Рабочая программа подготовительной к школе группы ТНР
рабочая программа по логопедии (подготовительная группа)

Рабочая программа подготовительной к школе группы ТНР

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_2023-2024-1.docx91.72 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа  учителя-логопеда

подготовительной к школе группы № 8  

компенсирующей направленности

для детей с ТНР

на 2023-2024 учебный год

(Составлена в соответствии ФАОП ДО и ФГОС ДО)

Составитель: учитель-логопед

                                                                                 Новикова И.Ю.

Ульяновск, 2023 год

Содержание

Стр.

Пояснительная записка.

3

I

Целевой раздел

1.1.

Цель и задачи реализации программы

4-6

1.2.

Характеристика воспитанников с ТНР на учебный год

6-8

1.3.

Целевые ориентиры. Планируемые результаты коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда с детьми с ТНР подготовительного дошкольного возраста

(6-7 лет)

8-13

1.4.

Развивающее оценивание качества коррекционно-

развивающей деятельности учителя-логопеда

13

II

Содержательный раздел

2.1.

Проектирование образовательного процесса

14-15

2.2.

Тематическое планирование коррекционно-

образовательной деятельности учителя - логопеда

15-17

2.3.

Особенности взаимодействия педагогического

коллектива с семьями дошкольников с ТНР

18-19

III

Организационный раздел

3.1.

Основные направления коррекционной и

образовательной деятельности

20-21

3.2.

Система коррекционной и образовательной деятельности

21-23

3.3.

Распорядок дня, организация режимных моментов

23-25

3.4.

Расписание и особенности работы учителя-логопеда

25

3.5.

Организация предметно-пространственной развивающей

среды и материально-техническое оснащение кабинета учителя-логопеда

    26

3.6.

Программно-методическое обеспечение

27-28

Приложение 1

Приложение 2

Пояснительная записка

Рабочая        программа        учителя-логопеда        составлена в соответствии с АОП ДО для детей с ТНР МБДОУ детский сад № 176 города Ульяновска, в основе которой лежит ФАОП ДО (Федеральная адаптированная образовательная программа дошкольного образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, приказ № 1022 от 24 ноября 2022 г., зарегистрирована 27 января 2023 г.)

Пункт 4 главы 1 ФАОП ДО регламентирует рамочный и модульный характер содержания адаптированных программ. Структура рабочей программы в соответствии с требованиями ФГОС ДО включает три основных раздела - целевой, содержательный и организационный.

При        написании        рабочей        программы        парциально использовалась        Комплексная        образовательная                программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет» Нищевой Н. В. ,

«Программа логопедической работы по преодолению ОНР у детей» Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной.

Содержание работы учителя-логопеда определяется АОП ДО МБДОУ детский сад № 176.

Рабочая программа рассчитана на один учебный год.

Целевой раздел

  1. Цели и задачи программы

Целью данной рабочей программы является построение системы образовательной и коррекционной работы в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) в возрасте с 6 до 7 лет, предусматривающей полную интеграцию действий всех специалистов, работающих в группе, и родителей дошкольников.

Комплексно-тематическое планирование работы учитывает особенности речевого и общего развития детей с тяжелой речевой патологией (общим недоразвитием речи).

Комплексность педагогического воздействия направлена на выравнивание речевого и психофизического развития детей и обеспечение их всестороннего гармоничного развития.

Основными задачами рабочей программы в соответствии с ФАОП является следующие задачи:

  • коррекция        недостатков        психофизического        недоразвития обучающихся с ОВЗ;
  • обеспечение равных возможностей для детей с ОВЗ;
  • создание благоприятных условий для развития детей с ОВЗ;
  • объединение обучения и воспитания в единый процесс;
  • формирование общей культуры личности обучающихся с ОВЗ;
  • обеспечение психолого-педагогической поддержки семей с детьми с ОВЗ;
  • формирование социокультурной среды, соответствующей психофизическим и индивидуальным особенностям детей с ОВЗ;
  • овладение детьми самостоятельной, связной, грамматически правильной речью и коммуникативными навыками, фонетической системой русского языка, элементами грамоты, что формирует психологическую готовность к обучению в школе и обеспечивает преемственность со следующей ступенью системы образования.

Главная задача рабочей программы заключается в реализации общеобразовательных задач дошкольного образования с привлечением синхронного выравнивания речевого и психофизического развития детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи).

В рабочей программе предусмотрена необходимость охраны и укрепления физического и психического здоровья детей с тяжелой речевой патологией, обеспечения эмоционального благополучия каждого ребенка. Она позволяет формировать оптимистическое отношение детей к окружающему, что дает возможность ребенку жить и развиваться, обеспечивает позитивное эмоционально- личностное и социально-коммуникативное развитие.

Объем учебного материала в рабочей программе рассчитан в соответствии с возрастными физиологическими нормативами, что позволяет избежать переутомления и дезадаптации дошкольников.

Основной формой работы в соответствии с рабочей программой является игровая деятельность, основная форма деятельности дошкольников. Все коррекционно-развивающие занятия в соответствии с рабочей программой носят игровой характер, насыщены разнообразными играми и развивающими игровыми упражнениями.

В соответствии с рабочей программой коррекционное направление работы является приоритетным, так как целью его является выравнивание речевого и психофизического развития детей. Все педагоги следят за речью детей и закрепляют речевые навыки, сформированные учителем-логопедом. Кроме того, все специалисты под руководством учителя-логопеда занимаются коррекционно-развивающей работой, участвуют в исправлении речевого нарушения и связанных с ним процессов.

Осуществляя педагогическую деятельность в соответствии с рабочей программой педагоги под руководство учителя-логопеда решают следующие задачи:

  • охрана жизни, укрепление физического и психического здоровья воспитанников, формирование основ двигательной и гигиенической культуры;
  • осуществление необходимой коррекции недостатков в физическом и психическом развитии воспитанников;
  • создание атмосферы эмоционального комфорта, условий для самовыражения и саморазвития;
  • обеспечение познавательного, речевого, социально- коммуникативного, художественно-эстетического и физического развития детей;
  • воспитание гражданственности, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;
  • взаимодействие со всеми участниками образовательных отношений с целью обеспечения полноценного развития воспитанников;
  • воспитание эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию, готовности к проявлению гуманного отношения;
  • развитие познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, развитию умственных способностей и речи;
  • пробуждение творческой активности детей, стимулирование воображения, желания включаться в творческую деятельность;

В основу приоритетов деятельности группы положены следующие факторы:

  • учет государственной политики;
  • особенности контингента детей и кадрового состава группы;
  • учет запроса родителей;
  • особенности региона.

  1. Характеристика воспитанников с ТНР на учебный год

Подготовительную группу посещают дети с 5 до 8 лет с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи, с третьим и четвертым уровнями речевого развития).

У дошкольников с третьим уровнем речевого развития при ОНР в активной речи представлены простые распространенные предложения. Речь характеризуется элементами лексико- грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. В активном словаре представлены все части речи, кроме причастий и деепричастий. Появляются первые навыки словообразования. Характерно недифференцированное произношение звуков, причем замены могут быть нестойкими. Более устойчивым становится произношение слов сложной слоговой структуры. Понимание речи приближается к норме.

Рабочая программа создана с учетом ограниченных возможностей здоровья детей, особенностей их развития, особенностей семей воспитанников, особенностей региона.

У дошкольников с четвёртым уровнем речевого развития при ОНР отмечаются незначительные нарушенияя компонентов языковой системы ребенка. Отмечается недостаточная дифференциация звуков: [т-т’-с-с’-ц], [р-р’-л-л’-j] и др. Характерны своеобразные нарушения слоговой структуры слов, проявляющиеся в неспособности ребенка удерживать в памяти фонематический образ слова при понимании его значения. Следствием этого является искажение звуконаполняемости слов в различных вариантах.
   Недостаточная внятность речи и нечеткая дикция оставляют впечатление «смазанности». Все это показатели не закончившегося процесса фонемообразования. Остаются стойкими ошибки при употреблении суффиксов (единичности, эмоционально-
оттеночных, уменьшительно-ласкательных, увеличительных). Отмечаются трудности в образовании сложных слов. Кроме того, ребенок испытывает затруднения при планировании высказывания и отборе соответствующих языковых средств, что обуславливает своеобразие его связной речи. Особую трудность для этой категории
детей представляют сложные предложения с разными придаточными.
   Дети с общим недоразвитием речи имеют по сравнению с возрастной нормой особенности развития сенсомоторных, высших психических функций, психической активности.

  1. Целевые ориентиры. Планируемые результаты коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда с детьми с ТНР старшего дошкольного возраста (с 6 до 7лет)

Целевые ориентиры АОП на основе ФАОП ДО п. 10.4.3.3. К целевым ориентирам дошкольного образования (на этапе завершения дошкольного образования) в соответствии с данной рабочей программой относятся также следующие социально- нормативные характеристики возможных достижений ребенка (приводятся по тексту комплексной образовательной программы).

  • Ребенок хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, проявляет инициативу в общении, умеет задавать вопросы, делать умозаключения, знает и умеет пересказывать сказки, рассказывать стихи, составлять рассказы по серии сюжетных картинок или по сюжетной картинке; у него сформированы элементарные навыки звуко-слогового анализа, что обеспечивает формирование предпосылок грамотности.
  • Ребенок любознателен, склонен наблюдать, экспериментировать; он обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире.
  • Ребенок способен к принятию собственных решений с опорой на знания и умения в различных видах деятельности.
  • Ребенок инициативен, самостоятелен в различных видах деятельности, способен выбрать себе занятия и партнеров по совместной деятельности.
  • Ребенок активен, успешно взаимодействует со сверстниками и взрослыми; у ребенка сформировалось положительное отношение к самому себе, окружающим, к различным видам деятельности.
  • Ребенок способен адекватно проявлять свои чувства, умеет радоваться успехам и сопереживать неудачам других, способен договариваться, старается разрешать конфликты.
  • Ребенок обладает чувством собственного достоинства, верой в себя.
  • Ребенок обладает развитым воображением, которое реализует в разных видах деятельности.
  • Ребенок умеет подчиняться правилам и социальным нормам, способен к волевым усилиям.
  • У ребенка развита крупная и мелкая моторика, он подвижен и вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения, умеет управлять ими.

В соответствии с особенностями психофизического развития ребенка с ТНР, планируемые результаты освоения Программы предусмотрены в ряде целевых ориентиров. К концу данного возрастного этапа ребенок:

Речевое развитие

-самостоятельно получает новую информацию (задает вопросы, экспериментирует);

  • правильно произносит все звуки, замечает ошибки в звукопроизношении;
  • грамотно использует все части речи, строит распространенные предложения;
  • владеет словарным запасом, связанным с содержанием эмоционального, бытового, предметного, социального и игрового опыта детей;
  • использует обобщающие слова, устанавливает и выражает в речи антонимические и синонимические отношения;
  • объясняет значения знакомых многозначных слов;
  • пересказывает литературные произведения, по иллюстративному        материалу        (картинкам,        картинам, фотографиям), содержание которых отражает эмоциональный, игровой, трудовой, познавательный опыт детей;
  • пересказывает произведение от лица разных персонажей, используя языковые (эпитеты, сравнения, образные выражения) и интонационнообразные (модуляция голоса, интонация) средства выразительности речи;
  • выполняет речевые действия в соответствии с планом повествования, составляет рассказы по сюжетным картинкам и по серии сюжетных картинок, используя графические схемы, наглядные опоры;
  • отражает в речи собственные впечатления, представления, события своей жизни, составляет с помощью взрослого небольшие сообщения, рассказы «из личного опыта»;
  • владеет языковыми операции, обеспечивающими овладение грамотой.

Познавательное развитие

Ребенок:

  • обладает сформированными представления о форме, величине, пространственных отношениях элементов конструкции, умеет отражать их в речи;
  • использует в процессе продуктивной деятельности все виды словесной регуляции: словесного отчета, словесного сопровождения и словесного планирования деятельности;
  • выполняет схематические рисунки и зарисовки выполненных построек (по групповому и индивидуальному заданию);
  • самостоятельно анализирует объемные и графические образцы, создает конструкции на основе проведенного анализа;
  • воссоздает целостный образ объекта из разрезных предметных и сюжетных картинок, сборно-разборных игрушек, иллюстрированных кубиков и пазлов;
  • устанавливает причинно-следственные связи между условиями жизни, внешними и функциональными свойствами в животном и растительном мире на основе наблюдений и практического экспериментирования;
  • демонстрирует сформированные представления о свойствах и отношениях объектов;
  • моделирует различные действия, направленные на воспроизведение величины, формы предметов, протяженности, удаленности с помощью пантомимических, знаково-символических графических и других средств на основе предварительного тактильного и зрительного обследования предметов и их моделей;
  • владеет        элементарными        математическими представлениями: количество в пределах десяти, знает цифры 0, 1–9 в правильном и зеркальном (перевернутом) изображении, среди наложенных друг на друга изображений, соотносит их с количеством предметов; решает простые арифметические задачи устно, используя при необходимости в качестве счетного материала символические изображения (палочки, геометрические фигуры);
  • определяет пространственное расположение предметов относительно себя (впереди, сзади, рядом со мной, надо мной, подо мной), геометрические фигуры и тела.
  • определяет времена года (весна, лето, осень, зима), части суток (утро, день, вечер, ночь);
  • использует в речи математические термины, обозначающие величину, форму, количество, называя все свойства, присущие объектам, а также свойства, не присущие объектам, с использованием частицы не;
  • владеет разными видами конструирования (из бумаги, природного материала, деталей конструктора);
  • создает предметные и сюжетные композиции из строительного материала по образцу, схеме, теме, условиям, замыслу (восемь-десять деталей);

Социально-коммуникативное развитие

Ребенок:

  • владеет основными продуктивной деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности: в игре, общении, конструировании и др.;
  • выбирает род занятий, участников по совместной деятельности, избирательно и устойчиво взаимодействует с детьми;
  • участвует в коллективном создании замысла в игре и на занятиях;
  • передает как можно более точное сообщение другому, проявляя внимание к собеседнику;
  • регулирует свое поведение в соответствии с усвоенными нормами и правилами, проявляет кооперативные умения в процессе игры, соблюдая отношения партнерства, взаимопомощи, взаимной поддержки (сдерживает агрессивные реакции, справедливо распределяет роли, помогает друзьям и т.п.);
  • отстаивает усвоенные нормы и правила перед ровесниками и  взрослыми;
  • использует в играх знания, полученные в ходе экскурсий, наблюдений, знакомства с художественной литературой, картинным материалом,

народным творчеством, историческими сведениями, мультфильмами и  т.п.;

  • переносит ролевые действия в соответствии с содержанием игры на ситуации, тематически близкие знакомой игре;
  • стремится к самостоятельности, проявляет относительную независимость от взрослого.

Художественно-эстетическое развитие

Ребенок:

  • стремится к использованию различных средств и материалов в процессе изобразительной деятельности (краски, карандаши, волоконные карандаши, восковые мелки, пастель, фломастеры, цветной мел для рисования, пластилин, цветное и обычное тесто для лепки, различные виды бумаги, ткани для аппликации и т. д.);
  • владеет разными способами вырезания (из бумаги, сложенной гармошкой, сложенной вдвое и т.п.);
  • знает основные цвета и их оттенки, смешивает и получает оттеночные цвета красок;
  • понимает доступные произведения искусства (картины, иллюстрации к сказкам и рассказам, народная игрушка: семеновская матрешка, дымковская и богородская игрушка);
  • умеет определять замысел изображения, словесно его формулировать, следовать ему в процессе работы и реализовывать его до конца, объяснять в конце работы содержание, получившегося продукта деятельности;
  • эмоционально откликается на воздействие художественного образа, понимает содержание произведений и выражает свои чувства и эмоции с помощью творческих рассказов;
  • проявляет интерес к произведениям народной, классической и современной музыки, к музыкальным инструментам;
  • имеет элементарные представления о видах искусства;
  • воспринимает музыку, художественную литературу, фольклор;
  • сопереживает персонажам художественных произведений.

Физическое развитие

Ребенок:

  • выполняет основные виды движений и упражнения по словесной инструкции взрослых;
  • выполняет согласованные движения, а также разноименные и разнонаправленные движения;
  • выполняет разные виды бега;
  • сохраняет заданный темп (быстрый, средний, медленный) во время ходьбы;
  • осуществляет элементарное двигательное и словесное планирование действий в ходе спортивных упражнений;
  • знает и подчиняется правилам подвижных игр, эстафет, игр с элементами спорта;
  • владеет элементарными нормами и правилами здорового образа жизни (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).

  1. Развивающее оценивание качества коррекционно- развивающей деятельности учителя-логопеда

Необходимость педагогической диагностики достижений воспитанников и оценки качества образования регламентированы в п.10.5 ФАОП ДО Содержание логопедической диагностики .

Для проведения диагностики используется речевая карта О.И. Крупенчук. Диагностическая работа учителя-логопеда проводится 2 раза в год:  в сентябре и в мае, что позволяет оценить качество КРР учителя- логопеда.

 Содержательный раздел

  1. Проектирование образовательного процесса

В подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ТНР (ОНР) с октября по май (включительно) проводится в неделю 16 подгрупповых или фронтальных занятий продолжительностью 30   минут каждое, что не превышает рекомендованную САНПиНом недельную нагрузку. Каждый ребенок не менее трех раз в неделю занимается индивидуально с логопедом и воспитателем. Индивидуальные занятия со специалистами не включаются в сетку занятий.

Социально-коммуникативное развитие осуществляется в образовательной деятельности в ходе режимных моментов, в самостоятельной игровой деятельности детей, на совместных с родителями мероприятиях, на интегрированных занятиях.

Образовательная область. Направление деятельности

Количество занятий в

неделю

Речевое развитие. Восприятие художественной

литературы

2

Познавательное развитие. Познавательно-

исследовательская, конструктивно-модельная

1

деятельность

Познавательное развитие. Развитие

математических представлений

2

Художественно эстетическое развитие.

Рисование

1

Художественно-эстетическое развитие.

Лепка/аппликация

1

Художественно-эстетическое развитие.

Музыкальное развитие

2

Физическое развитие. Физическая культура

2

Подгрупповое занятие с учителем-логопедом

5

Индивидуальные занятия с логопедом

3

Индивидуальное занятие с воспитателем

3

В середине каждого коррекционно-развивающего занятия проводится физкультминутка и/или релаксационная пауза в зависимости от общего состояния детей.

В середине учебного года (январь) и в начале мая для воспитанников организуются недельные каникулы, во время которых проводят образовательную деятельность только художественно-эстетического и оздоровительного циклов и индивидуальные занятия со специалистами.

  1. Тематическое планирование коррекционной и образовательной деятельности учителя-логопеда

на 2023 – 2024 уч. год.

Месяц

Образовательная неделя

Лексическая тема

сентябрь

1

Диагностика

2

Диагностика

3

Грибы. Ягоды.

4

Осень. Признаки осени.

октябрь

1

Одежда, обувь, головные уборы.

2

Лес. Деревья.

3

Перелётные птицы.

4

Домашние птицы. Домашние животные.

ноябрь

1

Моя страна. Мой край. Моё село.

2

Дом. Мебель.

3

Я и моя семья.

4

Поздняя осень. Изменения в природе.

Инструменты.

декабрь

1

Зима. Признаки зимы. Зимняя одежда, обувь, головные уборы.

2

Зимующие птицы.

3

Дикие животные наших лесов. Как звери зимуют.

4

Новый год. Зимние забавы. Безопасность в новогодние праздники.

январь

2

Животные холодных стран.

3

Животные жарких стран.

4

Животные морей и океанов.

февраль

1

Транспорт. Правила дорожного движения.

2

Спорт.

3

Профессии.

4

День Защитника Отечества. Военные профессии.

март

1

Весна. Признаки весны. Весенняя одежда, обувь, головные уборы.

2

Мамин праздник – 8 марта.

3

Перелетные птицы.

4

Посуда.

Продукты питания

апрель

1

Школа. Школьные принадлежности.

2

День космонавтики. Моя планета.

3

Труд людей весной.

4

Комнатные растения.

май

1

День победы.

2

Растения луга и сада.

3

Насекомые. Скоро лето.

4

Диагностика

5

Диагностика

  1. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями дошкольников с ТНР

Вопросам взаимосвязи детского сада с семьей в соответствии с ФАОП ДО уделяется все большее внимание, так как личность ребенка формируется прежде всего в семье и семейных отношениях. В дошкольных учреждениях создаются условия, имитирующие домашние, к образовательно-воспитательному процессу привлекаются родители, которые участвуют в организованной образовательной деятельности, интегрированных занятиях, спортивных праздниках, викторинах, вечерах досуга, театрализованных представлениях, экскурсиях. Педагоги работают над созданием единого сообщества, объединяющего взрослых и детей. Для родителей проводятся тематические родительские собрания и круглые столы, семинары, мастер-классы, организуются диспуты, создаются библиотеки специальной литературы в каждой группе ДОУ.

В группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи учитель-логопед и другие специалисты пытаются привлечь родителей к коррекционно- развивающей работе через систему методических рекомендаций. Эти рекомендации родители получают в устной форме на вечерних приемах и еженедельно по пятницам в письменной форме в специальных тетрадях. Рекомендации родителям по организации домашней работы с детьми необходимы для того, чтобы как можно скорее ликвидировать отставание детей как в речевом, так и в общем развитии.

Методические рекомендации, данные в тетрадях, подскажут родителям, в какое время лучше организовать совместную игровую деятельность с ребенком, во что и как следует играть с ребенком дома. Они предоставят ребенку возможность занять активную позицию, вступить в диалог с окружающим миром, найти ответы на многие вопросы с помощью взрослого. Так, родители смогут предложить ребенку поиграть в различные подвижные игры, проведут пальчиковую гимнастику, прочитают и стихи, помогут научиться лепить и рисовать, составлять рассказы и отгадывать загадки. Выполняя с ребенком предложенные задания, наблюдая, рассматривая, играя, взрослые разовьют его речь, зрительное и слуховое внимание, память и мышление, что станет залогом успешного обучения ребенка в школе. К тому же, богатый иллюстративный материал пособий освободит родителей от поиска необходимых картинок и поможет сделать занятия более интересными и яркими.

Для детей старшей и подготовительной группы родители должны стремиться создавать такие ситуации, которые будут побуждать детей применять знания и умения, имеющиеся в их жизненном багаже. Опора на знания, которые были сформированы в предыдущей возрастной группе, должна стать одной из основ домашней совместной деятельности с детьми. Родители должны стимулировать познавательную активность детей, создавать творческие игровые ситуации.

III. Организационный раздел

  1. Основные направления коррекционной и образовательной деятельности

В соответствии с профилем группы образовательная область

«Речевое развитие» выдвинута в данной рабочей программе на первый план, так как овладение родным языком является одним из основных элементов формирования личности.

Такие образовательные области, как «Познавательное развитие»,        «Социально-коммуникативное        развитие»,

«Художественно-эстетическое развитие»», «Физическое развитие» связаны с основным направлением и позволяют решать задачи умственного, творческого, эстетического, физического и нравственного развития, и, следовательно, решают задачу всестороннего гармоничного развития личности каждого ребенка.

Отражая специфику работы в группе компенсирующей направленности и учитывая основную ее направленность, а также, имея в виду принцип интеграции образовательных областей, задачи речевого развития включаются не только в образовательную область

«Речевое развитие», но и в другие области.

Содержание работы по пяти образовательным областям соответствует ФАОП ДО.

  1. Речевое развитие

  • Овладение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря.
  • Развитие связной грамматически правильной диалогической и монологической речи.
  • Развитие речевого творчества.
  • Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха.
  • Знакомство с книжной культурой, детской литературой.
  • Развитие понимания на слух различных жанров детской литературы.
  • Формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
  • Профилактика речевых нарушений и их системных последствий.

  1. Познавательное развитие

  • Конструирование.
  • Развитие представлений о себе и окружающем мире.
  • Элементарные математические представления.

  1. Художественно-эстетическое развитие

  • Изобразительное творчество.
  • Музыка.
  1. Социально-личностное развитие

  • Игра.
  • Представления о мире людей и рукотворных материалах.
  • Безопасное поведение в быту, социуме, природе.
  • Труд.
  1. Физическое развитие

  • Физическая культура.
  • Представления о здоровом образе жизни и гигиене.

  1. Система коррекционной и образовательной деятельности

Учебный год в группе компенсирующей направленности для

детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи)

начинается первого сентября, длится десять месяцев (до первого июля) и условно делится на три периода:

I период – сентябрь, октябрь, ноябрь;

II период – декабрь, январь, февраль,март;

III период – апрель, май, июнь.

Две недели сентября отводится учителями-логопедами для диагностики индивидуального развития детей.

Заведующий дошкольным образовательным учреждением утверждает рабочие программы специалистов. Психолого- педагогическое совещание обязательно проводится в конце учебного года с тем, чтобы обсудить динамику индивидуального развития каждого воспитанника и определить необходимость дальнейшего его пребывания в группе компенсирующей направленности.

В подготовительной группе логопедом проводится подгрупповая работа. В пятницу проходит консультирование родителей с 17 до 18 часов. Вечерние приемы родителей по пятницам логопед назначает по мере необходимости.

На работу с одной подгруппой детей в подготовительной к школе группе - отводится 30 минут. В подготовительной группе логопед, исходя из возможностей детей, может проводить два раза в неделю фронтальную работу.

Все остальное время в сетке работы учителя-логопеда во всех возрастных группах занимает индивидуальная работа с детьми, которую учитель-логопед проводит в своем кабинете.

В связи с тем, что в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи проводится индивидуальная работа логопеда с детьми во время утренней прогулки, необходимо восполнить время прогулки, потраченное каждым ребенком на индивидуальное занятие, и для этого обеспечить более ранний выход детей (на 10–15 минут) на вечернюю прогулку по сравнению с массовыми группами.

Следует обратить внимание специалистов на сокращение продолжительности        организованной        образовательной деятельности в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР по сравнению с общеразвивающими группами. Это делается для того, чтобы не допустить переутомления и дезадаптации детей, так как в сетке группы компенсирующей направленности больше видов работы с детьми; в логопедической группе работает большее количество специалистов, чем в массовой группе, а превышение недельной нагрузки на ребенка недопустимо.

В середине учебного года, с 01.01 по 11.01, в группах компенсирующей направленности для детей с тяжелыми

нарушениями речи устраиваются зимние каникулы, а в первую неделю мая – весенние каникулы. Если на этот период выпадают рабочие дни, то в эти дни всеми специалистами проводится только индивидуальная работа с детьми, кроме того все специалисты принимают участие в совместной деятельности с детьми, организуют игровую деятельность дошкольников, обязательно проводятся музыкальные, физкультурные и логоритмические занятия.   Так же организуется коррекционно-развивающая работа и в июне при переходе детского сада на летний режим работы.

  1. Распорядок дня, организация режимных моментов

Организация режимных моментов, распорядок дня

Максимально допустимый объем образовательной нагрузки не превышает нормативы СанПиН.

Распорядок дня в группе компенсирующей направленности включает в себя:

  • прием пищи (завтрак, обед, полдник);
  • ежедневную прогулку, продолжительность которой не менее 4-4, 5 часов;
  • дневной сон продолжительность 2-2,5 часа в разных возрастных группах;
  • самостоятельную деятельность детей;
  • коррекционно-развивающую работу (групповые и индивидуальные занятия с учителем-логопедом);
  • непосредственную образовательную деятельность (с детьми старшего дошкольного возраста и во второй половине дня, но не чаще двух раз в неделю);
  • общественно-полезный труд (в подготовительной к школе группе);
  • разные виды двигательной активности, физические упражнения и закаливающие мероприятия.

В рабочей программе приводятся режимы дня в данной возрастной группе на теплый и холодный периоды года, график работы и расписание работы учителя-логопеда.

Подготовительная к школе группа (с 6 до 7 лет)

В подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР) с третей недели сентября по май (включительно) проводится в неделю 16 подгрупповых и групповых занятий продолжительностью 30 минут, по 3 индивидуальных занятия с учителем-логопедом и воспитателями для каждого ребенка, что не превышает рекомендованную САНПИН недельную нагрузку (8 часов 30 минут). Индивидуальные занятия не включаются в сетку занятий.

Образовательная область. Направление деятельности

Количество занятий в неделю

Речевое развитие. Восприятие

художественной литературы

2

Познавательное развитие. Познавательно-исследовательская, конструктивно-модельная

деятельность

2

Познавательное развитие.

Развитие математических представлений

1

Художественно эстетическое развитие. Рисование

2

Художественно-эстетическое развитие. Лепка/аппликация

1

Художественно-эстетическое развитие. Музыкальное развитие

2

Физическое развитие. Физическая

культура

3 (1 на свежем воздухе)

Подгрупповое занятие с учителем-

логопедом

4

Индивидуальные занятия с

логопедом

3

Индивидуальное занятие с

воспитателем

3

Социально-коммуникативное        развитие        детей осуществляется в образовательной деятельности в ходе режимных моментов, в совместной и самостоятельно игровой деятельности, в семье.

Расписание организованной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности детей с ТНР № 8

на 2023-2024 учебный год (Приложение 1)

  1. Расписание и особенности работы учителя-логопеда

На текущий учебный год нагрузка учителя-логопеда в группе ТНР составляет 20 часов.

Расписание учителя-логопеда

День недели

Время работы

понедельник

8.00-12.00

вторник

8. 00-12. 00

среда

8.00-12.00

четверг

8.00-12.00

пятница

8.00-11.00, 17.00-18.00

Циклограмма работы учителя-логопеда (Приложение 2)

  1. Организация предметно-пространственной развивающей среды и материально-техническое оснащение

кабинета учителя-логопеда

Логопедический стол с зеркалом для индивидуальных занятий.

Лампа для дополнительного освещения над логопедическим столом.

Шкаф для пособий.

Столы детские.

Стулья детские.

Доска магнитная.

Азбука магнитная.

Дидактический материал для обследования речи ребенка.

Настольные игры лексико-грамматического содержания.

Настольные игры на развитие памяти, внимания, мышления, зрительного и слухового внимания.

Настольные дидактические игры для развития фонематического слуха и фонематического восприятия.

Настольные дидактические игры на развитие связной речи.

Звуковые фишки (красные, синие, зеленые)

Цветные карандаши.

Предметные картинки на каждый звук для автоматизации, дифференциации звуков, развития фонематического слуха.

 Демонстрационные материалы по лексическим темам.

Сюжетные картинки для развития связной речи.

Детские книги для развития связной речи.

Картотека материалов для автоматизации и дифференциации звуков.

Игровые пособия для выработки воздушной струи и развития правильного речевого дыхания.

Картотеки пальчиковых игр, физминуток, загадок.

Игры и игрушки для развития мелкой моторики (мозаики, шнуровки, пазлы,)

  1. Программно-методическое обеспечение коррекционной работы с детьми   старшего дошкольного возраста с ТНР

Программы:

  1. «Адаптированная основная образовательная программа для детей с тяжёлыми нарушениями речи (с общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет МБДОУ детский сад №176».
  2. Н.В.Нищева. Комплексная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет. ФГОС. – Санкт-Петербург, «Детство-Пресс», 2021г.
  3. «Программа логопедической работы по преодолению ОНР у детей» Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной.

Мониторинг речевого развития ребенка старшего дошкольного возраста с ОНР

Мониторинг проводится по речевой карте О.И. Крупенчук

Технологии:

  1. Н.В.Нищева. Современная система коррекционной работы в группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи с 3 до 7 лет. – Санкт-Петербург, «Детство-Пресс», 2021г.
  2. Н.В.Нищева. Планирование коррекционно-развивающей работы в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР) и рабочая программа учителя-логопеда. – Санкт-Петербург, «Детство-Пресс», 2020г.
  3. Н.В.Нищева. Комплексно-тематическое планирование коррекционной и образовательной деятельности в группе компенсирующей направленности ДОО для детей с тяжелыми нарушениями речи (с 5до 6 и с 6 до 7 лет). – Санкт-Петербург, «Детство-Пресс», 2020г.
  4. Н.В.Нищева. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в группе компенсирующей направленности ДОО для детей с тяжёлыми нарушениями речи с  до 7 лет ( подготовитешльная к школе группа). – Санкт-Петербург, «Детство-Пресс», 2021г.
  5. Н.В.Нищева. Обучение детей пересказу по опорным картинкам. Выпуски № 1,2,3,4.– Санкт-Петербург, «Детство-Пресс», 2020г.
  6. Н.В.Нищева. Тетради 1,2,3 для обучения грамоте детей дошкольного возраста.
  7. Н.В. Нищева Мой букварь.
  8. Н.Э.Теремкова. Логопедичекие домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР. В 4-х альбомах. – Москва, «Гном и Д», 2021г.
  9. О. Гомзяк Говорим правильно в 6-7 лет. Альбомы 1,2,3 упражнений по обучению грамоте детей подготовительной к школе логогруппы.
  10. О.С. Гомзяк Говорим правильно в 6-7 лет. Конспекты фронтальных занятий.
  11. О.С. Гомзяк Говорим правильно в 6-7 лет. Картинный материал.
  12. О.С. Гомзяк Говорим правильно в 6-7 лет. Конспекты занятий по развитию связной речи в подготовительной к школе логогруппе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа подготовительной к школе группы (с нарушением зрения) МБДОУ "Детский сад комбинированного вида №69" ЭМР Саратовской области учителя-дефектолога Кусковой Ольги Дмитриевны на 2012-2013гг.

В рабочей программе определены основные направления деятельности учителя-дефектолога, условия и средства формирования коррекции, развития и профилактики нарушения зрения детей подготовительной к школе...

Рабочая программа подготовительной к школе группы

   Данная рабочая  программа определяет содержание и организацию образовательного процесса детей подготовительной к школе группы  6- 7 лет.Программа составлена на осно...

Рабочая программа. Подготовительная к школе группа.

Рабочая программа подготовительной к школе группы  разработана в соответствии с Уставом и основной общеобразовательной программой детского сада и обеспечивает разносторон...

Рабочая программа подготовительной к школе группы

рабочая программа воспитателя подготовительной группы Темирбулатовой Ж.К....

Рабочая программа подготовительной к школе группы оо познание фэмп

Рабочая  программаподготовительной к школе группы(6-7 лет)по ОО познание фэмп...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА подготовительной к школе группы (от 6до 7 лет) составлена на основе примерной программы «От рождения до школы» Н. Е. Веракса, М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой (2016 г)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА подготовительной к школе группы (от 6до 7 лет)  составлена на основе примерной программы «От рождения до школы» Н. Е. Веракса, М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой (2016 г)...

Рабочая программа подготовительной к школе группы по программе "Детство"

Рабочая программа подготовительной к школе группы, разработанная в соответствии с программой "Детство"....