Упражнения для развития речи детей 2-3 лет. Практические рекомендации логопеда.
консультация по логопедии (младшая группа)

Левина Мария Игоревна

У многих маленьких детей возникают трудности с развитием навыков речи. Часто для родителей это становится настоящей проблемой. Но в большинстве случаев, нет причин для паники. Небольшие проблемы с развитием речи малыша родители вполне могут решить самостоятельно, без помощи логопеда. Для этого существуют специальные упражнения для развития речи ребенка. Они несложны в исполнении и могут проводиться с любым малышом.

 

Видеоматериалы, которые вы можете посмотреть вместе с малышами: (ссылки активные)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prakticheskie_rekomendatsii_2-3_goda.docx915.27 КБ

Предварительный просмотр:

Упражнения для развития речи детей 2-3 лет.

Практические рекомендации логопеда.

 У многих маленьких деток возникают трудности с развитием навыков речи. Часто для родителей это становится настоящей проблемой. Но в большинстве случаев, нет причин для паники. Небольшие проблемы с развитием речи малыша родители вполне могут решить самостоятельно, без помощи логопеда. Для этого существуют специальные упражнения для развития речи ребенка. Они несложны в исполнении и могут проводиться с любым малышом.

ОРГАНИЗАЦИЯ  ЗАНЯТИЙ

   В первую очередь, родители должны убедиться, нет ли у малыша нарушений в анатомическом строении артикуляционного аппарата. Это может быть отклонение в росте и развитии зубов, неправильное расположение верхних зубов относительно нижних. Поэтому перед началом занятий лучше будет пройти осмотр у врача.

    Особое внимание родителям необходимо обращать на слух ребенка. Даже при незначительном снижении слуха малыш не может нормально воспринимать речь. Для того, чтобы упражнения по развитию речи ребенка стимулировали развитие у него речевых навыков, нужно учесть некоторые рекомендации специалистов.

Продолжительность занятий. Наиболее оптимальная продолжительность занятий для ребенка 2-3 лет – 10 минут в день. Если продолжительность будет больше, ребенок утратит интерес к упражнениям, будет рассеянным и раздражительным.

Игровой подход к упражнениям. Ребенок в таком возрасте лучше воспринимает информацию в игровой форме. Больше разнообразия. Малышам быстро надоедает однообразие. Форма подачи информации, выполнения упражнений должна постоянно меняться.

Комфортные условия занятий. Понятно, что занятия должны проходить в спокойной, приятной ребенку обстановке. Маленьких деток родители могут сажать себе на колени,  деток постарше – напротив себя. Важно, чтобы взрослый находился на одном уровне с малышом, мог смотреть ему в глаза.

   Ни в коем случае нельзя форсировать развитие речи ребенка. Вредно малыша нагружать сложным речевым материалом, заставлять заучивать непонятные ему слова.

Развитие речи представляет собой комплекс мероприятий, который включает: общение, массаж, упражнения для речи ребенка, упражнения для развития мелкой моторики, игры. 

   Развитие речи ребенка 2-3 лет в большой степени зависит от внимания и усилий родителей. Не пропустите этот период, запаситесь книжками и начинайте занятия в вашей обычной жизни. Например, рассматривайте с малышом рисунки и объясняйте, что на них изображено. Попросите его показывать предметы, которые вы будете называть. Учите ритмические стишки и короткие песенки.

 Уделите внимание развитию мелкой моторики. Она тоже оказывает непосредственное  влияние на развитие речи у ребенка, что, в свою очередь, создает условия для развития мышления.

Попробуйте  играть  с пуговками, камешками, конструкторами и пр., складывать пазлы и описывать картинку, которая будет получаться.

Не забывайте и о развивающих играх. Необходимо, чтобы малыш учился воспринимать на слух большое количество информации.

     В 2 года малыш знает достаточно много звуков: Б, П, М, Т, Д, Ф, В, Н, К, Л, Х, Г, С. Остальные (кроме гласных) он заменяет известными или вообще пропускает. И помощь логопеда в таких случаях не нужна.

   Если у малыша нет неправильного прикуса или невралгической патологии, которые могут мешать нормально объясняться, начните развивать слуховое внимание, речевое дыхание, голос. 

    Наверняка вы заметили, насколько дети любят подражать. Этим качеством можно воспользоваться с пользой, если применять его в обучении. Вы когда-нибудь играли в зоопарк? Имитация голосов животных не только веселая игра, но и полезное упражнение для развития речи ребенка 2-3 лет. Если  у вас дома много мягких игрушек, расставьте их по комнате. Потом вместе с малышом подходите поочередно к каждой игрушке и знакомьтесь с ней. Но есть одно условие – говорить нужно на их языке. Это будет замечательная тренировка для ребенка.

   Чтобы облегчить изучение новых звуков, делайте зарядку для языка и губ. Она просто необходима для более быстрого развития речи малыша.

   Первое упражнение можно выполнять утром, во время умывания. Малыш наверняка любит корчить рожицы перед зеркалом, вот и воспользуйтесь этим. Пусть он вытягивает губы трубочкой, произносит «О», «МО», «ВО». Для этого упражнения достаточно 2 – 3 минуты.

    Зарядку для языка проводить еще проще. Намажьте губки ребенка чем-нибудь сладким, и пусть он это слижет. Не забудьте и про уголки рта, там тоже должно быть чисто. Такое занятие не только повеселит кроху, но и будет хорошей тренировкой мышц лица и языка.

  Ну и последнее – улыбка. Широкая улыбка разрабатывает мышцы лица, и малыш быстро научится произносит «Ы».Хочу такой сайт

    Благодаря таким несложным и забавным упражнениям для развития речи детей 2 – 3 лет, ваш малыш быстро освоит новые звуки и начнет говорить.

    Все упражнения для развития речи ребенка  можно разделить по направленности на решение той или иной проблемы. Рассмотрим эти упражнения.

Упражнения, развивающие речевое дыхание

«Снежинки». Дайте ребенку небольшой кусочек распушенной ватки. Объясните ему, что это снежинка, которая летает, если на нее подуть. Сдуйте сами ватку с ладони и предложите ему подуть на «снежинку». Обратите внимание малыша, что дуть надо округленными губами, плавно, при этом вдыхая через носик. Можно сравнить, когда «снежинка» летит выше, дольше.

 «Понюхаем цветочек». Иногда дети смешивают понятия вдох и выдох. Предложите ребенку понюхать цветок, сделав глубокий вдох носом. После этого выдохните, сопровождая выдох звуком «а».

Упражнения для развития темпа речи и силы голоса

«Громко-тихо». Возьмите парные игрушки разных размеров, например, маленькая и большая собачка. Покажите их малышу и скажите: «Большая собачка лает громко! Ав-ав!» Ребенок громко повторяет: «Ав-ав!» «Маленькая собачка лает тихо, ав-ав». Малыш тихо повторяет: «Ав-ав». Затем уберите игрушки и показывайте по очереди большую и маленькую собачку, спрашивая ребенка, как каждая из них лает.

«Не разбуди куклу». Приготовьте куклу, лучше с закрывающимися глазами, ее кроватку, маленькие игрушки, коробку для игрушек. Положите спать куклу и предложите ребенку убрать игрушки в коробку, не разбудив ее при этом. Каждую игрушку, которую малыш кладет в коробку, он должен тихо называть.

Упражнения  для формирования правильного звукопроизношения.

«Во дворе». Приготовьте картинки, которые изображают домашних птиц и животных. Показывайте картинку малышу и говорите, например: «Вот курочка кудахчет: ко, ко, ко» и так далее. Представив всех персонажей, показывайте картинки и попросите ребенка повторить, кто какие издает звуки.

До трех лет у большинства деток формируется большой словарный запас и фразовая речь. Но многие из них еще говорят невнятно и нечетко. К вышеупомянутым можно добавить  следующие упражнения.

Артикуляционная гимнастика

Данные упражнения помогают выработать согласованные и четкие движения органов артикуляционного аппарата. Можно выполнять с ребенком упражнение «Лопата». Мама говорит: «Надо выкопать картофель, приготовьте лопаты». В это время язычок малыша в спокойном состоянии лежит на нижней губе. Затем: «Копаем картошку». Ребенок должен опускать и поднимать кончик языка, закрывая то нижнюю, то верхнюю губу.

Скороговорки и поговорки

Их произнесение улучшает дикцию ребенка и обогащает его словарный запас. Описание картинки. Такое упражнение великолепно развивает связную речь малыша.

В интернете много примеров скороговорок, потешек и поговорок – нужно иметь свой арсенал, которым удобно пользоваться.

  

Для проведения описаний нужно использовать яркие, сюжетные картинки. Ребенка необходимо заинтересовать, втянуть в диалог, используя, например, такие фразы «А как бы ты поступил?»,  «Как ты думаешь?». Если малыш отвечает односложно или вообще затрудняется отвечать, нужно сказать ему правильный ответ и попросить повторить. Ребенок должен учиться отвечать полным предложением, например: «Котенок на картинке маленький».

     

Возраст 2-3 лет считается в возрастной психологии наиболее благоприятным для развития речи. Если вы упустите момент, наверстать будет значительно сложнее. Ваш милый "лопотун", речь которого невозможно понять, в 5 -7 лет начнет испытывать огромные затруднения в общении, формировании самооценки, развитии личности, усвоении материала, необходимого для дальнейшего развития. Без сомнения, каждый родитель хочет видеть своего ребенка радостным и успешным, развитым  в соответствии с возрастом (или даже опережая сверстников))))

      Но это будет невозможно  без развитой речи, которая напрямую связана с мышлением. Важно помнить, что,  при отсутствии  неврологических  и наследственных заболеваний,  отставание в развитии начинается с недоразвития речи! 


    

И прежде всего учтите - ребенок копирует речь взрослых,

которые его окружают.

Следовательно, следите  за грамотностью и культурой собственной речи, которую он слышит, и как можно больше говорите с ним.

Подготовила: учитель-логопед Левина М.И.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

влияние физических упражнений на развитие речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Как развивать речь детей в непосредственно образовательной деятельности по физической культуре? Целесообразно применять двигательную сенсорику, разработанную О.В. Дыбиной, Н.П. Рахмановой, Т.И. Бартош...

Занимательные игры и упражнения для развития речи детей 1-3 лет. Материал для родителей детей, посещающих адаптационную группу кратковременного пребывания в ДОУ.

Как помочь Вашему малышу научиться быстрее и лучше разговаривать, делая этот процесс увлекательным и интересным? Ведь часто родители маленьких детей сталкиваются с тем, что они отказываются выполнять ...

«Роль семьи в воспитании речи детей. Игры и упражнения для развития речи детей 2-3 лет».

В статье даны рекомендации для развития речи детей младшего дошкольного возраста....

Роль семьи в воспитании правильной речи детей. Игры и игровые упражнения для развития речи детей дома

Данный материал содержит рекомендации для родителей по формированию правильной речи у младших дошкольников. Приведены примерные игровые упражнения для занятий с детьми в домашних условиях....

Консультация для родителей "Роль развития мелкой моторики в развитии речи детей". Автор: Жиба Илона Олеговна, учитель-логопед

Консультация для родителей "Роль развития мелкой моторики в развитии речи детей". Автор: Жиба Илона Олеговна, учитель-логопед...

СООБЩЕНИЕ Тема: «Использование методики пошагового рисования при развитии речи детей младшего дошкольного возраста» (практическое занятие)

Практическое занятие «Использование методики пошагового рисования при развитии речи детей младшего дошкольного возраста»...

Рекомендации родителям по развитию речи детей 3-4 лет от учителя-логопеда

Рекомендации родителям по развитию речи детей 3-4 лет...