Как научить ребенка читать?
статья по логопедии (подготовительная группа)

Гринь Светлана Витальевна

В данной статье приведены несколько методик обучения чтению. Описания этих методик дают понимания  об их преимуществах и недостатках. 

Читатель сам может выбрать для себя , какую  методику  лучше использовать.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Методики для обучения чтению20.54 КБ
Файл Презентация1.71 МБ

Предварительный просмотр:

Как научить ребенка читать: методики обучения чтению.

        Все родители задаются вопросом, когда нужно учить ребенка читать?      Актуальность обучения чтению в дошкольном возрасте связана с возросшими требованиями школ к будущим первоклассникам. Одним из требований является умение читать и готовность к овладению грамотой, которая включает в себя овладение ребёнком звуко-буквенным,   звуко-слоговым и  лексико-синтаксическими анализами и синтезам до поступления в школу. Поэтому чтение – сложный процесс, требующий определенного уровня развития личностных качеств ребенка, а именно мотивации, силы воли, усидчивости, а так же сформированных психических процессов, таких как восприятие, память и мышление. Согласно многолетним исследованиям возраст 5-6 лет оптимален для начала освоения навыка чтения.

         Существует множество различных методик обучения чтению. Рассмотрим некоторые из них.

  1. Методика  Николая Зайцева

Смысл этой системы обучения чтению, применяющейся уже свыше 20 лет, состоит в изучении детьми не букв и не звуков, а складов. Инструментарий включает в себя кубики, способствующие освоению ребёнком фонетического состава языка. Дидактический материал представлен 12 группами. Есть золотые, железные и деревянные кубики с  разнообразными наполнителями. Играя с ними, ребенок осваивает различия между гласными, согласными, глухими, звонкими, мягкими и твёрдыми звуками. Помимо этого, в набор входят таблицы и аудиозаписи.

    Обучая ребёнка читать, педагог не проговаривает, а пропевает склады букв. Такой приём называется «пропевками». Результатом такой методики является то, что ребенок свободно запоминает более 240 складов.

  Преимущества методики:

- дети запоминают буквенные сочетания в игровой форме, им не нужно думать, как читается тот или иной склад;

- сочетания букв упрощают процесс освоения детьми письма в будущем;

- методика не имеет возрастных ограничений;

- кубики развивают мелкую моторику и органы чувств.

      Недостатки методики:

- дети, учившиеся читать  по методике Зайцева часто «проглатывают» окончания слов;

- дети испытываю затруднения с пониманием состава слова;

- из-за цветового оформления кубиков, в первом классе дети испытывают трудности с фонетическим разбором слов;

- обучающие пособия отличаются высокой ценой.

  1. Методика Глена Домана

     Основывается на автоматическом усвоении ребёнком целых слов, что достигается посредством применения специальных карточек со словами и предложениями. Занимаясь с детьми, родители в течение 30 секунд показывают конкретные карточки и называют их значения.

  Занятия проводятся ежедневно по 10-15 минут, в результате  чего ребёнок не просто быстро осваивает чтение, но у него развиваются  интеллектуальные способности, вырабатывается фотографическая память.

     Преимущества методики:

- методика может применяться с самого раннего возраста;

- дидактический материал может быть изготовлен самостоятельно;

- карточки могут быть посвящены самым разным темам.

 Недостатки методики:

- в процессе занятий ребёнок занимает пассивную позицию;

- ребёнок не осваивает навыки чтения, в процессе ограничивается  восприятием и анализом информации;

- однотипность  в процессе обучения;

- детьми, старше 3 лет методика воспринимается неохотно.

  1. Методика Марии Монтессори

       Суть методики в том, что дети сначала учатся писать, а уже потом читать. Дети воспринимают буквы как рисунок, который они стремятся воспроизвести. В то время, как ребенок воспроизводит букву: лепит, рисует, вырезает, он запоминает, как она выглядит как называется.

   

       Преимущества методики:

- ребёнок может обучаться в том темпе, который ему удобен;

- главным способом обучения является познание посредством открытия;

- интеллектуальные способности ребёнка развиваются через сенсорное восприятие;

- методика формирует у детей навык самостоятельного принятия решений.

       Недостатки методики:

- необходимость подробно изучить систему работы  при помощи специализированных материалов;

- дети учатся писать не печатными буквами, а сразу прописными, возникают проблемы с соотношением печатной и прописной букв;

- обучающие пособия отличаются высокой ценой.

  1. Методика  Надежды Жуковой

Основой для обучения детей чтению по методике Надежды Жуковой является «Букварь». В нём акцент сделан на изучение звуков, а не букв. Основной принцип методики – чтение не по буквам, а по слогам.

Логика методики проста – от гласных звуков к согласным, от  простых к более трудным в артикуляции звукам. Гласные можно пропеть, на этом длительном произношении основывается основной принцип работы со слогами. Ребёнку предлагается проводить пальцем от одной букве к другой дорожку и вместе с этим тянуть звук. В этом помогает «бегущий человечек», который помогает соединить буквы в слог.

Сначала идут сочетания двух гласных, затем  присоединяются согласные. Согласные звуки нужно произносить чётко, без призвука гласных в конце («П», а не «Пэ»). Названия букв не помогают детям научиться читать. Обычно, зная названия букв, ребёнок читает так: «Пэ-У», или «эМ-А» Основная идея методики – по возможности протягивать звуки, чтобы они без остановки складывались в слоги.

   Данная методика подходит для детей 5 – 6 лет.

 Преимущества методики:

- интуитивно понятные принципы обучения;

- большое внимание уделяется звуковоспроизведению, ребёнок быстро понимает алгоритм сложения слогов и построения слов, поэтому сразу подготавливается к письму;

- методика хороша тем, что нет необходимости в приобретении дополнительного оборудования, хотя можно для наглядности использовать магнитную азбуку.

- все материалы выдержаны в единой системе.

      Недостатки методики:

- методика не рассчитана для раннего обучения чтению.

Мы рекомендуем использовать методику Н.С Жуковой, учитывая основы классической методики обучения чтению по слогам (фонетический метод), которую используют в детских садах и начальной школе. Мы, учителя-логопеды,  используем данную методику на занятиях по обучению грамоте.

Суть методики в том, что ребенок сначала знакомится со звуками (неречевые и речевые). Учится их различать на слух. (слайд звуки слышим и произносим)  

Затем узнает, что все речевые звуки обозначаются символом «буквой» (буквы видим и пишем)

- Знакомятся с гласными звуками.

- Учатся читать сочетания гласных.

- Знакомятся с согласными.

- Учатся читать сочетание согласного и гласного, начиная с закрытых слогов

- Отрабатывают умение читать открытый слог.

- Отрабатывают умение читать слова, состоящие из одинаковых слогов.

- Учатся читать слоги со стечением согласных, отделяя первый согласный.

- Отрабатывают умение читать все типы слогов.

Так дети овладевают навыком чтения слов. Таким образом, процесс обучения чтению носит поступательный характер: от простого освоения букв и звуков к более сложному – составлению слогов, слов и целых предложений, рассказов. Текст должен быть коротким, шрифт крупный, яркие картинки.

Надежда Жукова свою методику разработала на основе классической методики обучения чтению.

Рекомендуемый учебный материал:

  • Володина Н.В. «Знакомлюсь с буквами»;
  • Жукова Н. С. «Букварь»;
  • Жукова О.С. «Логопедический букварь»;
  • Крупенчк О. И. «Учим буквы»;
  • Руссита Татьяна «Рассказы для первого чтения»
  • Цуканова С.П., Л.Л. Бец «Формируем навыки чтения»;
  • Юдин Г. Н. «Букваренок».


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Как научить ребенка читать: методики обучения чтению. Учителя-логопеды: Гринь С.В. Давыдова В.Ю. Тихонова А.В.

Слайд 2

Актуальность обучения чтению в дошкольном возрасте связана с возросшими требованиями школ к будущим первоклассникам. Одним из требований является умение читать и готовность к овладению грамотой, которая включает в себя овладение ребёнком звуко-буквенным , звуко-слоговым и лексико-синтаксическими анализами и синтезам до поступления в школу.

Слайд 3

Методика Николая Зайцева Смысл этой системы обучения чтению, состоит в изучении детьми складов . Инструментарий включает в себя кубики, способствующие освоению ребёнком фонетического состава языка.

Слайд 4

Преимущества методики: дети запоминают буквенные сочетания в игровой форме, им не нужно думать, как читается тот или иной склад; сочетания букв упрощают процесс освоения детьми письма в будущем; методика не имеет возрастных ограничений; кубики развивают мелкую моторику и органы чувств. Недостатки методики: дети , учившиеся читать по методике Зайцева часто «проглатывают» окончания слов; дети испытываю затруднения с пониманием состава слова; из-за цветового оформления кубиков, в первом классе дети испытывают трудности с фонетическим разбором слов; обучающие пособия отличаются высокой ценой.

Слайд 5

Методика Глена Домана Суть методики в автоматическом усвоении ребёнком целых слов, что достигается посредством применения специальных карточек со словами и предложениями.

Слайд 6

Преимущества методики: методика может применяться с самого раннего возраста; дидактический материал может быть изготовлен самостоятельно; карточки могут быть посвящены самым разным темам. Недостатки методики : в процессе занятий ребёнок занимает пассивную позицию; ребёнок не осваивает навыки чтения, в процессе ограничивается восприятием и анализом информации; однотипность в процессе обучения; детьми , старше 3 лет методика воспринимается неохотно.

Слайд 7

Методика Марии Монтессори Суть методики в том, что дети сначала учатся писать, а уже потом читать. Дети воспринимают буквы как рисунок, который они стремятся воспроизвести. В то время, как ребенок воспроизводит букву: лепит, рисует, вырезает, он запоминает, как она выглядит, как называется.

Слайд 8

Преимущества методики : ребёнок может обучаться в том темпе, который ему удобен; главным способом обучения является познание посредством открытия; интеллектуальные способности ребёнка развиваются через сенсорное восприятие; методика формирует у детей навык самостоятельного принятия решений. Недостатки методики : необходимость подробно изучить систему работы при помощи специализированных материалов; дети учатся писать не печатными буквами, а сразу прописными, возникают проблемы с соотношением печатной и прописной букв; обучающие пособия отличаются высокой ценой.

Слайд 9

Методика Надежды Жуковой Основной принцип методики – чтение не по буквам, а по слогам.

Слайд 10

Гласные можно пропеть, на этом длительном произношении основывается основной принцип работы со слогами. Ребёнку предлагается проводить пальцем от одной букве к другой дорожку и вместе с этим тянуть звук. В этом помогает «бегущий человечек», который помогает соединить буквы в слог.

Слайд 11

Преимущества методики: интуитивно понятные принципы обучения; большое внимание уделяется звуковоспроизведению, ребёнок быстро понимает алгоритм сложения слогов и построения слов, поэтому сразу подготавливается к письму; методика хороша тем, что нет необходимости в приобретении дополнительного оборудования, хотя можно для наглядности использовать магнитную азбуку. все материалы выдержаны в единой системе. Недостатки методики: методика не рассчитана для раннего обучения чтению.

Слайд 12

К лассическая методика обучения чтению по слогам ( фонетический метод ) Суть методики в том, что ребенок сначала знакомится со звуками (неречевые и речевые). Учится их различать на слух. Затем узнает, что все речевые звуки обозначаются символом «буквой»

Слайд 13

Знакомятся с гласными. Учатся читать сочетания гласных . Знакомятся с согласными. Учатся читать сочетание согласного и гласного, начиная с закрытых слогов Отрабатывают умение читать открытый слог. Отрабатывают умение читать слова, состоящие из одинаковых слогов. Учатся читать слоги со стечением согласных, отделяя первый согласный. Отрабатывают умение читать все типы слогов. Последовательность обучения чтению слова:

Слайд 14

Знакомятся с гласными звуками.

Слайд 15

Учатся читать сочетания гласных.

Слайд 16

Знакомятся с согласными.

Слайд 17

Учатся читать сочетание согласного и гласного, начиная с закрытых слогов

Слайд 18

Отрабатывают умение читать открытый слог.

Слайд 19

Отрабатывают умение читать слова, состоящие из одинаковых слогов.

Слайд 20

Учатся читать слоги со стечением согласных, отделяя первый согласный. Отрабатывают умение читать все типы слогов.

Слайд 21

Рекомендуемый учебный материал: Володина Н.В. «Знакомлюсь с буквами;» Жукова Н. С. «Букварь»; Жукова О.С. «Логопедический букварь»; Крупенчк О. И. «Учим буквы»; Цуканова С.П., Л.Л. Бец «Формируем навыки чтения»; Юдин Г. Н. « Букваренок ».

Слайд 22

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как помочь ребенку и себе преодолеть негативные эмоции? Как научить ребенка владеть собой?

Многие взрослые, не говоря уже о детях, не могут описать, что творится в их душе, чем они недовольны. А ведь если человек умеет оценить свое душевное состояние, будет легче и окружающим, и ему с...

Консультации для родителей: "Как научить ребенка общаться с людьми?", "Как помочь тревожному ребенку, агрессивному ребенку?"

В группу детского сада входит ребенок. Он напряженно вгляды­вается во все, что находится вокруг, робко, почти беззвучно здоро­вается и неловко садится на краешек ближайшего стула. Кажется, что...

Консультации для родителей: "Как научить ребенка общаться с людьми?", "Как помочь агрессивному и тревожному ребенку?"

Как научить ребенка общаться с людьми?      В настоящее время многие родители воспитывают ребенка в до­машних условиях, лишая его при этом необходимого ему общения со сверстни...

КАК НАУЧИТЬ РЕБЕНКА РИСОВАТЬ С ПОМОЩЬЮ ЦИФР, а может и некоторые родители научаться

Отличный способ вызвать у детей интерес одновременно к математике и творчеству — предложить им рисовать с помощью цифр, дополняя их различными линиями. Это довольно легко, поэтому с такой задачей спра...

"Научить ребенка рисовать, значит научить ребенка познавать мир"

Роль взрослого в формировании творческой личности предполагает развитие в ребенке природных задатков, творческого потенциала, специальных способностей, позволяющих ему самореализоваться в различных ви...