Презентация "Коррекция произношения шипящих звуков"
презентация по логопедии

Вагнер Оксана Викторовна

В презентации кратко изложены недостатки произношения шипящих звуков и их возможные причины, представлены дыхательные и артикуляционные упражнения, необходимые для образования звуков данной группы, приведены некоторые способы постановки звуков

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Коррекция произношения шипящих звуков

Слайд 2

Звук Ш

Слайд 3

Звук Ш Виды нарушений произношения звука «Ш»: * Отсутствие звука (полное выпадение звука из речи, шапка — апка ). * Сигматизмы (различные искажения звука): — межзубный (кончик языка прикусывается, слышится шепелявость); — боковой (язык западет на одну сторону, по которой и проходит воздушная струя, получается хлюпающий звук); — носовой (воздушная струя уходит в носовую полость, слышится гнусавость)

Слайд 5

* Парасигматизмы (замена звука «Ш» на другие звуки): — губно-зубной (заменяется на глухой звук – «Ф», шуба — фуба ); — призубный (кончик языка упирается в нижние резцы и слышится « Тш »); — свистящий (язык стоит «горкой», то есть кончик языка упирается за нижние резцы и слышится звук «С», шесть — сесть); — заднеязычный (слышится «Х» с придыханием вместо «Ш»); — шипящий (звучание сходно со звуком «Щ») * Смешение (нарушение звуковой стороны речи, изолировано ребёнок говорит «Ш», а в самостоятельной речи путает на «С», мешок — месок , песок — пешок ).

Слайд 6

Причины нарушений: физиологические: аномальное строение артикуляционного аппарата:короткая подъязыковая уздечка, высокое небо, нарушения прикуса, слабость артикуляционного аппарата:напряжение или слабость языковых мышц - проблемы с фонематическим и речевым слухом, а также недостаточное развитие памяти, внимания, мышления; - длительное использование соски(портит прикус и приводит к искажению шипящих звуков); - повторение некорректного произношения. Например, ребенок коверкает речь вслед за взрослыми или младшими братьями/сестрами.

Слайд 7

Артикуляционный уклад звука Ш Характеристика звука Ш: Согласный, ротовой, щелевой, переднеязычный, глухой, твёрдый. Самостоятельно появляется в норме в возрасте 4-5 лет

Слайд 8

Дыхательная гимнастика «Воздушный футбол». На столе необходимо соорудить импровизированные ворота, в которые ребенок должен «забить» мяч, скатанный из кусочка ваты. Для этого нужно сложить губы трубочкой и дуть на шарик, при этом не надувая щеки. «Листья летят». Из разноцветной бумаги вырезаются листья. Ребенок должен дуть на них, стараясь, чтобы они поднимались вверх, т.е. образовывался своеобразный листопад. «Бабочка села на цветок». Из цветного картона вырезаются бабочки и цветы, после чего соединяются нитью. Задача та же – сдуть струей воздуха бабочку, которая «села» на цветок. «Фокус». Положить кусочек ваты на кончик носа. Улыбнуться, приоткрыть рот. Широкий передний край языка положить на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а по- середине был «желобок». Сдуть вату. Воздух при этом должен идти по середине языка, тогда вата полетит вверх.

Слайд 11

Артикуляционная гимнастика

Слайд 12

Постановка звука [ш] по Р.И. Левиной (1965) Постановка звука [ш] по подражанию и по усвоению артикуляционной гимнастики Поднять язык к верхней губе и равномерно, с силой выдыхать воздух, контролируя воздушную струю тыльной стороной ладони. Добившись выхода теплой струи воздуха из положения языка у верхней губы, перевести язык за верхние зубы к небу при открытом рте. Губы округлить и вытянуть вперед, сблизить зубы на расстояние 1—2 мм и выдохнуть. Должен получиться звук [ш]. Постановка звука [ш] на базе звука [т] Несколько раз произносить звук [т] с интервалом в 2—3 секунды. Затем дается установка: язычок «стучит» не по зубам, а по бугорочкам (альвеолам). Звук [т] произносится на первых порах с придыханием, при этом к звуку взрыва примешивается слабый и короткий шипящий звук. Губы округлить и вытянуть вперед, язык поднять к передней части неба. Боковые края языка прижать к коренным зубам. Переход от звука [т] к звуку [ш]: т-т- тшшшш . В дальнейшем шум удлиняется и освобождается от предшествующего звука [т].

Слайд 13

Постановка звука [ш] на базе звука [р] Произнести протяжно звук [р] без голоса или шепотом, постепенно убавляя силу выдоха, пока не прекратится вибрация и не появится слабое шипение. При повторных упражнениях звук [ш] получается без предшествующего произнесения глухого звука [р]. Шипение можно получить, если прикоснуться шпателем к нижней поверхности языка, затормозив вибрацию языка. Постановка звука [ш] на базе звука [с] Установить язык за нижние зубы. Предложить ребенку произносить звук [с]. Одновременно шпателем или зондом поднимать язык кверху. Пальцами правой руки слегка нажать на щеки и выдвинуть губы вперед. Вместо свиста должно получиться шипение. Можно предложить ребенку повторять слоги са , со, сы , аса, асы, ас, ос с одновременным подниманием языка зондом или шпателем. Постановка звука [ш] на базе звука [ч] Произнести звук [ч] с последующим протяжным выдохом. Должна ощущаться теплая струя воздуха на поднесенной ко рту кисти руки.

Слайд 14

Использование механического способа: Для формирования чашечки используется зонд или пальцы логопеда. Зонд или пальцы (V ) под язык, формируется чашечка и просим подуть на кончик языка. По Богомоловой А. И.: Поднять язык к передней части нёба с помощью плоской палочки (плоского конца чайной ложки), подложенной под язык. Кончик языка поднять к нёбу. Зубы разомкнуть на ширину полутора пальцев. Губы округлить. Удерживать язык в верхнем положении некоторое время. Повторить упражнение много раз. Повторить упражнение без использования палочки. При этом язык должен свободно подниматься и удерживаться у нёба.

Слайд 16

Постановка звука [ж] Звук ж можно поставить аналогичным образом от звуков з, д, р, а также путем озвончения звука ш.. Не прерывая произнесения с тактильно вибрационным контролем произношения звука включая голос. С использованием ассоциации летит комар или жук, при затухании вибрации можно использовать прием встряхивания гортани 2-мя пальцами. Постановка звука [щ] Звук щ рекомендуется ставить от звука сь . Произносится звук сь , с помощью зонда или шпателя кончик языка поднимается вверх, к верхним альвеолам. От АСЬ получается нижний вариант звука. При произнесении кончик языка отодвигается от нижних резцов в глубь ротовой полости. Используется либо зонд, либо шпатель.

Слайд 17

Постановка звука [ч] Звук ч можно поставить следующим образом: - от звука ть верхней артикуляции (кончик языка у альвеол верхних резцов) или от слога ать , при этом с помощью зонда или шпателя кончик языка поднимается вверх, к верхним альвеолам, и отодвигается назад; - от нижнего (нормального) произношения звука ть (с помощъю зонда или шпателя), рекомендуется поднять кончик языка вверх и отодвинуть его назад; - при произношении ть -отодвигают кончик языка вглубь (нижнее ч); ~ рекомендуется быстрое поочередное произнесение звуков ть и щ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплекс упражнений для выработки правильного произношения шипящих звуков

Наказать непослушный язычок. Цель. Вырабатывать умение, расслабив мышцы языка, удерживать его широким, распластанным. Описание. Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу ...

нарушение произношения шипящих звуков и система работы по исправлению нарушенного звукопроизношения шипящих звуков.

в данной работе рассказано о видах нарушения произношения шипящих звуков детьми порядок упражнеий для исправления дефектов произношения...

Дидактические игры по коррекции произношения шипящих звуков

Картотека дидактичских игр направленные на коррекцию произношения шипящих звуков....

Игры, направленные на формирование правильного произношения шипящих звуков

Игры, направленные на формирование правильного произношения шипящих звуков...

Картотека игр по коррекции произношения шипящих звуков

Картотека игр по коррекции произношения шипящих звуков...