Должностная инструкция учителя-логопеда
материал по логопедии

Пономарева Оля

Данный документ необходим в работе учителя- логопеда, который регламентирует его деятельность, права и обязанности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл instruktsiya.docx23.38 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Центр образования № 1»
(МБОУ «Центр образования № 1»)

СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания профкома

от 01.09.2023 № 3

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ «Центр образования № 1»

Иванова А.Б. Иванова

01.09.2023

Должностная инструкция учителя-логопеда

1. Общие положения

1.1. Должность учителя-логопеда относится к категории педагогического персонала.

1.2. На должность учителя-логопеда образовательной организации (далее — организация) принимается или переводится лицо, имеющее один из следующих вариантов квалификации:

  • высшее образование (бакалавриат, специалитет, магистратура) по профилю деятельности;
  • высшее образование (бакалавриат, специалитет, магистратура) в рамках укрупненных групп направлений подготовки высшего образования «Образование и педагогические науки», «Психологические науки» и дополнительное профессиональное образование — программа профессиональной переподготовки по направлению «Работа с обучающимися с нарушениями речи и коммуникации».

1.3. На должность учителя-логопеда принимается или переводится лицо:

  • не лишенное права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда;
  • не имеющее (не имевшее) судимости, не подвергавшееся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконной госпитализации в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, и клеветы), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, мира и безопасности человечества, а также против общественной безопасности;
  • не имеющее неснятой или непогашенной судимости за иные умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления, не указанные выше;
  • не признанное недееспособным в установленном федеральным законом порядке;
  • не имеющее заболеваний, предусмотренных перечнем, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области здравоохранения.

1.4. Учитель-логопед должен уметь:

  • учитывать возрастные, психофизические и индивидуальные особенности обучающихся с нарушениями речи в организации образовательного процесса;
  • планировать, определять направления и отбирать содержание коррекционно-развивающего обучения и воспитания обучающихся с нарушениями речи в соответствии с их особыми образовательными потребностями с учетом типологии нарушений речи;
  • применять психолого-педагогические технологии, методы и приемы, основанные на научных принципах и подходах к организации образования, воспитания и сопровождения обучающихся с нарушениями речи;
  • организовывать при реализации образовательного процесса взаимодействие и общение обучающихся с нарушениями речи с окружающими людьми;
  • применять в образовательном процессе специальные образовательные средства и ресурсы с учетом индивидуальных особых образовательных потребностей, особенностей здоровья обучающихся с нарушениями речи, в том числе вспомогательные средства и ассистивные технологии, для формирования альтернативной и дополнительной коммуникации;
  • адаптировать образовательные средства и технологии, в том числе контрольно-оценочные материалы и процедуры, к возможностям и потребностям обучающихся с нарушениями речи;
  • применять цифровые образовательные ресурсы, дистанционные образовательные технологии, электронное обучение при реализации адаптированных образовательных программ, программ коррекционной работы для обучающихся с нарушениями речи;
  • обеспечивать практическую направленность коррекционно-развивающего обучения, развитие у обучающихся с нарушениями речи самостоятельности и активности в решении образовательных задач;
  • демонстрировать образцы речи, соответствующие нормам русского языка;
  • стремиться к профессиональному саморазвитию, повышению квалификации в вопросах организации специальных условий образовательной среды и деятельности по освоению содержания образования обучающимися с нарушениями речи;
  • вести профессиональную документацию по вопросам образования обучающихся с нарушениями речи, включая электронный документооборот;
  • отбирать содержание, формы, методы, приемы и средства логопедического обследования обучающихся с нарушениями речи или риском их возникновения;
  • подбирать и применять методики выявления факторов риска возникновения нарушений речи;
  • адаптировать стимульный материал к возможностям обучающихся с нарушениями речи;
  • проводить логопедическое обследование обучающихся с нарушениями речи или риском их возникновения;
  • анализировать документацию обучающихся с нарушениями речи, подготовленную организациями здравоохранения, социальной защиты, образования, правоохранительными органами;
  • анализировать и оценивать результаты логопедического обследования обучающихся с нарушениями речи с учетом данных комплексного обследования;
  • разрабатывать на основе результатов проведенной диагностики рекомендации по образованию и сопровождению обучающихся с нарушениями речи или риском их возникновения;
  • применять технологии общения и взаимодействия с участниками образовательных отношений, направленные на построение продуктивной коммуникации и взаимопонимания по вопросам педагогического сопровождения обучающихся с нарушениями речи;
  • разрабатывать программу коррекционной работы и определять условия ее реализации для обучающихся с нарушениями речи с привлечением участников образовательных отношений;
  • применять технологии профилактики возникновения и прогрессирования нарушений речи, пропедевтики поведенческих нарушений;
  • подбирать и применять технологии консультирования участников образовательных отношений по вопросам профилактики нарушений речи, проблемам образования и социальной адаптации обучающихся с нарушениями речи;
  • применять цифровые образовательные ресурсы, дистанционные образовательные технологии, электронное обучение в консультировании родителей (законных представителей) обучающихся с нарушениями речи и специалистов;
  • сотрудничать со специалистами междисциплинарной команды по вопросам сопровождения обучающихся с нарушениями речи и членов их семей;
  • осуществлять информирование участников образовательных отношений о мерах психопрофилактики и психогигиены в обучении и воспитании обучающихся с нарушениями речи или риском их возникновения;
  • осуществлять ведение профессиональной документации по вопросам педагогического сопровождения обучающихся с нарушениями речи, включая электронный документооборот;
  • соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, требования профессиональной этики учителя-логопеда (логопеда);
  • находить и использовать источники профессионально значимой информации, специальных научных знаний о нарушениях речи;
  • сотрудничать со специалистами междисциплинарной команды по вопросам сопровождения процесса социальной адаптации детей и взрослых с нарушениями речи;
  • использовать методы и приемы вовлечения родителей (законных представителей), членов семей детей с нарушениями речи в мероприятия по психолого-педагогической реабилитации (абилитации), социализации, профессиональной ориентации;
  • определять задачи, содержание, методы и средства реализации мероприятий психолого-педагогической реабилитации (абилитации) детей и взрослых с нарушениями речи;
  • использовать технологии формирования у детей и взрослых с нарушениями речи жизненных компетенций, социальной адаптации;
  • использовать технологии формирования у детей и взрослых с нарушениями речи мотивации к овладению компетенциями, необходимыми для жизни человека в обществе, социальной адаптации с учетом их индивидуальных особенностей;
  • планировать и реализовывать содержание, формы, методы и средства текущего контроля и мониторинга, позволяющие оценить достижение планируемых результатов социальной адаптации детей и взрослых с нарушениями речи;
  • использовать методы, приемы и средства работы по предупреждению и преодолению нежелательных, недопустимых форм поведения детей и взрослых с нарушениями речи;
  • проектировать и организовывать продуктивное взаимодействие детей и взрослых с нарушениями речи с детьми и взрослыми;
  • проектировать взаимодействие, направленное на ознакомление с потенциально доступной для детей и взрослых с нарушениями речи трудовой деятельностью, вовлечение их в мероприятия по профессиональной ориентации и профессиональному самоопределению;
  • осуществлять ведение профессиональной документации по вопросам логопедической помощи, включая электронный документооборот;
  • соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, требования профессиональной этики учителя-логопеда;
  • осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач социальной адаптации детей и взрослых с нарушениями речи;
  • использовать возможности межведомственного взаимодействия в профессиональной деятельности учителя-логопеда.

1.5. Учитель-логопед должен знать:

  • законодательство Российской Федерации о правах ребенка, о правах инвалидов, детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе с нарушениями речи;
  • законы и нормативные правовые акты Российской Федерации, регламентирующие образовательную деятельность;
  • законы и нормативные правовые акты Российской Федерации, регламентирующие трудовую деятельность учителя-логопеда (логопеда);
  • федеральные государственные образовательные стандарты общего образования, в том числе для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, федеральные образовательные программы, в том числе адаптированные;
  • теории, закономерности, принципы построения и тенденции развития системы образования обучающихся с нарушениями речи;
  • основы поликультурного образования, методы и технологии поликультурного обучения, особенности региональных, этнокультурных, языковых условий реализации адаптированных образовательных программ для обучающихся с нарушениями речи;
  • закономерности и этапы речевого онтогенеза, языковые нормы и варианты их нарушения;
  • структуру речевых нарушений, в том числе специфику нарушений речи у разных категорий обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
  • общие, специфические и индивидуальные особые образовательные потребности обучающихся с нарушениями речи разных возрастных групп и способы их реализации;
  • направления и содержание логопедических занятий, уроков по адаптированным образовательным программам, программам логопедической помощи;
  • принципы и подходы к реализации логопедических технологий в образовании обучающихся с нарушениями речи;
  • пути достижения и способы оценки результатов освоения обучающимися с нарушениями речи адаптированных образовательных программ, программ логопедической помощи;
  • методические и теоретические основы, принципы и требования к организации инклюзивного обучения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, в том числе с нарушениями речи;
  • методы и правила включения в образовательный процесс обучающихся с нарушениями речи альтернативной и дополнительной коммуникации;
  • требования охранительного педагогического режима к коррекционно-образовательному процессу для обучающихся с нарушениями речи;
  • нормы русского языка;
  • основы проектной и исследовательской деятельности учителя-логопеда;
  • основы самоорганизации и саморазвития учителя-логопеда;
  • клинико-психолого-педагогические особенности разных категорий обучающихся с ограниченными возможностями здоровья разного возраста (с нарушениями речи, слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, задержкой психического развития, различными формами умственной отсталости, расстройствами аутистического спектра, тяжелыми и множественными нарушениями развития), в том числе с комплексными нарушениями, обучающихся с синдромом гиперактивности, дефицитом внимания, нарушениями поведения;
  • основы дифференциальной психолого-педагогической диагностики, в том числе диагностики обучающихся с нарушениями речи в процессе образования, методы и методики диагностической работы, диагностический инструментарий, методы анализа полученных данных, правила организации;
  • порядок организации и содержание деятельности психолого-медико-педагогической комиссии, психолого-педагогического консилиума образовательной организации;
  • организационные условия реализации особых образовательных потребностей обучающихся с нарушениями речи с учетом типа нарушения речи и индивидуальных особенностей;
  • клинические основы профессиональной деятельности учителя-логопеда;
  • содержание деятельности и функции участников сопровождения обучающихся с нарушениями речи (учителя-логопеда, учителя-дефектолога, педагога-психолога);
  • влияние депривационных условий и неблагоприятных психосоциальных ситуаций на развитие обучающихся с нарушениями речи;
  • основы семейного воспитания и психологии внутрисемейных отношений;
  • основы общей и профессиональной этики учителя-логопеда, конфликтологии и медиации;
  • требования к оформлению психолого-педагогической документации по вопросам педагогического сопровождения обучающихся с нарушениями речи;
  • основные направления комплексной реабилитации инвалидов (детей-инвалидов) с нарушениями речи;
  • теоретические основы, принципы безбарьерной среды, требования к ее организации;
  • классификацию нарушений речи, в том числе международную классификацию функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья;
  • специальные условия психолого-педагогической реабилитации (абилитации) детей и взрослых с нарушениями речи с учетом типа нарушения речи и индивидуальных особенностей;
  • способы предупреждения и коррекции (минимизации) нежелательных, недопустимых форм поведения детей с нарушениями речи;
  • общие вопросы организации логопедической помощи в разных институциональных условиях;
  • ассистивные технологии альтернативной и дополнительной коммуникации детей и взрослых с нарушениями речи;
  • логопедические технологии и методы профилактики социальной дезадаптации;
  • нормы профессиональной этики и деонтологии в логопедии и дефектологии;
  • основы продуктивной коммуникации и командного взаимодействия при оказании логопедической помощи.

1.6. Учитель-логопед в своей деятельности руководствуется:

  • уставом организации;
  • настоящей должностной инструкцией;
  • локальными нормативными актами и приказами организации.

1.7. Учитель-логопед принимается на должность и освобождается от должности руководителем организации и непосредственно ему подчиняется.

1.8. В период отсутствия учителя-логопеда (отпуск, болезнь и пр.) его обязанности исполняет работник, назначенный в установленном порядке, который приобретает соответствующие права и несет ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, возложенных на него в связи с замещением.

2. Функции

2.1. Организация специальных условий образовательной среды и деятельности обучающихся с нарушениями речи по освоению содержания образования на разных уровнях образования.

2.2. Педагогическое сопровождение участников образовательных отношений по вопросам реализации особых образовательных потребностей обучающихся с нарушениями речи, профилактики и коррекции нарушений развития.

2.3. Психолого-педагогическая (логопедическая) помощь обучающимся с нарушениями речи в их социальной адаптации и реабилитации.

3. Должностные обязанности

3.1. Учитель-логопед выполняет следующие должностные обязанности:
3.1.1. В рамках трудовой функции, изложенной в пункте 2.1 настоящей должностной инструкции:

  • разработка, корректировка, реализация содержания адаптированных образовательных программ, программ логопедической помощи на разных уровнях образования для обучающихся с нарушениями речи;
  • организация специальной образовательной среды для обучающихся с нарушениями речи с учетом индивидуальных особых образовательных потребностей обучающихся, формы реализации адаптированных образовательных программ, программ логопедической помощи, в том числе с применением дистанционных образовательных технологий и электронного обучения;
  • организация деятельности обучающихся с нарушениями речи по освоению содержания адаптированных образовательных программ, программ логопедической помощи в формах и условиях, отвечающих их особым образовательным потребностям, в том числе с применением дистанционных образовательных технологий и электронного обучения;
  • создание специальных, в том числе психолого-педагогических, условий включения обучающихся с нарушениями речи в образовательный процесс с учетом их особых образовательных потребностей, особенностей здоровья;
  • проведение логопедических занятий, уроков с обучающимися с нарушениями речи, предусмотренных адаптированной образовательной программой, программой логопедической помощи;
  • отбор и использование в организации коррекционно-развивающего обучения и воспитания обучающихся с нарушениями речи программно-методических и учебно-дидактических материалов;
  • контроль и оценка достижений обучающихся с нарушениями речи с оформлением педагогической документации, отражающей результаты освоения адаптированной образовательной программы, программы логопедической помощи;
  • сопровождение в образовательном процессе обучающихся с нарушениями речи, проявивших выдающиеся способности в спорте, художественном творчестве;
  • реализация воспитательной деятельности, направленной на формирование социально значимых личностных качеств и приобщение обучающихся с нарушениями речи к ценностям, правилам и нормам поведения в обществе.

3.1.2. В рамках трудовой функции, изложенной в пункте 2.2 настоящей должностной инструкции:

  • выявление обучающихся с нарушениями речи, обучающихся, имеющих риск их возникновения, для определения путей компенсации и профилактики нарушений речи;
  • планирование и проведение логопедического обследования обучающихся с нарушениями речи с учетом возраста, уровня речевого развития, индивидуальных психофизических особенностей;
  • составление заключения по результатам логопедического обследования лиц с нарушениями речи и его обсуждение с участниками образовательного процесса;
  • консультирование всех участников образовательных отношений по вопросам образования, воспитания, развития, социальной адаптации, выбора образовательного маршрута, овладения средствами коммуникации, метода альтернативной и дополнительной коммуникации, профессиональной ориентации обучающихся с нарушениями речи, в том числе консультирование родителей (законных представителей) в форме обучающих занятий;
  • проведение коррекционно-развивающих, психопрофилактических и психогигиенических мероприятий по снижению риска прогрессирования нарушений речи совместно с заинтересованными участниками образовательного процесса;
  • планирование и реализация деятельности по прекращению (минимизации) нежелательного, социально недопустимого поведения обучающихся с нарушениями речи;
  • ведение профессиональной документации совместно со специалистами, вовлеченными в процесс образования обучающихся с нарушениями речи.

3.1.3. В рамках трудовой функции, изложенной в пункте 2.3 настоящей должностной инструкции:

  • определение направлений и содержания, методов и средств реализации мероприятий психолого-педагогической реабилитации (абилитации) детей и взрослых с нарушениями речи с целью оптимизации речевого развития и коррекции нарушений, повышения качества жизни и социальной адаптации;
  • содействие активному включению в реабилитационный (абилитационный) процесс родителей (законных представителей) обучающихся с нарушениями речи;
  • развитие у детей и взрослых с нарушениями речи компетенций, необходимых для жизни человека в обществе, на основе планомерного введения в более сложную социальную среду, расширения повседневного жизненного опыта, социальных контактов с окружающими людьми;
  • организация активного сотрудничества детей с нарушениями речи в разных видах деятельности с окружающими, формирование детского коллектива, в том числе в условиях инклюзивного обучения;
  • проведение мероприятий по развитию коммуникативных компетенций детей и взрослых с нарушениями речи (речевой, альтернативной, дополнительной), в том числе с использованием вспомогательных средств и ассистивных технологий;
  • проведение мероприятий по профессиональной ориентации и профессиональному самоопределению детей и взрослых с нарушениями речи.

4. Права

4.1. Учитель-логопед имеет право:

  • участвовать в управлении организацией, защищать свою профессиональную честь и достоинство;
  • по согласованию с непосредственным руководителем привлекать к решению поставленных перед ним задач других работников организации;
  • участвовать в обсуждении вопросов, касающихся исполняемых должностных обязанностей;
  • свободно выбирать и использовать методики обучения и воспитания, учебные пособия и материалы, учебники и другие средства обучения в соответствии с образовательной программой, утвержденной организацией, методы оценки знаний обучающихся, воспитанников;
  • представлять на рассмотрение руководителя организации предложения по вопросам своей деятельности;
  • получать от руководителей и специалистов организации информацию, необходимую для осуществления своей деятельности;
  • требовать от руководства организации оказания содействия в исполнении своих должностных обязанностей;
  • повышать свою профессиональную квалификацию не реже чем раз в три года, проходить аттестацию на получение квалификационной категории.

4.2. Учитель-логопед также имеет право на рабочее место, соответствующее требованиям охраны труда, и получение от работодателя достоверной информации об условиях и охране труда на рабочем месте.

5. Ответственность

5.1. Учитель-логопед привлекается к ответственности:

  • за ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, — в порядке, установленном действующим трудовым законодательством Российской Федерации;
  • за нарушение устава, локальных актов и распорядительных актов образовательной организации;
  • за применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающихся, воспитанников;
  • за правонарушения и преступления, совершенные в процессе своей деятельности, — в порядке, установленном действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации;
  • за причинение ущерба образовательному учреждению — в порядке, установленном действующим трудовым законодательством Российской Федерации.

С настоящей инструкцией ознакомлен.

Один экземпляр получил на руки и обязуюсь хранить на рабочем месте.

Петрова

А.В. Петрова

(подпись)

(Ф. И. О.)

01.09.2023

(дата)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Должностная инструкция учителя - логопеда

Должностная инструкция по должности учитель - логопед разработана в соотвествии с действующим законодательством (Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих. Р...

Должностная инструкция учителя-логопеда

Должностная инструкция учителя-логопеда....

Инструкция по технике безопасности учителя-логопеда

Инструкция по технике безопасности учителя-логопеда...

Должностная инструкция учителя-логопеда ДОУ

Общие положения, требования, права, обязанности, ответственность....

Должностная инструкция учителя-логопеда

Настоящая должностная инструкция разработана в соответствии с законом РФ«Об образовании», на основе тарифно-квалификационной характеристики учителя-логопе-­да, утвержденной приказом Минобразован...

Должностная инструкция учителя- логопеда

Должностная инструкция учителя-логопеда В НРМДОБУ «Детский сад «Солнышко»...