Развитие речи детей с помощью саиостоятельного сочинения сказок
материал

Бруданина Анастасия Геннадьевна

Статья кратко рассказывает о преимуществах развития речи с помощью сочинения сказок

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие речи детей путем самостоятельного сочинения сказок.

      Работая с детьми старшего дошкольного возраста, в какой-то момент начинаешь задаваться вопросом, как же привить любовь к литературным произведениям? Мало привить детям любовь к чтению, ребенок должен научиться высказывать свое мнение, основываясь на уже сформированном у себя  мнении о тех или иных персонажах. Все мы понимаем, что важнейшим источником развития детской речи являются произведения художественной литературы и устное народное творчество.

     В настоящее время мы все чаще сталкиваемся с проблемой неспособности детей к пересказу. Это обусловлено многими факторами современного мира и является своего рода расплатой за технический рывок, произошедший в последнее десятилетие. Надо признать, что дети разучились структурировано строить свою речь, ведь у них в этом нет необходимости в обычной жизни. К сожалению, сегодняшние дети мало коммуницируют.

    Сталкиваясь с такими рода проблемами, пытаясь найти пути их решения, пришел совершенно неожиданный, но в тоже время, очевидный выход.

     Посоветовавшись с детьми и коллегами, было принято решение провести эксперимент, который прижился и проводится нами регулярно.

    Детям старшего возраста было предложено сочинить сказку. Они делали это коллективно, обсуждая различные идеи, принимая или отвергая их. Когда процесс сочинения был завершен,  детям было предложено выбрать человека, который мог бы пойти и рассказать эту сказку в младшую группу. К удивлению,  эта мысль нашла отклик у ребят,  ведь им наиболее интересно рассказывать то, что они сочинили сами. В свою очередь, принимающая сторона тоже испытывает восторг. Давно известно, что дети лучше воспринимают информацию от старшего по возрасту ребенка, чем от взрослого.

     Процесс обучения дошкольников придумыванию сказок и историй очень важный этап в формировании у детей навыков монологической речи. Творческое рассказывание строится на особой психологической основе – детском воображении. Ребёнку, сочиняя сказку необходимо произвести в уме анализ известных ему сказочных сюжетов, а затем творчески синтезировать новое явление: новую композицию, образы сказочных героев, обстоятельства их жизни. А чтобы сказочную историю донести до зрителя ребёнок должен обладать богатым словарным запасом и умением выстраивать контекстное высказывание.

       Педагогу, в свою очередь,  на примерах языка сказок нужно раскрыть дошкольникам величие и красоту настоящего, образцового, классического русского языка, т. к. язык сказок отличается неповторимым своеобразием лексики, фразеологии, изобразительных средств. Сказка позволяет ребенку усваивать не только синтаксические конструкции, но и правильные моральные нормы и ценности, различать добро и зло. Сказки позволяют детям окунуться в мир фантазии.

    Таким образом, происходит тесное общение, одни задают вопросы, другие отвечают на них. Удивительно, как преображаются дети. Даже хулиганы, чувствуя, какой на них возложен груз ответственности, начинают вести себя хорошо.

    Результатом такой деятельности может стать изготовленная детьми книга сказок.

      Благодаря сказке ребёнок познаёт мир не только умом, но и сердцем. И не только познаёт, но и откликается на события и явления окружающего мира, выражает своё отношение к добру и злу. В сказке черпаются первые представления о справедливости и несправедливости. Сказка активизирует воображение ребёнка, заставляет его сопереживать и внутренне содействовать персонажам. В результате этого сопереживания у ребёнка появляются не только новые знания, но и самое главное - новое эмоциональное отношение к окружающему: к людям, предметам, явлениям. Сказки позволяют развивать творческие способности, т. е. способность удивляться и познавать, умение находить решение в нестандартных ситуациях. Основными показателями творческих способностей являются беглость и гибкость мысли, оригинальность, любознательность, точность и смелость. В самой природе сказки заложены возможности развития гибкости и оригинальности мышления. Сказки помогают развить фантазию ребёнка, сделать обучение привлекательным, интересным, творческим.

       Подводя итог, можно сказать, что подобная практика положительно сказывается не только на речи ребенка, обогащая его словарный  запас, но и развивает фантазию, коммуникативные навыки. Такие дети получают опыт выступления на публике, ответственности за младших товарищей, и , как следствие, более успешны и эмоционально раскрепощены.

Список использованной литературы:

1.   Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. -СПб, 1997

2. Пропп В. Я. Мифология сказки. Исторические корни волшебной сказки(Собрание трудов В. Я. Проппа).- М., 2000.

Ссылки на интернет-ресурсы:

  1. https://www.maam.ru/detskijsad/obuchenie-starshih-doshkolnikov-sochineniyu-skazok.html
  2. 2. https://otherreferats.allbest.ru/pedagogics/00765217_0.html

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Цель и задачи работы: Целью работы является - развитие речи детей с помощью загадки. Достижению цели способствует решение следующих задач: - Выяснить, какую роль играют загадки в развитии речи детей; - Объединить усилия педагогов и родителей по развитию

Цель и задачи работы:Целью работы является - развитие речи детей с помощью загадки.Достижению цели способствует решение следующих задач:- Выяснить, какую роль играют загадки в развитии речи детей;- Об...

Развитие речи детей с помощью сказок.

Консультация для родителей...

Консультация для родителей "Развитие речи детей с помощью сказок"

Независимо от возраста нет человека, который бы не любил сказки, — ведь это часть нас, нашего детства, истории, веры в добро и победу над злом. Речь - форма общения. В дошкольном возрасте она развивае...

Статья из опыта работы «Развитие речи детей дошкольного возраста посредствам сочинение сказок ».

Словесное творчество наиболее сложный вид творческой художественной деятельности детей, возникающий под влиянием произведений литературного искусства, а также впечатлений от окружающей жизни, выражающ...

Развитие речи детей с помощью артикуляционных сказок.

Артикуляционный аппарат ребенка ещё несовершенен, развивается постепенно, в процессе речевой деятельности. Но этот процесс можно немного активизировать с помощью артикуляционных сказок.Но как огр...