Развитие речи детей с помощью артикуляционных сказок.
материал по логопедии

Соболева Марина Алексеевна

Артикуляционный аппарат ребенка ещё несовершенен, развивается постепенно, в процессе речевой деятельности. Но этот процесс можно немного активизировать с помощью артикуляционных сказок.

Но как оградить детей от скучных, порой мучительных и совсем не интересных упражнений и заданий, которые необходимы для автоматизации звуков. Как заинтересовать их и тем самым добиться хороших результатов. Можно использовать такое средство как логопедическая сказка. Логопедическая сказка является эффективным коррекционным средством для развития всех сторон речи в работе с детьми, имеющими речевые нарушения; обогащает круг представлений детей, делает обучение более доступным, способствует более глубокому и прочному усвоению учебного материала.

Самая действенная помощь - выполнение артикуляционных упражнений с помощью артикуляционных сказок.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл artikulyatsionnye_skazki.docx23.72 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие речи детей с помощью артикуляционных сказок


Артикуляционный аппарат ребенка ещё несовершенен, развивается постепенно, в процессе речевой деятельности. Но этот процесс можно немного активизировать с помощью артикуляционных сказок.

Но как оградить детей от скучных, порой мучительных и совсем не интересных упражнений и заданий, которые необходимы для автоматизации звуков. Как заинтересовать их и тем самым добиться хороших результатов. Можно использовать такое средство как логопедическая сказка. Логопедическая сказка является эффективным коррекционным средством для развития всех сторон речи в работе с детьми, имеющими речевые нарушения; обогащает круг представлений детей, делает обучение более доступным, способствует более глубокому и прочному усвоению учебного материала.

Самая действенная помощь - выполнение артикуляционных упражнений с помощью артикуляционных сказок.

«Как язычок искал себе домик»

Жил-был Язычок, очень грустный Язычок. (Высунуть его вперед и удерживать). Да и откуда взяться веселью, если у него не было своего дома? Язычку ничего другого не оставалось, как жить на улице, а там осенью дождь, зимой снег и летом дни холодные случаются. Плохо было Язычку, он часто простужался и подолгу болел. Но в один прекрасный день Язычок нашёл себе дом. Какой? Рот (открыть широко рот). Дом должен быть крепостью, поэтому Язычок установил дверь - зубы (зубы сомкнуть вместе и широко улыбнуться). Язычок часто глядел на улицу (Высунуть язык вперед, потом спрятать). Язык был очень любопытным. Все ему хотелось знать. Увидит, как котенок молоко лакает, и думает: "Дай-ка и я так попробую". (Высунуть и спрятать сначала медленно, а потом быстро). А еще любил Язычок песни петь. Веселый он был. Что увидит и услышит на улице то и поет. Услышит, как дети кричат "а - а - а", откроет дверку широко - широко и запоет: "А - а - а". (произнести звук а-а-а). Услышит, как лошадка ржет "и - и - и", (узенькую щелку в дверке сделает и запоет: "И - и - и"). Услышит, как поезд гудит "у - у - у", (кругленькую дырочку в дверке сделает и запоет "У - у - у".) Так незаметно у Язычка и день пройдет. Устанет Язычок, закроет дверку и спать уляжется. Вот и сказке конец

«Как язычок катался на велосипеде»

Язычку на день рождения подарили велосипед. У него было два больших колеса (надуть сначала одну щечку потом другую), блестящая рама и громкий звонок (имитация звонка: (3з-3-з). Язычок стоял перед велосипедом и никак не мог нарадоваться (улыбнуться и показать зубки). Он осматривал его то с одной стороны, то с другой (двигать языком вправо-влево), то сверху, то снизу (двигать языком вверх-вниз). Первым делом Язычок решил навестить свою бабушку и поехал. Быстро крутил педали Язычок (упражнение часики). Дорога была длинной и широкой (тянуть широкий язык к подбородку). Наконец дорожка свернула влево (вытянуть узкий язык налево) и вдали показался домик бабушки. Язычок еще быстрее закрутил педали. На пороге домика Язычка ждала бабушка. Она широко улыбалась и махала ему рукой (широко улыбнуться). Язычок нажал на тормоза (имитация звука ш-ш - ш-ш) и остановил велосипед. Скоро Язычок и бабушка сидели за столом, попивая горячий чай из больших чашек.

«Как язычок отмечал день рожденья!»

Сегодня у Язычка день рождения и родные решили устроить ему настоящий праздник. Сначала нужно было хорошенько убраться в доме. Папа достал пылесос и начал чистить ковры (произносить «Ж-ж-ж-ж»). Старшая сестренка, стала вытирать пыль со шкафов (двигать языком вправо-влево по верхней губе). Когда все в доме заблестело, из магазина вернулась мама, она купила муку, яйца, сахар и молоко. Вся семья стала помогать готовить торт, к празднику. Замесили тесто (упираться языком в левую и правую щеки). Из крема сделали маленькие розочки. Поставили торт в печь выпекаться. Через несколько минут получился большой, красивый торт (рот открыть, положить широкий язык на нижнюю губу). Мама и дочка украсили комнату разноцветными шарами (надувать поочередно сначала левую, потом правую щеку). Скоро вернулся Язычок из школы. Он привел с собой друзей. Все сели за стол. Внесли торт. Язычок набрал воздуха и задул все свечи (вдохнуть носом и сильно подуть, повторить 5 раз). Весело и шумно было в тот день. Все смеялись, улыбались, поздравляли Язычка с днем рождения!

«Как язычок ходил в гости к белочке»

Однажды Язычок решил навестить Белочку. Он собрал целую корзинку орехов, ягод и грибов. И отправился в гости. Язычок шел по тропинке и прислушивался к лесным звукам. «Ку-ку, ку-ку, ку-ку». Кто это? (Кукушка.) Как кукует кукушка? («Ку-ку, ку-ку».) А это кто это стучит (Дятел.) Как стучит дятел? («Д - т, д - т».) Что делает дятел? Долго шел Язычок. Он слышал, как кто то шумит в лесной чаще («О-о-0-о»). Кто это? (Медведь) Потом услышал, как воет голодный волк («У-у-у-у»). Как воет голодный волк? Около самой высокой сосны Язычок остановился и постучал по дереву (произнести: «т-т-т-т»). Вдруг из дупла выглянула белочка, Язычок подарил Белочке корзинку с орехами, ягодами и грибами. Белочка очень обрадовалась (упражнение «Улыбочка»). Белочка проводила Язычка в свой домик и угостила чашечкой горячего чая, вкусными блинами (упражнение блины) с вареньем (упражнение «Варенье»). Поужинав, Язычок стал рассказывать белочке веселые истории.

«Как язычок варил грибной суп»

Язычок проснулся рано. Он встал с постельки и начал потягиваться сначала вверх, а потом вниз (упражнение «Качели»). Размял бока (упражнение «Часики»). Потом вычистил зубки: сначала верхние, а потом нижние (упражнение «Почистим зубки»). Позавтракал. Надел теплую курточку, шапку, повязал шарфик. Взял с собой зонтик и корзинку. Сел на лошадку и поехал в лес (упражнение «Лошадка»). В лесу он нашел много разных грибов. Вот таких (упражнение «Грибок»). Вскоре набежали тучки и пошел дождик. Язычок, сел на лошадку и поехал домой (упражнение «Лошадка»). Дома он сварил грибной суп и за обедом съел целую тарелку. Потом вымыл рот (упражнение «Варенье»). Лег на кроватку и заснул крепким сном. Вот как устал Язычок.

«Как язычок навещал любимых питомцев»

На улице стало холодно. Птицы улетели в теплые края. С деревьев опали последние листочки. Совсем скоро наступит зима. Язычок решил поехать в деревню. Он запряг лошадку, сел в телегу и медленно поехал по дорожке (упражнение «Лошадка» в медленном темпе). В деревне Язычок сначала навестил маму-свинью, возле которой тихо - мирно спали десять маленьких розовых поросят (упражнение «Лопаточка»), затем он зашел в курятник. Высоко на насесте сидела курица, которая кричала (ко-ко-ко) Как (говорила курочка?), а в заде ходили желтенькие пушистые цыплята (упражнение «Часики»). В огороде Язычок увидел, как козел, потряхивая бородой, ел созревшую капусту. Вдруг Язычок услышал, как кто-то зевнул. Он подошел к старой березе и около будки заметил лохматую собаку. Неподалеку ходил кот Василий, он испугался проснувшейся собаки и тотчас выгнул свою серенькую спинку (упражнение «Кошечка сердится»). Язычок покормил всех животных, убрал опавшие осенние листочки, собрал последний урожай и довольный поспешил обратно домой (упражнение «Лошадка» в быстром темпе.

«Как язычок отдыхал на море»

Устал наш язычок и решил съездить на море. Он взял надувную резиновую лодку (упражнение «Шарик»), пляжный зонтик (Упражнение Грибочек)и широкое махровое полотенце (упражнение «Лопаточка»). Сел в сказочный вагон и отправился в путь. Быстро летел поезд по рельсам (произносить Чух, чух, чух.). Совсем скоро вдалеке показалось синее море (рот широко открыть). Поезд подъехал к станции и остановился (вдохнуть носом и медленно выдохнуть Ш-ш-ш). Язычку так не терпелось увидеть море, что он выскочил из вагона и быстро побежал на пляж (улыбнуться, упражнение «лошадка»).

Переодевшись в купальник и поставив пляжный зонтик, Язычок растянулся на махровом полотенце под горячими лучами солнышка (упражнение лопаточка).Когда животик и спинка немного загорели, Язычок решил искупаться. Быстро разбежавшись, он нырнул в море. У Язычка были превосходные ласты, он быстро заболтал ногами в воде (рот приоткрыт, быстро передвигать язык вперед-назад.) Скоро Язычок сел в поезд и поехал домой (произносить Чух-чух). Язычок смотрел в окошко и улыбался (упражнение улыбочка), ведь он обязательно приедет сюда еще раз.

«Как язычок ходил в зоопарк»

Вот пришёл Язычок в зоопарк и видит, что сидит кто-то огромный, это был - бегемот. Давай и мы превратимся в бегемотов и будем широко открывать рот (широко открыть рот). Посмотрел Язычок на бегемотов и только хотел дальше отправиться, как слышит: ква-а-а, ква-а-а. Это были. Правильно, лягушки. Давай изобразим, как лягушки улыбались (упражнение лягушка).

Идет язычок дальше. Ой, кто это такой большой, с длинным носом? Да это же слон! Давайте покажем, какой у слона хобот (сомкнутые губы вытянуть вперёд)

Понаблюдал Язычок на слона и пошёл дальше. Видит, лошадка детей катает. Захотел и сам прокатиться: «Лошадка, покатаешь меня?» А лошадка отвечает: «Конечно!» Сел Язычок на лошадку, крикнул «но!» и поскакал. Давай покажем, как Язычок катался на лошадке (упражнение лошадка). Покатался Язычок и отправился домой.

«Как язычок гулял зимой»

Проснулся однажды Язычок, посмотрел в окно (упражнение «Окошечко»). И увидел на улице много снега. Взял Язычок лопату (упражнение «Лопаточка») и начал во дворе строить большую, снежную горку (упражнение «Горка»). Славная получилась горка, скатился Язычок с горки. Стал копать ямку (упражнение «Чашечка»). Ямка получилась глубокая (упражнение для пальцев рук: соединить ладони ребром и показать углубление). В неё Язычок бросал снежные колобки. Но вдруг подул сильный ветер, началась вьюга (упражнение на дыхание, пропевание гласных : А, О, У, И). Язычку стало страшно и он быстрей побежал домой. Закрыл двери и окна (сомкнуть губы) лег в свою постельку, успокоился и заснул.

«Как язычок играл с друзьями зимой»

Наступила зима. Язычок вышел на улицу и увидел сотни пушистых снежинок, которые словно в танце кружились в воздухе (упражнение «вкусное варенье»)

От удивления он широко улыбнулся (упражнение улыбочка). Во дворе выпало много снега и Язычку очень захотелось, поиграть с друзьями. Он подошел к заборчику (упражнение «Заборчик») и стал их созывать: «Зоя, иди играть (повторять фразы с отчетливым произношением звуков [3]) «Зина, иди играть! Захар, иди играть. Быстро сбежались ребята во двор и стали играть в разные игры. Зоя каталась с горки на санках (упражнение «Горка). Зина кружилась на коньках по льду (упражнение часики). Захар слепил три снежных кома для снеговика (упражнение мячик»). Света каталась на лыжах, (упражнение «Иголочка»: вытянуть острый язычок изо рта и втянуть его обратно) Целый день играли ребята и совсем не заметили, как наступил вечер. Пора было прощаться. Проводив друзей, Язычок пошел к домику.

«Как язычок делал уборку в квартире»

Жил-был на свете маленький Язычок. У него была красивая и просторная квартира (упражнение «Окошко»). Посмотрел однажды Язычок на ковры, на пол и потолок и решил сделать большую уборку. Он достал из кладовки старый пылесос и включил его (имитация звука [ж] ). Сначала он пропылесосил ковры, которые лежали на полу и висели на стенах. Затем налил целое ведро теплой воды (имитация звука [с]). Язычок взял швабру и начисто вымыл полы в своей квартире (круговые движения языком по губам сначала справа налево, затем слева направо). Потом он вынес ковры на улицу, положил на снег (упражнение «Лопаточка») и стал их выбивать (имитация звука [m]). Когда снег посерел от пыли, Язычок свернул ковры обратно в трубочку (упражнение «Трубочка») и понес домой. Посмотрел Язычок на свою квартиру (двигать языком влево-вправо-вверх-вниз) и улыбнулся (упражнение «Улыбочка» ). Теперь его квартира стала чище и красивее. Вот какой трудолюбивый Язычок!

«Как язычок готовился к новому году»

Запорошило снегом все дороги и тропинки. Медленно-медленно пробирается Язычок сквозь сугробы прямо в лес (язык упирается изнутри рта в щеки в разных направлениях). Еще сильнее стал дуть холодный, морозный ветер («У-ууу»), еще громче зашумели ветки деревьев («Ш-ш-ш- ш»). Долго искал Язычок в лесу елочку на праздник. Он слышал, как ухали совы («Уфуф-уф-уф»), как тявкали в норе маленькие волчата («Тяв-тяв-тяв» ), как рычит в глуши медведь («О-о-о-о»). Наконец неподалеку Язычок приметил мохнатую елочку. Он подошел к ней, достал топор и начал рубить («Д-т-д-т-д»). Скоро упала елочка прямо в снег. Положил Язычок елку в сани и поехал домой (упражнение Лошадка). На елочку пришли полюбоваться лесные жители: Лисица, Волк, Медведь, Заяц, Еж. Они столпились около Язычка и стали помогать украшать елочку к празднику.

«Как язычок нашел друга»

Однажды зимой Язычок решил погулять. Он взял с собой санки (улыбнуться) и отправился на горку (приоткрыть рот, язык упирается, в нижние зубы и выгибается изо рта). На улице стояла великолепная погода. Ярко светило солнышко и блестел снежок. Язычок шел по дорожке и весело улыбался порхавшим с ветки на ветку красногрудым снегирям «Чик-чирик, чик- чирик»,- здоровались птички с Язычком. Как чирикали снегири? («Чик-чирик, чик-чирик».) Вдруг Язычок услышал, как кто-то жалобно скулит (произнести звук [м], сквозь закрытье губы). Он огляделся по сторонам (рот приоткрыть, двигать ритмично языком из стороны в сторону, влево вправо), но так никого и не увидел. «Наверное, показалось», подумал Язычок и зашагал дальше. Спустя некоторое время Язычок опять услышал скулящий голосок (произнести звук [м] сквозь закрытые губы). «Кто бы это мог быть? подумал Язычок и решительно отправился на поиски. Язычок искал за деревьями (рот приоткрыть, кончиком языка тянуться к носику), под скамейками (дотронуться языком до подбородка). Около снежной горки Язычок заметил белый пушистый комочек (надуть щечки и удерживать их под счет до 5, повторить 3 раза). «Ты что потерялся?» и взял щенка его на руки. Язычок быстро зашагал домой и совсем забыл, что хотел покататься на санках). Дома Язычок согрел щенка (поднести руки ко рту и произнести: «Ха-ха-ха»), напоил теплым молоком и уложил спать. Язычок долго смотрел на щенка и радовался тому, что нашел настоящего друга (улыбнуться, обнажив зубки).

«Как язычок гулял в парке»

Язычок вышел на улицу и увидел, как тысячи снежинок кружились в воздухе (рот приоткрыть, облизать губы сначала слева направо, потом справа налево, по 5 раз в каждую сторону). Они то поднимались вверх, то опускались вниз (рот приоткрыть, поднять язык к верхней губе, опустить к нижней губе, повторить 10 раз). Язычок улыбнулся зимнему солнышку (растянуть губы в улыбке, обнажив зубки. идержать под счет до 8) и отправился гулять в парк. Пока он шел, у него сильно замерзли ручки. Язычок поднес их ко рту и стал согревать дыханием (поднести ладошки ко рту и произнести: «Ха-ха-ха» ). Язычок медленно шел по дорожке и слушал, как под его ножками скрипел снежок (медленно произносить: «Ша-шо- ша-шо»). Около высокой елки Язычок заметил кормушку. Он подошел к ней и положил несколько кусочков хлеба. Тотчас же со всех сторон слетелись птички-невелички: снегири, синички, воробушки Они быстро стали клевать крошки Скоро показался парк. Язычок услышал веселый смех и поспешил. На большой снежной поляне ребята катались на санках, бегали на лыжах, кружились на коньках. Язычку тоже захотелось поиграть. Он взобрался на высокую горку, сел на санки и быстро покатился вниз (высунуть язык и постараться дотронуться до подбородка, повторить 10 раз ). Потом Язычок катался на лыжах. Он проезжал мимо стройных берез и мохнатых елок. Весело было Язычку в парке. Он улыбнулся и громко засмеялся (улыбнуться). Потом Язычок надел блестящие коньки и закружился на льду. Влево, вправо, (двигать языком влево, вправо). Скоро солнышко стало садиться, Язычок попрощался с ребятами и медленно зашагал по снежной дорожке, (медленно произносить «Ша-шо-ша-шо»).

«Зимняя прогулка язычка»

Язычок вышел на улицу и увидел сотни пушистых снежинок, которые словно в танце кружились в воздухе (упражнение «вкусное варенье»).

От удивления он широко улыбнулся (упражнение улыбочка). Во дворе выпало много снега и Язычку очень захотелось, поиграть с друзьями. Он подошел к заборчику (упражнение «Заборчик») и стал их созывать: «Зоя, иди играть (повторять фразы с отчетливым произношением звуков [3]) «Зина, иди играть! Захар, иди играть. Быстро сбежались ребята во двор и стали играть в разные игры. Зоя каталась с горки на санках (упражнение «Горка). Зина кружилась на коньках по льду (упражнение часики). Захар слепил три снежных кома для снеговика (упражнение мячик»). Света каталась на лыжах, (упражнение «Иголочка»: вытянуть острый язычок изо рта и втянуть его обратно) Целый день играли ребята и совсем не заметили, как наступил вечер.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Цель и задачи работы: Целью работы является - развитие речи детей с помощью загадки. Достижению цели способствует решение следующих задач: - Выяснить, какую роль играют загадки в развитии речи детей; - Объединить усилия педагогов и родителей по развитию

Цель и задачи работы:Целью работы является - развитие речи детей с помощью загадки.Достижению цели способствует решение следующих задач:- Выяснить, какую роль играют загадки в развитии речи детей;- Об...

Развитие речи детей с помощью саиостоятельного сочинения сказок

Статья кратко рассказывает о преимуществах развития речи с помощью сочинения сказок...

Развитие речи детей с помощью сказок.

Консультация для родителей...

Консультация для родителей "Развитие речи детей с помощью сказок"

Независимо от возраста нет человека, который бы не любил сказки, — ведь это часть нас, нашего детства, истории, веры в добро и победу над злом. Речь - форма общения. В дошкольном возрасте она развивае...