ПАМЯТКА-ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ТЕХНОЛОГИИ ТРИЗ (ТЕОРИИ РЕШЕНИЯ ИЗОБРЕТАТЕЛЬСКИХ ЗАДАЧ) В РАЗВИТИИ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР
материал по логопедии

Чепурнова Надежда Викторовна

ПАМЯТКА-ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ТЕХНОЛОГИИ ТРИЗ (ТЕОРИИ РЕШЕНИЯ ИЗОБРЕТАТЕЛЬСКИХ ЗАДАЧ)  В РАЗВИТИИ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pamyatka_1.doc126.5 КБ

Предварительный просмотр:

ЭТАПЫ РАБОТЫ:

I ЭТАП  - знакомство с

"Волшебниками"

«Я чувствую запах»

«Я слышу звук»

«Я пробую на вкус»

«Я ощущаю лицом и руками»

«влажность, температура, форма, количество, части, свойства поверхности (твердое/ мягкое, гладкое/ шершавое… )»

«Я вижу»

«Цвет, форма, величина,

На картине - пространственное расположение объекта

II ЭТАП    обучение  созданию сравнений.

I. Модель  составления сравнений:

  • педагог называет какой-либо объект;
  • обозначает его признак;
  • определяет значение этого признака;
  • сравнивает данное значение со значением признака в другом объекте.

Пример:

  • цыпленок (объект №1);
  • по цвету (признак);
  • желтый (значение признака);
  • такой же желтый (значение признака) по цвету (признак), как солнце (объект № 2).

II. Модель

  • в составляемой фразе не произносится признак, а оставляется только его значение (одуванчики желтые, как цыплята);
  • в сравнениях усиливается характеристика, второго объекта (подушка мягкая, такая же, как только что выпавший снег).

III ЭТАП –обучение составлению загадок

Модель 1    пример:  Самовар

Какой?

Что бывает таким же?

Блестящий

монета

Шипящий

вулкан

Круглый

арбуз

(В правом столбце предметы рисуются)

Между строчками правого и левого столбцов связки "Как" или "Но не". 

Итоговая загадка про самовар: "Блестящий, как начищенная монета; шипящий, как проснувшийся вулкан; круглый, но не спелый арбуз".

Модель 2    пример:  Ёжик

Что делает?

Что (кто) делает так же?

Пыхтит

паровозик

Собирает

хозяйка

Семенит

ребенок

Итоговая загадка про ёжика с приемом "завышение": "Пыхтит, как новенький паровозик; собирает, как хорошая хозяйка; семенит, но не ребенок, который учится ходить".

 

Модель 3    пример:  

На что похоже?

Чем отличается?

мужичок

нет бороды

дом

без окон

зонтик

тоненькая ручка

( Предметы рисуются)

Протокол составления загадки про гриб: 

- На что похож гриб? - На мужичка.

- А чем отличается от мужичка? - У гриба нет бороды.

- Еще на что похож? - На дом, но без окон.

- А еще? - На зонтик, но у зонтика тоненькая ручка.

Итоговая загадка про гриб: "Похож на мужичка, но без бороды; похож на дом, но без окон; как зонтик, но на толстой ножке".

МАДОУ г.Нижневатровска

ДС №41«РОСИНКА»

- 1 -

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ

ТЕХНОЛОГИИ ТРИЗ

(ТЕОРИИ РЕШЕНИЯ ИЗОБРЕТАТЕЛЬСКИХ ЗАДАЧ)

В РАЗВИТИИ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР 

учитель – логопед

Чепурнова Н.В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в ходе рассматривания картин с использованием технологии ТРИЗ (Теория Решения изобретательских задач ).

Дети с общим недоразвитием речи (ОНР) испытывают особые трудности в овладении навыками составления рассказа, поскольку у них недостаточно развит словарь, грамматический строй речи. Имеется серье...

Программа совместной образовательной деятельности по экологии с применением элементов ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) для детей старшего дошкольного возраста «Природа - изобретатель»

Проблема экологического  образования  и воспитания  детей в настоящее время является чрезвычайно актуальной. Для дошкольников характерен  ярко выраженный интерес к окружающей...

Мастер-класс по теме: "Обучение дошкольников правилам дорожного движения посредством использования технологии ТРИЗ (теории решения изобретательских задач))".

Предложить игры ТРИЗ для обучения детей правилам дорожного движения, с целью формирования  у детей навыков осознанного безопасного поведения на дорогах....

Конспект организованной образовательной деятельности в средней группе № 4 с использованием ТРИЗ (теория решения изобретательских задач)- РТВ (Развитие творческого воображения) технологии. «Принцесса Капелька».

Формирование у детей представлений о природном объекте - воде, о значении воды в природе через исследование свойств воды и установлении причинно-следственных связей; формирование экологической к...

Программа для одаренных детей по использованию технологии ТРИЗ (Теория решения изобретательских задач) Средняя группа (4-5лет).

Цели и задачи программы.Цель: формирование диалектического мышления воспитанников путём использования элементов теории решения изобретательских задач и методов развития воображения. Задачи:- Разв...

Статья «Методы и приемы теории решения изобретательских задач в развитии музыкальных способностей дошкольников»

Статья для музыкальных руководителей ДО, учителей музыки  "ТРИЗ в развитии музыкальных способностей дошкольников"...

ПАМЯТКА- ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ТЕХНОЛОГИИ ТРИЗ (ТЕОРИИ РЕШЕНИЯ ИЗОБРЕТАТЕЛЬСКИХ ЗАДАЧ) В РАЗВИТИИ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВТЕХНОЛОГИИ ТРИЗ(ТЕОРИИ РЕШЕНИЯ ИЗОБРЕТАТЕЛЬСКИХ ЗАДАЧ)В РАЗВИТИИ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ...