Игры для развития фонематического слуха.
консультация по логопедии (младшая группа)

Филюкова Екатерина Ивановна

Здесь собрыны игры и упражнения с подробным описанием, направленные на формирование фонематического слуха. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igry_dlya_razvit_fon_slukha.doc103.43 КБ

Предварительный просмотр:



xmlns:o="urn:schemas-microsoft-com:office:office"

xmlns:w="urn:schemas-microsoft-com:office:word"

xmlns:m="http://schemas.microsoft.com/office/2004/12/omml"

xmlns="http://www.w3.org/TR/REC-html40">

igry_dlya_razvit_fon_slukha.doc

href="igry_dlya_razvit_fon_slukha.files/colorschememapping.xml">

style='font-size:20.5pt;line-height:120%;color:#548235;mso-themecolor:accent6;

mso-themeshade:191;mso-style-textfill-fill-color:#548235;mso-style-textfill-fill-themecolor:

accent6;mso-style-textfill-fill-alpha:100.0%;mso-style-textfill-fill-colortransforms:

lumm=75000'>Игры для развития фонематического слуха.

style='mso-bidi-font-weight:normal'>

line-height:120%;color:#548235;mso-themecolor:accent6;mso-themeshade:191;

mso-style-textfill-fill-color:#548235;mso-style-textfill-fill-themecolor:accent6;

mso-style-textfill-fill-alpha:100.0%;mso-style-textfill-fill-colortransforms:

lumm=75000'>

120%'>Фонематическое восприятие – это различение на слух звуков речи.

Фонематический слух является основой для понимания смысла сказанного. Родители

часто жалуются – у моего ребёнка «каша во рту», он пропускает или заменяет

звуки и слоги в словах – виновником подобных нарушений может быть неразвитый

фонематический слух. Сформированное фонематическое восприятие является залогом

чёткого произнесения звуков, правильной слоговой структуры слов, основой

лёгкости овладения грамматическим строем языка, успешного освоения письма и

чтения. Если у вас возникли опасения по поводу недостаточной

class=SpellE>сформированности фонематического восприятия у ребёнка, то

первым шагом следует проверить физический слух ребёнка. Убедившись, что он не

снижен, можно переходить к различным упражнениям для развития фонематического

слуха.

style='mso-bidi-font-style:normal'>

120%;color:#00B050'> 

style='mso-bidi-font-style:normal'>

120%;color:#00B050'>1.Узнавание неречевых звуков.

class=bumpedfont153>

line-height:120%'>Различение на слух неречевых звуков является фундаментом и

основой развития фонематического слуха.

style='font-size:20.5pt;line-height:120%'>Игра: «Шумящие мешочки».

class=bumpedfont153> Вместе с

малышом насыпьте в мешочки или коробочки крупу, пуговицы, скрепки, деревянные

брусочки, бусинки. Ребёнок должен угадать по звуку потряхиваемого мешочка, что

у него внутри.

style='font-size:20.5pt;line-height:120%'>Игра: «Волшебная палочка»

class=bumpedfont153>.

class=bumpedfont153> Взяв

карандаш или палку любого назначения, постучите ею по разным предметам в доме.

Волшебная палочка заставит звучать вазу, стол, стену, миску. Ребёнок должен

угадать, какой предмет звучит.

line-height:120%'>

style='font-size:20.5pt;line-height:120%'>Игра: «Похлопаем»

class=bumpedfont153>. Ребёнок

повторяет ритмический рисунок хлопков. Например, два хлопка, пауза, один

хлопок, пауза, два хлопка. В усложнённом варианте малыш повторяет ритм с

закрытыми глазами.

style='mso-bidi-font-style:normal'>

120%;color:#00B050'>2. Различение звуков речи по тембру, силе, высоте.

class=bumpedfont153>

style='font-size:20.5pt;line-height:120%'>Игра: «Три медведя»

class=bumpedfont153>. Ребёнок

отгадывает, за кого из персонажей сказки говорит взрослый. Более сложный

вариант: ребёнок сам говорит за трёх медведей, изменяя высоту голоса.

style='font-size:13.5pt;line-height:120%'>

style='mso-bidi-font-style:normal'>

120%;color:#00B050'>3.Различение сходных по звучанию слов

class=bumpedfont153>.

style='font-size:20.5pt;line-height:120%'>Игра: «Верно – неверно»

class=bumpedfont153> Взрослый

показывает ребёнку картинку и называет предмет, заменяя первую букву (

class=SpellE>форота, корота,

class=SpellE>морота, ворота, порота, хорота).

Задача ребёнка – хлопнуть в ладоши, когда он услышит правильный вариант

произношения.

style='mso-bidi-font-style:normal'>

120%;color:#00B050'>4. Различение слогов.

class=bumpedfont153>

style='font-size:20.5pt;line-height:120%'>Игра: «Похлопаем»

class=bumpedfont153> Взрослый

объясняет ребёнку, что есть короткие и длинные слова. Проговаривает их,

интонационно разделяя слоги. Совместно с ребёнком произносит слова (па – па,

class=SpellE>ло – па – та, ба – ле

class=SpellE>ри – на), отхлопывая слоги. Более сложный вариант:

предложить ребёнку самостоятельно отхлопать количество слогов в слове.

style='font-size:13.5pt;line-height:120%'>

style='font-size:20.5pt;line-height:120%'>Игра: «Что лишнее»?

class=bumpedfont153> Взрослый

произносит ряды слогов «па – па – па – ба – па, фа – фа – фа –

class=SpellE>ва – фа». Ребёнок должен хлопнуть, когда услышит лишний,

(другой) слог.  

120%'>

style='mso-bidi-font-style:normal'>

120%;color:#00B050'>5. Различение звуков.

class=bumpedfont153>Объяснить

ребёнку, что слова состоят из звуков. Поиграть в звуки. Комарик звенит -

 з – з – з, вода шумит – с – с – с, кузнечик стрекочет – ц – ц – ц, ветер

шумит – ш – ш – ш, поезд едет – ч – ч – ч, жук жужжит – ж – ж – ж, собака рычит

– р – р – р. Взрослый произносит звук, а ребёнок отгадывает кто, (что) его

издаёт.  

120%'> 

120%'>Игры и упражнения, способствуют развитию речи.

style='font-size:13.5pt;line-height:120%'>

120%'>Ребёнок постоянно изучает окружающий мир. Основной метод накопления

информации – прикосновения. Ему необходимо всё трогать, хватать, гладить и даже

пробовать на вкус. Если взрослые поддерживают это стремление, предлагая малышу

различные игрушки, предметы для исследования, он получает необходимый стимул

для развития. Доказано, что речь ребёнка и его сенсорный опыт взаимосвязаны.

Поэтому, если вы хотите, чтобы ребёнок хорошо говорил, развивайте его ручки.

style='font-size:13.5pt;line-height:120%'>

120%'>Для малышей после 1 года очень полезны специальные пальчиковые краски,

(ребёнок опускает в краску руку или пальчик и рисует на большом листе бумаги),

пластилин – его можно пока просто мять или разрывать на кусочки.

style='font-size:13.5pt;line-height:120%'>

120%'>Чем старше ребёнок, тем большую нагрузку можно давать его пальчикам.

После 2 – х лет предложите ребёнку игры с пуговицами. Их можно пришить на кусок

ткани, получится коврик – тренажёр для ножек, по которому можно ходить, или

сделать забавные застёжки.

line-height:120%'>

120%'>Освоение ножниц – тоже большая нагрузка для пальчиков. Уже с 3 – х лет

можно предложить ребёнку что – нибудь резать (бумагу

резать проще, ткань, нитки сложнее).

line-height:120%'>

120%'>После 3 – х лет обязательно приобретите ребёнку мозаику (сначала самую

крупную), пазлы для малышей, интересно так же

нанизывание бус и, конечно, рисование (карандашами, красками с кисточкой).

style='font-size:13.5pt;line-height:120%'>


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практические занятия и игры на развитие фонематического слуха

Данный материал содержит игры на развитие фонематического слуха у детей....

Игры на развитие фонематического слуха у дошкольников "Слушай, думай, отвечай-слова на нужный звук называй"

   Игра "Слушай, думай, отвечай - слова на нужный звук называй" способствует формированию фонематических процессов, имеет комбинированный характер, что выражается не только в обогащен...

консультация для воспитателей "Игры на развитие фонематического слуха и коррекцию звукопроизношения"

Овладение произношением фонем предполагает сопряжённую деятельность сенсорно-перцептивного и моторного уровней речи. Для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием характерны несформированнос...

Игры для развития фонематического слуха

Игры для развития фонематического слуха ребенка дошкольного и младшего школьного возраста...

Игры на развитие фонематического слуха

Развитие фонематического восприятия у детей....

Игры на развитие фонематического слуха и фонематического восприятия

Представлены игры и упражнения на развитие фонематического слуха и фонематического восприятия...

Игры для игры для развития фонематического слуха

Речь идет о способности человека различать на слух звуки речи. Фонематический слух является основой для понимания смысла сказанного....