Консультация для воспитателей
консультация по логопедии

Хиноева Ольга Александровна

"Методика развития монологической речи"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация

для

воспитателей


Методика развития монологической речи.

1. Задачи и содержание работы по развитию монологической речи.

Монологической речи детей начинают учить систематически примерно с пятого года жизни. Но подготовка к этому ведётся уже на втором году в процессе чтения и разучивания с детьми потешек. С 4 лет детям доступны такие виды монолога, как описание и повествование, а на седьмом году жизни – и короткие (в одно-два предложение) рассуждения. Трудность монолога состоит в том, что он требует от ребёнка, сосредоточившего внимание на каком-то значительном для него событии или художественном произведении, умения одновременно заметить не только предметы, явления, но и связи между ними. Это вызывает работу памяти, а именно работа памяти является средством её развития. Взрослые помигают ребёнку в преодолении этих трудностей, заботливо приискивают темы для монологов и выслушивают его.

Методами обучения монологу являются пересказ и сочинение. Дети пересказывают монологические тексты, рассказывают о реальных и воображаемых событиях и предметах, сочиняют.

Овладеть методами обучения монологической речи для воспитателя:

  1. научится слушать детей;
  2. научиться помогать им рассказывать, пересказывать, сочинять.

Работа над монологом в средней, старшей и подготовительной группах отличается прежде всего сложностью содержания и размером текста.

Во всех возрастных группах основным приёмом обучения монологической речи является опора на словесный образец. Дополнительные приёмы – опора на реальные предметы, опора на картинки.

2. Виды обучения рассказыванию.

Воспитатель должен научить детей рассказывать о событиях из их собственной жизни; описывать вещи, растения, животные, или заменяющие их игрушки; рассказывать об изображении на картинках, статичных и подвижных (серии картинок на один сюжет, диафильмы, диапозитивы), кинофильмы.

К рассказу детей готовят так же, как и к беседе: дети должны представлять себе предмет рассказа во всей его жизненной полноте, доступной ощущениям (размер, форма, цвет, запах, вкус, звучание, характер движений и т. д.); для названия всех признаков предмета, действий и их отношений у детей должны быть уже в запасе слова, грамматические формы. Следовательно, упражнению в рассказывании должны предшествовать упражнения лексические, грамматические (в случае нужды – фонетические), а также упражнения в собеседовании.

Обучение рассказыванию воспитатель ведёт с помощью цепочки вопросов, т. е. плана, предусматривающего руководство логикой повествования, описания или рассуждения ребёнка.

План рассказа может быть  простым, т. е. линейной цепочкой вопросов, или сложным, т. е. разветвлённым дополнительными цепочками вопросов (подсказывающих или только наводящих). Естественно, что с детьми разных возрастных групп занятия проводятся по-разному, и требования к детям на этих занятиях тоже различные.

Рассказывание по картине

Составление рассказов по картине относится к рассказыванию с иллюстративным материалом.

М. М. Конина выделяет следующие виды занятий по обучению детей рассказыванию по картине:

1) составление описательного рассказа по предметной картине;

2) составление описательного рассказа по сюжетной картине;

3) придумывание повествовательного рассказа по сюжетной картине;

4) составление рассказа по последовательной сюжетной серии картинок;

5) составление описательного рассказа по пейзажной картине и натюрморту.

В младшей группе осуществляется подготовительный этап обучения рассказыванию по картине. Дети этого возраста не могут еще дать самостоятельного связного изложения. Речь их носит характер диалога с воспитателем. Дети ограничиваются перечислением предметов, отдельных их свойств и действий, что объяснятся малым опытом восприятия, небольшим запасом слов, недостаточным умением строить предложение.

Основные задачи воспитателя в работе по картине сводятся к следующему:

1) обучение детей рассматриванию картины, формирование умения замечать в ней самое главное;

2) постепенный переход от занятий номенклатурного характера, когда дети перечисляют изображенные предметы, объекты, к занятиям, упражняющим в связной речи (ответы на вопросы и составление небольших рассказов).

Занятия по ознакомлению детей с картинами могут проводиться разнообразно. Занятие включает обычно две части: рассматривание картины по вопросам, заключительный рассказ-образец педагога.

Дети учатся рассказывать по картине предложениями из двух-трех слов. Воспитатель следит, чтобы дети называли предметы и действия правильно в соответствии с изображенными на картине. Примером своей речи, вопросами и указаниями он помогает находить слова, наиболее точно определяющие свойства и качества предметов.

Рассматривание картин всегда сопровождается словом воспитателя (вопросами, объяснениями, рассказом). После беседы воспитатель сам рассказывает о нарисованном на картине. Может быть прочитано небольшое стихотворение или потешка (например, «Петушок, петушок, золотой гребешок» или «Кисонька-мурысенька» и т. д.).

В младшей группе особенно важно использовать разнообразные игровые приемы. М. М. Конина предлагает, например, такие: «Расскажем кукле», «Что мы расскажем собачке».

Первые картины для детей младшей группы — это картины, изображающие отдельные предметы (игрушка или знакомые предметы домашнего обихода), домашних животных, несложные сюжеты из детской жизни (серия «Наша Таня»). После занятия картина остается в группе на несколько дней. Дети еще раз рассмотрят ее, заметят то, что не заметили раньше, начнут высказываться. Воспитатель руководит и этим рассматриванием, уточняет высказывания детей, поощряя и поддерживая их.

В средней группе уже становится возможным подведение детей к составлению небольшого связного повествования, так как в этом возрасте совершенствуется речь, возрастает речевая и мыслительная активность.

Сначала дети рассказывают по вопросам воспитателя. Это может быть коллективный рассказ детей или совместный рассказ воспитателя и одного ребенка. В конце занятия, как бы подводя итог всем высказываниям, педагог дает свой рассказ.

В конце года, если дети научились рассказывать по образцу, можно постепенно усложнить задание, подводя их к самостоятельному рассказыванию.

В среднем дошкольном возрасте можно подводить детей к составлению рассказов, главным образом описательных, по предметным или сюжетным картинкам. Воспитатель стремится к тому, чтобы дети шире использовали свой словарь, употребляли причастия, определения, обстоятельства и разные виды предложений.

Когда дети научатся составлять небольшие рассказы описательного характера (рассказ об основных качествах, свойствах и действиях одного или нескольких предметов или объектов), можно перейти к рассказыванию по последовательной сюжетной серии картин.

Рассказывание по игрушке

Одно из самых интересных и любимых детьми занятий по развитию языку — рассматривание и описание игрушек.

Занятие по описанию игрушек с детьми, младшего дошкольного возраста идет в эмоциональной форме, обычно в виде простых дидактических игр («Чудесный мешочек», «Кто это?», «Что ты нашел?»). Подбор игрушек, предлагаемых для описания младшем детям, имеет некоторые особенности: игрушки могут быть одинаковыми по названию, но разными по внешнему виду (большой и маленький мишки, кукла е косичками и кукла е бантиком, красная и зеленая пирамидки в т. д.). Такой подбор игрушек обеспечивает активизацию словаря детей и развитие связной речи на основе использования приема сравнения.

Занятия по описанию игрушек начинаются с их рассматривания. Воспитатель обращает внимание детей на характерные особенности внешнего вида игрушки (цвет, форма, материал), следит за правильным использованием слов при их определении.

Описание идет по вопросам педагога.

Постепенно малыши подходят к составлению описательного рассказа по образцу, фактически повторяя его. Воспитатель широко использует рассказы: сам составляет рассказ по игрушке или читает художественные произведения.

В средней группе дети постепенно подходят к составлению небольших самостоятельных описательных рассказов по игрушках. Наиболее эффективным приемом обучения является образец, который дается на каждом занятии.

Когда дети научатся достаточно хорошо составлять описательный рассказ, можно предложить им составить сюжетный рассказ по набору игрушек. Игрушки должны быть подобраны так, чтобы было нетрудно наметить простую сюжетную линию (девочка, грибок, корзинка; елочка, ежик). Вопросы воспитателя помогают детям построить сюжет рассказа, развернуть его, вовлечь в сюжетную линию все предметы или объекты: что могло случиться с девочкой в лесу? Кого девочка могла встретить в лесу? Что могла найти? Что из леса принесла в корзинке?

Используется и рассказ-образец педагога. Дети обычно копируют его, поэтому образец целесообразно давать на каждом занятии. Образец должен не только учить детей составлять сюжетную линию, но и давать примеры речевых конструкций.

Интересные сюжетные рассказы дети придумывают по набору игрушек, часто с удовольствием выбирая игрушки сами. Они рассказывают с увлечением и нередко отвлекаются от сюжета, забывают, что какие-то предметы еще не использованы.

Можно составить рассказ в виде инсценировки. Воспитатель дает образец такого рассказа.

Особое внимание надо обратить на анализ рассказов, придуманных детьми. Сначала оценку дает воспитатель, отмечая и интересно задуманное содержание рассказа, и необычность поступков игрушечных персонажей, и язык рассказа — форму, в которой передано содержание.

После занятия можно оставить игрушки на видном месте, чтобы дети продолжали играть с ними и упражнялись в составлении различных инсценировок. Педагог должен обязательно подключаться к этим играм и следить за содержанием рассказов. Необходимо продумывать оборудование и набор игрушек для подобных занятий.

Развитию живой, яркой связной речи помогают спектакли с игрушками, которые проводят старшие дети для малышей.

Рассказы детей из опыта

Этот вид рассказывания имеет большие значение в развитии связной речи. Дети приучаются к широкому речевому общению, развивается умение использовать свой чувственный опыт, передавать его в связной повествовании. Формируется умение четко, понятно, ясно, образно излагать свои мысли.

Основа развитая этого вида рассказывания — содержательная жизнь детей. Темы для детских рассказов подсказывают прогулка, экскурсия, труд, праздник.

Рассказы из опыта вводятся в средней группе. Предлагаются конкретные, близкие дошкольникам темы о недавно пережитых ярких событиях: «Наш праздник», «Как мы готовили подарки маме», «Как мы ходила на речку». Могут быть предложены темы, связанные с ознакомлением детей с трудом людей ближайшего окружения («Кто работает на кухне», «Наш дворник дядя Вася», «Машины на нашей улице»), с трудом родителей («Где работает моя мама, мой папа»). Перед таким занятием воспитатель ведет детей на кухню, знакомит с трудом дворника, предлагает родителей кратко и просто рассказать о своем труде (кто, где и кем работает, чем важен этот труд), наблюдает с детьми, какой транспорт движется по их улице (как называются машины, куда едут машины «Хлеб», «Молоко», куда шофер везет кирпичи и т. д.).

Прогулки, труд детей дают материал для составления небольших рассказов о природе. Сначала им легче составить сюжетный рассказ о предметах или явлениях природы. Трудность вызывает составление описательного рассказа, так как в ней отсутствует ярко выраженная сюжетная ситуация, и от ребенка требуется передача своего отношения к событий, что ему очень трудно.

Подбирая темы для рассказов, воспитатель знакомится с ближайшим природным окружением, определяет программное содержание и цель прогулки или экскурсии. Предварительная работа, подготавливающая детей к составлению рассказа, проводится уже во время экскурсии, наблюдения.

Закрепляя впечатления, воспитатель проводит дидактическую игру, рассматривание картинок, читает поэтические произведения.

Обучение рассказыванию на предложенную тему лучше начинать с коллективного рассказа. Педагог начинает и в основном ведет рассказ. Дети дополняют его запомнившимися деталями, небольшими описаниями.

В этом виде рассказывания также большое значение имеет рассказ-образец педагога. Подражая, дети лучше усваивают содержание и находят форму для его выражения.

В конце года в средней группе, учитывая умения детей, вводится образец в виде начала рассказа: воспитатель дает только завязку и намечает путь развития сюжета. Такой образец должен помочь развитию у ребенка умения довести начатое повествование до логического конца.

В старшей и подготовительной группах повышается роль занятий, на которых составляются рассказы без наглядного материала. Имеют место все виды рассказов по памяти.

Расширяется круг ознакомления детей с явлениями общественной жизни, с трудом людей. Поэтому и темы их рассказов могут быть усложнены («Кто построил этот дом», «Как шьют одежду», «Кто потрудился, чтобы мы письмо получили»).

Усложняются темы рассказов о природе.

Эффективность проведения занятий во многом зависит от того, насколько целенаправленно велась предварительная работа, определяющая богатство и разнообразие индивидуального и коллективного опыта, развитие умений детей отобрать для рассказа самое интересное и существенное и найти целесообразную форму передачи этого содержания.

Рассказывание из личного опыта оказывает на детей большое воспитательное воздействие. Как и в средней группе, здесь очень важно установление контакта с родителями. С ними можно провести беседу о том, как обогатить детские впечатления в праздничные или воскресные дни, где побывать с ребенком, что и как посмотреть.

Творческие рассказы

Составляя творческий рассказ, ребенок должен самостоятельно продумать его содержание, которое надо логически выстроить и облечь в правильную словесную форму, соответствующую этому содержанию.

Для того чтобы составить хороший рассказ, необходимо знать его композицию (завязку, кульминацию, развязку), владеть большим запасом слов, уметь построить содержание интересно и занимательно, точно и выразительно передать свой замысел.

Ребенок может научиться умению связно излагать свои мысли и сочинять рассказы только путем систематического обучения, путем постоянных упражнений. Существуют различные варианты творческих рассказов.

Придумывание продолжения и завершения рассказа. Воспитатель сообщает начало рассказа, его завязку, а основные события и приключения героев придумывают дети. Обязательным условием является напоминание детям о том, чтобы они не повторяли сюжет товарища и придумывали свой вариант.

Придумывание рассказа или сказки по плану воспитателя требует уже большей самостоятельности, так как план намечает лишь последовательность рассказывания, а развитие содержания предстоит детям осуществлять самостоятельно.

Придумывание рассказа по теме, предложенной воспитателем (без плана), дает еще больший толчок творческому воображению и самостоятельности мысли, ребенок выступает автором, самостоятельно выбирает содержание рассказа и его форму. Сама формулировка темы должна эмоционально настраивать детей на сочинение рассказа. Можно давать различные темы и для придумывания сказок о животных: «День рождения лисы», «Как заяц по лесу гулял», «Приключения волка» и т. д.

Самый сложный вид рассказывания — это придумывание рассказа или сказки па самостоятельно выбранную тему. Здесь успехи во многом зависят от того, как сумеет воспитатель заинтересовать детей, создать у них эмоциональное настроение, дать толчок творческому воображению. Этот вид творческого рассказывания можно иногда проводить под девизом «Кто интереснее придумает сказку».

Очень важно научить детей оценивать рассказы и сказки, придуманные их товарищами. Для этого воспитатель дает образец оценки, например, говорит: «Мне понравилась сказка Оли. В ней интересно описаны приключения белки и ее друзей. Оля рассказала свою сказку выразительно.

Надо обращать внимание и на интересное, занимательное содержание рассказа, и на словесную форму, которой передано это содержание, внимательно следить за тем, как дети в самостоятельной творческой деятельности применяют усвоенные слова и выражения.

Наиболее сложны для детей описательные рассказы о природе. Обучение этому виду рассказывания ведет постепенно, под влиянием точных указаний педагога.

На начальном этапе обучения творческому рассказыванию о природе полезно обращать внимание дошкольников на последовательность передачи содержания в рассказе. По мере освоения детьми умений составлять четкий, а последовательный рассказ можно предоставить им возможность самим решать вопрос о плане в последовательности наложения.

Конечно, дети не сразу переносят в свои сочинения усвоенные средства художественной выразительности, но и в их рассказах постепенно будут появляться сравнения, эпитеты, интересные словосочетания.

3. Обучения рассказыванию.

Воспитатель должен научить детей рассказывать о событиях из их собственной жизни: описывать вещи, растения, животных или заменяющие их игрушки; рассказывать об изображенном на картинках, статичных и подвижных (серии картинок на один сюжет, диафильмы, диапозитивы), об увиденном в кинофильмах. В зависимости от этого рассказы детей можно классифицировать так:
1) рассказ о событиях: происшедших только что, происшедших значительно раньше;
2) рассказ о предметах (вещах, растениях, животных): наблюдаемых в данный момент, по памяти;
3) рассказ по картинке: статичной, подвижной — серии, развивающей сюжет (выполненной типографским способом, как диапозитив, диафильм или кодопозитив);
4) рассказ по кинофильму.
Все перечисленные виды рассказов в зависимости от цели обучения могут выполняться как описание, повествование или элементарное рассуждение.
Детей подготавливают к рассказыванию так же, как и к беседе: они должны представлять себе предмет рассказа во всей его жизненной полноте, доступной ощущениям (размер, форма, цвет, запах, вкус, звучание, характер движений и т. д.); для называния всех признаков предмета, действий и их отношений у них должны быть в запасе слова, грамматические формы. Следовательно, упражнению в рассказывании должны предшествовать упражнения лексические, грамматические (в случае нужды — фонетические), а также упражнения в собеседовании. Например, содержание описанных выше бесед о шапке, о работе повара, о высадке рассады на огороде может быть и предметом рассказов детей: описаний, повествований и рассуждений.
Специальная задача рассказа (так же как и задача пересказа) — развитие монологической речи.
Обучение рассказыванию воспитатель ведет с помощью цепочек вопросов, т. е. плана, предусматривающего руководство логикой  повествования,  описания или  рассуждения ребенка.
План рассказа может быть простым, т. е. линейной цепочкой вопросов, или сложным, т. е. с дополнительными цепочками вопросов (подсказывающих или только наводящих). Естественно, что с детьми разных возрастных групп занятия проходят по-разному и требования тоже различные.
Рассказывать по картинке дети учатся в процессе рассматривания соответствующих картин: статичных или подвижных. Статичные картины — это дидактический материал для описаний: рассказ о предметах или действиях, изображенных на них, ведется в одном временном плане. Подвижные картины (типографские серии, диафильмы, кодопозитивы и т. д.) — дидактический материал для повествований: рассказ о предметах или действиях, изображенных на них, представляет собой воспроизведение последовательно сменяющих друг друга ситуаций.
Материал для рассуждений может дать любая картина, стоит лишь поставить вопрос почему? (произошло то или иное действие) или при каком условии? (получает предмет тот или иной признак).
В качестве дидактического материала используются статичные картины, доступные детскому восприятию, с несложной композицией, в которой можно легко выделить отдельные объекты, установить их взаимоотношения. Наборы таких картин выпускаются специально для детского сада (серии: «Наша Таня», «Мы играем», «Домашные животные», «Дикие животные», «Времена года» и др.).
Подвижные картинки издаются в серии «Книжки-складки» (например, «Гуси-лебеди», «Теремок») и в необходимом количестве всегда имеются в библиотеке детского сада. Методика работы определяется формой самой книжки.
Диафильмы и диапозитивы — иллюстрации к известным детям сказкам и рассказам русских и советских писателей — особенно удобны для обучения монологической речи. Дети их просматривают многократно, сначала с чтением титров воспитателем или родителями, затем самостоятельно рассказывая содержание кадров.
Если детям старшей и подготовительной групп при просмотре диафильмов разрешают пользоваться проекционным фонарем  (вообще техникой), их интерес к занятию усиливается.
Воспитатель должен рекомендовать родителям пополнять домашнюю библиотеку и фильмотеку указанными выше видами книжек и диафильмов и терпеливо выслушивать рассказы своих детей по картинкам-иллюстрациям.
Итак, обучение рассказыванию ведется с опорой на реальные объекты, на воспоминания, на рассматривание картин.
Процесс обучения повествованию, описанию, рассуждению состоит в том, что воспитатель, во-первых, помогает ребенку с помощью плана (цепочки вопросов), не отступая от темы, излагать события в логической последовательности, во-вторых, заботится об эмоциональной выразительности речи, подсказывая соответствующие интонации и предлагая подходящие для данной темы отрывки стихов, сказок, загадок, рассказов писателей.

        

4. Обучение пересказу

Текстами для пересказывания могут быть:

 1) сообщения бытового характера, которые воспитатель передает детям в процессе свободного каждодневного общения и ко торые они пересказывают друг другу или взрослым членам своей семьи;
2) произведения художественной литературы, которые дети пересказывают на специальных занятиях по обучению монологической речи.
Обучение монологической речи в свободном речевом общении. Пересказывание сообщений воспитателя
Темами сообщений воспитателя могут быть события, случаи, происшедшие с ним или же могущие произойти по дороге на работу, на прогулке в лесу, в парке и т. д.; это могут быть описания животных, цветов, какого-то дома, дерева, леса — словом, всего, что окружает человека. Естественно, что рассказы эти будут иметь форму монолога-повествования, монолога-описания. Сообщения, предназначенные для детей старшего дошкольного возраста, должны строиться как монолог-рассуждение.
Однако нужно помнить, что сообщения воспитателя различаются по своим дидактическим задачам:
1) сообщение как рассказ чисто познавательного свойства, предназначенный для того, чтобы привлечь внимание детей к какому-то явлению и одновременно обогатить их лексику, дать новые грамматические и синтаксические формы;
2) сообщение — специальный дидактический материал для обучения пересказу, т. е. образец монологической речи, предназначенный для развития у детей именно умения пользоваться последней, активизации их лексики и грамматических навыков.
В монологи этого типа воспитатель может включать поэтому только знакомую детям лексику и грамматические формы, т. е. может говорить с детьми только о вещах и явлениях, им знакомых. Так нужно поступать до тех пор, пока дети не освоят трудную форму речи-монолога.
Педагог должен уметь правильно и выразительно излагать свои словесные зарисовки действительности, случаи из жизни. Сообщенные доверительным тоном или, наоборот, весело, с юмором, эти зарисовки производят на детей сильное впечатление, и они охотно пересказывают их другим, тем самым развивая свою речь.
Воспитатель просит родителей выслушивать своих детей по дороге из детского сада или дома, высказывая интерес к содержанию рассказа. Тем самым будет обеспечена тренировка в пересказе всем детям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей на тему:«Взаимодействие воспитателя по физической культуре с воспитателями дошкольного учреждения по вопросам физического воспитания, сохранения и укрепления здоровья детей»

Одной из задач, реализуемой педагогическим коллективом нашего детского сада является оптимизация работы по формированию у дошкольников потребности в двигательной активности, привычки здорового о...

Консультация для воспитателей. "Речь воспитателя - основной источник речевого развития детей в детском саду. Требования к культуре речи воспитателя"

Главную роль в развитии речи, пополнении словарного запаса ребенка играет воспитатель и его речь, поскольку большее время в этот период своей жизни дошкольник проводит именно с ним....

Консультации для воспитателей Приобщение детей к народным традициям Кубани.Консультации для воспитателей

Консультации для воспитателейПриобщение детей к народным традициям Кубани. В настоящее время растет интерес к осмыслению, укреплению и активной пропаганде национальных культурных традиций, воплощ...

Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»

Чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.Чувство...