Методическая разработка «Использование дидактических игр и пособий, изготовленных своими руками в работе учителя-логопеда»
методическая разработка по логопедии

Бартанова Евгения Сергеевна

 

Ссылка на презентацию к методической разработки - https://docs.google.com/presentation/d/1FEUR-KvVHD...

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx24.47 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Боханский детский сад №1»

Муниципальный конкурс:

«На лучшую методическую разработку»

Номинация:  «Лучшая авторская разработка комплекта учебно-методических материалов/методических рекомендаций»

Тема: «Использование дидактических игр и пособий, изготовленных своими руками в работе учителя-логопеда»

        Автор:

учитель-логопед Бартанова Е. С.

п. Бохан, 2021 г.

Аналитическая справка

   Все мы знаем,  что правильная речь – одно из важнейших условий успешного развития личности. Чем лучше развита у ребенка речь, тем полноценнее его общение и взаимодействие с взрослыми и сверстниками. Очень важно заботиться о своевременном формировании речи детей, ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения. Ведущая деятельность детей – игровая, поэтому все педагоги стараются включать в работу с детьми различные игры. Учителя-логопеды, конечно же, не исключение.

Игры  позволяют детям решать мыслительные и речевые задачи в игровой форме, помогают выработать  умение правильно произносить слова, усвоить грамматические нормы, расширять словарный запас, формировать направленную воздушную струю, развивать мелкую моторику и графические навыки, дают детям определенный объем знаний и учат их владеть этими знаниями, развивают психические процессы, тесно связанные с развитием речи.  

Дидактические  игры оказывают положительное действие на всестороннее  развитие детей и обязательно включаются в логопедическую работу.   При выборе игр я  учитываю возраст детей, их психофизические особенности, дидактические принципы, степень сложности речевого нарушения, этап логопедической работы.

Как известно, целью логопедического воздействия в детском саду является развитие всей речевой системы в целом: развитие общей речевой активности, накопление словаря, развитие физического и речевого слуха, развитие грамматической стороны речи, обучение навыкам словообразования и словоизменения, развитие артикуляционной и мелкой моторики,  связной речи и наконец, коррекция произношения.  Соответственно в распоряжении логопеда должно быть большое количество различных игр.

Логопедам приходится многократно повторять один  и тот же материал, что утомляет не только ребенка, но взрослого. И тогда педагогу приходится придумывать, как и чем разнообразить занятия, чтобы отрабатываемый материал не наскучил ребенку, был для него интересен. Ведь только положительная мотивация будет способствовать эффективной работе, что приводит впоследствии к желаемому результату.

Наш современный век хорош тем, что предоставляет нам огромное количество различной информации, готовых игр, пособий и  плакатов, но не всегда они соответствуют нашим пожеланиям и ожиданиям. Поэтому  в работе  практикую изготовление различных игр своими руками. Здесь фантазия не знает границ, задумки приобретают реальные формы, картинки  подбираются  на свое усмотрение, оформление - по желанию,  можно задать игре нужные в данный момент цели, в любое время добавить новый материал в соответствующем виде и формате своей игры. Современная техника и материалы помогают оформить все красиво, красочно и  эстетично.

Актуальность этих пособий заключается в том, что работая с детьми, имеющими нарушения речи, очень трудно бывает заинтересовать и удержать их внимание, пробудить интерес к  содержанию занятия и процессу обучения в целом.Использование данных игровых пособий облегчают усвоение учебного материала детьми и повышает эффективность логопедической работы. Многофункциональность пособий выражается в разнообразии дидактического материала, которые можно использовать в соответствии с поставленной целью, их использование зависит от задач логопеда на конкретном занятии.  Картинки из одной игры можно использовать и в других играх.

Благодаря использования этих пособий, процесс обучения проходит в доступной среде для детей дошкольного возраста. Пособия можно по необходимости пополнять другими играми и деталями. Работа с данными пособиями позволяет систематизировать весь наглядный материал и продуктивно использовать его на занятиях.

Приятно работать с пособиями и  играми, которые придуманы и изготовлены самостоятельно, и что немало важно, имеется возможность поделиться наработками и опытом с коллегами.

Пособия могут быть использованы как в индивидуальной работе с ребенком, так и в подгрупповой.

Дидактические игры и пособия, изготовленные своими руками:

В театральном уголке логопедического кабинета есть очень интересная и красочная игра «Собери сказку»

Цель: автоматизировать поставленные звуки; развивать лексико-грамматический строй речи; связную речь; расширять словарный запас; развивать мелкую моторику рук; художественный вкус;  фантазию, воображение; творческие способности.

Описание.

Для изготовления игры я использовала картон, цветной фетр, разные виды цветной бумаги, атласные ленты, медную проволоку, термоклей, клей момент, клейкую ленту и разные виды декора.

Дети собирают сказку из разных элементов – это фигурки животных, людей, деревьев, домиков, мебели. Они их прикрепляют на клейкую ленту, вешают на крючки из проволоки, пристегивают на прищепки. Когда все декорации собраны, ребята инсценируют сказку.

Кроме этой игры в театральном   уголке есть множество кукол, элементов декораций, которые я изготовила сама  или с помощью детей и их родителей. Главный персонаж в театральном уголке клоун по имени Семён.  Семён - это кукла ручной работы, он  не похож ни на одного клоуна мира, он очень добрый и красивый.

В учебной зоне логопедического кабинета есть множество  разнообразных игр и пособий:

«Наша ферма»

Цель: знакомство с профессиями села; расширение словаря, развивать навыки словообразования и словоизменения; развивать связную речь; развивать мелкую моторику рук.

Описание.

Пособие выполнено из цветного картона и  бумаги. Также использовала  цветные картинки овощей, фруктов и  животных.  Можно использовать следующие игровые задания: «Кто чем занимается?», «Где овощи, а где фрукты?», «Раздели животных», «Кто как кричит?» и т.д.

 В учебной зоне логопедического кабинета множество игр, которые я использую на этапе автоматизации звука. Этот этап самый длительный и трудоемкий. И для того, чтобы он был еще и эффективным, я стараюсь все задания сделать интересными, веселыми и разнообразными. Я  использую дидактические игры и  пособия, сделанные своими руками,   подручный материал – это  декоративные и речные камушки, мелкие игрушки от киндер сюрприза, из деревянных шпателей сделала мольберт для удобства работы с картинками. А хозяйка  в этой зоне сова София, которую я связала сама.  Дети ее очень любят и с удовольствием с ней работают.

 Любимая игра детей, посещающих логопедический кабинет – «Путешествие в страну правильных звуков»

Цель: автоматизировать поставленные звуки в словах, расширять словарь, учить играм с правилами, развивать мелкую моторику рук.

Описание

Для изготовления игры использовала бумагу форматом А3, цветные предметные картинки, цветные маркеры. Здесь дети путешествуют по игровому полю с помощью мелких игрушек, произнося слова с заданным звуком.

  «Паровоз»

Цель: автоматизация и дифференциация  поставленных звуков; развитие фонематического слуха; обогащение словаря; учить обобщать, понимать последовательность сюжета, причинно- следственные связи, развивать внимание, наблюдательность, связную речь.

Описание.

Пособие изготовлено из плотного картона и цветной бумаги.

 Можно использовать следующие игровые задания:«Кто в каком вагончики едет?» (дети распределяют картинки  по вагончикам, в каждом вагончики картинки с определенным звуком); «Кто едет в первом  вагончики?, кто во втором?, кто в третьем?» (дети распределяют картинки по вагончикам в соответствии с положением заданного звука в слове); « Что сначала, что потом?» (дети разлаживают картинки по порядку в определенной последовательности и составляют рассказы по картинкам).

В зоне «Ловкие пальчики» я изготовила яркие и красочные игры – «Собери по схеме», «Закрой окошко», «Найди такой же рисунок», «Веселые прищепки» и т.д.

Цель этих игр: развитие мелкой моторики рук, которая способствует быстрому становлению речи; развитию психических процессов – мышлению, памяти, вниманию.

Описание

Все пособия изготовлены из подручного материала – это  разноцветные крышки, кусочки линолеума, мелкие баночки,  декоративные камушки, крупы, прищепки и конечно использовала цветной картон, бумагу, фетр. Играя с этими пособиями, дети закручивают и  откручивают крышки, прилаживают, подбирают и сравнивают геометрические фигуры, собирают  по схеме или придумывают сами разнообразные узоры.

В зоне развития речевого дыхания и артикуляционной гимнастики мы можем увидеть различные тренажеры для развития дыхания, лэпбук «Веселые приключения язычка», тематические картинки,  - для веселого выполнения артикуляционной гимнастики. Хозяйка в этой зоне кукла ручной работы, которую зовут Мария. Кукла является любимым персонажем детей и помогает настроить их на занятие.

Использование дидактических игр и пособий, изготовленных своими руками имеют широкую направленность коррекционно-развивающего воздействия, обучающего и воспитывающего значения. Они позволили мне увеличить интерес и работоспособность дошкольников на  логопедических занятиях, повысить результативность работы над развитием  звукопроизношения.

Обобщение опыта работы:

Конкурс  Творческая мастерская «Минутка восхищения (конкурс нетрадиционного дидактического оборудования в центре развития речи детей  своими руками) на базе ДОУ.  Изготовила дидактическое пособие «Собери сказку». Диплом I степени.

 Всероссийский профессиональный педагогический конкурс  «Педагогический успех – 2020». Видеоролик «Дидактические пособия, сделанные своими руками». Диплом I степени.

 Конкурс – смотр видеороликов «Патриотическое воспитание в работе с дошкольниками» на базе ДОУ. Видеоролик «Дидактические игры по воспитанию патриотизма у дошкольников в коррекционной работе логопеда». Диплом III степени.

 Районный онлайн семинар – практикум. «Использование современных методов и технологий в речевом развитии дошкольников»», проведение   коллоквиума «Развиваем речь дошкольников», представление видеоролика «Дидактические пособия, сделанные своими руками «Собери сказку»».

Список использованной и рекомендуемой литературы

  1. Алексеева, М.М., Яшина, В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: методическое пособие для воспитателей ДОУ/  М.М. Алексеева, В.И. Яшина.  -  М.: Просвещение. - 1997.
  2. Новиковская О.А. Развитие звуковой культуры речи у дошкольников. Логопедические игры и упражнения. СПб., 2002.
  3. Скворцова И. Логопедические игры. М., 2014.
  4. Фадеева Ю.А., Пичугина ГЛ., Жилина ИМ. Игры с прищепками: творим и говорим. М., 2012.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование дидактических игр и пособий, изготовленных своими руками в работе учителя-логопеда»

 Наш современный век хорош тем, что предоставляет нам огромное количество различной информации, готовых игр, пособий и  плакатов, но не всегда они соответствуют нашим пожеланиям и ожи...

Картотека дидактических игр и пособий изготовленных своими руками для слабовидящих детей

Картотека дидактических игр и пособий изготовленных своими руками для слабовидящих детей...

Презентация "Парциальные программы и методические пособия, используемые в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда с детьми с ОНР в подготовительной к школе группе "

В данной презентации представлены парциальные программы и методические пособия, используемые учителем-логопедом в коррекционно-развивающей работе с детьми с ТНР в подготовительной к школе группе. Мате...

Использование дидактических игр, основанных на методе наглядного моделирования, в работе учителя-логопеда

Одним из популярных методов обучения детей дошкольного возраста является наглядное моделирование. Используя этот метод, педагог и ребенок изображают предметы, явления, действия, понятия, эпизоды текст...

Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр и пособий, сделанных своими руками

При формировании сенсорной зоны я отдала предпочтение не использованию готовых материалов, а играм и пособия, сделанным своими руками. Заинтересовать детей дидактическими играми стремлюсь через яркий ...

«РАЗВИВАЮЩИЕ (ДИДАКТИЧЕСКИЕ) ПОСОБИЯ ИЗГОТОВЛЕННЫЕ СВОИМИ РУКАМИ»

При работе над созданием РППС в своей группе мы изготовили многофункциональные ширмы, которые можно легко передвигать по группе и использовать в разных видах деятельности детей как в самостоятельной, ...