"Автоматизация поставленных звуков с помощью игровых приёмов"
консультация по логопедии (старшая группа)

Мельченко Наталья Александровна

Консультация для родителей, воспитателей средней и старшей группы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1_avtomatizatsiya_postavlennyh_zvukov_igry.docx581.56 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей, воспитателей средней и старшей группы

"Автоматизация поставленных звуков с помощью игровых приёмов"

Цель: познакомить родителей с игровыми приёмами автоматизации звуков.

У детей с общим недоразвитием речи нарушены сразу несколько сторон речи: лексика, грамматика, слоговая структура слова, фонематический слух, связная речь и так далее. Но, как показывает практика, родители чаще всего обращают внимание именно на недостатки звукопроизносительной стороны речи. О коррекции звукопроизношения мы сегодня и поговорим.

 Что такое автоматизация звуков? Её этапы.

Процесс коррекции звукопроизношения включает в себя три этапа: подготовительный этап, этап постановки звука и автоматизация звука. Необходимо сразу уточнить для родителей, у детей которых нарушено сразу несколько групп звуков, что работа над исправлением следующего звука ведётся тогда, когда в достаточной мере автоматизирован предыдущий звук.
Что же такое «автоматизация»? Это постепенный, последовательный процесс введения правильного звука в речь ребёнка. Этот процесс индивидуален и зависит от многих факторов, у одного ребенка дефектное звукопроизношение исправляется быстро, а другому на это потребуется не один месяц кропотливой работы, причем, не только работы логопеда, а совместного труда логопеда, родителей и воспитателя.

Если Ваш ребёнок только начал выговаривать изолированно тот или иной звук, то не следует просить его произносить в словах и предложениях.

Этап автоматизации звука, как правило, самый длительный из процессов коррекции звукопроизношения. В ряде исследований показано, то от момента появления того или другого звука у ребенка, т. е. его первого правильного произнесения, до включения его в речь проходит довольно длительный период времени. А. Н. Гвоздев назвал его периодом овладения звуком. Он длится 30—45 и более дней и имеет свои особенности.

Сначала новый звук употребляется параллельно со старым, который был его заменителем (субститутом), при этом прежний звук употребляется чаще, чем новый. В дальнейшем новый звук начинает употребляться чаще своего бывшего субститута, а через некоторое время он теснит субститут по всем позициям и употребляется даже в тех случаях, когда последний выступает в собственной функции, т. е. он его полностью вытесняет из речи, и только после этого начинается процесс разграничения (этап дифференциации) нового звука и того, который выступал в качестве субститута.
Автоматизация любого звука включает в себя:
• автоматизацию изолированного звука;
• автоматизацию звука в слогах;
• автоматизацию звука в словах;
• автоматизацию звука в словосочетаниях;
• автоматизацию звука в предложениях;
• автоматизацию звука в связной речи.

Обычно это происходит следующим образом: логопед прорабатывает необходимый речевой материал на своих занятиях и даёт родителям рекомендации для работы с ребёнком дома. Зачастую такие рекомендации содержат исключительно речевой материал, проговаривание которого обычно быстро надоедает детям. Для повышения эффективности коррекционной работы и интереса детей к занятиям используются различные игровые приёмы.

Таким образом, после того, как логопед научил ребенка произносить звук,  необходим контроль со стороны взрослых. Так как ребенок больше времени проводит в детском саду, очень важна роль воспитателя в процессе автоматизации нового звука в речи. Чем чаще взрослые будут исправлять неправильное произношение, тем быстрее звук закрепится в речи. Необходимо помнить, что делать это нужно корректно, доброжелательным тоном, чтобы не вызвать у ребѐнка негативной реакции.

Помогут автоматизировать поставленный звук специальные игры и упражнения: многократное проговаривание слогов, а затем слов с поставленным звуком, работа с чистоговорками, нахождение слов с нужным звуком, составление словосочетаний и предложений и т. д.

Главное добиваться чистого произношения как во время специальных упражнений на занятиях, так и во время игр и в свободной деятельности.

 И не забывайте хвалить ребенка!  

Игра "Найди нужное слово"
Взрослый называет слова, а ребенок должен сказать "ОЙ", если в слове услышит изучаемый звук, о котором договариваются заранее. Игра развивает фонематический слух и приучает ребенка вслушиваться в звучание слов.

Игра "Что я загадал?"
Взрослый предлагает отгадать загаданное слово, по словам подсказкам. Например: Этот предмет большой, железный, тяжелый, у него есть колеса и руль. Конечно, ребенок с радостью отгадывает, что это Машина, а заодно и произносит слово с определенным звуком, который необходимо автоматизировать. Хитрость заключается в том, что взрослый сознательно загадывает слова с определенным звуком, но не забывает, что звук может быть в начале, середине и конце слова. Для усложнения данной игры- можно предложить ребёнку, при правильном ответе- меняться ролями.

Игра "Чего не стало?"

На столе 4 предмета или игрушки. Дети называют их. Потом один ребенок отворачивается, а в это время добавляется еще один предмет или игрушка. Ребенок поворачивается и называет, что прибавилось. В конце занятия детям предлагают придумать слова со звуком [л]. Примерный перечень картинок для игры: юла, пила, булавка, игла, клоун, волк, белка и др. По аналогии проводим игру с другим автоматизируемым звуком.
 

Игра "Образуй родственные слова"

Дошкольникам предлагают придумать к названным словам родственные.
Чулок - чулочек, чулочная (фабрика).
Глоток- глоточек, глотать, проглотить, глотка.
Волк - волчий, волчица, волчонок, волчище.
Глаз - глазочек, глазик, глазок, глазной.

Игра "Посчитай-ка"

Детям предлагают посчитать предметы с определенным звуком. Например: давай мы посчитаем все машины которые встретятся нам на пути: одна машина, две машины, три машины, четыре машины, пять машин; и т.д.https://starwars-galaxy.ru/800/600/http/3.bp.blogspot.com/-amXWBkJsZto/Vd_bhk-NuFI/AAAAAAAAJGc/lnNjoFJehDI/s1600/%25D0%25BC%25D0%25B5%25D0%25BC%25D0%25BE%25D1%2580%25D0%25B8-%25D0%25BC%25D0%25B0%25D1%2588%25D0%25B8%25D0%25BD%25D0%25BA%25D0%25B81.png


           

https://fikiwiki.com/uploads/posts/2022-02/thumbs/1645033549_12-fikiwiki-com-p-kartinki-bukva-l-12.png

                                                     Игра "Всезнайка"

Дошкольники должны ответить на вопросы, называя слова, которые начинаются с определенного звука , например звука [л] или другого автоматизирующегося звука:

 В каком городе ты живешь? Что ты любишь кушать?
Каких ты знаешь животных на звук [л]?
Каких ты знаешь рыб на звук [л]?
Какие имена девочек (мальчиков) на звук [л] ты знаешь? и т.д.
   

                                    Игра "Кто больше"

Взрослый просит назвать слова, в названии которых имеется определенный звук. Слова называются по очереди, желательно создать для ребёнка ситуацию успеха, показывая, что взрослый затрудняется в придумывании новых слов, что побудит ребенка ему подсказывать. С детьми более старшего возраста игру можно усложнить, ограничивая правилами – например- изучаемый звук стоит только в середине слова, или предметы могут обозначать только живые предметы или только сладкое…

https://avatars.mds.yandex.net/i?id=4a7db5f015dc3c3e579e06b2902c46d5c0901919-10348710-images-thumbs&n=13 https://avatars.mds.yandex.net/i?id=c69c65cebe8cfd32229914af64233937abe699c2-9233044-images-thumbs&n=13 https://avatars.mds.yandex.net/i?id=541d9415cbf7b4f4057d21cbf85fba94754b5d6c-9029818-images-thumbs&n=13 https://avatars.mds.yandex.net/i?id=ba77ef5d95f66bd52bcb3df1d499ce7e5ac7506a-9224110-images-thumbs&n=13

 Игра"Один—много"

"Я говорю про один предмет, а ты говоришь про много предметов".https://avatars.mds.yandex.net/i?id=578831ae5c048cbddcd791240fe3f5677e968840-10385090-images-thumbs&n=13https://avatars.mds.yandex.net/i?id=84d52e92fb987ea99dda048a46720152d66e9a25-9181483-images-thumbs&n=13
Например: бокал — бокалы; пила — ...; пенал — ...; канал — ...; плот — ...; дятел—... и др.

                                Игра "Чего много"
"Скажи, чего (кого) много?".

Например: палуба — ..., малыш — ..., шалаш — ..., желудь — ...и др. https://avatars.mds.yandex.net/i?id=5c1ff91ecb39e40a25b067b4bf8ec5d6c296f523-5233602-images-thumbs&n=13https://avatars.mds.yandex.net/i?id=f999ebf36a13c77a71d3890fbb3544258e9fd37e-10355098-images-thumbs&n=13
 

Игра "Знаешь ли ты?"


Дошкольникам предлагается назвать как можно больше слов со звуком [л] из названной тематической группы. Например:

Транспорт — теплоход, тепловоз, велосипед.https://avatars.mds.yandex.net/i?id=acec057e41d76a8c28b389660d361d055a95d795-10509529-images-thumbs&n=13 https://avatars.mds.yandex.net/i?id=977b98f5809e47f1e40fa48948fa96ee75474b9f-10375634-images-thumbs&n=13
Продукты питания — сало, масло, колбаса, халва.

Овощи — свекла, баклажан и др.


                       
Игра "Назови ласково словечко"


Дошкольникам предлагается назвать предложенные слова ласково. Например: вилка - вилочка, палка-..., полка - ..., галка - ..., кулак -кулачок, каблук - ..., балкон - ..., вулкан - ..., колпак - ...., мяч- …,

https://www.criarconsentidocomun.com/wp-content/uploads/2020/08/los-bebes-cierran-los-pun%CC%83os-2-scaled.jpghttps://avatars.mds.yandex.net/i?id=79f03d3f0a9c1fcbf7ee183acdbe26df4c248b99-7952541-images-thumbs&n=13


В эти игры, вы можете играть с ребёнком, пока идете в детский сад, на прогулке. Они не требуют много времени и специальной подготовки, но чем чаще мы произносим слова с заданным звуком, тем скорее навыки артикуляции доводятся до автоматизма!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей, воспитателей средней и старшей группы "Автоматизация поставленных звуков с помощью игровых приёмов"

             В результате посещения коррекционно-развивающих занятий логопеда, у детей появляются новые (чистые) звуки в речи. Этот процесс индивидуален и зав...

Автоматизация поставленных звуков с помощью игровых приёмов.

В результате посещения коррекционно-развивающих занятий логопеда, у детей появляются новые (чистые) звуки в речи. Этот процесс индивидуален и зависит от многих факторов, у одного ребенка дефектное зву...

Консультация для родителей "Автоматизация поставленных звуков с помощью игровых приёмов"

В результате посещения коррекционно-развивающих занятий логопеда, у детей появляются новые (чистые) звуки в речи. Этот процесс индивидуален и зависит от многих факторов, у одного ребенка дефектное зву...

Автоматизация поставленных звуков с помощью игровых приёмов

В результате посещения коррекционно-развивающих занятий логопеда, у детей появляются новые (чистые) звуки в речи. Этот процесс индивидуален и зависит от многих факторов, у одного ребенка дефектное зву...

"Автоматизация поставленных звуков с помощью игровых приёмов"

quot;Автоматизация поставленных звуков с помощью игровых приёмов" В результате посещения коррекционно-развивающих занятий логопеда, у детей появляются новые (чистые) звуки в речи. Этот проц...

Консультация для родителей и воспитателей детей старшей группы "Автоматизация поставленных звуков с помощью игровых приёмов"

В результате посещения коррекционно-развивающих занятий логопеда, у детей появляются новые (чистые) звуки в речи. Этот процесс индивидуален и зависит от многих факторов, у одного ребенка дефектное зву...

Автоматизация поставленных звуков с помощью игровых приёмов

laquo;Автоматизация поставленных звуков с помощью игровых приёмов»...