленькое слово» (предлог). Читается предложение без предлога, дети подбирают нужный предлог и проговаривают всё предложение.

Мама садится (в) машину.

Коля бежит (по) дороге.

Автобус едет (по) улице.

Поезда едут… (по) рельсам.

Петя любит ездить (на) велосипед

Результаты логопедической работы не всегда проявляются быстро. Однако, постепенно, у детей проявляется желание заниматься, если мы вводили в занятие словесные игры и игровые ситуации. Ведь игра необходима для снижения психических и физических перегрузок, и способствует повышению мотивации дошкольников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры, способствующие формированию полоролевых знаний и представлений дошкольников

Отечественные и зарубежные исследователи отмечают роль различий в интересах и предпочитаемых занятиях, которые во многом обусловливают объединение дошкольников для сюжетно-ролевых игр со сверстн...

Игры способствующие формированию социальных навыков

Рассматривание игрушечных машин. Игра «Покатаем игрушки»Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, музыкально-художественная.Цели: учить различать по в...

Игры,способствующие формированию социальных навыков 2

Социальные навыкиНазвание навыкаВозраст проявление навыка у ребенка, мес.В присутствии взрослого ...

Игры,способствующие формированию социальных навыков 2

Социальные навыкиНазвание навыкаВозраст проявление навыка у ребенка, мес.В присутствии взрослого ...

Игры, способствующие формированию мелкой моторики рук.

   Известно, что уровень развития мелкой моторики - один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, у которого сформирована тонкая моторика...

Игры, способствующие формированию интереса к сверстнику и эмоционально-положительных действий, направленных на него

описание игр для формированию интереса к сверстнику и эмоционально-положительных эмоций для младшей группы...