«Использование ментальных карт в работе с детьми с общим недоразвитием речи»
учебно-методический материал по логопедии (старшая группа)

Власова Татьяна Александровна

Применение ментальных карт в процессе обучения способствует познавательному и речевому развитию ребёнка. Метод является очень эффективным, так как на всех этапах работы предусматривается опора на наглядность и моделирование, что способствует развитию восприятия, памяти, мышления, воображения, творческих способностей. В результате применения ментальных карт ребёнок учится не только усваивать информацию, но и оперативно с ней работать. Тем и ценен этот метод, что является универсальным способом познания окружающего мира и знаний, накопленных человеком.

          

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Использование ментальных карт

в работе с детьми с общим недоразвитием речи»

Уважаемые коллеги, мы хотели поделиться с вами опытом работы использования метода  ментальных карт в работе с детьми дошкольного возраста, который является универсальным способом познания окружающего мира.

Ментальная - карта, известная также как интеллект - карта или ассоциативная карта – это инструмент, который учит работать с информацией в том формате, в котором наш мозг лучше всего её понимает и усваивает. С помощью интеллект - карт изучать предметы и осваивать новые знания становится проще, легче и интереснее.

Метод использования интеллект - карт разработан психологом, специалистом в области развития памяти и мышления Тони Бьюзеном, который во время своего обучения искал способ эффективного запоминания и систематизирования информации.

Основные принципы построения ментальных - карт

  • Основная идея, проблема или слово располагается в центре в виде рисунка, картинки.
  • Каждая главная ветвь имеет свой цвет.
  • Ветви должны быть изогнутыми, а не прямыми (как ветви дерева).
  • Над каждой линией – ветвью пишется только одно ключевое слово.
  • Для лучшего запоминания и усвоения желательно использовать рисунки, картинки, ассоциации о каждом слове.
  • Разросшиеся ветви можно заключать в контуры, чтобы они не смешивались с соседними ветвями.

Последовательность работы при составлении ментальных – карт

  • Работа  при составлении ментальных  карт велась последовательно:
  • На первом этапе - Сбор материала по изучаемой теме
  • На втором - Закрепление и обобщение материала
  • И в заключении - Развитие связной речи

На этапе сбора материала для ментальной карты по теме «Профессии»  мы не только читали художественную литературу, смотрели презентации, играли  в с.р.и., но и ходили на экскурсии, на которых дети познакомились профессиями:

Ребята посетили аптеку, где фармацевт рассказала о своей работе, о медицинских препаратах и как нужно быть очень осторожным при приеме лекарств.

Совместно с детьми мы совершили экскурсию в магазин, где дети сами сделали покупку и тем самым увидели, как происходит взаимодействие продавца и покупателя.

Наш детский сад посетили  сотрудники Пожарной части №197 п.Гидроторф.  Дети поближе познакомились с этой отважной профессией.

Также в гости к нам приходил папа воспитанницы и рассказал о профессии водителя. Показал, как устроена машина и дал несколько советов как нужно себя вести в салоне автомобиля.

При изучении лексической темы «Птицы» мы использовали компьютерные презентации, через которые  знакомились со строением птиц,  их среды обитания, размножения, питания.

Провели цикл наблюдений за птицами в разное время года.

Также с ребятами рассматривали муляжи птиц, иллюстрации в энциклопедии.

В зимний период времени совместно с родителями изготовили кормушки из разных материалов. Где ребята принимали активное участие в эстетическом оформлении.

Была оформлена выставка творческих работ. Где были выполнены птицы из разных материалов: бумаги, ткани, перьев и др. материалов.

Работая над ментальной картой «Из чего что сделано» совместно с родителями был создан «Мини – музей камня», где была собрана коллекция камней привезенных родителями из разных уголков мира.

Развивающую среду в группе мы также пополнили  коллекцией тканей, с помощью которой дети научились определять, из какой ткани сшита их одежда.

Для родителей и детей был проведен мастер класс на тему «Свойства предметов». Где с помощью опытнической деятельности не только дети, но и родители смогли себя почувствовать  юными исследователями.

В ходе работы  на данном этапе, у детей пополнился активный и пассивный словарь. Развивались процессы мышления: анализ, синтез, обобщение.

Работа проводилась как фронтально, так и индивидуально.

На втором этапе мы перешли к созданию ментальных карт. Детям предлагался картинный материал, где они должны были выбрать нужные картинки и приклеить их. А затем приступить к творческому процессу: выбрать цвет и нарисовать линии-ветви.

В процессе создания ментальной карты,  дети учились выделять главную мысль, пополнялся активный и пассивный словарь по изученной лексической теме.

На последнем этапе нашей работы, созданные детьми ментальные карты, расположили на стенах в группе.

Дети в любое время могут подойти к ним, вспомнить, повторить, обменяться опытом друг с другом.

На данном этапе дети учатся самостоятельно и последовательно излагать свои мысли, становятся более активными при разговоре, у них формируются умение отвечать на вопросы распространенно, словарь становится точен и разнообразен. Что очень ценно для учителя – логопеда и воспитателя.

В заключение можно сделать вывод о том, что применение ментальных карт в процессе обучения способствует познавательному и речевому развитию ребёнка. Метод является очень эффективным, так как на всех этапах работы предусматривается опора на наглядность и моделирование, что способствует развитию восприятия, памяти, мышления, воображения, творческих способностей. В результате применения ментальных карт ребёнок учится не только усваивать информацию, но и оперативно с ней работать. Тем и ценен этот метод, что является универсальным способом познания окружающего мира и знаний, накопленных человеком.

IMG_20190513_105139.jpg

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование дидактических игр в работе с детьми с общим недоразвитием речи

Дидактические игры – одно из основных средств развития познавательных процессов, речи и мышления. Особенно велика роль этих игр в обогащении словаря детей. В процессе игры реб...

Использование фразеологизмов в логопедической работе с детьми с общим недоразвитием речи.

Система работы по ознакомлению детей с ОНР с фразеологизмами. Подборка фразеологизмов в соответствии с лексическими темами, изучаемыми с детьми с ОНР....

Использование фразеологических оборотов в работе с детьми с общим недоразвитием речи (из опыта работы)

Содержание 1. Фразеологический оборот- сокровищница и ценность русского языка.2. Дети с общим недоразвитием речи, их особенности развития .3. Примеры понимания детьми значений фроазеологических о...

«Использование театрализованной деятельности в работе с детьми с общим недоразвитием речи» Консультация для воспитателей

консультация для воспитателей о необходимости использовать театрализованную деятельность в работе с детьми ОНР...

Сертификат "Особенности использования игровых методов в работе с детьми с Общим Недоразвитием Речи"

Сертификат "Особенности использования игровых методов в работе с детьми с Общим Недоразвитием Речи"...

Использование приёмов мнемотехники в работе с детьми с общим недоразвитием речи

laquo;Учите ребёнка каким–нибудь неизвестным ему пяти слова – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету»...

Консультация «Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми с общим недоразвитием речи».

Дети с речевыми недостатками, как правило, отличаются от своих сверстников по показателям физического и нервно-психического здоровья.Особенности физического развития:-нарушение дыхания и голосообразов...