Консультация для педагогов
консультация по логопедии

Логопедическая ритмика

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл logopedicheskaya_ritmika.docx18.38 КБ

Предварительный просмотр:

                                      Логопедическая ритмика

Логопедическая ритмика – это своеобразная форма коррекционного обучения, направленная на преодоление речевых затруднений ребенка и включающая в себя средства логопедического, музыкально-ритмического и физического воспитания. В логоритмических  занятиях теснейшим образом переплетаются речь, музыка и движение.

Появление логоритмики в комплексе коррекции речевых нарушений датируется началом XX века, когда в Европе появилась система так называемого «ритмического воспитания», основоположником которой стал известный швейцарский педагог и музыкант Эмиль Жак-Далькроз, который разработал  «метод ритмической гимнастики». Его интересовало выражение музыки при помощи движения, т.е. человеческое тело становилось своеобразным инструментом, передающим ритм, темп, динамику и художественный замысел музыкального произведения. У нас в России идеи Жака-Далькроза подхватили и развили В. А. Гринер и Н. А. Александрова,     В. А. Гиляровский, Ю. А. Флоренская, Н.А. Власова и другие талантливые педагоги и психотерапевты. Позже из большого раздела музыкальной ритмики выделилась лечебная ритмика, а затем и одно из ее ответвлений – логопедическая ритмика, разработанная специально для коррекции речевых нарушений. И по сегодняшний день логопедическая ритмика  постоянно развивается и обогащается, благодаря приобретению специалистами новых знаний об особенностях функционирования сенсорных и двигательных систем человека, а также их связи с развитием других психических процессов, в частности , речи.

Логопедические занятия направлены на развитие восприятия, слухового внимания и слуховой памяти, они развивают оптико-пространственные  представления и навыки координации крупных и мелких движений, воспитывают чувство ритма и темпа, помогают научиться говорить и петь.

Все виды игровых упражнений из арсенала логоритмических делятся на две группы.

 Одна из этих групп направлена на развитие неречевых процессов, т.е. крупной и мелкой моторики, координации движений, ориентировки в пространстве, повышение мышечного тонуса, а также других психических процессов, таких, как внимание и память.

Другая группа представляет собой непосредственно речевые упражнения, развивающие правильное дыхание, способность управлять голосом, артикуляцию и мимику, восприятие речи и других звуков на слух, пассивную и активную речь, а также правильное звукопроизношение, темп и интонации речи.

Занятия логоритмикой могут включать в себя следующие виды игровых упражнений:

 1. Ходьба в различных направлениях. Как правило, эти упражнения являются вводными и заключительными. Они способствуют формированию четкой координации движений рук и ног, улучшают осанку, учат ориентироваться в пространстве, закрепляют понятие левостороннего и правостороннего движения, учат воспринимать словесную инструкцию.

 2.  Игры-упражнения, направленные на развитие способности управлять своей мышечной системой, т.е. правильно расслаблять и напрягать определенные группы мышц и произвольно совершать нужные движения.

 3. Игры–упражнения, направленные на развитие дыхания, голоса и  артикуляции – необходимы для того, чтобы внятно говорить, правильно дышать и артикулировать.

 4.  Игровые упражнения, помогающие активизировать, расширять, переключать внимание  и тренирующие память. Любому ребенку важно научиться распределять свое внимание между несколькими видами деятельности, а вместе с этим развиваются все виды памяти: моторная, зрительная и слуховая.

 5.  Речевые упражнения без музыкального сопровождения. Их суть – ритмичное проговаривание стихотворного текста с одновременным выполнением действий. Стихотворный текст в этих упражнениях является ритмической основой для выполнения определенных движений. Это позволяет совершенствовать общую и мелкую моторику и улучшать координацию движений.

 6.  Ритмические упражнения. Они направлены на выработку темпа и ритма речи и учат ребенка ориентироваться на ритмическую основу слогов, слов и фраз. Особенно полезно в тех случаях, когда ребенок, проговаривая многосложное слово, не умеет отражать его ритмическую основу, поскольку не чувствует ее, как это часто бывает у детей с синдромом   Дауна.

 7.  Пение, которое прекрасно развивает дыхание,   слух и голос любого ребенка.

 8.  Игра на детских музыкальных инструментах помогает развитию мелкой моторики и слуха, формирует чувство музыкального ритма, улучшает внимание, память.

 9.  Пальчиковые игры. Как известно, развивая ловкость и подвижность пальцев ребенка, мы улучшаем его речевое развитие.

 10.  Игры, развивающие мимику и артикуляцию. Поскольку у детей с синдромом  Дауна снижена чувствительность, они не очень хорошо ощущают свое лицо и не могут свободно управлять мелкими лицевыми мышцами. Игры этого раздела логоритмики помогают им улучшить мимическую и артикуляционную моторику, т.е., произвольную подвижность челюстей, губ, щек и языка.

 11.  Упражнения, развивающие фонематическое внимание и восприятие, т.е. различение на слух звуковых единиц языка, помогают в значительной степени улучшить произношение ребенка.

Несложно заметить, что при правильном подборе материала логоритмика помогает детям с  синдромом Дауна развить  их слабые стороны: т.е. регулировать мышечный тонус, приобретать опыт точной и согласованной работы всей мышечной системы, развивать слух, голос, внимание и память. Логоритмические занятия начинают вводиться, когда детям исполняется три года; широко используются детские песенки, стихи, потешки и игровые упражнения.

Занятия логоритмикой не заменяют специальных логопедических и других развивающих занятий, а только дополняют их, расширяя возможности для развития ребенка и его успешной социализации.

Поскольку     практически все упражнения и игры на логоритмическом занятии оказывают комплексное воздействие на  развитие малыша, одновременно активизируя разные сферы его  развития, конечную цель логоритмики можно сформулировать так: логоритмика нацелена на общее развитие ребенка и его социальную адаптацию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка» Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка»

Снижение двигательной активности отрицательно сказывается не только на физическом развитии, но и на физическом и психическом здоровье взрослого и ребенка....

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов

Консультация для воспитателей в детском саду«Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов...

Консультация для педагогов «Развиваемся и учимся играя»Консультация для педагогов «Развиваемся и учимся играя»

Мы не однократно слышали о эффективной системе развивающих игр для детей созданной известными педагогами Никитиными, родителями семерых детей, создателями принципиально новой системы воспитания и оздо...

Конспект консультации для педагогов ДОО «Использование технологии «Портфолио педагога» для организации процесса аттестации педагога ДОО».

Конспект консультации для педагогов ДОО «Использование технологии «Портфолио педагога» для организации процесса аттестации педагога ДОО»....

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ на тему "Коммуникативная компетенция педагога. Речевой этикет в профессиональной деятельности воспитателя. Требования к речи педагога как средству общения, пути её совершенствования."

Воспитатель для дошкольника - первый человек после родителей, обучающий его правилам жизни в обществе, расширяющий его кругозор, формирующий его взаимодействие в социуме. На педагоге лежит огромная от...

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов....