Проект "Развитие мелкой моторики рук"
проект по логопедии

Проект "Развитие мелкой моторики рук"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_razvitie_melkoy_motriki.docx33.08 КБ

Предварительный просмотр:

«Рука - это вышедший наружу мозг человека».

И. Кант.

Актуальность

Выбор темы проекта не случаен и обусловлен рядом причин.

Во-первых, родителей детей старшего дошкольного возраста всегда волнует вопрос, как правильно подготовить ребенка к школе. Однако, большая часть родителей думая о том, как лучше подготовить ребенка к школе, обращают внимание, как правило, на чтение и счет. Взрослые даже не представляют насколько важно развивать мелкую моторику у ребенка, а ведь развитие у дошкольника мелкой моторики является одним из главных условий последующего успешного овладения письмом.

Во-вторых, группу компенсирующей направленности посещают дети, имеющие проблемы в речевом развитии. Детям с общим недоразвитием речи присуще некоторое отставание в развитии двигательной сферы. Этот факт подтверждается анализом анамнестических сведений. У значительной части детей двигательная недостаточность выражается в виде плохой координации сложных движений, неуверенности в выполнении точно дозированных движений, снижения скорости и ловкости выполнения. Наибольшие трудности выявляются при выполнении движений по словесной инструкции и наиболее отчетливо в серии двигательных актов. Дети отстают от нормально развивающихся сверстников в точном воспроизведении двигательного задания по пространственно-временным параметрам, нарушают последовательность элементов действия, опускают его составные части. Особого внимания требует рассмотрение особенностей мелкой моторики пальцев рук. Наблюдения за тем, как ребенок застегивает и расстегивает пуговицы, завязывает и развязывает ленты, шнурки, позволяет увидеть недостаточную координацию пальцев, кисти рук, при специальных пробах более отчетливо обнаруживается резко выраженная замедленность, застревание на одной позе, пропуск отдельных элементов в другие особенности. Учеными давно доказано, что от степени сформированности мелкой моторики зависит и уровень развития речи. Если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы; если развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие. Речь совершенствуется под влиянием кинетических импульсов от рук, точнее – от пальцев.

Исходя из актуальности выбранной темы, определена проблема: выявление и создание условий для обеспечения эффективности работы по развитию мелкой моторики у дошкольников с общим недоразвитием речи.

В своей книге В. А. Сухомлинский писал: «Источники способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли».

Одним из показателей и условий хорошего физического, нервно-психического и речевого развития ребенка является развитие его руки, кисти, ручных умений, или как принято называть, мелкой пальцевой моторики.

Многие авторы в своих научных трудах утверждали, что тренировка движений пальцев рук является стимулирующей для общего развития ребенка и, особенно для речевого развития.

О. С. Бот придерживалась мнения, что тренировка движения пальцев и кистей рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка. М. М. Кольцова считала, что «морфологическое и функциональное формирование речевых областей совершенствуется под влиянием кинестетических импульсов от рук». Она рекомендует стимулировать речевое развитие детей путем тренировки движений пальцев рук. В. В. Цвынтарный также выводит прямую зависимость зрелости речи ребенка от степени подвижности пальцев рук: «Если развитие движения пальцев отстает, то задерживается речевое развитие». Поэтому он рекомендовал стимулировать речевое развитие детей путем тренировки движений пальцев рук.

Таким образом, из всего вышесказанного можно сделать вывод, что дети с речевыми нарушениями имеют в разной степени моторную недостаточность, а так же отклонения в развитии движений пальцев рук, так как они тесно связаны с речевой функцией. Важность проблемы вызвала необходимость разработать технологию развития мелкой мускулатуры пальцев рук у детей.

Гипотеза

Если ребенку систематически развивать тонкую моторику пальцев рук, то он успешнее преодолеет речевые нарушения.

Цель проекта

• Развивать пальчиковую моторику рук используя традиционные и нетрадиционные методы.

Задачи проекта

• Изучить специальную научно-методическую психолого-педагогическую литературу по использованию пальчиковой гимнастики в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи;

• Подготовить методический материал, план работы, картотеку пальчиковых игр.

• Создать педагогические условия для развития речи у детей - логопатов через укрепление мелкой моторики пальцев рук;

• Развивать творческое воображение.

Тип проекта: практико-ориентировочный, творческий;

Вид проекта: индивидуальный, подгрупповой;

Длительность проекта: долгосрочный (находится в стадии реализации);

Участники проекта: дети с речевыми нарушениями.

Условия реализации проекта:

  • Заинтересованность родителей в результатах коррекционной работы.
  • Подборка и разработка специальных заданий
  • Интерес детей к занятиям.

Этапы реализации проекта

Организационный этап

1. Выбор темы проекта и его разработка.

2. Изучение научно - практических и методических источников по заявленной проблеме.

3. Подбор методического материала по заявленной теме.

4. Разработка системы работы по развитию мелкой моторики рук у детей с ОНР.

5. Разработка консультаций для родителей.

Диагностический этап

Выявить уровень развития мелкой моторики пальцев рук у детей.

Практический этап

Практический этап содержит мероприятия по развитию мелкой моторики рук детей дошкольного возраста:

Работа с детьми в процессе НОД (продуктивной деятельности);

в индивидуальной работе;

на прогулке;

утренней гимнастике;

самообслуживание;

использование нетрадиционных приемов.

Совместная деятельность с родителями.

Использование на занятиях пальчиковой гимнастики.

Использование конструктора

Использование различных игр с прищепками

Использование различных игр со шнурками, счетными палочками, бусинами.

Использование песочной терапии.

Разработки рекомендаций, консультаций для педагогов и родителей по развитию мелкой моторики, проведение пальчиковой гимнастики на занятиях.

Обобщающий этап

Анализ результатов диагностики эффективности системы работы с детьми по развитию мелкой моторики рук у детей.

Составление картотеки игр и упражнений на развитие мелкой моторики пальцев рук.

Презентация проекта по развитию мелкой моторики рук у детей.

Картотека игр и упражнений на развитие мелкой моторики:

• упражнения с карандашом: Д/и «Ловкий карандаш», «Сели птички поклевать»

• упражнения мячом: Д/и «Покатай мяч», «Передай мяч»

•упражнения с кольцами, скрепками: Д/и «Собери цепочку», «Солнышко»

• выполнение фигурок из пальцев: «Животные», «Птицы»

• упражнения со счетными палочками: Д/и «Построй домик, ёлочку и т. д.»

• упражнения с фольгой: сминание, вытягивание

• упражнения с фасолью: Д/и «Загадочная фасоль», «Выложи рисунок», горохом: д/и «Найди клад», желудями, каштаном

• лепка из пластилина геометрических фигур, букв, цифр, различных предметов

• опознание предмета на ощупь попеременно правой и левой руками

• игры с предметами домашнего обихода: пуговицы, прищепки, бусинки, пробки от пластиковых бутылок, клавиатура (компьютер, телефон) д/и «Нажми кнопку»: Д/и «Мамин сундук», «Сами смастерим бусы», «Кто быстрее переберёт», «Ёлочка», «Сказочный цветок»

• шнурки: Д/и «Шнуровка», «Замоталки»

• вата: «Снежок», «Снеговик»

• замочки: Д/и «Подбери ключик»

• молнии: Д/и «Открой – закрой», «Стручок»

• морские камешки: «Кто быстрее выложит узор», «Посчитай камешки»

• стеклянные камешки (декоративные): «Золушкин сундучок»

• нетрадиционное рисование: ладошками, манной крупой, цветным декоративным песком

• мозаика: крупная и мелкая

• игры с трафаретами и шаблонами

• пальчиковый театр

• пазлы: бумажные и деревянные

Литература

  1. Беззубцева Г.В., Андриевская Т.Н. Развиваем руку ребенка, готовим ее к рисованию и письму. – М. 2003г.
  2. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика. – М. 1998г.
  3. Кормилицына Е.С. Игры с бельевыми прищепками.// «Дошкольная педагогика» – 2006г. № 5, с. 64 – 65.
  4. Новоторцева Н.В. Учимся писать. Обучение грамоте в детском саду. Яр. 2000г.
  5. Ткаченко Т.А. Физкультминутки для развития пальцевой моторики у дошкольников с нарушениями речи. – М. 2001г.
  6. Цвынтарный В.В. Играем пальчиками – развиваем речь. – М. 2003г.
  7. Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи. – М. 1983г.
  8. Ястребова А.В., Лазаренко О.И. Хочу в школу – М. 1999г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие мелкой моторики.Влияние мелкой моторики рук на развитие ребенка

Развитие мелкой моторики Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. Разнообразные действия руками, пальчиковые игры стимулируют процесс речевого и умственного развития ...

консультация для родителей:"Что такое мелкая моторика. Игры и упражнения для развития мелкой моторики"

В статье рассказывается о мелкой моторики. Приведены примеры различных игр и упражнений на развиттие мелкой моторики....

Развиваем мелкую моторику и координацию движения рук Развиваем мелкую моторику и координацию движений рук.

В данном материале родители могут найти много полезной информации по развитию мелкой моторики рук малышей, познакомиться с подборкой развивающих игр и упражнений для развития пальчиков....

Развиваем мелкую моторику. Зачем необходимо развивать мелкую моторику?

Аудитория: родители (законные представители) воспитанников, воспитанники, учитель-дефектолог, воспитатель.Цели:1.       Повысить педагогическую  грамотность родителе...

Мелкая моторика. Приемы массажа, игры для развития мелкой моторики, пальчиковые игры, стихи и потешки для развития мелкой моторики.

Движения организма и речевая моторика имеют единые механизмы, поэтому развитие тонкой моторики рук напрямую влияет на развитие речи. Именно поэтому пальчиковая гимнастика должна занять прочное м...

Диагностика детей среднего возраста. Методика исследования мелкой мотрики Е.И. Рогова «Перебор пальцев».Методика исследования мелкой моторики Т.В. Кабановой и О.В. Домниной «Обследование речи, общей и мелкой моторики у детей 3-6 лет».

Стартовая диагностика. Методика  исследования мелкой мотрики Е.И. Рогова «Перебор пальцев».  Поочередное прикосновение большим пальцем к 2, 3, 4 и 5-му пальцам (5 серий...