Мастер-класс для родителей «Роль артикуляционной гимнастики при коррекции звукопроизношения»
консультация (старшая, подготовительная группа)

Торговцева Ирина Валентиновна

Мастер-класс для родителей проведен в форме круглого стола. Родители узнали о важности артикуляционной тгимнастики и вместе с логопедом поучились делать ее правильно. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №6 «Светлячок»

Мастер-класс для родителей

«Роль артикуляционной гимнастики

при коррекции звукопроизношения»

Учитель-логопед: Торговцева Ирина Валентиновна

2018 год

Роль артикуляционной гимнастики при коррекции звукопроизношения

Когда люди  делают гимнастику для рук, ног - дело нам привычное и знакомое.  Мы тренируем мышцы, чтобы они стали ловкими, сильными, подвижными. А вот зачем язык тренировать? Оказывается, язык - главная мышца органов речи. И для него, как и для всякой мышцы, гимнастика просто необходима. Ведь язык должен быть достаточно хорошо развит, чтобы выполнять тонкие целенаправленные движения, именуемые звукопроизношением. Недостатки произношения отягощают эмоционально-психическое состояние ребенка, мешают ему развиваться и общаться со сверстниками. Чтобы эта проблема не возникла у ребенка в дальнейшем, стоит начать заниматься артикуляционной гимнастикой как можно раньше. Детям двух, трех, четырех лет артикуляционная гимнастика поможет быстрее "поставить" правильное звукопроизношение. Дети пяти, шести лет и далее смогут при помощи артикуляционной гимнастики во многом преодолеть уже сложившиеся нарушения звукопроизношения.

Поначалу артикуляционную гимнастику необходимо выполнять перед зеркалом. Ребенок должен видеть, что делает его язык. Мы, взрослые, не задумываемся, где находится в данный момент наш язык. У взрослого человека артикуляция - автоматизированный навык, а ребенку необходимо через зрительное восприятие обрести этот автоматизм, постоянно упражняясь.

Цель артикуляционной гимнастики - выработка правильных, полноценных движений и определённых положений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков, и объединение простых движений в сложные.

Регулярное выполнение артикуляционной гимнастики поможет:

— улучшить кровоснабжение артикуляционных органов и их иннервацию (нервную проводимость);

— улучшить подвижность артикуляционных органов;

— укрепить мышечную систему языка, губ, щёк;

— научить ребёнка удерживать определённую артикуляционную позу;

— увеличить амплитуду движений;

— подготовить ребёнка к правильному произношению звуков.

Как проводить артикуляционную гимнастику.

Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения 2 раза в день по 5 минут.

Прежде чем начать занятия, лучше познакомить ребенка с названиями артикуляционных органов. Ребенок должен усвоить названия органов: зубы, нижняя и верхняя губа, нёбо, язык, щеки.

Заниматься нужно в хорошо проветренном помещении. Взрослый и ребёнок садятся перед зеркалом так, чтобы ребёнок хорошо видел своё лицо и лицо взрослого.

Детей младше 5 лет занятия перед зеркалом могут утомлять. В этом случае вы можете сесть друг против друга.

Дети, для которых важен зрительный образ, охотно рассматривают картинки, а затем выполняют упражнения.

Артикуляционная гимнастика выполняется только сидя, чтобы все другие мышцы ребенка были расслаблены, кроме прямой спины.

Упражнения выполняются от простых к сложным.

Начинать гимнастику нужно с упражнений для губ.

Помните, что упражнение необходимо выполнять без напряжения, в спокойном темпе.

Каждое упражнение повторять по 5-7 раз.

Чтобы ребенку нравилось, что он делает - поиграйте с ним в игру, типа "сейчас будем показывать как слоник хобот вытягивает","как белочка улыбается" и т.д.

Если у ребенка не получается сразу упражнение - не беда, проделайте вместе с ним упражнение и скажите, что у Вас тоже не получается, но мы потренируемся и все получится. Чаще хвалите ребёнка и ни в коем случае не выказывайте недовольство. Это придаст ему уверенности в своих силах.

Для того чтоб вы почувствовали, что такое лицевые мышцы, мышцы языка, и что они у вас действительно есть, я продемонстрирую вам комплекс артикуляционных упражнений, которые вы будите использовать в работе с детьми. И мы вместе с Вами его будем делать. Смотрите в зеркала, чтобы Вам было лучше видно свою артикуляцию.

КОМПЛЕКС АРТИКУЛЯЦИОННЫХ УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ СВИСТЯЩИХ ЗВУКОВ

                                                                        ( с сь з зь ц )
1. « Лягушка» - улыбнуться, показать замкнутые зубки .Удерживать губы в таком положении  под счёт до 5.       Выполнять 3-4 раза.
2.
«Часики»-улыбнуться, приоткрыть рот. Тянуться кончиком языка попеременно то к левому углу рта, то к правому.     Повторить 5-10 раз.
3.
«Чистим зубки» - улыбнуться так , чтобы было видно нижние зубки, приоткрыть рот. Кончиком языка водить по внутренней поверхности нижних резцов, не заходя на коренные. Повторить 5-6 раз.

КОМПЛЕКС АРТИКУЛЯЦИОННЫХ УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ШИПЯЩИХ ЗВУКОВ

                                                                  (ш ж ч щ ).
1.« Хоботок ( Слоник)»-вытянуть губы вперёд трубочкой. Удерживать в таком положении               под счёт до 5-10. Повторить 3-4 раза.
2.
«Маляр»-рот открыть широко, так чтобы было видно верхние резцы. Кончиком язычка водить по нёбу от резцов к горлышку и снова к зубам, язык от нёба не отрывать. Следите, чтобы рот не закрывался.(6-8 раз).
3
.« Вкусное варенье»-приоткрыть рот. Широким языком облизывать верхнюю губу сверху вниз, убирая язык вглубь рта. Стараться рот не закрывать. Повторить 5-6 раз.
4
.« Чашечка»-улыбнуться, открыть рот, высунуть язык и тянуть его к носу. Стараться, чтобы бока язычка были загнуты в виде чашечки («чтобы чай не пролился»). Стараться не поддерживать язык нижней губой. Удерживать язык в таком положении под счёт до 5, потом  до 10. Повторить 3-4 раза. 

КОМПЛЕКС АРТИКУЛЯЦИОННЫХ УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ СОНОРНЫХ ЗВУКОВ

                                                                       (л ль р рь ).
1.«Накажем непослушный язычок»-покусать кончик язычка.
2
.«Чистим зубки»-улыбнуться так, чтобы было видно верхние зубки. Рот открыть. Кончиком языка водить по внешней, затем по внутренней поверхности верхних резцов, не заходя на коренные.
3
.«Качели»- рот открыт широко, видно верхние и нижние резцы. Кончик язычка ставить поочерёдно за верхние и нижние резцы. Рот не закрывать.(8-10 раз)
4.
«Дятел»-рот открыть, кончиком язычка стучать в нёбо: «д-д-д» (медленно, затем быстро) 

5. «Маляр»-рот открыть широко, так чтобы было видно верхние резцы. Кончиком язычка водить по нёбу от резцов к горлышку и снова к зубам, язык от нёба не отрывать. Следите, чтобы рот не закрывался.(6-8 раз).
6.
«Присосочка (Грибок)»-присосать язык к нёбу, открыть рот, потянуть подъязычную связку. Повторить 5-6 раз.

7. «Лошадка»- пощёлкать язычком 10-15 раз

.                            

                                                  

На этом мой мастер – класс окончен, большое спасибо всем за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Роль родителей в работе по коррекции звукопроизношения у детей»

Родители должны формировать правильное отношение к речевому нарушению у ребенка:• не ругать ребенка за неправильную речь;• ненавязчиво исправлять неправильное произношение;• не заострят...

Семинар-практикум для родителей "Роль артикуляционной гимнастики для формирования звукопроизношения"

Семинар-практикум для родителей "Роль артикуляционной гимнастики для формирования звукопроизношения"...

Мастер-класс для воспитателей ДОО Тема: «Артикуляционная гимнастика как средство формирования правильного звукопроизношения»

Цель мастер-класса: передача опыта путем прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приёмов и форм педагогической деятельности при проведении артикуляционной гимнастики...

Мастер – класс для педагогов на тему: «Артикуляционная и дыхательная гимнастика как средство правильного звукопроизношения».

Повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ по использованию артикуляционной и дыхательной гимнастики в работе с детьми....

Роль родителей в работе по коррекции звукопроизношения у детей

К сожалению, многие родители считают, что без особых усилий с их стороны у ребёнка встанут все звуки, он научится правильно говорить, ведь с ним же занимается логопед. Специалист всё сделает сам. Вы с...

«Роль родителей в работе по коррекции звукопроизношения у детей»

laquo;Роль родителей в работе по коррекции    звукопроизношения у детей»...