Рабочая программа коррекционного курса "Обучение грамоте" Старшая группа.
рабочая программа по логопедии (старшая группа)
Рабочая программа коррекционного курса " Обучение граммоте" Старшая группа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
23-24_obuchenie_gramote_star.gruppa.docx | 64.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 322 «Морозко»
Принято: Утверждено:
Педагогический совет МАДОУ Заведующий МАДОУ №322
«30» августа 2023г. Мухаматгалеева К.А.
________________________
протокол № 1 «30» августа 2023г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА
ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ
Старшая группа
Учитель – логопед:
Щеглюк Т.В.
Красноярск 2023
Оглавление
1.3. Принципы и подходы программы. 3
1.4. Значимые характеристики старшей группы 4
Возрастные и индивидуальные характеристики детей старшей группы №10 4
Характеристика дошкольников с общим недоразвитием речи 5
Характеристика коррекционного курса. 5
1.5. Описание места коррекционного курса. 6
2.1. Подготовительный этап обучения 7
3.1. Тематическое планирование 8
3.2. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса 17
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА
«ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ»
(старшая группа, ОНР II-III уровня)
I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ.
1.1. Пояснительная записка.
Рабочая программа учителя - логопеда разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (Приказ № 1155 от 17 октября 2013 года) и Федеральной адаптированной образовательной программой (Приказ Министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022 г. № 1022). Программа основана на адаптированной образовательной программе МАДОУ «Детский сад № 322 «Морозко», принятой на Совете педагогов № 01 от 30.08.2023г. Рабочая программа по развитию детей старшей группы (5 – 6 лет) обеспечивает коррекцию недостатков в речевом развитии.
1.2. Цели и задачи.
Цель курса:
Обеспечение условий для развития речи детей с ТНР, определяемых общими и особыми потребностями обучающегося дошкольного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья.
Задачи курса:
- Формирование правильного звукопроизношения;
- Развитие звуковой и интонационной культуры речи;
- Развитие фонематического слуха;
- Подготовка к овладению звуковым анализом и синтезом слова;
- Формирование предпосылок к обучению грамоте.
- Развитие звуко-слоговой структуры слова;
- Развитие графических навыков;
- Обогащение активного и пассивного словарного запаса;
- Коррекция речевых расстройств (с учетом уровня речевого развития, механизма, структуры речевого дефекта у обучающихся с ТНР);
- Развитие познавательной сферы;
- Развитие высших психических функций;
- Коррекция нарушений развития личности, эмоционально - волевой сферы с целью максимальной социальной адаптации ребёнка с ТНР;
1.3. Принципы и подходы программы.
Рабочая программа формируется на основе принципов и с учетом подходов, изложенных в адаптированной образовательной программе МАДОУ «Детский сад № 322 «Морозко», принятой на Совете педагогов № 01 от 30.08.2023г.
Принципы:
- Позитивная социализация ребенка.
- Личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия педагогических работников и родителей (законных представителей), педагогических и иных работников Организации) и обучающихся.
- Содействие и сотрудничество обучающихся и педагогических работников, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений.
- Сотрудничество Организации с семьей.
- Возрастная адекватность образования. Данный принцип предполагает подбор образовательными организациями содержания и методов дошкольного образования в соответствии с возрастными особенностями обучающихся.
- Сетевое взаимодействие с организациями социализации, образования, охраны здоровья и другими партнерами, которые могут внести вклад в развитие и образование обучающихся: Организация устанавливает партнерские отношения не только с семьями обучающихся, но и с другими организациями и лицами, которые могут способствовать удовлетворению особых образовательных потребностей обучающихся с ТНР, оказанию психолого-педагогической и (или) медицинской поддержки в случае необходимости (Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи).
- Индивидуализация образовательных программ дошкольного образования обучающихся с ТНР: предполагает такое построение образовательной деятельности, которое открывает возможности для индивидуализации образовательного процесса и учитывает его интересы, мотивы, способности и психофизические особенности.
- Развивающее вариативное образование: принцип предполагает, что содержание образования предлагается ребенку через разные виды деятельности с учетом зон актуального и ближайшего развития ребенка, что способствует развитию, расширению как явных, так и скрытых возможностей ребенка.
Подходы:
Личностно-ориентированный подход - ориентация в педагогической деятельности на форму работы в виде сотрудничества, позволяющая посредством опоры на систему взаимосвязанных понятий, идей и способов действий обеспечивать и поддерживать процессы самопознания и самореализации личности ребенка, развития его неповторимой индивидуальности.
Личностно-ориентированная модель обеспечивает организацию образовательного процесса на основе глубокого уважения к личности ребенка, учете особенностей его индивидуального развития, отношения к нему как к сознательному, полноправному участнику образовательных отношений.
Культурно-исторический подход. Развитие совершается путем возникновения на каждой ступени новых качеств, подготовленных всем предшествующим ходом развития, но не содержащихся в готовом виде на более ранних ступенях
Деятельностный подход. Деятельность – движущая сила развития. В каждом возрасте существует своя ведущая деятельность, внутри которой развиваются новые виды деятельности, развиваются психические процессы, возникают личностные новообразования.
Комплексный подход, обеспечивающий решение коррекционных, развивающих, воспитательных и оздоровительных задач благодаря тесному взаимодействию специалистов педагогического и медицинского профиля, родителей.
Структурно – динамический подход – выявление и учет первичных и вторичных отклонений в развитии, факторов, оказывающих доминирующее воздействие на развитие ребенка, что позволяет определить механизмы компенсации, влияющие на процесс обучения.
Онтогенетический подход – учет индивидуальных особенностей ребенка.
Антропологический подход – учет возрастных особенностей ребенка.
1.4. Значимые характеристики старшей группы
Возрастные и индивидуальные характеристики детей старшей группы №10
Таблица №1
Возрастная категория | Количество детей |
От 5 до 6 лет | 24 |
От 6 до 7 лет | |
Девочки | 10 |
Мальчики | 14 |
Логопедические заключения старшая группа № 10
Заключение | Количество |
ОНР II уровень | 7 |
ОНР III уровень | 17 |
Дизартрия | 19 |
Моторная алалия | 5 |
Характеристика дошкольников с общим недоразвитием речи
II уровень
Оральный праксис: у детей наблюдается нарушение объёма, точности, активности, переключаемости движений органов артикуляции, тонких дифференцированных движений языка. Нередко – отказ от выполнения заданий.
Просодика и динамическая сторона речи: темп - медленный, быстрый или нормальный. Ритм до 3-х. Снижена интонационная выразительность. Снижен объём речевого дыхания. Голос – чаще без особенностей.
Полиморфное нарушение произношения (нарушены свистящие, шипящие, сонорные группы звуков). Нарушение чёткости, внятности (многочисленные замены, искажения, смешения звуков).
Звуко-слоговая структура слов и фраз - затруднено воспроизведение структуры малознакомых трёхсложных слов, фраз из 3-4 и более слов. Нарушение структуры многочастотных и сложных слов и фраз (часто при сохранении рисунка слова нарушается звуконаполняемость – перестановки, замены звуков и слогов, упрощение сложных слов).
Недоразвитие фонематического восприятия.
Грубое недоразвитие фонематического анализа и синтеза (сложных и простых форм).
III уровень
Оральный праксис - незначительно снижен объём и переключаемость движений языка. Затруднены тонкие дифференцированные движения языком.
Просодика и динамическая сторона речи: темп - нормальный, медленный или быстрый. Ритм до 5. Интонация - норма или незначительное снижение интонационной выразительности. Дыхание – без особенностей. Голос – без особенностей.
Полиморфное или мономорфное нарушение произношения. Нарушение дифференциации автоматизированных звуков (смешения, нестойкие замены звуков).
Затруднения в воспроизведении слоговой структуры многочастотных и сложных слов и фраз.
Фонематическое восприятие - сформирована слухо-зрительная и слухо-произносительная дифференциация оппозиционных звуков в словах; но нарушена или затруднена слухо-произносительная дифференциация оппозиционных звуков в слогах.
Недоразвитие фонематического анализа и синтеза (определяют первый и /или последний звук в слове, количество слогов в знакомых 2-3-хсложных словах, но затрудняются определить характеристики звука, количество и последовательность звуков / слов в слове / предложении).
Характеристика коррекционного курса.
Данный коррекционный курс ориентирован на детей дошкольного возраста 5-6 лет (старшая группа), обучающихся по АОП для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи II-III уровня).
Курс разработан для реализации в условиях группы компенсирующей направленности.
Программа курса рассчитана на 1 учебный год, который длится с 1 сентября по 31 мая.
Курс реализуется в двух вариантах и носит вариативный характер.
Первый вариант предназначен для воспитанников с ОНР II уровня; второй - для воспитанников с ОНР III уровня речевого развития. Работа в двух подгруппах осуществляется параллельно во времени: одна подгруппа занимается с логопедом, вторая – с воспитателем, затем подгруппы меняются.
Форма организации занятий – групповые, (подгрупповые, индивидуальные с часто болеющими детьми).
Частота групповых занятий составляет 1 раз в неделю. Продолжительность проведения – 25 минут. Время проведения – первая половина дня.
Данный коррекционный курс направлен на:
- Развитие слухового восприятия, функций фонематической системы;
- Развитие операций языкового анализа и синтеза слогов, слов и предложений;
- Развитие просодических компонентов речи (темпа, ритма, паузации, логического ударения);
- Знакомство с буквами русского алфавита, послоговое чтение;
- Развитие графомоторных навыков;
- Профилактика нарушений письменной и устной речи.
1.5. Описание места коррекционного курса.
Данный коррекционный курс разработан для реализации в условиях группы компенсирующей направленности и является частью программы «Коррекционно-развивающей работы». Частота занятий - 1 раз в неделю, форма организации – фронтальное занятие. Продолжительность проведения – 25-30 минут. Время проведения – первая половина дня. (п.11.10 СанПин ДОУ)
Содержание курса «Обучение грамоте» тесно связано с содержанием курса «Развитие речи», а также с содержанием индивидуальных и подгрупповых занятий по коррекции звукопроизношения. На занятиях курса «Обучение грамоте» закрепляются навыки правильного произношения звуков, сформированных на индивидуальных занятиях, а также закрепляются навыки употребления грамматических категорий и синтаксических конструкций, сформированных на занятиях по «Развитию речи».
Планирование работы
Группа | Кол-во занятий в неделю | Кол-во занятий в год | Продолжительность занятия |
Старшая группа | 1 | 35 | 25 минут |
Подготовительная группа | 1 | 35 | 30 минут |
Планируемые результаты освоения коррекционного курса
К целевым ориентирам данной программы относятся следующие характеристики возможных достижений ребёнка.
В плане развития просодической стороны речи:
• владеет правильным речевым дыханием;
• владеет мягким голосоведением, может менять высоту голоса;
• способен удерживать заданный ритм и темп речи по подражанию учителю-логопеду и в упражнениях на координацию речи с движением;
• владеет навыками восприятия интонации, может использовать в собственной речи разную интонацию.
В плане коррекции произносительной стороны речи:
• активно владеет речевым аппаратом;
• сформированы правильные уклады свистящих, шипящих, аффрикат, йотированных и сонорных звуков;
• поставленные звуки автоматизированы в свободной речевой и игровой деятельности;
• умеет дифференцировать звуки по участию голоса (С-З), по твёрдости-мягкости
(Л-Ль), по месту образования (З-Ж).
В плане работы над слоговой структурой слова:
• умеет различать на слух длинные и короткие слова;
• умеет запоминать и воспроизводить цепочки слогов со сменой ударения и интонации, цепочки слогов с разными согласными и одинаковыми гласными, цепочки слогов со стечением согласных;
• усвоил и использует в речи слова различной звуко-слоговой структуры;
В плане овладения элементарными навыками чтения и письма:
• умеет различать на слух гласные и согласные звуки;
• умеет определять место звука в слове (начало, середина, конец слова);
• умеет выделять заданный звук из ряда звуков, слогов, слов;
• умеет выделять ударный звук в слове;
• знает буквы, умеет преобразовывать прямые и обратные слоги (СА-АС), одно и двусложные слова (ЛАК-ЛУК, НОГА-РОГА);
• владеет звуковым анализом и синтезом одно и двусложных слов (РАК, ЛИПА);
• умеет составлять и анализировать предложения с простыми предлогами и без предлогов, может составить графическую схему предложения;
• умеет печатать буквы, слоги и слова.
Система оценки достижения планируемых результатов.
Во время прохождения программы предусмотрены:
- первичная диагностика;
- промежуточная диагностика (текущий мониторинг);
- итоговая диагностика.
Первичная и итоговая диагностика осуществляются на индивидуальных логопедических занятиях по протоколу логопедического обследования, на основе которого заполняется логопедическое представление.
Промежуточная диагностика по итогам I полугодия отражается в индивидуальном плане логопедической работы с ребенком.
II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
Обучение грамоте - это сложный процесс, который рассчитан на 2 года обучения и включает несколько этапов:
- подготовительный этап (старшая группа)
- основной этап (подготовительная группа)
2.1. Подготовительный этап обучения
Цель этапа: подготовка детей к овладению звуковым анализом слова; формирование основы для дальнейшего овладения детьми грамотой (чтением и письмом).
Задачи этапа:
- формирование фонематического восприятия (способность воспринимать и различать звуки речи - фонемы);
- развитие элементарных навыков звукового анализа (определение порядка слогов и звуков в слове; выделение основных качественных характеристик звука; определение места звука в слове).
2.2. Основной этап обучения
Цель этапа - формирование элементарных навыков чтения и первоначальных навыков письма.
Задачи этапа:
- знакомство со всеми звуками и буквами русского языка;
- развитие звуко - буквенного анализа слова;
- обучение чтению;
- формирование первоначальных навыков письма.
В основу данной программы положены такие дидактические принципы, как переход от простого к сложному, системность и концентричность при изучении материала, который подобран с учетом актуальности той или иной темы для детей старшего и подготовительного к школе возраста.
Занятия на подготовительном этапе проходят в форме игры и игровых упражнений с использованием специальных символов, наглядного материала, игрушек, сказочных персонажей.
Для определения позиции звука в слове используются схемы слов и фишки (красного, зеленого и синего цветов), звуковые домики; схемы предложений; широко используются пальчиковые игры, логоритмические упражнения.
На основном этапе включаются игры с буквами («Наладь букву», «Буква потерялась», ребусы), работа с карточками – схемами; задания на развитие мелкой моторики, ориентировку на рабочем листе бумаги, печатание букв, слогов и слов.
Таким образом, во время занятий у детей, кроме развития элементарных навыков чтения и письма, происходит всестороннее развитие (умственное развитие, развитие творческих, психофизических процессов), а также развитие устойчивого интереса к новым знаниям, желание учиться в школе.
III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. Тематическое планирование
Данное тематическое планирование является примерным, возможны корректировки, исходя из особенностей воспитанников.
Старшая группа, дети с ОНР II-III уровня
№ недели | Тема | Содержание занятий | |
для детей с ОНР II уровня | для детей с ОНР III уровня | ||
СЕНТЯБРЬ | |||
1-3 | ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ ДЕТЕЙ | ||
4 | Знакомство с органами артикуляци-онного аппарата. | Познакомить с органами артикуляционного аппарата. Вырабатывать навыки правильного диафрагмального дыхания. | Познакомить с органами артикуляционного аппарата. Дать понятие «слово», длинные и короткие слова. Вырабатывать навыки правильного диафрагмального дыхания. |
ОКТЯБРЬ | |||
1 | Знакомство с речевыми и неречевыми звуками. | Познакомить со звуками окружающего мира и с речевыми звуками. Учить дифференцировать звуки: речевые и неречевые (музыкальные, механические). | Познакомить со звуками окружающего мира и с речевыми звуками. Учить дифференцировать звуки: речевые и неречевые (музыкальные, механические). |
2 | Звук А. Буква А. | Познакомить со звуком А (его символом) и буквой А. Различение понятий «звук» и «буква». Учить выделять звук А из ряда звуков. Знакомство с понятием «слово». | Познакомить со звуком А (его символом) и буквой А. Различение понятий «звук» и «буква». Дать понятие «гласный звук». Выделение в словах первого гласного звука. Учить выделять звук А из ряда звуков, слогов и слов. Знакомство со схемой слова (начало, середина и конец слова). |
3 | Звук У. Буква У. | Познакомить со звуком У (его символом) и буквой У. Учить выделять звук У из ряда звуков. «Длинные» и «короткие» слова. | Познакомить со звуком У (его символом) и буквой У. Выделение в словах первого гласного звука. Учить выделять звук У из ряда звуков, слогов и слов. Анализ, синтез и чтение слов АУ, УА. |
4 | Звук И. Буква И. | Познакомить со звуком И (его символом) и буквой И. Учить дифференцировать гласные звуки по артикуляции и звучанию. Знакомство со схемой слова (начало, середина и конец слова). Развитие графо-моторных навыков. | Познакомить со звуком И (его символом) и буквой И. Учить дифференцировать гласные звуки по артикуляции и звучанию. Анализ и синтез сочетаний из двух гласных: АИ, ИУ. Чтение слогов АИ, УА, ИУ. Развитие графо-моторных навыков. |
НОЯБРЬ | |||
1 | Звук Ы. Буква Ы. Дифференциация звуков Ы-И. | Познакомить со звуком Ы (его символом) и буквой Ы. Учить выделять звуки Ы, И из ряда звуков. Дать понятие «гласный звук». Выделение первого гласного звука (Ива, Автобусы, Удочка, Иголка и др.) Развитие графо-моторных навыков. | Познакомить со звуком Ы (его символом) и буквой Ы. Учить выделять звуки Ы, И из ряда звуков, слогов и слов. Выделение первого и последнего гласного звука (ИвА, АвтобусЫ, УдочкА, ИголкА и др.) Развитие графо-моторных навыков. |
2 | Звук О. Буква О. | Познакомить со звуком О (его символом) и буквой О. Выделение первого гласного звука. Определение наличия или отсутствия в словах гласного звука А, У, И, О, Ы (картинки). | Познакомить со звуком О (его символом) и буквой О. Выделение первого и последнего гласного звука. Анализ и синтез сочетаний из двух гласных (ИА, АО, ИА) Определение наличия или отсутствия в словах гласного звука А, У, И, О, Ы (картинки). |
3 | Звук Э. Буква Э. Закрепление гласных звуков. | Познакомить со звуком Э (его символом) и буквой Э. Закрепление артикуляции гласных звуков и их зрительных символов. Выделение первого и последнего гласного звука (ИвА, АвтобусЫ, УдочкА, ИголкА, ЭскимО и др.) Развитие графо-моторных навыков. | Познакомить со звуком Э (его символом) и буквой Э. Закрепление артикуляции гласных звуков и их зрительных символов. Анализ и синтез сочетаний из трех гласных (ИАУ, ОАИ, ИУЫ, …) Развитие графо-моторных навыков. |
4 | Звуки М-МЬ. Буква М. | Познакомить со звуком М, его артикуляцией и буквой М. Учить выделять звук М из ряда звуков. Дать понятие «согласный звук». Дать представление о твердости и мягкости согласного звука (обозначение фишками синего и зеленого цвета) Развитие графо-моторных навыков. | Познакомить со звуком М, его артикуляцией и буквой М. Учить выделять звук М в конце слова. Дать понятие «согласный звук». Учить определять «звонкость» согласного. Дать представление о твердости и мягкости согласного звука (обозначение фишками синего и зеленого цвета) Анализ, синтез и чтение обратных слогов АМ, ОМ, УМ. Развитие графо-моторных навыков. |
ДЕКАБРЬ | |||
1 | Звуки П-ПЬ. Буква П. | Познакомить со звуком П, его артикуляцией. Характеристика звука П (по схеме-помогайке: не поётся, согласный, обозначаем синим цветом). Работа со схемой слова, определение позиции звука П в словах. Звуковой анализ слога АП. Развитие графо-моторных навыков. | Познакомить со звуком П, его артикуляцией. Характеристика звука П (по схеме-помогайке: согласный, глухой, твёрдый (мягкий)). Работа со схемой слова, определение позиции звука П в словах. Анализ, синтез прямых и обратных слогов АП, ОП, УП, ПА, ПО, ПУ. Развитие графо-моторных навыков. |
2 | Звуки Б-БЬ. Буква Б. Дифференциация звуков Б-П, БЬ-ПЬ. | Познакомить со звуком Б, его артикуляцией и буквой Б. Дать представление о твердости и мягкости согласного звука (обозначение фишками синего и зеленого цвета) Характеристика звука (по схеме: Звук Б не поётся, согласный, твердый, обозначаем синим цветом. Звук Бь не поётся, согласный, мягкий, обозначаем зеленым цветом.). Работа со схемой слова, определение позиции звука в словах. Дифференциация согласных звуков по мягкости и твердости. Звуковой анализ слогов БО, БИ. Закрепление понятия «слово». Развитие графо-моторных навыков. | Познакомить со звуком Б, его артикуляцией и буквой Б. Характеристика звука Б (по схеме: согласный, звонкий, твёрдый (мягкий)). Работа со схемой слова, определение позиции звука в словах. Дифференциация согласных звуков по звонкости и глухости, по мягкости и твердости. Анализ, синтез и чтение двусложных слов с открытыми слогами (БАБА, ПАПА). Закрепление понятия «слово». Развитие графо-моторных навыков. |
3 | Звуки Т-ТЬ. Буква Т. | Познакомить со звуком Т, его артикуляцией и буквой Т. Характеристика звука Т (по схеме: Звук Т не поётся, согласный, твердый, обозначаем синим цветом. Звук Ть не поётся, согласный, мягкий, обозначаем зеленым цветом.). Учить выделять звуки Т, Ть в названиях картинок. Звуковой анализ слогов: АТ, ТА, ТИ. Развитие графо-моторных навыков. | Познакомить со звуком Т, его артикуляцией и буквой Т. Характеристика звука Т (по схеме: согласный, глухой, твёрдый (мягкий)). Работа со схемой слова, определение позиции звука в словах. Анализ и синтез слогов и слов: АТ, ОТ, УТ, ЫТ, ИТ, ТА, ТО, ТУ, ТОМ, ТИМ. Развитие графо-моторных навыков. |
4 | Звуки Д-ДЬ. Буква Д. | Познакомить со звуком Д, его артикуляцией и буквой Д. Характеристика звуков Д, Дь (по схеме). Учить выделять звуки Д, Дь в названиях картинок. Дать понятие «слог». Учить делить слова на слоги, подбирать слоговую схему к слову. Звуковой анализ слогов ДО, ДИ. Развитие графо-моторных навыков. | Познакомить со звуком Д, его артикуляцией и буквой Д. Характеристика звуков Д, Дь (по схеме). Работа со схемой слова, определение позиции звука в словах. Дать понятие «слог». Учить делить слова на слоги. Анализ, синтез и чтение 1-2-сложных слов ДОМ, ДИМА. Развитие графо-моторных навыков. |
5 | Звуки Н-НЬ. Буква Н. | Познакомить со звуком Н, его артикуляцией и буквой Н. Характеристика звуков Н, Нь (по схеме). Работа со схемой слова, определение позиции звука в словах. Звуко - слоговой анализ слова НИНА. Развитие графо-моторных навыков. | Познакомить со звуком Н, его артикуляцией и буквой Н. Характеристика звуков Н, Нь (по схеме). Работа со схемой слова, определение позиции звука в словах. Составление звуко-слоговой схемы слова БАНАНЫ. Развитие графо-моторных навыков. |
ЯНВАРЬ | |||
1 | КАНИКУЛЫ | ||
2 | Звуки В-ВЬ. Буква В. | Познакомить со звуком В, его артикуляцией и буквой В. Характеристика звуков В, Вь (по схеме). Упражнение в выделении звуков В, Вь из названий картинок. Упражнение в делении слов на слоги, в подборе слоговой схемы к слову. Звуковой анализ слогов ВА, ВИ. Развитие графо-моторных навыков. | Познакомить со звуком В, его артикуляцией и буквой В. Характеристика звуков В, Вь (по схеме). Работа со схемой слова, определение позиции звука в словах. Составление звуко-слоговой схемы слова. Анализ, синтез и чтение двусложных слов ИВА, ВАТА. Развитие графо-моторных навыков. |
3 | Звуки Ф-ФЬ. Буква Ф. | Познакомить со звуком Ф, его артикуляцией и буквой Ф. Характеристика звуков Ф, Фь (по схеме). Работа со схемой слова, определение позиции звука в словах. Упражнение в делении слов на слоги, в подборе слоговой схемы к слову. Звуковой анализ слогов ФО, ФИ. | Познакомить со звуком Ф, его артикуляцией и буквой Ф. Характеристика звуков Ф, Фь (по схеме). Работа со схемой слова, определение позиции звука в словах. Составление и чтение слов по первым звукам данных слов. Звуко-буквенные схемы слов ФОМА, ФИМА. |
4 | Звуки С-СЬ. Буква С. | Познакомить со звуком С, его артикуляцией и буквой С. Учить определять «звонкость/глухость» согласного. Характеристика звуков С, Сь (по схеме). Работа со схемой слова, определение позиции звука в словах. Определение количества слогов в словах. Звуковой анализ слова НОС. Развитие графо-моторных навыков. | Познакомить со звуком С, его артикуляцией и буквой С. Характеристика звуков С, Сь (по схеме). Работа со схемой слова, определение позиции звука в словах. Определение количества слогов в словах. Закрепление звуко-буквенного анализа и синтеза. Развитие графо-моторных навыков. |
ФЕВРАЛЬ | |||
1 | Звуки З – ЗЬ. Буква З. | Познакомить со звуком З, его артикуляцией и буквой З. Характеристика звуков З, Зь (по схеме). Упражнение в нахождении слов со звуком З, Зь в начале, в середине слова. Определение количества слогов в словах. Дать понятие «предложение». Составление схем простых предложений. Развитие графо-моторных навыков. | Познакомить со звуком З, его артикуляцией и буквой З. Характеристика звуков З, Зь (по схеме). Упражнение в нахождении слов со звуком З, Зь в начале, в середине слова. Определение количества слогов в словах. Дать понятие «предложение». Составление схем простых предложений. Развитие графо-моторных навыков. |
2 | Звук Ц. Буква Ц. | Познакомить со звуком Ц, его артикуляцией и буквой Ц. Характеристика звука Ц (по схеме). Работа со схемой слова, определение позиции звука в словах. Звуковой анализ слова ЦЫП. Развитие графо-моторных навыков. | Познакомить со звуком Ц, его артикуляцией и буквой Ц. Характеристика звука Ц (по схеме). Работа со схемой слова, определение позиции звука в словах. Анализ, синтез и чтение 2-3-сложных слов ОВЦА, ВОДИЦА. Развитие графо-моторных навыков. |
3 | Дифференциация звуков С-З-Ц | Дифференциация звуков по акустическим и артикуляционным признакам. Определение наличия или отсутствия звука в слове (картинки). Определение количества слогов в словах. Составление схемы простого предложения. | Дифференциация звуков по акустическим и артикуляционным признакам. Определение наличия или отсутствия звука в слове (картинки). Определение количества слогов в словах. Работа со схемой предложения. |
4 | Звуки К-КЬ. Буква К. | Познакомить со звуком К, его артикуляцией и буквой К. Характеристика звуков К, Кь (по схеме). Упражнение в нахождении картинок со звуком К, Кь. Определение количества слогов в словах. Звуковой анализ слова ПАУКИ. Развитие графо-моторных навыков. | Познакомить со звуком К, его артикуляцией и буквой К. Характеристика звуков К, Кь (по схеме). Работа со схемой слова, определение позиции звука в словах. Звуко-буквенный анализ слова ПАУКИ. Развитие графо-моторных навыков. |
МАРТ | |||
1 | Звуки Г-ГЬ. Буква Г. | Познакомить со звуком Г, его артикуляцией и буквой Г. Характеристика звуков Г, Гь (по схеме). Упражнение в нахождении картинок со звуком Г, Гь. Определение количества слогов в словах. Звуковой анализ слова ГУСИ. Развитие графо-моторных навыков. | Познакомить со звуком Г, его артикуляцией и буквой Г. Характеристика звуков Г, Гь (по схеме). Работа со схемой слова, определение позиции звука в словах. Упражнение в чтении чистоговорок. Развитие графо-моторных навыков. |
2 | Звук Х-ХЬ. Буква Х. | Познакомить со звуком Х, его артикуляцией и буквой Х. Характеристика звуков Х, Хь (по схеме). Упражнение в определении количества слогов в словах и рисовании слоговой схемы. Звуковой анализ слов МУХА, МУХИ. Сравнение звуковых схем. | Познакомить со звуком Х, его артикуляцией и буквой Х. Характеристика звуков Х, Хь (по схеме). Работа со схемой слова, определение позиции звука в словах. Составление слов по начальным звукам данных слов. Звуко-буквенные схемы слов ПУХ, МУХА. |
3 | Звук Ш. Буква Ш. | Познакомить со звуком Ш, его артикуляцией и буквой Ш. Характеристика звука Ш (по схеме). Работа со схемой слова, определение позиции звука в словах. Звуковой анализ слова ДУШ. Составление схемы простого предложения. Развитие графо-моторных навыков. | Познакомить со звуком Ш, его артикуляцией и буквой Ш. Характеристика звука Ш (по схеме). Работа со схемой слова, определение позиции звука в словах. Чтение предложений. Работа со схемой предложения. Определение количества слов в предложении. Развитие графо-моторных навыков. |
4 | Звук Ж. Буква Ж. | Познакомить со звуком Ж, его артикуляцией и буквой Ж. Характеристика звука Ж (по схеме). Упражнение в определении количества слогов в словах и рисовании слоговой схемы. Звуковой анализ слова ЖУК. Закреплять умение составлять схемы простых предложений. Развитие графо-моторных навыков. | Познакомить со звуком Ж, его артикуляцией и буквой Ж. Характеристика звука Ж (по схеме). Работа со схемой слова, определение позиции звука в словах. Деление слов на слоги, выделение «ударного гласного» в слове. Закреплять умение составлять схемы простых предложений. Развитие графо-моторных навыков. |
5 | Дифференциация звуков Ш-Ж | Дифференциация звуков по акустическим и артикуляционным признакам. Определение наличия или отсутствия звука в слове (картинки). Формировать навыки преобразования слогов - игра «Наоборот» (ша-жа, шу-жу). Составление предложения по картинке. Закреплять умение составлять схему предложения. | Дифференциация звуков по акустическим и артикуляционным признакам. Определение наличия или отсутствия звука в слове (картинки). Формировать навыки преобразования слогов, слов с помощью добавления буквы. Чтение простого предложения. Закреплять умение составлять схему предложения. |
АПРЕЛЬ | |||
1 | Дифференциация звуков С-Ш. | Дифференциация звуков по акустическим и артикуляционным признакам. Определение наличия или отсутствия звука в слове (картинки). Формировать навыки преобразования слогов - игра «Наоборот» (ша-са, шо-со). | Дифференциация звуков по акустическим и артикуляционным признакам. Определение наличия или отсутствия звука в слове (картинки). Упражнение «Вставь пропущенную букву». |
2 | Дифференциация звуков З-Ж | Дифференциация звуков по акустическим и артикуляционным признакам. Определение наличия или отсутствия звука в слове (картинки). Закрепить навыки преобразования слогов - игра «Наоборот» (за-жа, зы-жи). Упражнение «Наладь букву». Составление предложения по картинке. Закреплять умение составлять схему предложения. | Дифференциация звуков по акустическим и артикуляционным признакам. Определение наличия или отсутствия звука в слове (картинки). Упражнение «Наладь букву». Графический диктант. Упражнение «Вставь пропущенную букву». |
3 | Звуки Л-ЛЬ. Буква Л. | Познакомить со звуком Л, его артикуляцией и буквой Л. Характеристика звуков Л, Ль (по схеме). Работа со схемой слова, определение позиции звука в словах. Звуко-слоговой анализ слова ЛИСА. Закреплять умение составлять схему предложения. Развитие графо-моторных навыков. | Познакомить со звуком Л, его артикуляцией и буквой Л. Характеристика звуков Л, Ль (по схеме). Работа со схемой слова, определение позиции звука в словах. Упражнение в чтении слогов, слов и предложений. Закреплять умение составлять схему предложения. Развитие графо-моторных навыков. |
4 | Звуки Р-РЬ. Буква Р. | Познакомить со звуком Р, его артикуляцией и буквой Р. Характеристика звуков Р, Рь (по схеме). Работа со схемой слова, определение позиции звука в словах. Упражнение в определении количества слогов в словах. Звуковой анализ слова РАК. | Познакомить со звуком Р, его артикуляцией и буквой Р. Характеристика звуков Р, Рь (по схеме). Работа со схемой слова, определение позиции звука в словах. Упражнение в чтении слогов и слов, в определении количества слогов в словах. Разгадывание ребусов. |
МАЙ | |||
1 | Дифференциация звуков Л-Р | Дифференциация звуков по акустическим и артикуляционным признакам. Определение наличия или отсутствия звука в слове (картинки). Развитие графо-моторных навыков. Звуко-слоговой анализ слов РОМА, МИЛА. Учить выкладывать из букв разрезной азбуки прямые и обратные слоги РА, АР, ЛА, АЛ и др. | Дифференциация звуков по акустическим и артикуляционным признакам. Работа со схемой слова, определение позиции звука в словах (картинки). Развитие графо-моторных навыков. Составление и чтение слов по первым звукам данных слов. Звуко-буквенные схемы слов РОМА, МИЛА. Учить выкладывать из букв разрезной азбуки односложные и двусложные слова с открытыми слогами. |
2 | Звук Й. Буква Й. | Познакомить со звуком Й, его артикуляцией и буквой Й. Характеристика звука Й (по схеме). Работа со схемой слова, определение позиции звука в словах. Упражнение в определении количества слогов в словах, в рисовании слоговой схемы. Развитие графо-моторных навыков. | Познакомить со звуком Й, его артикуляцией и буквой Й. Характеристика звука Й (по схеме). Работа со схемой слова, определение позиции звука в словах. Упражнение в определении количества слогов в словах, в рисовании слоговой схемы. Развитие графо-моторных навыков. |
3 | Звук Ч. Буква Ч. | Познакомить со звуком Ч, его артикуляцией и буквой Ч. Характеристика звука Ч (по схеме). Работа со схемой слова, определение позиции звука в словах. Звуко-слоговой анализ слова ЧАСЫ. Развитие графо-моторных навыков. | Познакомить со звуком Ч, его артикуляцией и буквой Ч. Характеристика звука Ч (по схеме). Работа со схемой слова, определение позиции звука в словах. Закрепление умения определять количество слогов в словах, рисовать слоговую схему. Развитие графо-моторных навыков. |
4 | Звук Щ. Буква Щ. Дифференциация звуков Ч-Щ | Познакомить со звуком Щ, его артикуляцией и буквой Щ. Характеристика звука Щ (по схеме). Работа со схемой слова, определение позиции звука в словах. Звуко-слоговой анализ слова ЩУКА. Закрепление умения составлять схему простого предложения. Развитие графо-моторных навыков. Дифференциация звуков по акустическим и артикуляционным признакам. Определение наличия или отсутствия звука в слове (картинки). Звуко-слоговой анализ слов ЩУКИ, ЧАШКИ. Учить выкладывать из букв разрезной азбуки прямые и обратные слоги ЧА, АЧ, ЩА, АЩ и др. | Познакомить со звуком Щ, его артикуляцией и буквой Щ. Характеристика звука Щ (по схеме). Работа со схемой слова, определение позиции звука в словах. Продолжить работу над предложением: определение количества слов и их последовательность. Развитие графо-моторных навыков. Дифференциация звуков по акустическим и артикуляционным признакам. Работа со схемой слова, определение позиции звука в словах (картинки). Составление и чтение слов по первым звукам данных слов. Звукобуквенные схемы слов ЧАШКИ, ЩУКИ. Учить выкладывать из букв разрезной азбуки односложные и двусложные слова с открытыми слогами. |
5 | Мониторинг |
3.2. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса
Демонстрационный материал:
Картинки, дидактические пособия на развитие воздушной струи
Артикуляция звуков в графическом изображении
«На что похожа буква» дидактическое пособие
Звуковые дорожки
Пособие «Звуковой домик»
«Звуковой паровозик» (позиция звука в слове)
«Весёлые звуковички» (гласный, согласный: твёрдый, мягкий звук)
Схема характеристики звука
«Волшебные домики» (слоговые домики)
Наглядный материал «Буквы»
Алфавит
Пособие «На что похожа буква»
Пособие «Лифт» (для чтения слогов)
Схемы предложений
Дидактические и развивающие игры:
Логопедическое лото
«Звонкий - глухой»
Магнитные кубики «Я сам читаю»
Игры с прищепками «Слоги», «Слова»
Игры для развития мелкой моторики (мозаика, шнуровки, игры с прищепками, сухой фасолевый бассейн)
Методическая литература
- Белякова Л.И. «Методика развития речевого дыхания у дошкольников с нарушением речи» - М.: Книголюб, 2005
- Буденная Т.В. «Логопедическая гимнастика» СПб: Детство-пресс,2001
- Глинка Г.А. Буду говорить, читать и писать правильно, Издательство «Питер», 2016г.
- Жукова Н.С. Букварь, Издательство «Эксмодетство», 2021г.
- Коноваленко В.В. «Хлоп-топ. Нетрадиционные приемы коррекционной логопедической работы с детьми» - М.: Гном и Д, 2004
- Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Индивидуально – подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения - М.: ГНОМ – ПРЕСС, 1998.
- Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические занятия - М.: ГНОМ – ПРЕСС, 2000.
- Кочугова Н.П. Трёхсложные слова с открытыми слогами (картинный материал), Издательство «Аркти», 2002г.
- Крупенчук О.И. Учим буквы. ФГОС ДО, Издательство «Литература», 2023
- Кузнецова Е.В., Тихонова И.А. «Ступеньки к школе». Обучение грамоте детей с нарушением речи. Москва, 2000г.
- Курдвановская Н.В. «Планирование работы логопеда с детьми 5-7 лет» - М.: Сфера, 2007
- Лебедева О.В. Научные основы и психологическая помощь детям с ЗПР в системе специального образования Л. С. Выготского. - Нижний Новгород, 2000.
- Лопухина И. С. Логопедия. Речь. Движение. - М., Дельта,1997.
- Методические рекомендации «Составление рабочих программ курсов логопедической направленности» / А.В. Мамаева, И.Н. Рейм, Н.В. Ерошина.
- Милостивенко Л. Методические рекомендации по предупреждению ошибок чтения и письма у детей. — СПб.,1995.
- Основы логопедии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)» / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина.
- Парамонова Л., Головнева Н. Подготовка к школе. - СПб., 1998.
- Пожиленко Е.А. «Волшебный мир звуков и слов» - М.: Владос,2001
- Примерна адаптированная основная образовательная программа для дошкольников с ТНР /Л. В. Лопатина.
- Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет) — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007. / Н.В. Нищева.
- Программа развития и обучения дошкольников «Придумай слово» (под ред. Ушаковой).
- Рычкова Н.Л. «Логопедическая ритмика» - М.: Гном-пресс, 1998
- Рычкова Н.Л. «Логопедическая ритмика» - М.: Гном-пресс, 1998.
- Скворцова И.В. 100 логопедических игр - СПб.: «Нева», 2003.
- Смирнова И. Логопедический альбом для обследования фонетико-фонематической системы речи. - СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.
- Смирнова Л.Н. «Логопедия в детском саду» Занятия с детьми 6-7 лет. Москва, 2004г.
- Ткаченко Т. А. «Логопедическая тетрадь по развитию фонематического восприятия и звукового анализа». - М.: ГНОМ - ПРЕСС, 2002
- Тригер Р.Д., Владимирова Е.В. Звуки речи, слова, предложения. - М.: ГНОМ - ПРЕСС, 2002
- Успенская Л.Г. Учитесь говорить правильно.
- Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста/ Т. Филичева, Г. Чиркина.
- Филичева Т. Б., Чиркина Г. А. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада - М., 1993.
- Хватцев М. Предупреждение и устранение недостатков речи. - СПб., ДЕЛЬТА + КАРО, 2004.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР
Программа предназначена для детей 4-5летнего возрастаСрок освоения программы – 2 годаРазработана на основе следующих программ и методических пособий:Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. «Программа ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда Алексенко Н.В. с воспитанниками средней группы №12 коррекционной направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР) на 2016-2017 учебный год.
Рабочая программа коррекционно-развивающей работы для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР)...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ по реализации адаптированной образовательной программы дошкольного образования (образовательная область «Речевое развитие») группы компенсирующей направленности для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет)
К учреждениям образования предъявляются новые требования в обеспечении их стабильного функционирования и развития. Оптимальным механизмом, обеспечивающим данные процессы, является деятельность дошколь...
Рабочая программа коррекционно-развивающей работы группы компенсирующей направленности для детей с ТНР
Рабочая программа коррекционно-развивающей работы группы компенсирующей направленности для детей с ТНР...
Рабочая программа коррекционно - развивающей группы компенсирующей направленности для детей с ТНР подготовительной к школе группы №5 на 2020-2021 уч. год.
Данная программа способствует построению системы моей педагогической деятельности, обеспечению индивидуального развития и раскрытия творческого потенциала детей....
Рабочая программа коррекционного курса «Коррекционно-развивающие дефектологические занятия» для детей среднего дошкольного возраста с задержкой психического развития
Рабочая программа коррекционного курса предназначена для работы с детьми среднего дошкольного возраста с задержкой психического развития. Программа разработана в соответствии с требованиями адаптирова...
Рабочая программа коррекционного курса «Коррекционно-развивающие дефектологические занятия» для детей младшего дошкольного возраста с задержкой психического развития
Рабочая программа коррекционного курса предназначена для работы с детьми младшего дошкольного возраста с задержкой психического развития. Программа разработана в соответствии с требованиями адаптирова...