Мастер-класс для педагогов «Артикуляционная гимнастика - значение, методика»
консультация по коррекционной педагогике

Мастер-класс для педагогов

«Артикуляционная гимнастика - значение, методика»

 

Цель: Познакомить педагогов с разнообразными методами и приёмами выполнения артикуляционной гимнастики.

Задачи: Обучение методике проведения артикуляционной гимнастики с детьми. Практическое обучение воспитателей артикуляционным упражнениям.

Ход мероприятия:

Гимнастика для рук, ног - дело нам привычное и знакомое. Понятно ведь, для чего мы тренируем мышцы: чтобы они стали ловкими, сильными, подвижными.

А вот зачем тренировать язык? Ведь он и так «без костей». Оказывается язык-главная мышца органов речи. И для него, как и всякой мышцы, гимнастика просто необходима. Ведь язык должен быть хорошо развит, чтобы выполнять тонкие целенаправленные движения, именуемые звукопроизношением.

Почти все дети дошкольного возраста (60%) имеют речевые недостатки, неправильно произносят один или несколько звуков. Исключение составляют дети до 4 лет с нормой возрастного или физиологического косноязычия, после 4 лет наступает патология. И только 40% детей, идущих в школу, имеют чистую, хорошо развитую речь.

Поэтому с целью профилактики возникновения речевых нарушений, их коррекции, начиная с младшего дошкольного возраста, необходимо применять в работе артикуляционные упражнения.

Артикуляционная гимнастика – это система упражнений для органов речи, является зарядкой для артикуляционных мышц.

Цель артикуляционной гимнастики – выработка полноценных движений и определенных положений органов речи, необходимых для правильного произношения звуков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_dlya_pedagogov.docx20.26 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс для педагогов

«Артикуляционная гимнастика - значение, методика»

Цель: Познакомить педагогов с разнообразными методами и приёмами выполнения артикуляционной гимнастики.

Задачи: Обучение методике проведения артикуляционной гимнастики с детьми. Практическое обучение воспитателей артикуляционным упражнениям.

Ход мероприятия:

Гимнастика для рук, ног - дело нам привычное и знакомое. Понятно ведь, для чего мы тренируем мышцы: чтобы они стали ловкими, сильными, подвижными.

А вот зачем тренировать язык? Ведь он и так «без костей». Оказывается язык-главная мышца органов речи. И для него, как и всякой мышцы, гимнастика просто необходима. Ведь язык должен быть хорошо развит, чтобы выполнять тонкие целенаправленные движения, именуемые звукопроизношением.

Почти все дети дошкольного возраста (60%) имеют речевые недостатки, неправильно произносят один или несколько звуков. Исключение составляют дети до 4 лет с нормой возрастного или физиологического косноязычия, после 4 лет наступает патология. И только 40% детей, идущих в школу, имеют чистую, хорошо развитую речь.

Поэтому с целью профилактики возникновения речевых нарушений, их коррекции, начиная с младшего дошкольного возраста, необходимо применять в работе артикуляционные упражнения.

Артикуляционная гимнастика – это система упражнений для органов речи, является зарядкой для артикуляционных мышц.

Цель артикуляционной гимнастики – выработка полноценных движений и определенных положений органов речи, необходимых для правильного произношения звуков.

Общие принципы артикуляционной гимнастики :

Регулярность. Это значит, что проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. От ежедневных пятиминутных занятий будет больше пользы, чем от часовой гимнастики раз в неделю.

Игровая форма. Артикуляционная гимнастика может быть не только полезным, но и веселым занятием для детей. Игровых приемов великое множество. Любая история, предметы, картинка – это наглядность, с помощью которой сохраняется внимание ребенка, вследствие чего активизируются все процессы речи.

Постепенное усложнение. Сначала попробуйте самые легкие упражнения, постепенно повышая трудность. Каждый раз вводите не больше одного нового упражнения, и только в том случае, если все предыдущие уже хорошо отработаны.

Удобство. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя в удобной позе, перед зеркалом.

Работа организуется следующим образом:

1. Взрослый рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приемы.

2. Показывает его выполнение.

3. Упражнение делает ребенок, а взрослый контролирует выполнение – следит за качеством выполняемых ребенком движений: точность, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому.

Сейчас мы с вами познакомимся с некоторыми артикуляционными упражнениями и выполним их все вместе.

Начинать артикуляционную гимнастику лучше с упражнения для губ.

1. Улыбка. Удерживание губ в улыбке. Зубы не видны.

2. Трубочка (Хоботок). Вытягивание губ вперед длинной трубочкой.

3. Бублик (Рупор). Зубы сомкнуты. Губы округлены и чуть вытянуты вперед. Верхние и нижние резцы видны.

4. Улыбка-Хоботок. Чередование положения губ.

Статические упражнения для языка. Неподвижные упражнения, направленные на удержание определенного положения губ, языка.

1. Лопаточка (Блинчик). Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.

2. Чашечка. Рот широко открыт. Передний и боковые края широкого языка подняты, но не касаются зубов.

3. Горка (Киска сердится). Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка поднята вверх.

4. Грибок. Рот открыт. Язык присосать к небу.

Динамические упражнения для языка. Подвижные упражнения, требуют ритмичного повтора движений, координации и переключаемости.

1. Часики (Маятник). Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счет к уголкам рта.

2. Качели. Рот открыт. Напряженным языком тянуться к носу и подбородку, либо к верхним и нижним резцам.

3. Лошадка. Присосать язык к небу, щелкнуть языком. Цокать медленно и сильно.

4. Вкусное варенье. Рот открыт. Широким языком облизать верхнюю губу и убрать вглубь языка.

5. Чистим зубы. Улыбнуться, открыть рот. Кончиком языка с внутренней стороны «почистить» поочередно нижние и верхние зубы.

А теперь применим полученные знания и умения для выполнения артикуляционной гимнастики с помощью стихотворной сказки «У бабушки с дедушкой» (с демонстрацией картинок).

Толстые внуки приехали в гости.

С ними – худые, лишь кожа да кости.

Бабушка с дедушкой всем улыбнулись,

Поцеловать они их потянулись.

Утром проснулись-в улыбочку губы.

Чистим мы верхние, нижние зубы.

Блюдца поставим – положат блины нам.

Дуем на блинчик – не в щеки, не мимо.

Чашки поставим, чтоб чаю налили.

Вкусный был завтрак, никто не обижен.

Дедушка сделал для внуков качели.

Все мы на них покачаться успели.

Вечером скачем на лошади ловко.

Звонко стучат по дороге подковки.

Вот замедляет лошадка шажочки,

И на опушке мы видим грибочки.

В комплексе с артикуляционной гимнастикой должно быть включено одно упражнение на дыхание.

Предлагаю вашему вниманию несколько игр, развивающих продолжительный, равномерный выдох у детей, формирующие сильную струю через рот.

«Лети, бабочка!»«Сдуй снежинку»«Забей мяч в ворота».

Можно использовать различные предметы: вату, карандаш, мыльные пузыри, перышки, свечки, воздушные шары и пр.

И закончить свой мастер-класс мне хотелось бы стихотворением:

 «Ребенок хороший, но не говорящий,

А этот хоть скажет, но плохо, не внятно.

И что говорит-ничего не понятно»

Но мы для того и даны нашим детям:

Понять, разобраться и справиться с этим.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект мастер-класса для родителей "Проведение артикуляционной гимнастики в домашних условиях"

Данный мастер-класс поможет логопеду дать родителям необходимые навыки по проведению артикуляционной гимнастики в домашних условиях....

Конспект мастер-класса для родителей "Проведение артикуляционной гимнастики в домашних условиях"

Данный мастер-класс поможет логопеду дать родителям необходимые навыки по проведению артикуляционной гимнастики в домашних условиях....

Мастер-класс для родителей по артикуляционной гимнастике

Упражнения артикуляционной гимнастики, способствующие развития органов артикуляционного аппарата....

мастер-класс для воспитателей ""Секреты артикуляционной гимнастики"

мастер-класс состоит из теоретической и практической части....

Мастер-класс для родителей «Роль артикуляционной гимнастики при коррекции звукопроизношения»

Мастер-класс для родителей проведен в форме круглого стола. Родители узнали о важности артикуляционной тгимнастики и вместе с логопедом поучились делать ее правильно....

Мастер-класс «Обучение родителей приёмам артикуляционной гимнастики».

Мастер-класс«Обучение родителей приёмам артикуляционной гимнастики»....