Презентация "Биоэнергопластика- здоровьесберегающая технология"
методическая разработка по логопедии (старшая группа)

Ольга Ивановна Уварова

Чем больше уверенности в движении детской руки, тем ярче речь ребёнка!

                                                                                                                          В. А. Сухомлинский

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mo_bioenergoplastika.doc403.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Буратино»

Доклад к методическому объединению

на тему:

«Биоэнергопластика- здоровьесберегающая  технология в ДОУ»

                                                                                                                                                                                             Подготовила:

Уварова О.И.

воспитатель

                                         

г. Тарко-Сале

                                           2023г.

Цель: Применение здоровьесберегающих технологий (биоэнергопластики) в воспитательно-образовательном процессе ДОУ.
Задачи:
1. Познакомить воспитателей с инновационной здоровьесберегающей технологией-«биоэнергопластика».
2. Внедрить в воспитательно-образовательный процесс ДОУ инновационную
здоровьесберегающую технологию «биоэнергопластику».
3. Рекомендовать воспитателям артикуляционные упражнения с применением «биоэнергопластики».

Чем больше уверенности в движении детской руки, тем ярче речь ребёнка!
                                                                                     

 Василий Александрович Сухомлинский

Вводная часть.

Прежде, чем начать свой мастер – класс, я предлагаю зарядиться положительными эмоциями, а для этого мы отправимся в лес. Ведь где как не в лесу можно прекрасно отдохнуть (Звучит музыка леса).Сядьте, пожалуйста, удобно и закройте глаза. Представьте себе, что вы в лесу, где много деревьев, кустарников и цветов. В самой чаще у реки стоит скамейка, присядьте на неё. Прислушайтесь к звукам. Вы слышите пение птиц, шорохи трав. Почувствуйте запахи: прошёл дождь, ветер доносит запах сосен. Запомните свои ощущения и чувства, захватите их с собой, возвращаясь из путешествия. Пусть они будут с вами на протяжении всего мастер - класса. А сейчас хорошо отдохнувшие, с прекрасным настроением и позитивными эмоциями мы начинаем мастер-класс

Теоретическая часть:

В дошкольный период формируются основы физического и психического здоровья ребёнка, вырабатываются определенные черты характера, приобретаются жизненно важные умения и навыки.

Идеального ребенка нет- любой ребенок обладает индивидуальными и возрастными особенностями. И нам, педагогам, необходимо обучать, чтобы развивались, а не угасали его природные способности.

СЛАЙД 3. Особая роль отводится развитию двигательных, умственных и речевых умений.   Всё это поможет ребенку полноценно общаться со сверстниками, наладить контакт со взрослыми, всесторонне развиваться, быть уверенным в себе, в своих силах.

Работая в детском саду обратила внимание, что дети с речевыми нарушениями часто имеют и двигательные расстройства: нарушение координации движений, изменения мышечного тонуса, несформированность общей, мелкой моторики. Дети часто неуклюжи, раскоординированы, плохо ориентировались в пространстве и в схеме собственного тела, при увеличении динамической нагрузки падало качество движений.

То, что речевой аппарат связан с мелкой моторикой рук все конечно знают. Но почему артикуляционный аппарат и мелкую моторику тренируют по отдельности?  Оказывается можно их объединить!

Новым и интересным направлением этой работы является биоэнергопластика.

СЛАЙД 4. Термин состоит из двух слов: биоэнергия и пластика.

Биоэнергия – это та энергия, которая находится внутри человека.

Пластика – плавные, раскрепощённые движения тела, рук.

Биоэнергопластика – это соединение движений артикуляционного аппарата и движений кистей рук.

Исследования отечественных физиологов (М. М. Кольцова, В. М. Бехтерев, А.А. Леонтьев и др.) подтверждают связь развития рук с развитием мозга. В головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены очень близко. Стимулируя тонкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь. Движения пальцев рук стимулируют деятельность ЦНС и ускоряют развитие речи ребенка.

Взаимосвязь моторной и речевой зон проявляется в том, что человек, который затрудняется с выбором подходящего слова, помогает себе жестами, и наоборот: сосредоточенно рисующий или пишущий ребенок непроизвольно высовывает язык.

СЛАЙД 5. На начальном этапе ребенок знакомится с органами артикуляции, выполняются упражнения для губ, языка (всем знакомая артикуляционная гимнастика). Упражнения выполняются сидя перед зеркалом, взрослый сопровождает гимнастику движениями ведущей руки. Ребенок привыкает к движениям руки и запоминает их, рука малыша в выполнение упражнения пока не вовлекается.

Следующий этап - выполняются артикуляционные упражнения с подключением рук ребенка. Педагог с малышом выполняет упражнение, сопровождает показ движением кисти одной руки. Ребенок учится выполнять одновременно артикуляционные упражнения и движения кистью ведущей руки. 

СЛАЙД 6. Постепенно подключается вторая рука. Таким образом, ребенок выполняет артикуляционное упражнение или удерживает позу и одновременно движением обеих рук имитирует, повторяет движение артикуляционного аппарата. Необходимо следить за ритмичным выполнением упражнений. С этой целью можно применять счет, музыку, стихотворения. При этом двумя руками взрослый продолжает давать четкий образец движения.

Последний этап – заключительный.

Когда ребенок полностью освоит упражнения, можно рассказать сказку, стихотворение, а малыш самостоятельно выполняет артикуляционные упражнения с движениями рук.

СЛАЙД 8. Таким образом биоэнергопластика:

  • первично активизирует естественное распределение биоэнергии в организме ребенка;
  • оптимизирует психологическую базу речи;
  • развивает координацию движений, мелкую и общую моторику;
  • способствует коррекции звукопроизношения, фонематических процессов;
  • синхронизирует работу речевой и мелкой моторики .
  • совместные движения руки и артикуляционного аппарата, если они пластичны, раскрепощены и свободны, помогают активизировать естественное распределение биоэнергии в организме. Это оказывает чрезвычайно благотворное влияние на активизацию интеллектуальной деятельности детей;
  • развивает артикуляционный аппарат;
  • формирует эмоционально-психическое равновесие, активное физическое состояние, активизирует психические процессы.

Практическая часть:
Артикуляционные упражнения с применением биоэнергопластики.

Все упражнения можно делать сидя или стоя.

Ручная поза: все упражнения выполняются сначала одной, затем другой рукой, а в завершение двумя вместе.
Темп выполнения – медленный. Постепенно темп выполнения увеличивается. Дети ориентируются на темп, заданный взрослым, на его счет и образец движения руки.
Предлагаю выполнить упражнения биоэнергопластики. 

1. «Часики»
Тик-так, тик-так, язычок качался так,
Словно маятник часов, кто в часы играть готов?
(
сжатая и опущенная вниз ладонь, которая движется под счет влево – вправо).

2. «Качели»
Сели дети на качели и взлетели выше ели,
Даже солнышка коснулись, а потом назад вернулись.
(
Движения ладонями с сомкнутыми пальцами вверх-вниз)

3. «Лягушки»
Подражаем мы лягушкам,  тянем губы прямо к ушкам.
Вы сейчас тяните губки – я увижу ваши зубки.
(
пальчики расставлены в стороны как у лягушек)        

4. «Слоненок»
Я водичку набираю и ребяток поливаю!
Буду подражать слону! Губы хоботом тяну.
( ладонь собрана в щепоть, большой палец прижат к среднему).

        

5. «Блинчики».
Испекли блинов немножко, остудили на окошке.
Есть их будем со сметаной, пригласим к обеду маму.
(
ладони с сомкнутыми пальцами соединяем друг с другом).

6. «Чашечка».
Вкусных мы блинов поели, выпить чаю захотели.
Язычок мы к носу тянем, чашку с чаем представляем.
(
пальцы прижаты друг к другу, имитируя положение «чашечки») 

7. «Иголочка».
(
пальцы сжаты в кулак, указательные выставлены вперед)

8. «Лошадка».
Я – веселая лошадка, темная как шоколадка.
Язычком пощелкай громко, стук копыт услышишь звонкий.
(
рука в горизонтальном положении лежит на столе. Ладонь с сомкнутыми пальцами согнута. Под счет поочередно касаются стола кончиками пальцев).

Правила выполнения биоэнергопластики в образовательном процессе

  • Использование воспитателями биоэнергопластики может осуществляться не только во время организованной образовательной деятельности, но и во время режимных моментов, время проведения 3-5 мин
  • Элементы биоэнергопластики можно использовать в качестве разминок, физминуток в любых видах деятельности.
  • Выполнение биоэнергопластики со всей группой детей не требует четко фиксированных поз за столами (допустимы свободные позы на ковре и т.д.)

       Сильная мотивация, применение игрового метода на занятиях развивают и укрепляют мышцы артикуляционного аппарата. Отмечается повышение концентрации зрительного и слухового внимания, сформированность пространственной ориентировки, точность выполнения  движений пальцами и кистями рук совместно с движениями языка или губ.

        Таким образом, проведенная работа доказывает эффективность, целесообразность применения биоэнергопластики в  группе для детей с нарушениями речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшей группы с ОНР. Тема "Игра - путешествие на поезде в деревню". Использование современных образовательных технологий: Технология ТРИЗ, игровые технологии и здоровьесберегающая технология.

Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшей группы с ОНР. Направление:"Познавательно - речевое развитие". Лексическая тема: "Домашние животные" Тема: "Игра - путешествие на поезде в ...

Здоровьесберегающие технологии Виды и значение здоровьесберегающих технологий

виды и значение здоровьесберегающих технологий в ДОУ...

Мной разработан и реализуется образовательный проект «Здоровьесберегающие технологии с воспитанниками дошкольного возраста», 2015г.- 2020г. Целью проекта является сохранение и укрепление здоровья детей через здоровьесберегающие технологии.

Здоровье это ДАР- который нужно сохранять и приумножать, начиная с рождения. Дошкольный возраст является решающим звеном в формировании фундамента физического и психического здоровья человека. Очень...

Здоровьесберегающие технологии в обучении «Здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях»

 Музыкально-оздоровительная работа в ДОУ- достаточно новое направление как в музыкальном, так и в физическом воспитании дошкольников.  Так я начала организовывать музыкально-оздо...

Консультация для воспитателей " «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ» Современные здоровьесберегающие технологии"

Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании - технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования - задачи сохранения, поддержания и обогащени...