Конспект фронтального занятия в старшей группе с детьми ФФН Тема: «Звук[у]»
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Сибогатова Наталья Анатольевна

Тема: «Звук[у]»

(1год обучения, 1 период)

Цели занятия:

 Коррекционно-образовательные:

- познакомить детей со звуком [у], способом его характеристики с опорой на артикуляцию и понятием «гласный звук»;

- учить выделять начальный ударный гласный звук в слогах и словах;

Коррекционно- развивающие:

- развивать фонематический слух, фонематическое восприятие;

- развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику детей;

- развивать неречевые процессы (внимание, память, логическое мышление);

-развивать просодику (темп, ритм, интонацию)

Коррекционно-воспитательная:

-формировать у детей навыки сотрудничества, положительной установки на участие в занятии, инициативности, самостоятельности, доброжелательности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_frontalnogo_zanyatiya_zvuk_u.docx18.27 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «Гимназия имени Подольских курсантов» дошкольное учреждение №3

Конспект фронтального занятия в старшей группе с детьми ФФН

Тема: «Звук[у]»

Составила и провела: учитель-логопед Сибогатова Н.А.

г. Подольск, 2023 г.

Конспект фронтального занятия в старшей группе с детьми ФФН

 Тема: «Звук[у]»

(1год обучения, 1 период)

Цели занятия:

 Коррекционно-образовательные: 

- познакомить детей со звуком [у], способом его характеристики с опорой на артикуляцию и понятием «гласный звук»;

- учить выделять начальный ударный гласный звук в слогах и словах;

Коррекционно- развивающие:

- развивать фонематический слух, фонематическое восприятие;

- развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику детей;

- развивать неречевые процессы (внимание, память, логическое мышление);

-развивать просодику (темп, ритм, интонацию)

Коррекционно-воспитательная:

-формировать у детей навыки сотрудничества, положительной установки на участие в занятии, инициативности, самостоятельности, доброжелательности.

Оборудование: конверты с картинками, макет дерева с картинками, дудочки на каждого ребёнка, карточки – символы звука [у], деревянные ложки на каждого ребёнка.

Ход занятия

  1. Организационный момент.

Логопед приветствует детей. Дети проходят к столу, на котором лежат маленькие разноцветные конверты.

   Логопед: Дети, сегодня рано утром почтальон принёс вам письма. Откройте конверты, достаньте и рассмотрите картинки. Первыми сядут те дети, кто назовёт слова, которые начинаются со звука [а], потом – все остальные.

  1. Основной этап.
  1. Артикуляционная гимнастика

Упражнение: «Улыбочка». Рот широко открыт, зубки вместе, губы весело улыбаются. (Удерживать  исходное положение  на счет до 5-7). Упражнение: «Трубочка». Зубы вместе, губы  вытянуты вперед в трубочку так, чтобы внутри трубочки образовалась круглая дырочка. (Удерживать исходное положение  на счет до 5-7)

  1. Работа над развитием дыхания и голоса.

Игра «Дудочка». Дети поочередно дуют каждый в свою дудочку. Затем дудочки кладут на стол.

Игра «Погрели ладошки». Выдох на ладошки с произнесением звука [у]  

  1. Раздается стук, появляется бабушка-загадушка. Она загадывает загадки:

Кто на себе свой дом  носит? (Улитка)

Железный пароход по белой простыне плывет (Утюг)

В пруду плавает и громко-громко крякает (Утка).

   Дети, запомнив отгадки, находят в группе соответствующие игрушки и расставляют их на столе. Названия этих игрушек проговариваются хором всеми детьми. Логопед обращает внимание на то, что в этих словах первый звук «У» (вывешивается на доске карточка-символ этого звука).

  4. Акустико- артикуляционный образ звука:

 - Ребята посмотрите в зеркало, в каком положении находятся губы (вытянуты трубочкой), язык (спокойно лежит на дне рта – «домика»), зубы (сближены, но не сомкнуты), воздушная струя тёплая и спокойно выходит изо рта, не встречая преграды. Мы можем звук [у] голосом  долго тянуть, петь. Поэтому он называется гласным, от слова «голос», «глас».

Дети, вытянув губы, длительно произносят У.

Логопед: Звук [у] – гласный, обозначать мы его будем фишкой красного цвета.

  1. Развитие фонематического слуха

    В группу входят «гости» - большая мама Утка и маленький утенок Утя. Они просят детей поиграть с ними. Если мама Утка поднимает карточку-символ, дети произносят звук У громко, если утенок Утя – тихо.

Дети выходят на «лесные дорожки» и делятся на 2 команды: все, кто идет по 1-ой дорожке за уткой, произносят звук [у]   – длительно, по 2-ой дорожке за утенком – кратко.

Логопед: Дети, я сейчас буду называть разные звуки, а вы хлопните в ладоши, если услышите правильный звук [у] :

Логопед произносит ряд звуков: А, И, У, А,О, У, И.

  1. Выделение звука «У» из состава слогов УА, УМ, УН.

Логопед произносит слоги, выделяя голосом звук «У», и просит детей назвать первый звук.

Физкультурная пауза «Утки». Координация речи с движением

Логопед приглашает детей поиграть на ковре в игру «Утки»

Ути – ути - утки,                        Вперевалку идут по кругу друг за другом                      

Уточки малютки                        

На волнах качались,                  Приседают, изображая утят

Брызгались, плескались.           Встают, машут руками, как крылышками.

  1. Выделение звука «У» в словах.

Логопед, называет разные слова, дети поднимают карточки, если в этих словах первый звук [у].

умывальник, стол, укроп, кот, улыбка, ухо, дом, ваза, утренник, ужин, дерево и т. д.

  1. Развитие мелкой моторики, просодики

   Утенок Утя раздает детям деревянные ложки. Затем он показывает карточки с разным количеством шариков. Дети отстукивают и проговаривают звук [у] столько раз, сколько они видят шариков.

  1. Игра «Волшебное дерево».

Дети подходят к макету дерева.

Логопед: Дети, снимите с дерева картинки, в названиях которых, мы слышим звук [у]. Причем на одной картинке должен быть нарисован один предмет, а на другой – таких же предметов много. Как только услышите громкую музыку, каждый находит себе пару таким образом, чтобы были карточки с один и несколькими одинаковыми предметами.  Например: утка - утки  и т.д.

Организуется диалог: У меня утюг, а у тебя – утюги. У меня улитка, а у тебя улитки  (утка – утки, утенок – утята). У двух детей с картинками ухо, уха – пары не окажется. Они определяют, какой звук повторяется во всех картинках – У.

   III. Итог занятия.

Дети вспоминают, какой звук приходил к ним в гости и какие слова с этим звуком учились правильно произносить. В качестве поощрения им разрешается взять с подноса соответствующие маленькие картинки, чтобы наклеить в свои тетради.

- С каким звуком мы сегодня познакомились?

- Какой это звук?

- Почему?

-Вспомните слова со звуком [у].  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект фронтального занятия в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи по теме: "Формирование представления о звуках речи. Слово"

В конспекте даётся понятие о звуках речи, словах, упражнения на дифференциацию понятий "звук" - "слово".  Дети знакомятся с органами артикуляционного аппарата;  проводится работа по формиров...

Конспект фронтального занятия в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи по теме: "Звуки А, О, У, И, Э"

Цель занятия: закрепление понятия «гласный звук», навыка чёткого произношения гласных звуков [А], [У], [И], [О], [Э]; произвести слухо – произносительную дифференциацию гласных звуков; продолжить обуч...

Конспект фронтального занятия в старшей группе для детей с ОНР Звук и буква У

Конспект фронтального занятия в старшей группе для детей с ОНР "Звук и буква У"...

Конспект фронтального занятия в старшей группе для детей с ОНР Звук и буква У

Конспект логопедического занятия «Звук [У], буква «У»Направлен на формирование у детей понятия о гласном звуке «У». Уточнить его артикуляцию. Закрепить нав...

Конспект фронтального занятия в старшей группе компенсирующей направленности с ТНР. Звук Т-Ть,буква Т

Конспект фронтального занятия по звукопроизношению в старшей группе с ТНР по теме:"Звук и буква Т"...

Конспект итогового занятия в старшей группе с детьми ОНР Тема «Наши гости»

Обобщить и систематизировать знания детей о фруктах и овощах, о посуде и материале, из которого она сделана.Упражнять в образовании относительных прилагательных.Упражнять в согласовании числительных с...