Рабочая программа коррекционного курса "Обучение грамоте" Старшая группа.
рабочая программа по логопедии (старшая группа)

Щеглюк Татьяна Владимировна

Рабочая программа коррекционного курса " Обучение граммоте" Старшая группа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 23-24_obuchenie_gramote_star.gruppa.docx64.08 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 322 «Морозко»

         

     Принято:                                                                       Утверждено:

     Педагогический совет МАДОУ                                 Заведующий МАДОУ №322

     «30» августа 2023г.                                                      Мухаматгалеева К.А.

                                                                                            ________________________

     протокол № 1                                                               «30» августа 2023г.

                                                                                                                                                             

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА

ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ

                                    Старшая группа

                                 

                                                                                                       Учитель – логопед:

                                                                                              Щеглюк Т.В.                                                                          

       

                             

                                                              Красноярск 2023

Оглавление

I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ.        3

1.1. Пояснительная записка.        3

1.2. Цели и задачи.        3

1.3. Принципы и подходы программы.        3

1.4. Значимые характеристики старшей группы        4

Возрастные и индивидуальные характеристики детей старшей группы №10        4

Характеристика дошкольников с общим недоразвитием речи        5

Характеристика коррекционного курса.        5

1.5. Описание места коррекционного курса.        6

II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ        7

2.1. Подготовительный этап обучения        7

2.2. Основной этап обучения        8

III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ        8

3.1. Тематическое планирование        8

3.2. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса        17

Демонстрационный материал:        17

Методическая литература        17

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА

«ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ»

(старшая группа, ОНР II-III уровня)

I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ.

1.1. Пояснительная записка.

Рабочая программа учителя - логопеда разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (Приказ № 1155 от 17 октября 2013 года) и Федеральной адаптированной образовательной программой (Приказ Министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022 г. № 1022). Программа основана на адаптированной образовательной программе МАДОУ «Детский сад № 322 «Морозко», принятой на Совете педагогов № 01 от 30.08.2023г. Рабочая программа по развитию детей старшей группы (5 – 6 лет) обеспечивает коррекцию недостатков в речевом развитии.

        1.2. Цели и задачи.

Цель курса:

Обеспечение условий для развития речи детей с ТНР, определяемых общими и особыми потребностями обучающегося дошкольного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья.

Задачи курса:

  • Формирование правильного звукопроизношения;
  • Развитие звуковой и интонационной культуры речи;
  • Развитие фонематического слуха;
  • Подготовка к овладению звуковым анализом и синтезом слова;
  • Формирование предпосылок к обучению грамоте.
  • Развитие звуко-слоговой структуры слова;
  • Развитие графических навыков;
  • Обогащение активного и пассивного словарного запаса;
  • Коррекция речевых расстройств (с учетом уровня речевого развития, механизма, структуры речевого дефекта у обучающихся с ТНР);
  • Развитие познавательной сферы;
  • Развитие высших психических функций;
  • Коррекция нарушений развития личности, эмоционально - волевой сферы с целью максимальной социальной адаптации ребёнка с ТНР;

1.3. Принципы и подходы программы.

Рабочая программа формируется на основе принципов и с учетом подходов, изложенных в адаптированной образовательной программе МАДОУ «Детский сад № 322 «Морозко», принятой на Совете педагогов № 01 от 30.08.2023г.

Принципы:

  • Позитивная социализация ребенка.
  • Личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия педагогических работников и родителей (законных представителей), педагогических и иных работников Организации) и обучающихся.
  • Содействие и сотрудничество обучающихся и педагогических работников, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений.
  • Сотрудничество Организации с семьей.
  • Возрастная адекватность образования. Данный принцип предполагает подбор образовательными организациями содержания и методов дошкольного образования в соответствии с возрастными особенностями обучающихся.
  • Сетевое взаимодействие с организациями социализации, образования, охраны здоровья и другими партнерами, которые могут внести вклад в развитие и образование обучающихся: Организация устанавливает партнерские отношения не только с семьями обучающихся, но и с другими организациями и лицами, которые могут способствовать удовлетворению особых образовательных потребностей обучающихся с ТНР, оказанию психолого-педагогической и (или) медицинской поддержки в случае необходимости (Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи).
  • Индивидуализация образовательных программ дошкольного образования обучающихся с ТНР: предполагает такое построение образовательной деятельности, которое открывает возможности для индивидуализации образовательного процесса и учитывает его интересы, мотивы, способности и психофизические особенности.
  • Развивающее вариативное образование: принцип предполагает, что содержание образования предлагается ребенку через разные виды деятельности с учетом зон актуального и ближайшего развития ребенка, что способствует развитию, расширению как явных, так и скрытых возможностей ребенка.

Подходы:

Личностно-ориентированный подход - ориентация в педагогической деятельности на форму работы в виде сотрудничества, позволяющая посредством опоры на систему взаимосвязанных понятий, идей и способов действий обеспечивать и поддерживать процессы самопознания и самореализации личности ребенка, развития его неповторимой индивидуальности.

Личностно-ориентированная модель обеспечивает организацию образовательного процесса на основе глубокого уважения к личности ребенка, учете особенностей его индивидуального развития, отношения к нему как к сознательному, полноправному участнику образовательных отношений.

Культурно-исторический подход. Развитие совершается путем возникновения на каждой ступени новых качеств, подготовленных всем предшествующим ходом развития, но не содержащихся в готовом виде на более ранних ступенях

Деятельностный подход. Деятельность – движущая сила развития. В каждом возрасте существует своя ведущая деятельность, внутри которой развиваются новые виды деятельности, развиваются психические процессы, возникают личностные новообразования.

Комплексный подход, обеспечивающий решение коррекционных, развивающих, воспитательных и оздоровительных задач благодаря тесному взаимодействию специалистов педагогического и медицинского профиля, родителей.

Структурно – динамический подход – выявление и учет первичных и вторичных отклонений в развитии, факторов, оказывающих доминирующее воздействие на развитие ребенка, что позволяет определить механизмы компенсации, влияющие на процесс обучения.

Онтогенетический подход – учет индивидуальных особенностей ребенка.

Антропологический подход – учет возрастных особенностей ребенка.

1.4. Значимые характеристики старшей группы

Возрастные и индивидуальные характеристики детей старшей группы №10

Таблица №1

Возрастная категория

Количество детей

От 5 до 6 лет

24

От 6 до 7 лет

Девочки

10

 Мальчики

14

 Логопедические заключения старшая группа № 10

Заключение

Количество

ОНР II уровень

7

ОНР III уровень

17

Дизартрия

19

Моторная алалия

5

Характеристика дошкольников с общим недоразвитием речи

II уровень        

        Оральный праксис: у детей наблюдается нарушение объёма, точности, активности, переключаемости движений органов артикуляции, тонких дифференцированных движений языка. Нередко – отказ от выполнения заданий.

        Просодика и динамическая сторона речи: темп - медленный, быстрый или нормальный. Ритм до 3-х. Снижена интонационная выразительность. Снижен объём речевого дыхания. Голос – чаще без особенностей.

Полиморфное нарушение произношения (нарушены свистящие, шипящие, сонорные группы звуков). Нарушение чёткости, внятности (многочисленные замены, искажения, смешения звуков).

        Звуко-слоговая структура слов и фраз - затруднено воспроизведение структуры малознакомых трёхсложных слов, фраз из 3-4 и более слов. Нарушение структуры многочастотных и сложных слов и фраз (часто при сохранении рисунка слова нарушается звуконаполняемость – перестановки, замены звуков и слогов, упрощение сложных слов).

        Недоразвитие фонематического восприятия.

        Грубое недоразвитие фонематического анализа и синтеза (сложных и простых форм).

III уровень

        Оральный праксис - незначительно снижен объём и переключаемость движений языка. Затруднены тонкие дифференцированные движения языком.

Просодика и динамическая сторона речи: темп - нормальный, медленный или быстрый. Ритм до 5. Интонация - норма или незначительное снижение интонационной выразительности. Дыхание – без особенностей. Голос – без особенностей.

        Полиморфное или мономорфное нарушение произношения. Нарушение дифференциации автоматизированных звуков (смешения, нестойкие замены звуков).

           Затруднения в воспроизведении слоговой структуры многочастотных и сложных слов и фраз.

        Фонематическое восприятие - сформирована слухо-зрительная и слухо-произносительная дифференциация оппозиционных звуков в словах; но нарушена или затруднена слухо-произносительная дифференциация оппозиционных звуков в слогах.

        Недоразвитие фонематического анализа и синтеза (определяют первый и /или последний звук в слове, количество слогов в знакомых 2-3-хсложных словах, но затрудняются определить характеристики звука, количество и последовательность звуков / слов в слове / предложении).

        Характеристика коррекционного курса.

Данный коррекционный курс ориентирован на детей дошкольного возраста 5-6 лет (старшая группа), обучающихся по АОП для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи II-III уровня).

Курс разработан для реализации в условиях группы компенсирующей направленности.

Программа курса рассчитана на 1 учебный год, который длится с 1 сентября по 31 мая.

Курс реализуется в двух вариантах и носит вариативный характер.

Первый вариант предназначен для воспитанников с ОНР II уровня; второй - для воспитанников с ОНР III уровня речевого развития. Работа в двух подгруппах осуществляется параллельно во времени: одна подгруппа занимается с логопедом, вторая – с воспитателем, затем подгруппы меняются.

Форма организации занятий – групповые, (подгрупповые, индивидуальные с часто болеющими детьми).

Частота групповых занятий составляет 1 раз в неделю. Продолжительность проведения – 25 минут. Время проведения – первая половина дня.

Данный коррекционный курс направлен на:

  • Развитие слухового восприятия, функций фонематической системы;
  • Развитие операций языкового анализа и синтеза слогов, слов и предложений;
  • Развитие просодических компонентов речи (темпа, ритма, паузации, логического ударения);
  • Знакомство с буквами русского алфавита, послоговое чтение;
  • Развитие графомоторных навыков;
  • Профилактика нарушений письменной и устной речи.

1.5. Описание места коррекционного курса.

        Данный коррекционный курс разработан для реализации в условиях группы компенсирующей направленности и является частью программы «Коррекционно-развивающей работы». Частота занятий - 1 раз в неделю, форма организации – фронтальное занятие. Продолжительность проведения – 25-30 минут. Время проведения – первая половина дня. (п.11.10 СанПин ДОУ)

        Содержание курса «Обучение грамоте» тесно связано с содержанием курса «Развитие речи», а также с содержанием индивидуальных и подгрупповых занятий по коррекции звукопроизношения. На занятиях курса «Обучение грамоте» закрепляются навыки правильного произношения звуков, сформированных на индивидуальных занятиях, а также закрепляются навыки употребления грамматических категорий и синтаксических конструкций, сформированных на занятиях по «Развитию речи».

Планирование работы

Группа

Кол-во занятий в неделю

Кол-во занятий в год

Продолжительность занятия

Старшая группа

1

35

25 минут

Подготовительная группа

1

35

30 минут

Планируемые результаты освоения коррекционного курса

                К целевым ориентирам данной программы относятся следующие характеристики возможных достижений ребёнка.

В плане развития просодической стороны речи:

       • владеет правильным речевым дыханием;

       • владеет мягким голосоведением, может менять высоту голоса;

       • способен удерживать заданный ритм и темп речи по подражанию учителю-логопеду и в упражнениях на координацию речи с движением;

       • владеет навыками восприятия интонации, может использовать в собственной речи разную интонацию.

В плане коррекции произносительной стороны речи:

       • активно владеет речевым аппаратом;

       • сформированы правильные уклады свистящих, шипящих, аффрикат, йотированных и сонорных звуков;

• поставленные звуки автоматизированы в свободной речевой и игровой деятельности;

• умеет дифференцировать звуки по участию голоса (С-З), по твёрдости-мягкости

(Л-Ль), по месту образования (З-Ж).

В плане работы над слоговой структурой слова:

       • умеет различать на слух длинные и короткие слова;

       • умеет запоминать и воспроизводить цепочки слогов со сменой ударения и интонации, цепочки слогов с разными согласными и одинаковыми гласными, цепочки слогов со стечением согласных;

       • усвоил и использует в речи слова различной звуко-слоговой структуры;

В плане овладения элементарными навыками чтения и письма:

       • умеет различать на слух гласные и согласные звуки;

       • умеет определять место звука в слове (начало, середина, конец слова);

       • умеет выделять заданный звук из ряда звуков, слогов, слов;

       • умеет выделять ударный звук в слове;

 • знает буквы, умеет преобразовывать прямые и обратные слоги (СА-АС), одно и двусложные слова (ЛАК-ЛУК, НОГА-РОГА);

       • владеет звуковым анализом и синтезом одно и двусложных слов (РАК, ЛИПА);

       • умеет составлять и анализировать предложения с простыми предлогами и без предлогов, может составить графическую схему предложения;

 • умеет печатать буквы, слоги и слова.

Система оценки достижения планируемых результатов.

Во время прохождения программы предусмотрены:

  • первичная диагностика;
  • промежуточная диагностика (текущий мониторинг);
  • итоговая диагностика.

Первичная и итоговая диагностика осуществляются на индивидуальных логопедических занятиях по протоколу логопедического обследования, на основе которого заполняется логопедическое представление.

Промежуточная диагностика по итогам I полугодия отражается в индивидуальном плане логопедической работы с ребенком.

II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

        Обучение грамоте - это сложный процесс, который рассчитан на 2 года обучения и включает несколько этапов:

  • подготовительный этап (старшая группа)
  • основной этап (подготовительная группа)

2.1. Подготовительный этап обучения

Цель этапа: подготовка детей к овладению звуковым анализом слова; формирование основы для дальнейшего овладения детьми грамотой (чтением и письмом).

Задачи этапа:

- формирование фонематического восприятия (способность воспринимать и различать звуки речи - фонемы);

- развитие элементарных навыков звукового анализа (определение порядка слогов и звуков в слове; выделение основных качественных характеристик звука; определение места звука в слове).

 

2.2. Основной этап обучения

Цель этапа - формирование элементарных навыков чтения и первоначальных навыков письма.

Задачи этапа:

- знакомство со всеми звуками и буквами русского языка;

- развитие звуко - буквенного анализа слова;

- обучение чтению;

- формирование первоначальных навыков письма.

В основу данной программы положены такие дидактические принципы, как переход от простого к сложному, системность и концентричность при изучении материала, который подобран с учетом актуальности той или иной темы для детей старшего и подготовительного к школе возраста.

Занятия на подготовительном этапе проходят в форме игры и игровых упражнений с использованием специальных символов, наглядного материала, игрушек, сказочных персонажей.

Для определения позиции звука в слове используются схемы слов и фишки (красного, зеленого и синего цветов), звуковые домики; схемы предложений; широко используются пальчиковые игры, логоритмические упражнения.

На основном этапе включаются игры с буквами («Наладь букву», «Буква потерялась», ребусы), работа с карточками – схемами; задания на развитие мелкой моторики, ориентировку на рабочем листе бумаги, печатание букв, слогов и слов.

Таким образом, во время занятий у детей, кроме развития элементарных навыков чтения и письма, происходит всестороннее развитие (умственное развитие, развитие творческих, психофизических процессов), а также развитие устойчивого интереса к новым знаниям, желание учиться в школе. 

 

III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1. Тематическое планирование

Данное тематическое планирование является примерным, возможны корректировки, исходя из особенностей воспитанников.

Старшая группа, дети с ОНР II-III уровня

№ недели

Тема

Содержание занятий

для детей с ОНР II уровня

для детей с ОНР III уровня

СЕНТЯБРЬ

1-3

ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ ДЕТЕЙ

4

Знакомство с органами артикуляци-онного аппарата.

Познакомить с органами артикуляционного аппарата.

Вырабатывать навыки правильного диафрагмального дыхания.

Познакомить с органами артикуляционного аппарата.

Дать понятие «слово», длинные и короткие слова.

Вырабатывать навыки правильного диафрагмального дыхания.

ОКТЯБРЬ

1

Знакомство с речевыми и неречевыми звуками.

Познакомить со звуками окружающего мира и с речевыми звуками.

Учить дифференцировать звуки: речевые и неречевые (музыкальные, механические).

Познакомить со звуками окружающего мира и с речевыми звуками.

Учить дифференцировать звуки: речевые и неречевые (музыкальные, механические).

2

Звук А.  Буква А.

Познакомить со звуком А (его символом) и буквой А. Различение   понятий «звук» и «буква».

Учить выделять звук А из ряда звуков.

Знакомство с понятием «слово».

Познакомить со звуком А (его символом) и буквой А. Различение   понятий «звук» и «буква». Дать понятие «гласный звук». Выделение в словах первого гласного звука.

Учить выделять звук А из ряда звуков, слогов и слов.

Знакомство со схемой слова (начало, середина и конец слова).

3

Звук У.  Буква У.

Познакомить со звуком У (его символом) и буквой У.

Учить выделять звук У из ряда звуков.

«Длинные» и «короткие» слова.

Познакомить со звуком У (его символом) и буквой У. Выделение в словах первого гласного звука.

Учить выделять звук У из ряда звуков, слогов и слов. Анализ, синтез и чтение слов АУ, УА.

4

Звук И. Буква И.

Познакомить со звуком И (его символом) и буквой И.

Учить дифференцировать гласные звуки по артикуляции и звучанию.

Знакомство со схемой слова (начало, середина и конец слова).

Развитие графо-моторных навыков.

Познакомить со звуком И (его символом) и буквой И.

Учить дифференцировать гласные звуки по артикуляции и звучанию.

Анализ и синтез сочетаний из двух гласных: АИ, ИУ. Чтение слогов АИ, УА, ИУ.

Развитие графо-моторных навыков.

НОЯБРЬ

1

Звук Ы.  Буква Ы. Дифференциация звуков Ы-И.

Познакомить со звуком Ы (его символом) и буквой Ы.

Учить выделять звуки Ы, И из ряда звуков.

Дать понятие «гласный звук». Выделение первого гласного звука (Ива, Автобусы, Удочка, Иголка и др.)

Развитие графо-моторных навыков.

Познакомить со звуком Ы (его символом) и буквой Ы. Учить выделять звуки Ы, И из ряда звуков, слогов и слов.

Выделение первого и последнего гласного звука (ИвА, АвтобусЫ, УдочкА, ИголкА и др.)

Развитие графо-моторных навыков.

2

Звук  О. Буква О.

Познакомить со звуком О (его символом) и буквой О. Выделение первого гласного звука.

Определение  наличия или отсутствия  в словах гласного звука А, У, И, О, Ы (картинки).

Познакомить со звуком О (его символом) и буквой О. Выделение первого и последнего гласного звука.

Анализ и синтез сочетаний из двух гласных (ИА, АО, ИА)

 Определение  наличия или отсутствия  в словах гласного звука А, У, И, О, Ы (картинки).

3

Звук Э.

Буква Э.

Закрепление гласных звуков.

Познакомить со звуком Э (его символом) и буквой Э.

Закрепление артикуляции гласных звуков и их зрительных символов.

Выделение первого и последнего гласного звука (ИвА, АвтобусЫ, УдочкА, ИголкА, ЭскимО и др.)

Развитие графо-моторных навыков.

Познакомить со звуком Э (его символом) и буквой Э.

Закрепление артикуляции гласных звуков и их зрительных символов.

Анализ и синтез сочетаний из трех гласных (ИАУ, ОАИ, ИУЫ, …)

Развитие графо-моторных навыков.

4

Звуки М-МЬ. Буква М.

Познакомить со звуком М, его артикуляцией и буквой М.

Учить выделять звук М из ряда звуков.

Дать понятие «согласный звук». Дать представление о твердости и мягкости согласного звука

(обозначение фишками синего и зеленого цвета)

Развитие графо-моторных навыков.

Познакомить со звуком М, его артикуляцией и буквой М.

Учить выделять звук М в конце слова.

Дать понятие «согласный звук». Учить определять «звонкость» согласного. Дать представление о твердости и мягкости согласного звука

(обозначение фишками синего и зеленого цвета)

Анализ, синтез и чтение обратных слогов АМ, ОМ, УМ.

Развитие графо-моторных навыков.

ДЕКАБРЬ

1

Звуки П-ПЬ. Буква П.

Познакомить со звуком П, его артикуляцией.

 Характеристика звука П (по схеме-помогайке: не поётся, согласный, обозначаем синим цветом).

Работа со схемой слова, определение позиции звука П в словах.

Звуковой анализ слога АП.

Развитие графо-моторных навыков.

Познакомить со звуком П, его артикуляцией.

 Характеристика звука П (по схеме-помогайке: согласный, глухой, твёрдый (мягкий)).

Работа со схемой слова, определение позиции звука П в словах.

Анализ, синтез прямых и обратных слогов АП, ОП, УП, ПА, ПО, ПУ.

Развитие графо-моторных навыков.

2

Звуки Б-БЬ. Буква Б. Дифференциация звуков Б-П, БЬ-ПЬ.

Познакомить со звуком Б, его артикуляцией и буквой Б. Дать представление о твердости и мягкости согласного звука

(обозначение фишками синего и зеленого цвета)

Характеристика звука (по схеме: Звук Б не поётся, согласный, твердый, обозначаем синим цветом. Звук Бь не поётся, согласный, мягкий, обозначаем зеленым цветом.).

Работа со схемой слова, определение позиции звука в словах.

Дифференциация согласных звуков по мягкости и твердости. Звуковой анализ слогов БО, БИ. Закрепление понятия «слово».

Развитие графо-моторных навыков.

Познакомить со звуком Б, его артикуляцией и буквой Б. Характеристика звука Б (по схеме: согласный, звонкий, твёрдый (мягкий)).

Работа со схемой слова, определение позиции звука в словах.

Дифференциация согласных звуков по звонкости и глухости, по мягкости и твердости. Анализ, синтез и чтение двусложных слов с открытыми слогами (БАБА, ПАПА). Закрепление понятия «слово».

Развитие графо-моторных навыков.

3

Звуки Т-ТЬ. Буква Т.

Познакомить со звуком Т, его артикуляцией и буквой Т. Характеристика звука Т (по схеме: Звук Т не поётся, согласный, твердый, обозначаем синим цветом. Звук Ть не поётся, согласный, мягкий, обозначаем зеленым цветом.).

Учить выделять звуки Т, Ть в названиях картинок.

 Звуковой анализ слогов: АТ, ТА, ТИ.

Развитие графо-моторных навыков.

Познакомить со звуком Т, его артикуляцией и буквой Т. Характеристика звука Т (по схеме: согласный, глухой, твёрдый (мягкий)).

Работа со схемой слова, определение позиции звука в словах.

 Анализ и синтез слогов и слов: АТ, ОТ, УТ, ЫТ, ИТ, ТА, ТО, ТУ, ТОМ, ТИМ.

Развитие графо-моторных навыков.

4

Звуки Д-ДЬ. Буква Д.

Познакомить со звуком Д, его артикуляцией и буквой Д. Характеристика звуков Д, Дь (по схеме).

Учить выделять звуки Д, Дь в названиях картинок.

Дать понятие «слог». Учить делить слова на слоги, подбирать слоговую схему к слову. Звуковой анализ слогов ДО, ДИ.

Развитие графо-моторных навыков.

Познакомить со звуком Д, его артикуляцией и буквой Д. Характеристика звуков Д, Дь (по схеме).

Работа со схемой слова, определение позиции звука в словах.

Дать понятие «слог». Учить делить слова на слоги. Анализ, синтез и чтение 1-2-сложных слов ДОМ, ДИМА.

Развитие графо-моторных навыков.

5

Звуки Н-НЬ. Буква Н.

Познакомить со звуком Н, его артикуляцией и буквой Н. Характеристика звуков Н, Нь (по схеме).

Работа со схемой слова, определение позиции звука в словах.

Звуко - слоговой анализ слова НИНА.

Развитие графо-моторных навыков.

Познакомить со звуком Н, его артикуляцией и буквой Н. Характеристика звуков Н, Нь (по схеме).

Работа со схемой слова, определение позиции звука в словах.

Составление звуко-слоговой схемы слова БАНАНЫ.

Развитие графо-моторных навыков.

ЯНВАРЬ

1

КАНИКУЛЫ

2

Звуки В-ВЬ. Буква В.

Познакомить со звуком В, его артикуляцией и буквой В. Характеристика звуков В, Вь (по схеме).

Упражнение в выделении звуков В, Вь из названий картинок.

Упражнение в делении слов на слоги, в подборе слоговой схемы к слову.

Звуковой анализ слогов ВА, ВИ.

Развитие графо-моторных навыков.

Познакомить со звуком В, его артикуляцией и буквой В. Характеристика звуков В, Вь (по схеме).

Работа со схемой слова, определение позиции звука в словах.

Составление звуко-слоговой схемы слова.

Анализ, синтез и чтение двусложных слов ИВА, ВАТА.

Развитие графо-моторных навыков.

3

Звуки Ф-ФЬ. Буква Ф.

Познакомить со звуком Ф, его артикуляцией и буквой Ф. Характеристика звуков Ф, Фь (по схеме).

Работа со схемой слова, определение позиции звука в словах.

Упражнение в делении слов на слоги, в подборе слоговой схемы к слову.

Звуковой анализ слогов ФО, ФИ.

Познакомить со звуком Ф, его артикуляцией и буквой Ф. Характеристика звуков Ф, Фь (по схеме).

Работа со схемой слова, определение позиции звука в словах.

Составление и чтение слов по первым звукам данных слов. Звуко-буквенные схемы слов ФОМА, ФИМА.

4

Звуки С-СЬ. Буква С.

Познакомить со звуком С, его артикуляцией и буквой С. Учить определять «звонкость/глухость» согласного. Характеристика звуков С, Сь (по схеме).

Работа со схемой слова, определение    позиции звука в словах. Определение количества слогов в словах.

Звуковой анализ слова НОС.

Развитие графо-моторных навыков.

Познакомить со звуком С, его артикуляцией и буквой С. Характеристика звуков С, Сь (по схеме).

Работа со схемой слова, определение   позиции звука в словах. Определение количества слогов в словах.

Закрепление звуко-буквенного анализа и синтеза.

Развитие графо-моторных навыков.

ФЕВРАЛЬ

1

Звуки З – ЗЬ. Буква З.

Познакомить со звуком З, его артикуляцией и буквой З. Характеристика звуков З, Зь (по схеме).

Упражнение в нахождении слов со звуком З, Зь в начале, в середине слова. Определение количества слогов в словах.

Дать понятие «предложение».  Составление схем простых предложений.

Развитие графо-моторных навыков.

Познакомить со звуком З, его артикуляцией и буквой З. Характеристика звуков З, Зь (по схеме).

Упражнение в нахождении слов со звуком З, Зь в начале, в середине слова. Определение количества слогов в словах.

Дать понятие «предложение».  Составление схем простых предложений.

Развитие графо-моторных навыков.

2

Звук Ц. Буква Ц.

Познакомить со звуком Ц, его артикуляцией и буквой Ц. Характеристика звука Ц (по схеме).

Работа со схемой слова, определение позиции звука в словах.

Звуковой анализ слова ЦЫП.

Развитие графо-моторных навыков.

Познакомить со звуком Ц, его артикуляцией и буквой Ц. Характеристика звука Ц (по схеме).

Работа со схемой слова, определение позиции звука в словах.

Анализ, синтез и чтение 2-3-сложных слов ОВЦА, ВОДИЦА.

Развитие графо-моторных навыков.

3

Дифференциация звуков С-З-Ц

Дифференциация звуков по акустическим и артикуляционным признакам.

Определение наличия или отсутствия звука в слове (картинки).

Определение количества слогов в словах.

Составление схемы простого предложения.

Дифференциация звуков по акустическим и артикуляционным признакам.

Определение наличия или отсутствия звука в слове (картинки).

Определение количества слогов в словах.

Работа со схемой предложения.

4

Звуки К-КЬ. Буква  К.

Познакомить со звуком К, его артикуляцией и буквой К. Характеристика звуков К, Кь (по схеме).

Упражнение в нахождении картинок со звуком К, Кь. Определение количества слогов в словах.

Звуковой анализ слова ПАУКИ.

Развитие графо-моторных навыков.

Познакомить со звуком К, его артикуляцией и буквой К. Характеристика звуков К, Кь (по схеме).

Работа со схемой слова, определение позиции звука в словах.

Звуко-буквенный анализ слова ПАУКИ.

Развитие графо-моторных навыков.

МАРТ

1

Звуки Г-ГЬ.

Буква Г.

Познакомить со звуком Г, его артикуляцией и буквой Г. Характеристика звуков Г, Гь (по схеме).

Упражнение в нахождении картинок со звуком Г, Гь. Определение количества слогов в словах.

Звуковой анализ слова ГУСИ.

Развитие графо-моторных навыков.

Познакомить со звуком Г, его артикуляцией и буквой Г. Характеристика звуков Г, Гь (по схеме).

Работа со схемой слова, определение позиции звука в словах.

Упражнение в чтении чистоговорок.

Развитие графо-моторных навыков.

2

Звук Х-ХЬ.

Буква  Х.

Познакомить со звуком Х, его артикуляцией и буквой Х. Характеристика звуков Х, Хь (по схеме).

Упражнение в определении количества слогов в словах и рисовании слоговой схемы.

Звуковой анализ слов МУХА, МУХИ. Сравнение звуковых схем.

Познакомить со звуком Х, его артикуляцией и буквой Х. Характеристика звуков Х, Хь (по схеме).

Работа со схемой слова, определение позиции звука в словах.

Составление слов по начальным звукам данных слов. Звуко-буквенные схемы слов ПУХ, МУХА.

3

Звук Ш.

Буква Ш.

Познакомить со звуком Ш, его артикуляцией и буквой Ш. Характеристика звука Ш (по схеме).

Работа со схемой слова, определение позиции звука в словах.

Звуковой анализ слова ДУШ.

Составление схемы простого предложения.

Развитие графо-моторных навыков.

Познакомить со звуком Ш, его артикуляцией и буквой Ш. Характеристика звука Ш (по схеме).

Работа со схемой слова, определение позиции звука в словах.

Чтение предложений. Работа со схемой предложения. Определение количества слов в предложении.

Развитие графо-моторных навыков.

4

Звук Ж.

Буква Ж.

Познакомить со звуком Ж, его артикуляцией и буквой Ж. Характеристика звука Ж (по схеме).

Упражнение в определении количества слогов в словах и рисовании слоговой схемы.

Звуковой анализ слова ЖУК.

 Закреплять умение составлять схемы простых предложений.

Развитие графо-моторных навыков.

Познакомить со звуком Ж, его артикуляцией и буквой Ж. Характеристика звука Ж (по схеме).

Работа со схемой слова, определение позиции звука в словах.

Деление слов на слоги, выделение «ударного гласного» в слове.

Закреплять умение составлять схемы простых предложений.

Развитие графо-моторных навыков.

5

Дифференциация

звуков Ш-Ж

Дифференциация звуков по акустическим и артикуляционным признакам.

Определение наличия или отсутствия звука в слове (картинки).

Формировать навыки преобразования слогов - игра «Наоборот» (ша-жа, шу-жу).

Составление предложения по картинке. Закреплять умение составлять схему предложения.

Дифференциация звуков по акустическим и артикуляционным признакам.

Определение наличия или отсутствия звука в слове (картинки).

Формировать навыки преобразования слогов, слов с помощью добавления буквы.

Чтение простого предложения. Закреплять умение составлять схему предложения.

АПРЕЛЬ

1

Дифференциация звуков С-Ш.

Дифференциация звуков по акустическим и артикуляционным признакам.

Определение наличия или отсутствия звука в слове (картинки).

Формировать навыки преобразования  слогов - игра «Наоборот» (ша-са, шо-со).

Дифференциация звуков по акустическим и артикуляционным признакам.

Определение наличия или отсутствия звука в слове (картинки).

Упражнение «Вставь пропущенную букву».

2

Дифференциация звуков З-Ж

Дифференциация звуков по акустическим и артикуляционным признакам.

Определение наличия или отсутствия звука в слове (картинки).

Закрепить навыки преобразования слогов - игра «Наоборот» (за-жа, зы-жи). Упражнение «Наладь букву».

Составление предложения по картинке. Закреплять умение составлять схему предложения.

Дифференциация звуков по акустическим и артикуляционным признакам.

Определение наличия или отсутствия звука в слове (картинки).

Упражнение «Наладь букву».

Графический диктант.

Упражнение «Вставь пропущенную букву».

3

Звуки Л-ЛЬ. Буква Л.

Познакомить со звуком Л, его артикуляцией и буквой Л. Характеристика звуков Л, Ль (по схеме).

Работа со схемой слова, определение позиции звука в словах.

Звуко-слоговой анализ слова ЛИСА.

Закреплять умение составлять схему предложения.

Развитие графо-моторных навыков.

Познакомить со звуком Л, его артикуляцией и буквой Л. Характеристика звуков Л, Ль (по схеме).

Работа со схемой слова, определение позиции звука в словах.

Упражнение в чтении слогов, слов и предложений.

Закреплять умение составлять схему предложения.

Развитие графо-моторных навыков.

4

Звуки Р-РЬ.

Буква Р.

Познакомить со звуком Р, его артикуляцией и буквой Р. Характеристика звуков Р, Рь (по схеме).

Работа со схемой слова, определение позиции звука в словах.

Упражнение в определении количества слогов в словах.

Звуковой анализ слова РАК.

Познакомить со звуком Р, его артикуляцией и буквой Р. Характеристика звуков Р, Рь (по схеме).

Работа со схемой слова, определение позиции звука в словах.

Упражнение в чтении слогов и слов, в определении количества слогов в словах.

Разгадывание ребусов.

МАЙ

1

Дифференциация звуков Л-Р

Дифференциация звуков по акустическим и артикуляционным признакам.

Определение наличия или отсутствия звука в слове (картинки).

Развитие графо-моторных навыков.

Звуко-слоговой анализ слов РОМА, МИЛА.

Учить выкладывать  из букв разрезной азбуки прямые и обратные слоги РА, АР, ЛА, АЛ и др.

Дифференциация звуков по акустическим и артикуляционным признакам.

Работа со схемой слова, определение позиции звука в словах (картинки).

Развитие графо-моторных навыков.

Составление и чтение слов по первым звукам данных слов. Звуко-буквенные схемы слов РОМА, МИЛА.

Учить выкладывать  из букв разрезной азбуки односложные и двусложные слова с открытыми слогами.

2

Звук Й.

Буква Й.

Познакомить со звуком Й, его артикуляцией и буквой Й. Характеристика звука Й (по схеме).

Работа со схемой слова, определение позиции звука в словах.

Упражнение в определении количества слогов в словах, в рисовании слоговой схемы.

Развитие графо-моторных навыков.

Познакомить со звуком Й, его артикуляцией и буквой Й. Характеристика звука Й (по схеме).

Работа со схемой слова, определение позиции звука в словах.

Упражнение в определении количества слогов в словах, в рисовании слоговой схемы.

Развитие графо-моторных навыков.

3

Звук Ч.

Буква Ч.

Познакомить со звуком Ч, его артикуляцией и буквой Ч. Характеристика звука Ч (по схеме).

Работа со схемой слова, определение позиции звука в словах.

Звуко-слоговой анализ слова ЧАСЫ.

Развитие графо-моторных навыков.

Познакомить со звуком Ч, его артикуляцией и буквой Ч. Характеристика звука Ч (по схеме).

Работа со схемой слова, определение позиции звука в словах.

Закрепление умения определять количество слогов в словах, рисовать слоговую схему.

Развитие графо-моторных навыков.

4

Звук Щ.

Буква Щ.

Дифференциация звуков Ч-Щ

Познакомить со звуком Щ, его артикуляцией и буквой Щ. Характеристика звука Щ (по схеме).

Работа со схемой слова, определение позиции звука в словах.

Звуко-слоговой анализ слова ЩУКА.

Закрепление умения составлять схему простого предложения.

Развитие графо-моторных навыков.

Дифференциация звуков по акустическим и артикуляционным признакам.

Определение наличия или отсутствия звука в слове (картинки).

Звуко-слоговой анализ слов ЩУКИ, ЧАШКИ.

Учить выкладывать из букв разрезной азбуки прямые и обратные слоги ЧА, АЧ, ЩА, АЩ и др.

Познакомить со звуком Щ, его артикуляцией и буквой Щ. Характеристика звука Щ (по схеме).

Работа со схемой слова, определение позиции звука в словах.

Продолжить работу над предложением: определение количества слов и их последовательность.

Развитие графо-моторных навыков.

Дифференциация звуков по акустическим и артикуляционным признакам.

Работа со схемой слова, определение позиции звука в словах (картинки).

Составление и чтение слов по первым звукам данных слов. Звукобуквенные схемы слов ЧАШКИ, ЩУКИ.

Учить выкладывать  из букв разрезной азбуки односложные и двусложные слова с открытыми слогами.

5

Мониторинг

3.2. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса

Демонстрационный материал:

Картинки, дидактические пособия на развитие воздушной струи

Артикуляция звуков в графическом изображении

«На что похожа буква» дидактическое пособие

Звуковые дорожки

Пособие «Звуковой домик»

«Звуковой паровозик» (позиция звука в слове)

«Весёлые звуковички» (гласный, согласный: твёрдый, мягкий звук)

Схема характеристики звука

«Волшебные домики» (слоговые домики)

Наглядный материал «Буквы»

Алфавит

Пособие «На что похожа буква»

Пособие «Лифт» (для чтения слогов)

Схемы предложений

Дидактические и развивающие игры:

Логопедическое лото

«Звонкий - глухой»

Магнитные кубики «Я сам читаю»

Игры с прищепками «Слоги», «Слова»

Игры для развития мелкой моторики (мозаика, шнуровки, игры с прищепками, сухой фасолевый бассейн)

Методическая литература

  1. Белякова Л.И. «Методика развития речевого дыхания у дошкольников с нарушением речи» - М.: Книголюб, 2005
  2. Буденная Т.В. «Логопедическая гимнастика» СПб: Детство-пресс,2001
  3. Глинка Г.А. Буду говорить, читать и писать правильно, Издательство «Питер», 2016г.
  4. Жукова Н.С. Букварь, Издательство «Эксмодетство», 2021г.
  5. Коноваленко В.В. «Хлоп-топ. Нетрадиционные приемы коррекционной логопедической работы с детьми» - М.: Гном и Д, 2004
  6. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Индивидуально – подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения - М.: ГНОМ – ПРЕСС, 1998.
  7. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические занятия - М.: ГНОМ – ПРЕСС, 2000.
  8. Кочугова Н.П. Трёхсложные слова с открытыми слогами (картинный материал), Издательство «Аркти», 2002г.
  9. Крупенчук О.И. Учим буквы. ФГОС ДО, Издательство «Литература», 2023
  10. Кузнецова Е.В., Тихонова И.А. «Ступеньки к школе». Обучение грамоте детей с нарушением речи. Москва, 2000г.
  11. Курдвановская Н.В. «Планирование работы логопеда с детьми 5-7 лет» - М.: Сфера, 2007
  12. Лебедева О.В. Научные основы и психологическая помощь детям с ЗПР в системе специального образования Л. С. Выготского. - Нижний Новгород, 2000.
  13. Лопухина И. С. Логопедия. Речь. Движение. - М., Дельта,1997.
  14. Методические рекомендации «Составление рабочих программ курсов логопедической направленности» / А.В. Мамаева, И.Н. Рейм, Н.В. Ерошина.
  15. Милостивенко Л. Методические   рекомендации   по предупреждению ошибок чтения и письма у детей. — СПб.,1995.
  16. Основы логопедии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)» / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина.
  17. Парамонова Л., Головнева Н. Подготовка к школе. - СПб., 1998.
  18. Пожиленко Е.А. «Волшебный мир звуков и слов» - М.: Владос,2001
  19. Примерна адаптированная основная образовательная программа для дошкольников с ТНР /Л. В. Лопатина.
  20. Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет) — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007. / Н.В. Нищева.
  21. Программа развития и обучения дошкольников «Придумай слово» (под ред. Ушаковой).
  22. Рычкова Н.Л. «Логопедическая ритмика» - М.: Гном-пресс, 1998
  23. Рычкова Н.Л. «Логопедическая ритмика» - М.: Гном-пресс, 1998.
  24. Скворцова И.В. 100 логопедических игр - СПб.: «Нева», 2003.
  25. Смирнова И. Логопедический альбом для обследования фонетико-фонематической системы речи. - СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.
  26. Смирнова Л.Н. «Логопедия в детском саду» Занятия с детьми 6-7 лет. Москва, 2004г.
  27. Ткаченко Т. А. «Логопедическая тетрадь по развитию фонематического восприятия и звукового анализа». - М.: ГНОМ - ПРЕСС, 2002
  28. Тригер Р.Д., Владимирова Е.В. Звуки речи, слова, предложения. -  М.: ГНОМ - ПРЕСС, 2002
  29. Успенская Л.Г. Учитесь говорить правильно.
  30. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста/ Т. Филичева, Г. Чиркина.
  31. Филичева Т. Б., Чиркина Г. А. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада - М., 1993.
  32. Хватцев М. Предупреждение и устранение недостатков речи. - СПб., ДЕЛЬТА + КАРО, 2004.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР

Программа предназначена для детей 4-5летнего возрастаСрок освоения программы – 2 годаРазработана на основе следующих программ и методических пособий:Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. «Программа ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ по реализации адаптированной образовательной программы дошкольного образования (образовательная область «Речевое развитие») группы компенсирующей направленности для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет)

К учреждениям образования предъявляются новые требования в обеспечении их стабильного функционирования и развития. Оптимальным механизмом, обеспечивающим данные процессы, является деятельность дошколь...

Рабочая программа коррекционно-развивающей работы группы компенсирующей направленности для детей с ТНР

Рабочая программа коррекционно-развивающей работы группы компенсирующей направленности для детей с ТНР...

Рабочая программа коррекционно - развивающей группы компенсирующей направленности для детей с ТНР подготовительной к школе группы №5 на 2020-2021 уч. год.

Данная программа способствует построению системы моей педагогической деятельности, обеспечению индивидуального развития и раскрытия творческого потенциала детей....

Рабочая программа коррекционного курса «Коррекционно-развивающие дефектологические занятия» для детей среднего дошкольного возраста с задержкой психического развития

Рабочая программа коррекционного курса предназначена для работы с детьми среднего дошкольного возраста с задержкой психического развития. Программа разработана в соответствии с требованиями адаптирова...

Рабочая программа коррекционного курса «Коррекционно-развивающие дефектологические занятия» для детей младшего дошкольного возраста с задержкой психического развития

Рабочая программа коррекционного курса предназначена для работы с детьми младшего дошкольного возраста с задержкой психического развития. Программа разработана в соответствии с требованиями адаптирова...