Коррекция нарушений слоговой структуры слова у дошкольников
консультация по логопедии (старшая, подготовительная группа)

Фролкина Антонина Васильевна

Консультация для педагогов о нарушении слоговой структуры как одного из основных нарушений в структуре дефекта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл korrektsiya_slog_struktury.docx15.47 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное

учреждение  детский сад № 27 «Сказка»

 

Консультация для воспитателей:

Коррекция нарушений слоговой структуры слова у дошкольников

                               

                                                               Подготовила:

                                                          Учитель- логопед    

Фролкина А.В.

2023г.


Коррекция нарушений слоговой структуры слова у дошкольников

В настоящее время увеличивается количество детей с различными тяжелыми речевыми нарушениями (ОНР, алалия, дизартрия и др.)  Важность данного вопроса говорит о том, что проблемой изучения и коррекции нарушений слоговой структуры слова занимались и занимаются многие известные ученые. (лингвист А.Н. Гвоздев, А.К. Маркова, З.Н. Агранович и др.)

    Затруднения при произношении сложных слов,  приводит к нежеланию ребенка отвечать на занятиях в детском саду и в школе, а так же вызывает появление вторичных психологических наслоений.

Нарушение слоговой структуры – одно из основных нарушений в структуре дефекта.

  Нарушения слоговой структуры слов проявляются:

- в сокращении, или наоборот добавлении количества слогов –« мидор» вместо помидор, «команата» вместо комната и т.д.

- изменение структуры слова (уподобление одного слога другому ( памама  вместо панама, сокращение согласных (пина вместо спина, вставки согласных в слог (лимонт вместо лимон)

- нарушения последовательности слогов (потоля вместо тополя;

- нарушения ударности или ритма слова, персеверации (это циклическое повторение, настойчивое воспроизведение слога, антиципации – это замены предшествующих звуков последующими и другие нарушения.

Работа по коррекции слоговой структуры слова достаточно сложная и длительная. Речевой материал должен быть связан с повседневной жизнью, включать слова, которые дети употребляют в повседневной жизни. Игровая форма упражнений с использованием наглядного материала, мотивирует детей на активное использование устной речи. Периодически нужно возвращаться к пройденной теме, в тесной взаимосвязи с пройденным материалом.

В занятия следует включать:в форме единственного числа - артикуляционную гимнастику;

- упражнения, направленные на развитие фонематического восприятия;

- разучивание и повторение чистоговорок, скороговорок;

- самостоятельное придумывание чистоговорок, составление предложений, рассказов с заданными словами.

   Слова отрабатываются в разных грамматических категориях. Существительные употребляются в форме единственного и множественного числа, изменяются по падежам. Особое внимание уделяется сочетанию существительных с предлогами, особенно с С, В. К, т.к. дети часто пропускают их при произношении. Отрабатывается уменьшительно-ласкательная форма  согласование существительных с числительными.

  В работе над слоговой структурой слов тренируются навыки образования качественных, относительных, притяжательных прилагательных, согласования прилагательных с существительными в роде, числе, падеже. Большое внимание уделяется формированию и отработке грамотного высказывания, умению задавать вопросы, обращаться с просьбой в различных повседневных ситуациях. При работе над коррекцией слоговой структуре слова, особое внимание уделяется работе над ритмом речи. Что же такое ритм? Существует два вида ритма: музыкальный- это чередование и соотношение во времени звуков и пауз одинаковой или различной длительности, и речевой ритм – это ритм на уровне слова, при котором обязательно наличие ударения и отсутствие пауз в словах. В основе работы над речевым ритмом, или ритмом на уровне слов, лежит прихлопывание слов по слогам с выделением ударного слога голосом и более громким хлопком. При произнесении и одновременном прихлопывании слов, их  следует произносить без пауз между слогами ( например слово машина мы произносим не ма-ши-на между слогами паузы, все слоги одинаковой громкости и длительности, хлопки одинаковой силы), а машИна ( без пауз, слог шИ произносится более длительно и гомче остальных; тихий хлопок, громкий хлопок, тихий хлопок. Аналогично слово молоко, не ма-ла-ко,  и уж тем более не мо-ло-ко, а малакО ( без пауз, слог кО произносится более длительно и громко; два тихих хлопка, один громкий).

   Прихлопывание слов именно таким  способом, помимо отработки слоговой структуры, значительно способствует более легкому выделению детьми ударных слогов на занятиях по обучению грамоте.

  Прежде чем начинать работать над словами, необходимо научить ребенка хлопать тихо и громко, хлопать один раз и  несколько. Когда данные задания будут выполняться достаточно четко, можно перейти к произнесению с одновременным прихлопыванием звукосочетаний разного ритма, состоящих из одинаковых повторяющихся слогов (папа и т.д.) Только после того как будут отработаны звукосочетания разных ритмов со звуками раннего онтогенеза, можно перейти к работе над словами. Если на каком либо этапе ребенок не может самостоятельно прохлопать слово, или звукосочетание, нужно взять его ладони в свои  руки и прохлопать, проговаривая вместе с ним.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Коррекция нарушений слоговой структуры слова у дошкольников с ОНР."

Система работы по коррекции нарушений слоговой структуры слова у дошкольников с ОНР....

Логопедическая работа по коррекции нарушений слоговой структуры слова у дошкольников с ОНР

Коррекционная работа, проводимая традиционным путем, менее эффективна; учет в логопедической работе индивидуального уровня развития речи каждого ребенка, включение в работу подготовительного и основно...

Деловая игра «Логопедическая ра-ду-га» на тему «Применение игр по коррекции нарушений слоговой структуры слова у дошкольников на логопедических занятиях»

Деловая игра «Логопедическая ра-ду-га»На тему «Применение игр по коррекции нарушений слоговой структуры слова у дошкольников на логопедических занятиях» Цель:Задачи:О...

Коррекция нарушений слоговой структуры слова у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи

В презентации представленл содержание перспективного планирования по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей с общим недоразвитием речи на различных этапах коррекционной работы....

«Коррекция нарушений слоговой структуры слова у дошкольников с нарушениями речи посредством игровой мотивации»

Мастер-класс на семинаре – практикуме учителей-логопедов ДОУ «Работа учителя - логопеда с детьми в условиях логопедического пункта ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО»...

Игры по коррекции нарушений слоговой структуры слова у дошкольников

Подборка игр, направленных на коррекцию нарушений слоговой структур слова у детей дошкольного возраста...