Картотека игровых упражнений для речевого развития детей старшей группы.
картотека по логопедии (старшая группа)

Аликаева Марина Анатольевна

Воспользуйтесь картотекой речевых упражнений для старших групп. В картотеке – подборка игровых упражнений для тренировки речевого аппарата детей, развития слухового внимания, фонематического слуха, связной речи.

Комплекс артикуляционных упражнений можно проводить с группой детей или индивидуально с ребенком, у которого еще не получается правильно произносить сложные для воспроизведения звуки [р] – [р’].

Скачать:


Предварительный просмотр:

Картотека игровых упражнений для речевого развития детей старшей группы.

Воспользуйтесь картотекой речевых упражнений для старших групп. В картотеке – подборка игровых упражнений для тренировки речевого аппарата детей, развития слухового внимания, фонематического слуха, связной речи.

Формирование правильного произношения вибрантов

Комплекс артикуляционных упражнений можно проводить с группой детей или индивидуально с ребенком, у которого еще не получается правильно произносить сложные для воспроизведения звуки [р] – [р’].

Чтобы достичь положительного результата, рекомендуется ежедневно выполнять упражнения перед зеркалом по 5–10 раз. Необходимо выработать достаточный подъем языка и направленную воздушную струю.

Упражнение

Инструкция к выполнению

Качели

Широко открыть рот, зубы обнажить, губы в улыбке. Ритмично менять положение кончика языка под счет:

  • 1 – кончик языка упирается в нижние резцы;
  • 2 – широкий кончик языка находится за верхними зубами.

Следить, чтобы нижняя челюсть и губы оставались неподвижными, в самом начале можно немного придерживать нижнюю челюсть руками

Маляр

Широко открыть рот и улыбнуться, кончиком языка провести от передних зубов к мягкому небу, совершая движения языком вперед-назад.

Следить, чтобы нижняя челюсть ребенка была неподвижна, а кончик языка не высовывался изо рта

Гармошка

Рот раскрыть и улыбнуться, язык присосать к небу. Словно конфета приклеилась к небу. Причмокнуть и не отрывая язык от неба, максимально оттягивать вниз нижнюю челюсть, а затем возвращать на место

Лошадка

Рот приоткрыт примерно на 1 см, губы в улыбке. Ритмично щелкать языком. Цокать надо сильно, растягивая подъязычную связку.

Нижняя челюсть неподвижна

Барабан

Широко открыть рот, улыбнуться. Кончик языка поднимаем вверх и многократно и отчетливо произносим звук, напоминающий английский звук [д] – [д] – [д]... После этого постепенно увеличиваем темп.

Следим, чтобы звук произносился четко, как удар в барабан, не был хлюпающим. Нельзя произносить с гласным [дэ], путая звук

и название буквы

Индюк

Широким кончиком языка провести по верхней губе вперед-назад и произносим [бл-бл-бл]. Язык то высовывается, то скрывается

в ротовой полости

Дыхательные упражнения

  • Надуть мыльные пузыри;
  • дуть на игрушку-вертушку или бумажную бабочку;
  • дуть в свистульки
  • сдувать импровизированные снежинки: маленький кусочек ваты положить на кончик носа ребенка. Попросим ребенка высунуть язык, загибая боковые края и подуть на ватку, чтобы она улетела;
  • коктейльной трубочкой загнать мяч в настольные ворота, или просто сдуваем ребристый карандаш. Упражнения можно выполнять в парах, если детей посадить напротив друг друга.

Важное условие – нельзя надувать щеки! Сильная воздушная струя должна быть направлена вперед

Развитие фонетико-фонематической стороны речи

Цели упражнений:

  • обучить навыкам звукового анализа и синтеза;
  • предупредить нарушения в устной речи, которые в дальнейшем могут отразиться на письме.

Первый звук

Содержание: дошкольники повторяют предложения за воспитателем: «Раз, два, три... Первый звук мне назови: аист – [а], облако – [о], улица – [у], эхо – [э], иней – [и]». Если какое-то слово незнакомо или малознакомо детям, педагог объясняет их значение.

В предложениях можно и нужно использовать различные части речи. Например, алый – [а], очень – [о], умный – [у], этот – [э], ищет – [и].

Примечание: начинать следует с гласных звуков в ударной позиции. Нельзя предлагать дошкольникам слова для анализа, если гласный звук не под ударением, написание слова должно совпадать с его произношением.

Последний звук

Содержание: дошкольники повторяют предложения за воспитателем: «Раз, два, три... Последний звук мне назови: рука – [а], высоко – [о], могу – [у], коты – [ы], возьми – [и]».

Примечание: не используйте слова со звонкими согласными в конце слова. Например, пишется арбуз – а произносим на конце [с], нож – [ш], дуб – [п]. Такие слова могут спровоцировать ошибки у детей в процессе произношения.

Самолет

Содержание: воспитатель объясняет детям правила игры. Детям нужно определить

в какой части слова находится буква [с]. Например: «На борт самолета можно взять: Соль, Смелых, Смешных, пеСок, ноСок, абрикоС, ананаС. В нашем самолете можно: Смешить, Спать, вСтавать, наСтупать, риСовать».

Чистоговорки и скороговорки

Звуки [с] – [ш]

Звуки [з] – [ж]

  1. У Сони – шишки, а у Сани – шашки.
  2. Скушай, Саша, шесть сушек.
  3. Сшила Саша шапку Маше.
  4. На сосне – сосновые шишки.
  5. У нашего Мишутки – смешные шутки.
  6. Шапка да шубка – вот и весь Мишутка.
  7. Надо суметь тут не шуметь.
  8. Шестые сутки шутим шутки.
  9. Шесть мышат в шалаше шуршат.
  10. В шалаше – шесть шалунов
  1. Завизжала пила, зажужжала, как пчела.
  2. Когда будильник завожу, Зою с Женей разбужу.
  3. Не жалело солнце жара для хорошего загара.
  4. Раз зеленый мотылек сел на желтый стебелек.
  5. Я Жучку к будке привязала, чтобы она не убежала.
  6. Над березой жук кружит

и жужжит, жужжит, жужжит

Развитие словаря, грамматики

Подбери и назови

Цель упражнения: закрепить обобщающие понятия, лучше запомнить названия овощей, фруктов, грибов, ягод, цветов.

Материалы к упражнению: мяч (тряпичный, чтобы можно было безопасно перебрасывать в группе).

Содержание: воспитатель и дети встают в круг. Педагог называет обобщающее понятие (например, «овощи») и бросает или передает мяч одному из детей. У кого мяч – называет любой из овощей и передает другому ребенку.

Примечание: следует быть внимательными и запоминать, какие слова дети уже называли. Слова не должны повторяться.

Чего не стало

Цель упражнения:

  • отработать формы родительного падежа;
  • развивать зрительную память и внимание у детей.

Материалы к упражнению: от 3 до 6 предметов или картинок.

Содержание: педагог просит детей внимательно посмотреть на картинки, а затем закрыть глаза. Затем воспитатель убирает один предмет или картинку, а детей просит открыть глаза и назвать: «Чего не стало?» Например: нет кубика, машинки, куклы.

Скажи наоборот

Цель упражнения: научить детей подбирать антонимы к словам и расширить их словарный запас.

Материалы к упражнению: наглядные картинки, чтобы дети могли сравнивать предложенные предметы и объекты. Ниже смотрите примеры наглядных материалов.

https://1metodist.ru/system/content/image/239/1/-38634641/

Содержание: воспитатель просит посмотреть детей на картинки, озвучить и сравнить каждую из них.

Назови ласково

Материалы для упражнения: мяч.

Содержание: педагог называет слово-предмет и бросает мяч одному из детей. Ребенок ловит мяч, называет уменьшительно-ласкательную форму этого слова и бросает мяч педагогу. Например, стул – стульчик, огурец – огурчик, яблоко – яблочко, облако – облачко, кофта – кофточка, елка – елочка.

Примечание: в теплое время года можно играть на улице.

Жадина

Цель упражнения: предупредить ошибки согласования местоимений и существительных в единственном и во множественном числе

Материалы для упражнения: наглядный материал – картинки. Ниже смотрите примеры наглядных материалов.

https://1metodist.ru/system/content/image/239/1/-38634636/

Содержание: детям очень нравится изображать жадину. Закрывая картинки руками, воспитатель проговаривает вместе с детьми:

  • «Это мой барабан!»
  • «Это моя кукла!»
  • «Это мое ведро!»
  • «Это мои кубики!»

Один, два, три, четыре, пять

Цель: посчитать и назвать предметы по пройденным лексическим темам.

Содержание: упражнение можно использовать в качестве пальчиковой гимнастики. Например, проговаривать и загибать вместе с детьми пальцы рук, начиная с большого пальца: «Одна ложка, две ложки, три ложки, четыре ложки, пять ложек»; «Один

цыпленок, два цыпленка, три цыпленка, четыре цыпленка, пять цыплят» и т. д.

Какой? Какая? Какое? Какие?

Цель: научить детей согласовывать слова в разных родах и числах.

Содержание: дети 5–6 лет уже активно используют в речи слова-признаки и могут описать свойства и качества знакомых предметов: цвет, форму, части, размер, материал и пр. А вот согласование слов в роде и числе еще может вызывать затруднения у группы детей. Поэтому на начальном этапе, если дети затрудняются правильно назвать слова, воспитатель может оказать помощь, задавая вопросы и подбирая предметы

с идентичными окончаниями. Например, по цвету:

  • «Мяч какОЙ?» (ГолубОЙ)
  • «Юбка какАЯ?» (ГолубАЯ)
  • «Небо какОЕ?» (ГолубОЕ)
  • «Столы какИЕ?» (ГолубЫЕ).

Используйте картинку к упражнению.

https://1metodist.ru/system/content/image/239/1/-38634642/

Следует обязательно выделять голосом окончания слов, формируя грамматические компетенции у детей. Например, по форме:

  • «Шкаф какОЙ?» (ПрямоугольнЫЙ)
  • «Дверь какАЯ?» (ПрямоугольнАЯ)
  • «Окно какОЕ?» (ПрямоугольнОЕ)
  • «Столы какИЕ?» (ПрямоугольнЫЕ).

Используйте картинку к упражнению.

https://1metodist.ru/system/content/image/239/1/-38634644/

Загадки-описания

Цель: научить детей самостоятельно описывать предметы, подбирать и называть характерные признаки предметов и явлений.

Содержание: воспитатель сначала дает пример – описание какого-либо предмета или овоща. Например «Зеленый, длинный, хрустящий... (огурец)». Если кто-то из детей затрудняется, педагог задает наводящие вопросы. К примеру, «Какой овощ по цвету, форме, вкусу?»

Далее воспитанники сами пробуют составлять описание к чему-либо. Например,

«Красный, круглый, гладкий, сочный... (помидор)», «Оранжевая, вытянутая, вкусная, полезная... (морковь)».

Один – много

Цель: отработать с детьми существительные единственного и множественного числа, усложняя речевой материал.

Содержание: педагог закрепляет с детьми формы существительных среднего рода на «- ья» с безударными окончаниями «-ов, -ев». Например, «платье – платья – много платьев»,

«крыло – крылья – много крыльев», «звено – звенья – много звеньев», «полено – поленья – много поленьев».

Также воспитатель отрабатывает с дошкольниками формы существительных среднего рода с нулевым окончанием:

в родительном падеже с безударным окончанием «-а»;

в именительном падеже с дополнительной гласной в основе слова. Например, «окно – окна – много окон», «кресло – кресла – много кресел», «полотенце – полотенца – много полотенец», «ведро – ведра – много ведер».

Воспользуйтесь картинками к упражнению.

Развитие связной речи

Где спрятались

Цель: научить детей различать и употреблять предлоги: на, под, над, из, около, за, перед, между и другие.

Содержание: дети старшей группы могут допускать ошибки в употреблении предлогов, заменять один предлог на другой или пропускать их в речи. Чтобы научить дошкольников правильно употреблять в речи предлоги, педагог использует в работе разные игрушки или кукольную мебель. Воспитатель говорит воспитанникам, что игрушки захотели поиграть в прятки. Далее педагог предлагает посмотреть, где они спрятались, и назвать их.

Примерные ответы детей:

  • «Кошка спряталась на кресле»;
  • «Собака спряталась под столом»;
  • «Кукла спряталась около шкафа»;
  • «Попугай спрятался между стульями».

Как вариант, дети могут расставлять игрушки по инструкции воспитателя, проговаривая:

«Я посадил куклу за стол», «Я спрятал кошку за шкаф».

Логический поезд

Материалы к упражнению: карточки с картинками.

Содержание: педагог с помощью считалочки определяет, кто первый начинает игру.

На столе или доске расположены картинки с поездом. Первый игрок просто кладет любую понравившуюся ему карточку вслед за паровозом, объясняя, чем именно она понравилась.

Например, первый ребенок выбрал дерево, так как у него красивые зеленые листики. Второй – яблоко, так как яблоки растут на дереве. Третий – конфету, так как и яблоко, и конфета сладкие.

Следующий ребенок должен выбрать карточку, которая каким-либо образом подходит к первой картинке. И обязательно объяснить всем: почему он выбрал именно такую картинку? Выигрывает тот, кто первый выложит все свои карточки-вагончики.

Примечание: существует готовый вариант дидактической игры «Логический поезд»,

но можно и самим разработать для нее картинный материал, который можно обновлять, предлагая детям новые карточки.

https://1metodist.ru/system/content/image/239/1/-38634447/

https://1metodist.ru/system/content/image/239/1/-38634654/

Я начну, а ты продолжи

Цель упражнения: активизировать словарный запас ребенка и формировать навыки связной речи.

Содержание: педагог сочиняет рассказ и просит детей его продолжить. При необходимости оказывает детям помощь: помогает подобрать нужные слова, составить предложение. Можно использовать серию сюжетных картинок, иллюстрации из книг

и другой наглядный материал.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Картотека дидактических игр для речевого развития детей старшей группы".

Этапы проведения дидактических игр для речевого развития детей в старшей группе....

"Использование игровых упражнений в речевом развитии детей среднего дошкольного возраста"

Работа по развитию речи детей среднего дошкольного возраста в игровой деятельности....

Использование игровых упражнений в речевом развитии детей младшего дошкольного возраста.

В статье рассматриваються варианты использования некоторых игровых упражнений, которые можно использовать в речевом развитии детей младшего дошкольного возраста....

Картотека игровых упражнений с фитболом для детей старшего дошкольного возраста.

Вашему вниманию представлена картотека игровых упражнений с фитболом...

Картотека дидактических игр для речевого развития детей старшей группы.

Картотека дидактических игр для речевого развития детей старшей группы....

"Использование игровых упражнений в речевом развитии детей младшего дошкольного возраста"

Работа по развитию речи детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности...

Картотека игр и игровых упражнений по речевому развитию детей с нарушением зрения младшего дошкольного возраста на плеоптическом этапе лечения

Картотека игр и игровых упражнений по речевому  развитию детей с нарушением зрения младшего дошкольного возраста на плеоптическом этапе лечения...