«Игровые приемы для формирования речевой коммуникации с аутичным ребенком»
статья по логопедии

Лощенкова Вера Окавна

В данной статье автор , основываясь на опыте работы с детьми с РАС, предлагает некоторые игровые приемы для формирования речевой коммуникации аутичного ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igrovye_priemy_dlya_formirovaniya_kommunikatsii.docx23.03 КБ

Предварительный просмотр:

 «Игровые приемы для формирования  речевой коммуникации с аутичным ребенком»

Подготовила: Лощенкова Вера Окавна,

                                                        учитель-логопед МБОУ «СОШ №34»

Бийск 2023

Игровые приемы для формирования  речевой коммуникации с аутичным ребенком

Игровые приемы – это способы совместного (педагога и детей) развития сюжетно игрового замысла путем постановки игровых задач и выполнения соответствующих игровых действий, направленные на обучение и развитие детей. Отличительной особенностью этих приемов является то, что они построены с учетом овладения детьми способами сюжетно – ролевой игры.

Аутичный ребенок, то есть ребенок с расстройством аутистического спектра, изначально не умеет играть. И даже если некоторая игровая деятельность ему доступна, играть с другим человеком он не умеет. Для того, чтобы научить ребенка играть в  игры с взрослым, а тем более с другими детьми, приходится специально обучать его последовательно, кропотливо, используя специальные методики  и на протяжении длительного периода.

Как нам известно, дети с расстройством аутистического спектра – это огромное количество очень разных детей, как невербальных, так и имеющих речь. Сегодня нам хотелось бы остановиться на невербальных детях.

С раннего возраста ребенок начинает копировать выражение лица взрослых: улыбается, корчит гримасы, высовывает язык. Способность к подражанию чрезвычайно важна, поскольку именно благодаря ей ребенок обучается новым действиям и новым словам. Таким образом, умение подражать другим лежит в основе всех когнитивных навыков и, в сущности, всего развития ребенка.

                              Сара Ньюмен «Игры и занятия с особым ребенком»

 По мнению специалистов, если лепет невербального ребенка с аутизмом совпадает с контактом глазами и/или жестикуляциями по отношению к другому человеку — это наиболее благоприятный знак в пользу развития устной речи. Задача специалистов и родителей в этом случае – возможность сохранять и поддерживать лепет в социально-коммуникативных ситуациях. Самый благоприятный знак — это когда ребенок с аутизмом использует лепет, чтобы привлечь внимание другого человека или ответить ему. Необходимо вместе с родителями разработать план и единую линию поведения, касающуюся  поощрения социальной коммуникации. Мы можем вместе  поставить цели по развитию, как понимания речи, так и значимой речи в социальных контекстах. Могут оказаться полезными и устройства для вспомогательной или альтернативной коммуникации.

Первые шаги по обучению невербального ребенка устной речи осуществляются в сторону вокальной имитации. Эхо или вокальная имитация – это вид речи, когда говорящий повторяет слова другого говорящего. Например, когда ребенок говорит «пока», после того, как его мама скажет «пока». Очевидно, почему вокальная имитация так важна: если ребенок может повторять чужие слова, то это облегчит дальнейшее обучение просьбам, называнию предметов и ответам на вопросы. Самый первый шаг в обучении вокальной имитации - это выбор поощрения. Это может быть и съедобное поощрение, любимая игрушка или какие-то действия. Специалисты советуют родителям выбирать поощрение таким образом, чтобы любимое лакомство выдавалось ему лишь за выполненную «работу» и полностью исключалось из ежедневного рациона. Далее следует оценить существующий репертуар ребенка и определить то, что он может произносить спонтанно, разные ли звуки он произносит или одни  и те же? Насколько часто ребенок издает какие-то звуки, лепечет?

Мы знаем, что   невозможно заставить ребенка подражать взрослому, если он не хочет этого делать или не понимает, что это значит, в этом случае придется начать подражать действиям ребенка. Если нами ставиться определенная цель: заставить ребенка с аутизмом вокализировать произвольно, начинать делать это придется в игре.                                   

Вокальная игра.  Цель данного упражнения: объединить или создать ассоциацию между звуками речи и веселыми занятиями, которые предпочитает ребенок. Необходимо начать  играть  с ребенком или заниматься вместе с ним тем, что ему обычно нравится. Во время игры как можно чаще произносите простые звуки и вокализации, которые обычно связаны с такой игрой (например, «Бип-бип!», «Ба-бах!»). Если ребенок спонтанно повторил звук за вами или начал лепетать, тут же хвалите его как можно больше и поощряйте. Однако не просите и не требуйте, чтобы ребенок что-то произносил.

С течением времени ребенок начнет ассоциировать забавные звуки с игрой и с большей вероятностью будет имитировать эти звуки в будущем. Для поощрения опять же выбирается любимое лакомство или занятие ребенка. Кроме того,  предлагается в рамках этой программы установить таймер на определенное время и подсчитать, сколько звуков речи произносит ребенок, чтобы можно было отследить его прогресс.

Параллельно с обучением вокальной имитации, необходимо сделать акцент на развитии имитации в целом. Здесь задача разбивается на несколько этапов: развитие имитации движений крупной моторики, мелкой моторики и развитие оральной имитации.

На первом этапе  необходимо убедиться, что ребенок может имитировать движения крупной моторики вслед за взрослым (например, подпрыгнуть, похлопать в ладоши, подтолкнуть игрушечную машинку). Такие движения проще отличать друг от друга и проще подсказывать ребенку во время их выполнения. Если ребенок затрудняется в выполнении таких движений самостоятельно, здесь на помощь должен оказать другой взрослый (тьютор), который будет использовать метод «рука в руке».  Для развития подражания движениям крупной моторики неплохо использовать занятия логоритмикой. На таких занятиях необходимо задействовать  одного из родителей ребенка  либо тьютора, который будет помогать ребенку в воспроизведении нужных движений. Здесь поощрение выдается ребенку за самостоятельно исполненное движение.  И лишь когда ребенок будет способен  самостоятельно повторить вслед за взрослым такие движения, мы можем  сосредоточиться на более сложной двигательной имитации (например, соединить два пальца, оттопырить большие пальцы и так далее). Это требует наблюдения за менее заметными движениями, а также навыков мелкой моторики.

 Следующий этап — оральная/лицевая имитация (например, открыть рот, моргнуть, высунуть язык и так далее). Теперь ребенок учится следить за нашей оральной моторикой.  Многие дети с расстройством аутистического спектра избегают смотреть в глаза другому человеку, на его лицо,  это затрудняет переход на данный этап обучения.  Вот что предлагает Сара Ньюмен, автор пособия «Игры и занятия с особым ребенком»:

«Если ваш ребенок не поддерживает зрительного контакта, над этим надо работать. Старайтесь всегда находиться рядом с ребенком и напротив него, чтобы он смотрел прямо на вас. Помните, что ребенок гораздо меньше вас. Если нужно, присядьте на корточки или ложитесь на пол. Перед тем как начать новую игру или занятие, всегда устанавливайте зрительный контакт. Установив контакт, немедленно вознаграждайте ребенка новой игрушкой или интересной игрой. Сделайте свое лицо «интересным» для ребенка, чтобы на него хотелось смотреть. Скучное, невыразительное лицо не привлекает взгляда. Попробуйте привлечь внимание ребенка к своему лицу. Вы можете, например: Широко и часто улыбаться. Строить рожицы — морщить нос, поднимать брови. Издавать забавные звуки.  Надевать экстравагантные шляпы, необычные очки (очень большие, цветные, фигурные), большие яркие серьги, «клоунский» нос. Надевать маски, раскрашивать лицо. Вы можете привлечь внимание ребенка, если легонько подуете ему в щеку. Или даже если просто будете сидеть очень тихо и неподвижно. Перемена в поведении может привлечь больше внимания, чем самая кипучая активность. Возьмите предмет, который заинтересовал ребенка, и поднесите его к лицу. Ребенок следует взглядом за ним. Чтобы вознаградить ребенка, отдайте ему игрушку, а затем закрепите успех с тем же или другим предметом.   Еще одна игра: попробуйте спрятать игрушку за пазуху, дождаться, пока ребенок установит зрительный контакт, и затем показать игрушку. Используйте любимые игрушки ребенка, ложку (во время еды) или игрушку-пищалку. В последнем случае звук вызывает дополнительный интерес ребенка.  Играйте в прятки, закрывая и открывая лицо себе и ребенку….» [1.58]

Если ребенок усвоил навык следить за лицом, оральной моторикой взрослого, переходим к этапу звукоподражания. Необходимо издать  звук во время движения полостью рта, которое ребенок уже умеет имитировать (например, открыть рот и сказать  «ааааа», сжать  губы и сказать «ммммм» и так далее). Такой постепенный прогресс позволяет добиться плавного перехода к устной речи.

На этапе обучения  для невербальных детей могут оказаться полезными и устройства для вспомогательной или альтернативной коммуникации. Вспомогательные технологии и визуальная поддержка — это не просто замена устной речи. Они могут привести к ее развитию. Примеры таких методов — различные устройства-коммуникаторы и приложения для планшетов, в которых ребенок прикасается к изображениям, чтобы прозвучали слова или фразы. Самые простые визуальные методы — это картинки или группы картинок, которыми ребенок пользуется, чтобы выразить свои просьбы или мысли.  Одна  из вспомогательных технологий-это система PECS , система по обучению навыкам коммуникации. Эта система состоит из шести  этапов . Эти этапы основаны на науке о вербальном поведении — области прикладного анализа поведения, которая посвящена всем видам речевого поведения, включая текст, устную речь и все формы коммуникации. Система включает в себя отдельные стадии по обучению различным навыкам, в том числе тому, как выразить просьбу с помощью картинки, как отличать одно изображение от другого, как идти к другому человеку или в другое помещение ради коммуникации, а позднее, как комментировать и использовать другие функции коммуникации. На всех этих стадиях система моделирует устную речь и поощряет ее развитие.

Литература.

1. Ньюмен С. Игры и занятия с особым ребенком [Текст] / С.Ньюмен: Теревинф: 2016- 236 с.

2. Ганем.К. Несколько стратегий по развитию базовых навыков для устной речи у детей с аутизмом. [Электронный ресурс ]/ К.Ганем-электронные текстовые данные – Москва[б.и] 2016-режим доступа http://outfund.ru

3. Галлаган С. Коррекционный педагог о подходе по обучению детей с аутизмом звукопроизношению[Электронный ресурс ]/ С.Галлаган-электронные текстовые данные – Москва[б.и] 2017-режим доступа http://outfund.ru

4. Брэддок Б. Что значит лепет у не говорящего человека с аутизмом? [Электронный ресурс ]/ Б.Брэддок-электронные текстовые данные – Москва[б.и] 2016-режим доступа http://outfund.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс "Социо-игровые приемы для организации взаимодействия детей в группе комбинированной направленности" (в рамках проведения курсов повышения квалификации ККИПКиППРО "Психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ОВЗ")

Уметь договариваться между собой – это трудное дело и для взрослых, и для детей. Создание ситуации для взаимодействия детей на деловой основе необходимо с самого раннего возраста как для детей с нормо...

Игровая деятельность аутичного ребенка

Детский аутизм – распространенное нарушение психического развития ребенка. Данный материал может помочь в установлении контакта с ребенком....

Игровая деятельность аутичного ребенка

Особенности развития игры аутичного ребенка...

Мастер-класс: Игровые приемы в формировании представлений ребенка дошкольного возраста о себе».

Мастер-класс: Игровые приемы в формировании представлений ребенка дошкольного возраста о себе».Цель: повышение профессионального умения педагогов впроцессе активного общения по освоению опыта ра...

Мастер-класс: Игровые приемы в формировании представлений ребенка дошкольного возраста о себе».

Цель: повышение профессионального умения педагогов впроцессе активного общения по освоению опыта работы педагога....

Консультация для родителей "Игровые методы и приемы по развитию мелкой моторики у ребенка дома"

Консультация для родителей "Игровые методы и приемы по развитию мелкой моторики у ребенка дома"...