Развитие фонематического слуха у дошкольников. Консультация для воспитателей.
презентация по логопедии

Ларионова Евгения Александровна

Из опыта работы с  игровым пособием «Слушать интересно» (автор: дефектолог, сурдопедагог О. А. Сухова) 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Пособие «Слушать интересно» автор - сурдопедагог Сухова Ольга Александровна

Слайд 17

@ slushat_interesno



Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

«Развитие фонематического слуха у детей дошкольного возраста»

                                                        учитель-логопед Ларионова Е.А.

Наверняка вы знаете и используете в своей работе  приемы на развитие ФС дошкольников. Я  хочу рассказать вам об относительно новом игровом пособии «Слушать интересно».  Автор его – московский дефектолог, сурдопедагог Ольга Александровна Сухова (слайд 1).  

Цель этого дидактического материала - дифференциация неречевых звуков. В процессе упражнений у дошкольников развивается  слуховое восприятие, слуховое внимание, слуховая память. Полученные навыки будут хорошей базой для совершенствования произношения и для подготовки к обучению грамоте.

Это пособие эффективно применяют не только сурдопедагоги в работе с детьми с нарушением слуха, но и  логопеды, дефектологи, его очень оценили родители. В работе воспитателя, очевидно, это пособие может быть хорошим подспорьем, которое разнообразит и занятие и, несомненно, заинтересует детей в подгрупповой игре во второй половине дня.

Пособие включает в себя:

 (слайд 2)

  • 60 ламинированных карточек из плотного картона, которые иллюстрируют звуки (картинки крупные, эстетичные, в едином художественном стиле, они пронумерованы для удобства поиска мелодии, имеют безопасный закругленные края);

(слайд 3)

  • кабель для зарядки, т.е. педагог не привязан к розетке, может перемещаться,  вход для флешки, позволит записать свой музыкальный репертуар;
  • инструкции по использованию магнитофона и пособия;
  • магнитофон со съемной  картой памяти, на которую записаны 60 неречевых звуков (бытовые звуки, звуки улицы, звуки человека и животных), кнопки с цифрами (в отличии от колонок) позволяют быстро задать номер трека, кнопки «пауза», «закольцовка» мелодий (можете задать необходимое количество повторений нужной мелодии);
  • фонарик, встроенный в магнитофон (слайд 4).

Умение различать неречевые звуки  - это первый этап (из 6-ти) по развитию ФВ, работу с которым нужно начинать с младшей группы. В этом случае выбирается небольшое количество (2-4) контрастных звуков, понятных ребенку. В работе с детьми до 3 лет  карточки рекомендуется заменять объемными предметами, игрушками (чашка и ложка, кошечка и т.д.)

Приведу примеры некоторых упражнений.

  1. Различение звучания на слух, соотнесение с иллюстрацией (или игрушкой, предметом).

На столе стоят в произвольном порядке  игрушки. Их количество зависит от индивидуальных особенностей и возраста детей. Педагог проигрывает на магнитофоне звук и просит ребенка:

  • отгадать, кто подал голос (слайд 5);

        (проигрываю №   59, собака)

Чем старше дети, тем разнообразнее могут быть приемы. От объемных предметов педагог переходит к карточкам из пособия.

  • (слайд 6) – добавляются плоскостные изображения -  картинки, ребенок отгадывает звук и ставит игрушку НА картинку (№ 58 , свинья)

Предметов можно предъявить больше, чем звуков (Для чего? Чтобы у ребенка оставался вариант выбора.)

  • для повышения мотивации подойдет вариант с группой дошкольников  с соревновательным  компонентом (слайд 7).

Карточки лежат произвольно, воспитатель воспроизводит звук, ребенок, первый отгадавший звук, забирает соответствующую карточку себе.

  • Послушай звук, отгадай, какая картинка к нему подходит (слайд 8), дополнительной задачей по РР в этом задании может быть закрепление предлогов  НАД, ПОД (верхнее фото, нижнее фото).

  1. Последовательность.

(слайд 9)

Карточки лежат в произвольном порядке.  Воспитатель воспроизводит все звуки (верхнее фото), просит ребенка положить карточки в том порядке, как звучали звуки (Какой звучал первый? Какой был следующий?). На этом фото звуки, которые похожи друг на друга (нижнее фото).

  1. Различение звучания, тренировка слуховой памяти.

(слайд 10)

Ребенок слушает звук, находит соответствующую карточку и переворачивает ее рубашкой вверх. Когда все карточки перевернуты, воспитатель  включают один из звуков еще раз, а ребенок отгадывает, где лежит соответствующая звуку карточка (слайд 10). На слайде ребенок запомнил, где была карточка «плач». Послушайте. № 44

  1. Лото.  

(слайд 11)

Каждому игроку раздается одинаковое количество карточек. Педагог воспроизводит произвольно один из звуков. Дети отгадывают, у кого такая карта и  переворачивают ее рубашкой вверх. Выигрывает ребенок, первый перевернувший свои карточки.

  1. Какого звука не было.

(слайд 12)

Перед ребенком 4-5 карточек с иллюстрациями. Дать прослушать ребенку подряд звуки, на один меньше, чем предъявленных картинок. Задача ребенка – определить, какой звук не звучал (проигрываю № 51, 53, 58 – овечка, корова. свинья). Какой звук не играл?(№ 54 кошка)

Для детей постарше это могут быть звуки по теме транспорт – самолет, велосипед, машина, поезд .

Варианты усложнения:

  • увеличивается количество карточек;
  • (слайд 13) сравниваются более похожие звуки, например: звуки домофона и клавиатуры, дрели и миксера, звук сигнализации и сигнала скорой помощи.

Хочу обратить ваше внимание, что пособие «Слушать интересно» многофункциональное и помимо основных приемов  работ со звуками, возможно дополнительное использование карточек:

(слайд 14)

  • часть картинок можно сгруппировать по лексическим темам и решать задачи на пополнение и активизацию словаря («Домашние животные», «Транспорт», «Птицы», «Электроприборы», «Времена года»).

(слайд 15)

  • использовать  для развития связной речи, например, составление рассказа по серии картинок

(слайд 16)

  • использовать картинки для  обучения грамоте (озвучиваю сама):

Шаги, маШина, дуШ  

Кот, Конь, звоноК

Если пособие будет интересно вам, его можно приобрести непосредственно у автора, связавшись с ней в инстаграм:

(слайд 17)

  • slushat_interesno

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Методика развития фонематического слуха у дошкольников с фонетико –фонематическим недоразвитием»

        У детей, имеющих общее недоразвитие речи, наруше­ния фонематического слуха могут носить как первичный, так и вторичный характер. Можно выделить следующие этапы р...

Формирование и развитие фонематического слуха у дошкольников. Из опыта воспитателя Кирюшиной Н.Г.

Фонематический слух отвечает за различение фонем (звуков) речи. Он помогает нам различать слова и формы слов, похожие по звучанию, и правильно понимать смысл сказанного. Развитие фонематического слуха...

Консультация для родителей на тему: «Развитие фонематического слуха у дошкольников»

Данная консультация знакомит родителей с понятием  фонематический слух, и каким образом он влияет на развитие речи, как развивается фонематический слух в норме и как выявить его нарушение у ребен...

Консультация для воспитателей "Развитие фонематического слуха у дошкольников"

Аннотация: в материале представлены игровые приемы для развития фонематического слуха у детей дошкольного возраста. Игры, направленные на развитие фонематического слуха, способствуют формированию...

Семинар - практикум для воспитателей "Развитие фонематического слуха у дошкольников"

Цель: Уточнить знания педагогов по проблеме формирования фонематического слуха у детей дошкольного возраста.Задачи:1. Раскрыть значение развития фонематического слуха у детей дошкольного возраста, поз...