Консультация для воспитателей "Развитие фонематического слуха у дошкольников"
консультация по логопедии (средняя, старшая, подготовительная группа)

Марсакова Ирина Владимировна
Аннотация: в материале представлены игровые приемы для развития фонематического слуха у детей дошкольного возраста. 
Игры, направленные на развитие фонематического слуха, способствуют формированию у детей направленности на звуковую сторону речи, развивают умения вслушиваться в звучание слова, узнавать и выделять отдельные звуки, различать звуки близкие по звучанию и произнесению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_razvitie_fonematicheskogo_sluha.docx22.04 КБ

Предварительный просмотр:

          Консультация для воспитателей

Развитие фонематического слуха у дошкольников

Фонематический слух — различение звуков (фонем) речи, необходимое для понимания смысла сказанного. К пяти годам дети умеют определять на слух наличие или отсутствие определенного звука в слове, подбирают слова на заданные звуки. При несформированности различения звуков ребенок воспринимает не то, что ему сказали, а то, что он услышал.  Для развития фонематического слуха детям дошкольного возраста рекомендуются разнообразные игры и упражнения.

На этапе развития способности узнавать, и различать неречевые звуки, педагог предлагает детям с закрытыми глазами послушать звуки природы (ручья, пения птиц и др.), предметов обихода (переливания воды, шуршания бумаги, звука будильника и др.) или просто послушать тишину и рассказать, что они слышали. Можно предложить отгадать звучание игрушек или музыкальных инструментов (бубна, гармошки, металлофона, дудочки и др.) за ширмой. Дошкольникам будет интересно поиграть со звуковыми коробочками, наполненными разными наполнителями, и найти им пару (коробки с крупой, с мелкими предметами, пуговицами и др.).  В упражнении «Громкие подсказки» воспитатель прячет игрушку, а дети ее находят, ориентируясь на силу хлопков (ударов в бубен). Если игрушка спрятана близко - удары громкие, если далеко – тихие. Предлагая игру «Мышка и мишка», взрослый играет на пианино (металлофоне) низким звуком (мишка), высоким звуком (мышка). Дети узнают, кого показывал воспитатель. Далее рекомендуется задание «Повтори за мной». Педагог отстукивает ритм (от простого к сложному), дети повторяют. В игре «Длинный-короткий звук», у каждого ребенка по две карточки (на одной длинная полоска, на другой – короткая). Взрослый издает длинный или короткий звук на дудочке (металлофоне и др.). Дошкольники определяют, какой звук и показывают соответствующую карточку.

На этапе развития умения различать высоту, силу, тембр голоса, целесообразно использовать игры и сказки. В игре «Улитка» водящий ребенок на слух отгадывает, кто его позвал.

Улитка, улитка, высунь-ка рога,

Дам тебе я сахару, кусочек пирога,

Угадай, кто я.

По мере ознакомления с персонажами «Сказки о глупом мышонке», дети

повторяют голоса всех животных.

В игре «Три медведя» воспитатель, меняя высоту голоса, предлагает детям отгадать, кто говорит: Михайло Иванович (низким голосом), Настасья Петровна (голосом средней высоты) или Мишутка (высоким голосом). Далее воспитанники сами произносят фразы героев сказки.

В задании «Угадай, кто это?» перед дошкольниками - картинки с изображением домашних животных и их детенышей. Каждое звукоподражание взрослый произносит то низким голосом (коза), то высоким (козленок). Дети находят соответствующую картинку.

На этапе развития умения различать слова, близкие по звуковому составу,

взрослый предлагает детям найти картинки слов, похожих по звучанию. Например: дрова- трава, сом-дом, коза-коса и др.

Далее дошкольникам предлагается повторить по два (три) знакомых слова, сходных по звучанию. Например: бок-бык-бак и др.

В игровом упражнении «Подбери нужное слово» воспитатель читает стихотворение, дети договаривают слова.

Я опять задачу дам—всё расставить по местам:

Что скатали мы зимой? (ком)

Что построили с тобой? (дом)

На крючок в реке попал? (сом)

В игре «Верно-неверно» взрослый показывает дошкольникам картинки и называет предметы, заменяя первый звук (форота, горота, сорота, ворота, дорота). Дети хлопают в ладоши, если услышат правильный вариант произношения.

В задании «Звук заблудился» дети отыскивают не подходящее по смыслу слово и подбирают нужное:

Мама с бочками (дочками) пошла

По дороге вдоль села.

Сели в ложку (лодку) и - айда!

По реке туда-сюда.

На этапе развития умения различать слоги используется игра «Попугайчики». Воспитатель предлагает научить попугая без ошибок повторять ряд слогов. Например: па-ба, та-да, та-та-да, ка-га, ка-ка-та и др.

В игровом упражнении «Назови лишний слог» дети определяют лишний слог. Например: на – на– на – ПА и т.д.

В игре «Гусеница» взрослый демонстрирует гусеницу, разделённую на части.

Дети с ее помощью показывают, сколько в слове слогов. Если в слове 1 слог, то к голове гусеницы присоединяется 1 часть и т.д.

В задании «Угадай слово» дети сидят за столами. Педагог предлагает отгадать слова, передавая их по телеграфу – отстукивая (по слогам). Дети сообщают, какие это могут быть слова.

На этапе развития умения различать фонемы родного языка в игре «Кто

внимательный» взрослый называет ряд гласных звуков. Ребенок должен поднять соответствующий символ - картинки с изображениями положения губ при произнесении гласного звука.

В игровом упражнении «Поймай звук» дети, услышав нужный звук хлопают:

  • звук А — хлопнуть в ладоши;
  • звук О — хлопнуть по коленкам;
  • звук У — ударить кулаком об кулак;
  • звук И — хлопнуть в ладоши над головой.

Сначала произносить по два, затем три, четыре звука. 

На  этапе формирования навыков звукового анализа и синтеза работа

проводится в следующей последовательности:

1. Определение наличия звука в слове.

  • «Найди звук». Педагог предлагает детям рассмотреть сюжетную картинку

и найти слова, в которых есть определенный звук.

  • «Хлопни - топни». Ребенок должен хлопнуть, услышав в названии

картинки один из оппозиционных звуков: свистящие – шипящие, звонкие – глухие, мягкие – твердые, р – л и топнуть, услышав другой.

2. Определение первого и последнего звука в слове, а также его место (начало, середина, конец).

  • Лото. Взрослый показывает картинку, обозначающую слово, которое

начинается с ударного гласного «а», «о», «у». Дети называют слово на картинке и выбирают соответствующий звуковой символ на карточке.

  • Где спрятался звук? Выстроить ряд детей из трех человек (паровозик с

вагончиками). Взрослый показывает картинку, ребёнок забирает «свою», соответствующую позиции звука в слове.

  • Клубочек. Дети передают друг другу клубочек по кругу, повторяя

слова:

По дорожке (имя) шла/шёл,

Клубок ниточек нашла/нашёл,

Вы слова на (заданный звук) скажите,

Нашу нитку не порвите.

Ребенок, у которого оказался клубочек называет слово на определенный звук и передает клубочек дальше.

  • «Отгадай слово». Детям предлагаются слова с пропущенным звуком –

нужно отгадать слово. Например, из слов убежал звук «л» (мы.о, .ук, ку.ак).

  • «Цепочка». Взрослый называет слово, следующий игрок называет свое

слово, где первым звуком будет последний звук предыдущего слова.

Свяжем мы из слов цепочку,

Мяч не даст поставить точку.

  • Рыболов. Дошкольники магнитной удочкой вылавливают из аквариума  

предметные картинки, называют их и определяет первый (или последний) звук в слове.

3. Определение последовательности, количество и место звуков по отношению к другим звукам в слове.

  • Фокусники. Воспитатель предлагает ребёнку представить, что он

фокусник и превратить одно слово в другое, изменив в нём один звук так, чтобы получилось новое слово.

Например: дым-дом, сок-сом, дочка-точка и т.д.

  • Собери слово. 

А) Угадать какое слово получится из первых звуков,

которые встречаются в названиях предметных картинок (например, сок, осы, коса– сок и т.д.).

Б) Угадать, какое слово получится из последних звуков, которые встречаются в названиях предметных картинок (например, глобус, окно, гном – сом)

  • Пирамида. Дети раскладывают предметные картинки в пирамиде

соответственно количеству звуков в слове.

  • Умные часы. Взрослый предлагает детям найти пары слов и установить

стрелку против другой картинки, название которой состоит из такого же количества звуков.

Литература:

1. Голубева Г. Г. Коррекция нарушений фонетической стороны речи у дошкольников. Методическое пособие. Санкт-Петербург.: Издательство РПГУ им. А.И. Герцена, Издательство «Союз», 2000.

2. Нищева Н.В. ИГРАЙКА. Семь игр для развития речи дошкольников. Формирование лексического состава языка, грамматического строя речи. Совершенствование звукопроизношения. — СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.

3. «Формирование фонематических функций у дошкольников 5 – 7 лет с общим недоразвитием речи». Автор-составитель: Дубинина.А. Санкт – Петербург.: издательский Дом «Литера», 2009 год

4. Касьянова А. В., Васильева Н. Н., Головина Е. Б. Развитие фонематических процессов у детей дошкольного возраста [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Москва, февраль 2014 г.). — М.:

5. Колесникова Е.В. Развитие фонематического слуха у дошкольников. — М., 2002.

6. В.В. Коноваленко, СВ. Коноваленко.      Хлоп-топ: Нетрадиционные приемы коррекционной лого-педической работы с детьми 6-12 лет. — М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2003. —20 с. (Практическая логопедия)

7. В.В. Коноваленко, СВ. Коноваленко. Хлоп-топ — 2: Нетрадиционные приемы коррекционной ло¬гопедической работы с детьми 6-12 лет. — М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2004. — 16 с. — (Практическая логопедия).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Фонематический слух - основа правильной речи ребёнка - дошкольника"

Что же такое фонематический слух?     Большинство родителей полагают, что достаточно выучить с ребенком буквы, и он станет грамотно читать и писать. Но это большое заблуждение!...

«Методика развития фонематического слуха у дошкольников с фонетико –фонематическим недоразвитием»

        У детей, имеющих общее недоразвитие речи, наруше­ния фонематического слуха могут носить как первичный, так и вторичный характер. Можно выделить следующие этапы р...

Консультация для родителей на тему: «Развитие фонематического слуха у дошкольников»

Данная консультация знакомит родителей с понятием  фонематический слух, и каким образом он влияет на развитие речи, как развивается фонематический слух в норме и как выявить его нарушение у ребен...

Консультация для родителей "Фонематический слух - основа правильной речи дошкольника"

Что же такое фонематический слух?Большинство родителей полагают, что достаточно выучить с ребенком буквы, и он станет грамотно читать и писать. Но это большое заблуждение!Практика показывает, знание б...

Развитие фонематического слуха у дошкольников. Консультация для воспитателей.

Из опыта работы с  игровым пособием «Слушать интересно» (автор: дефектолог, сурдопедагог О. А. Сухова)...