Картотека игровых упражнений для речевого развития детей младшей группы
картотека по логопедии (младшая группа)

Мельникова Наталья Александровна

Картотека игровых упражнений для речевого развития детей младшей группы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Картотека игровых упражнений для речевого развития детей младшей группы

Развитие слухового внимания и фонематического слуха

Цели упражнений: предупредить нарушения речи, которые могут возникнуть в старшем возрасте по разным причинам. Например, из-за несформированности фонематических процессов и расстройства восприятия похожих звуков и их сочетаний.

Угадай, что звучит?

Цель упражнения: научить сравнивать и различать звуки в речи

Материалы к упражнению: колокольчик, игрушечный молоточек, лист бумаги, стаканы с водой.

Содержание: педагог демонстрирует детям подобранные предметы и производит с ними простые действия: стучит молоточком по столу, звенит в колокольчик, шуршит бумагой, переливает воду. Затем воспитатель прячет предметы за ширму или экран и там поочередно производит те же действия. Дети внимательно слушают и догадываются, что звучит за ширмой.
Если детям сложно с первого раза распознать действие, следует еще раз наглядно его продемонстрировать. Если же воспитанники легко справляются с заданием, можно увеличить количество предметов и действий или взять предметы, близкие по звучанию. Например: шуршать бумагой и фольгой.

Угадай, кто это?

Цель упражнения: научить сравнивать и различать звуки речи.

Материалы к упражнению: игрушки домашних животных и детенышей или картинки: кошка, собака, коза, корова, лошадь.

Содержание: воспитатель показываем детям игрушки домашних животных и детенышей или картинки. Педагог просит детей показать, как мяукает кошка (кот) – «Мяу», лает собака – «Ав-ав», мычит корова – «Муу». Затем воспитатель говорит, что детеныши потерялись и им нужна помощь. Закрывая на картинках у животных рот, педагог задает наводящие вопросы: «Кто так кричит?», «Кто его мама?». Дети слушают и отвечают на вопросы, показывают, как говорят разные животные.

Малыш или великан?

Цель упражнения:

  • развивать слуховое восприятие;
  • обучать определять и различать силу звука (громко – тихо).

Материалы к упражнению: колокольчик или игрушечный молоточек и картинки с изображением малыша и великана.

Содержание: педагог предлагает детям послушать и назвать, кто звенит колокольчиком или стучит молоточком. Предварительно воспитатель заранее показывает воспитанникам, как могут звучать предметы. Например, тихо можно стучать молоточком, как малыш, а затем сильно и громко, как великан. Затем один ребенок встает в круг и закрывает глаза, а другие по очереди стучат молоточком или звенят колокольчиком. 

Далеко или близко?

Цель упражнения: научить определять расстояние источника звука и его направление

Материалы к упражнению: колокольчик или игрушечный молоточек.

Содержание: после того как дети освоили навык различать силу звука, педагог предлагает воспитанникам определить, далеко или близко звучат инструменты. Детей рассаживают на ковре в две линии: ближе и дальше от водящего ребенка. 

Водящий ребенок закрывает глаза, а другие по очереди звенят колокольчиком. По звучанию дети учатся различать направление источника звука и определять, далеко или близко звенит колокольчик. 

Тренировка мышц губ, языка, щек и мягкого неба

Цель упражнений: формировать у детей правильную речевую позицию в произношении звуков.

Содержание

Упражнение

Инструкция к выполнению

Как мы улыбаемся

Растянуть губы в широкую улыбку, при этом губы сомкнуты. В этой позиции проговаривать короткое предложение в рифму. Например: 
«На улыбку отзовись
И в ответ мне улыбнись»

Как птенчики открывают рот

Широко открыть рот. В этой позиции проговаривать короткое предложение в рифму. Например:
«Дайте, дайте бутерброд,
Широко открою рот»

Как мы жуем, когда едим

Совершать жевательные движения. В этой позиции проговаривать короткое предложение в рифму. Например:

«Не спеши еду глотать,
Надо долго пожевать»

Как кошечка умывается

Улыбнуться, приоткрыть рот и широким языком облизать верхнюю губу. В качестве примера используйте также картинку, на которой кошка облизывается. 
В этой позиции проговаривать короткое предложение в рифму. Например:
«Ты на кошку посмотри
И движенье повтори»

Как слон вытягивает хобот

Вытянуть губы вперед трубочкой и удерживать в таком положение 3–5 секунд. 

При этом протяжно произносить звук [у]. После этой позиции произнести короткую фразу с рифмой. Например:
«Подражаю я слону,
Губы хоботом тяну»

Как собака высовывает язык, когда ей жарко

Рот открыть, широкий расслабленный язык положить на нижнюю губу и удерживать 5–10 секунд. После этой позиции произнести короткую фразу в рифму:

«Песик высунул язык,
От жары совсем отвык»

Как лошадка цокает копытами

Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и, присасывая язык к небу, пощелкать кончиком языка. После этой позиции произнести короткую фразу в рифму: 

«Если только захочу –
На лошадке поскачу»

Примечание: ежедневно повторяйте каждое упражнение 5–10 раз. Можно выполнять упражнения под счет, под музыкальное сопровождение или использовать стихотворные рифмы.

Развитие речевого дыхания и плавности речи

Цели упражнений:

  • развивать детскую речь;
  • способствовать оздоровлению организма ребенка: улучшить кислородный обмен, стимулировать работу сердечно-сосудистой и пищеварительной систем;
  • способствовать формированию навыков саморегуляции: выполнять задания по показу и инструкции педагога.

Содержание

Упражнение

Инструкция к выполнению

Как мы нюхаем цветочек

Поднести к носу воображаемый цветок, вдохнуть и выдохнуть носом. На выдохе проговорить: «Ах!»

Как мы дыханием греем ладошки

Округлить губы и выдыхать теплый воздух на свои ладошки

Как птицы летят

На вдох – руки поднять вверх через стороны, на выдох – опустить вниз

Как мишка ходит

Шагать вперевалку и вдыхать носом. На выдохе произносить: «Ух!»

Как летают снежинки

Подготовить маленький кусочек ваты. Улыбнуться, на нижнюю губу положить широкий кончик языка. На выходе произнести «Ф-ф-ф» и подуть на ватку (снежинку)

Как насос накачивает воздух

Имитировать накачивание колеса при помощи насоса. На выходе произнести «С-с-с». В этот момент кончик языка упирается в нижние зубы, выдыхаемая воздушная струя должна быть холодной.

К данному упражнению нужно переходить только с группой детей, которые правильно произносят звук [с]

Примечание: во время выполнения упражнений необходимо следить, чтобы вдох дети производили через нос. Плечи воспитанников не должны подниматься, а выдыхать воздух следует через рот плавно и длительно. При выдохе рекомендуется вытягивать губы трубочкой, чтобы дети не надували щеки. Если дети все же надувают щеки, то на начальном этапе можно слегка придерживать щеки руками.

Развитие связной речи, словаря, грамматики

Какой предмет?

Цели упражнения:

  • активизировать и увеличить словарный запас детей;
  • формировать навыки согласования слов-признаков с существительным;
  • научить описывать свойства и признаки предметов: цвет, форму, части, размер, материал.

Содержание: воспитатель предлагает детям ответить на вопросы, используя предметы из группы и жизненный опыт. Например, «Какой мяч лежит у нас в группе?», «Какая кошка?». На начальном этапе дети затрудняются подобрать слова. В этом случае воспитатель помогает дошкольникам и предлагает к вопросу несколько подходящих описаний на выбор. К примеру: «Мяч какой? Круглый или овальный? Синий или зеленый?», «Кошка какая? Пушистая или колючая? Живая или игрушечная?». 

Загадки-описания

Цель упражнения: научить детей по описанию в вопросе отгадывать, что или кто это?

Содержание: воспитатель предлагает детям ответить, кого или что он описывает. Например:

  • «Серый, злой, зубастый. Кто это?» (волк);
  • «Маленький, серенький, трусливый, с длинными ушами. Кто это?» (заяц);
  • «Рыжая, хитрая и пушистая. Кто это?» (лиса).

Один – много

Цель упражнения

  • обучить составлять существительные единственного и множественного числа;
  • обогатить словарь детей.

Содержание: педагог вместе с детьми начинает упражнение с составления цепочки слов мужского рода с основой на твердый согласный. В конце цепочки – слово с ударным окончанием «-ов» Например: 

  • кот – котЫ – много котОВ;
  • стол – столЫ – много столОВ; 
  • дуб – дубЫ – много дубОВ.

Вместе с детьми педагог проговаривает каждое слово и выделяет голосом окончания слов. Постепенно дети учатся проговаривать слова самостоятельно.

Примечание: для работы с дошкольниками воспитатель использует наглядный материал. Например, изображение одного и множества котов, дерева и деревьев, стола и столов. Наглядный материал педагог подготавливает самостоятельно, в зависимости от тех слов существительных, которые изучает с детьми. Ниже смотрите примеры наглядных материалов.

Чистоговорки 

Цель упражнения: тренировать и закреплять правильное окончание слов.

Материалы к упражнению: картинки с осой, цветком, руками.

Содержание: воспитатель показывает детям разные картинки с осой и цветам и предлагает им ответить на вопросы:

  • са-са-са – кто это? Ответ: оса;
  • сы-сы-сы – нет кого? Ответ: осы;
  • се-се-се – дам цветок кому? Ответ: осе;
  • су-су-су – видим мы кого? Ответ: осу;
  • се-се-се – говори о ком? Ответ: об осе.

Я начну, а ты продолжи

Цель упражнения

  • активизировать словарный запас дошкольников;
  • формировать навыки связной речи.

Содержание: воспитатель начинает проговаривать фразу и просит ребенка ее продолжить. Например, «Красная Шапочка пошла через лес в гости к...». Ребенок дополняет предложение словами «к бабушке». На основании ответов ребенка воспитатель вместе с дошкольником стараются составить короткий рассказ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование игровых упражнений в речевом развитии воспитанников младшего дошкольного возраста.

Работа по развитию речи детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности....

Использование игровых упражнений в речевом развитии детей младшего дошкольного возраста.

В статье рассматриваються варианты использования некоторых игровых упражнений, которые можно использовать в речевом развитии детей младшего дошкольного возраста....

Картотека дидактических игр по речевому развитию детей младшей группы

Предлагаю Вашему вниманию картотеку дидактических игр по речевому развитию детей младшей группы....

Предлагаю Вашему вниманию картотеку дидактических игр по речевому развитию детей младшей группы.

*Предлагаю Вашему вниманию картотеку дидактических игр по речевому развитию детей младшей группы....

"Использование игровых упражнений в речевом развитии детей младшего дошкольного возраста"

Работа по развитию речи детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности...

Картотека игр и игровых упражнений по речевому развитию детей с нарушением зрения младшего дошкольного возраста на плеоптическом этапе лечения

Картотека игр и игровых упражнений по речевому  развитию детей с нарушением зрения младшего дошкольного возраста на плеоптическом этапе лечения...

Картотека игровых упражнений для речевого развития детей старшей группы.

Воспользуйтесь картотекой речевых упражнений для старших групп. В картотеке – подборка игровых упражнений для тренировки речевого аппарата детей, развития слухового внимания, фонематического слу...