Консультация для родителей "Особенности речевого развития детей 4 – 5 лет"
консультация (средняя группа)

Халанова Нина Борисовна

Особенности речевого развития детей 4 – 5 лет

Подготовила: учитель-логопед 1 квалификационной категории Халанова Нина Борисовна

 

Речь ребенка в 4 года богата своим содержанием, точна и разнообразна. Он активно общается со взрослыми и детьми. Интеллектуальное развитие малыша движется вперед семимильными шагами, его уровень ясно виден в точном изложении мыслей, которыми дети спешат поделиться со своими собеседниками. У ребенка также возрастает устойчивость внимания к речи окружающих, он способен до конца выслушивать ответы взрослых.

Уровень развития речи в этот возрастной период очень зависит от уровня семейного воспитания, от того, какого качества образование дети получают в дошкольном учреждении. Эта разница становится тем заметнее, чем ближе он подходит к рубежу пяти лет.

 

Какие же особенности речевого развития ребенка 4 – 5 лет в норме?

Звукопроизношение

Значительно улучшается звукопроизношение. К 5 годам малыш должен владеть всеми звуками речи, исключение составляют шипящие звуки и [р] и [л], которые ребенок еще может плохо выговаривать. Употребление их может быть неустойчиво: правильным в одних словах и неправильным в других, верно в изолированном виде и не всегда правильно в словах, неотчетливо в малознакомых и трудных словах. Редко наблюдается пропуск звуков и слогов.

На пятом году жизни ребенок способен узнавать на слух наличие того или иного звука в слове, подобрать слово на заданный звук. Особенно, если раньше работа по развитию фонематического восприятия проводилась регулярно.

Достаточный речевой слух дает возможность ребенку различать в речи взрослых повышение и понижение громкости голоса, интонации. Дети могут сами воспроизводить различные интонации, подражая героям сказки.

Слоговая структура слова

Становится заметно, что дети правильно произносят большинство многосложных слов, не переставляя местами слоги, правильно ставят ударение, их речь приближена к литературным нормам родного языка. Некоторые недостатки артикуляции, встречающиеся в этом возрасте, считаются возрастной нормой и могут с течением времени исчезнуть без коррекции и специальных занятий.               

Словарь

В 5 лет объем словаря примерно 3000 слов. Это дает возможность ребенку полнее строить свои высказывания. В речи детей чаще появляются прилагательные, которыми они пользуются для обозначения признаков и качеств предметов, для определения цвета, кроме основных называют дополнительные (голубой, темный, оранжевый). Начинают появляться притяжательные прилагательные (лисий хвост, заячья избушка), слова, указывающие на свойства предметов, качества, материал, из которого они сделаны (например, железный ключ). Все шире использует наречия, местоимения, сложные предлоги (из-под, около и др.). Появляются обобщающие слова (посуда, одежда, мебель, овощи, фрукты).

Дети со способностью к словотворчеству активно придумывают собственные слова, с удовольствием играют рифмой, сочиняя собственные стихи.

Ребенок может быстро называть свое имя, фамилию, возраст, имена родителей, клички животных, которые живут рядом.

Грамматический строй речи

У ребенка в лексиконе достаточный запас слов для того, чтобы он мог составить предложение из 5 – 7 слов. Свое высказывание ребенок строит из 2 – 3 простых распространенных предложений, сложносочиненные и сложноподчиненные предложения использует чаще, но все еще мало.

Бурное развитие речи, желание высказаться, резкий скачок в количестве освоенных слов приводит к тому, что в речи нередко встречаются ошибки:

  • нарушается структура предложений;
  • встречается неправильное согласование по родам и числам (два стульев, синего колготка);
  • неправильно изменяются глаголы (мы хочем, они смеятся).

Связная речь

Умение вести диалог – еще одна из норм, характерных для детей данного возраста. При общении со взрослым речь его должна быть понятна, причем не только родителям, но и посторонним людям.

Несмотря на встречающиеся недостатки, в большинстве случаев дети правильно оформляют свои высказывания, начинают овладевать монологической речью. Не сразу, с помощью взрослого, дети осваивают пересказ короткого текста, прочитанного рассказа или сказки. Четырехлетние ребята фиксируют ошибки в речи сверстников, но почти не замечают собственных недочетов.

У детей 4 – 5 лет встречаются такие недостатки связной речи, как:

  • короткие связные высказывания;
  • непоследовательность высказываний, даже если содержание знакомо ребенку;
  • логически не связанные между собой фрагменты высказываний.

Как мы уже отметили, речь детей 4 – 5 лет максимально приближается к речи взрослых, правда с некоторыми недостатками. Как же понять, какие несовершенства высказываний относятся к вариантам нормы, а какие сигнализируют о том, что с речевым развитием ребенка есть проблемы?

  • в его артикуляции отсутствует произношение большинства звуковых групп: шипящих, свистящих, часты замены звуков, он не замечает речевых ошибок у себя и у окружающих;
  • наблюдается шепелявость (межзубное [с] и [з]) и грассированное произношение звука [р], когда вибрирует не кончик языка, а мягкое небо или маленький язычок в глотке («французское произношение», «картавость»). Если есть сомнения в том, правильно ли ребенок произносит этот звук, нужно попросить произнести его с открытым ртом. При дефектном звуке [р] это сделать невозможно.
  • неправильное произношение многосложных слов (игнусинный – игрушечный, тивилизиль – телевизор, в словах переставлены и пропущены слоги и звуки;
  • не может ответить на вопрос взрослого распространенным предложением, его ответы односложны;
  • он не может закончить начатую взрослым фразу, рассказать о предмете, игрушке, картинке;
  • словарный запас скудный, ограничен примитивным набором слов, чаще всего используемых в быту;
  • с трудом подбирает нужные слова, может их перепутать, если они близки по звучанию, но разные по значению;
  • не могут составить простое предложение из 2–3 слов;
  • в речи присутствуют «запинки» (предпосылка к возникновению заикания).

Это самые общие ориентиры. Все моменты требуют пристального внимания со стороны взрослого. Если с течением времени вы не наблюдаете никакой положительной динамики, то стоит обратиться к специалисту для выяснений дальнейших действий по коррекции речи. Но даже если ваш ребенок полностью вписывается в эту схему, не стоит отказываться от консультации логопеда хотя бы для собственного спокойствия.

Но что родители, которые хотят развивать речь своего ребенка 4 – 5 лет, могут сделать самостоятельно?

Необходимо помнить самое главное, речь ребенка развивается под влиянием речи взрослых и в значительной мере зависит от достаточной речевой практики, нормального социального и речевого окружения, от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней его жизни.

Внимательные родители серьезно относятся к развитию речи своего ребенка, участвуют в ее формировании и не отмахиваются от бесконечных вопросов «обо всем на свете», в семье не проходит ни дня без чтения интересной книжки. Речь такого малыша будет правильной и эмоциональной.

Практические советы

  1. Артикуляционная гимнастика.

Для тренировки мышц, отвечающих за правильную артикуляцию звуков, можно делать специальную гимнастику:

Все упражнения выполнять под счет до 7

1.Упражнение «Улыбочка»: губы растянуты  в улыбке.

2. Упражнение «Рупор»: губы вытягиваем вперед, как при звуке «У».

3. Упражнение «Заборчик»: Улыбнуться, с напряжением так, чтобы были видны передние верхние и нижние зубы.

4. Упражнение «Лопатка»:  улыбнуться, приоткрыть рот. Положить широкий расслабленный язык на нижнюю губу. Подержать его в таком положении. Если язычок не хочет расслабиться, можно похлопать его верхней губой, произнося при этом: пя-пя-пя. Язык не должен двигаться и дрожать.

5. Упражнение « Иголочка»: рот приоткрыт, губы растянуты в улыбке. Высунуть изо рта узкий, напряжённый язык, острую как иголочку.

6. Упражнение «Почистим зубки»: приоткрыть рот, почистить кончиком языка верхние и нижние зубы, делая движения из стороны в сторону.

7. Упражнение «Маляр»: улыбнуться, открыть рот и «покрасить» кончиком языка твёрдое нёбо («потолок»), двигаясь то зубов до горлышка.

8. Упражнение «Часики»: улыбнуться, открыть рот; кончик языка переводить из одного уголка рта в другой.

9. Упражнение «Качели»: улыбнуться, открыть рот, кончиком языка достать до верхней и нижней губы, делая движения верх и вниз.

10. Упражнение «Вкусное варенье»: улыбнуться, открыть рот, языком облизываем по часовой  губы.

11. Упражнение « Горка»: губы в улыбке, зубы сближены, кончик языка упирается в нижние зубки, язык в форме «горки».

12. Упражнение «Чашечка»: рот открыт, широкий расслабленный язык на нижней губе, кончик языка поднять вверх, придавая ему форму «чашечки». Передний и боковой края широкого языка подняты, но не касаются зубов.

13. Упражнение «Лошадка»: улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и, присасывая язык к нёбу, пощёлкать кончиком языка (как лошадка цокает копытами).

14. Упражнение «Грибок»: улыбнуться, широко открыть рот, присосать язык к нёбу, чтобы подъязычная связка была натянута («ножка гриба»).

15. Упражнение «Гармошка»: Улыбнуться, открыть рот, присосать язык к нёбу, открывать и закрывать рот. При этом растягивается подъязычная связка.

 

  1. Развитие мелкой моторики.

У детей 4 – 5 лет остаются актуальными пальчиковые игры (движения пальцев рук со словами, стихотворениями). Но более интересно для них становятся разнообразные упражнения, которые развивают мелкую моторику. Например:

  • рисование пластилином;
  • конструирование из бумаги в технике оригами;
  • аппликация;
  • рисование по трафаретам;
  • работа с ножницами;
  • штриховка и дорисовка;
  • игры и действия с мелкими предметами (пуговицы, мозаика, мелкий конструктор);
  • узнавать предметы на ощупь («Волшебный мешочек»);
  • работа с крупой, фасолью, горохом;
  • нанизывание бус, пуговиц на проволоку, шнурки;
  • выкладывание фигур из геометрических фигур, палочек, семян.
  1. Развитие фонематического слуха. Продолжаем предлагаем ребенку упражнения на поиск заданного звука в словах, определение его местоположения в слове (в начале или конце), придумывание своего слова с заданным звуком.

Для выработки более точного звукопроизношения нужно обращать внимание детей на неправильно произнесенные им звуки, учить прислушиваться к речи окружающих.

  1. Расширение пассивного и активного словаря.

Основная задача взрослых – расширять и активизировать словарь, развивать качественный рост (признаки и свойства). Осуществляем подбор действий к предмету: бабочка летает, змея ползет и т.д. Учим подбирать признаки: Какой? Какая? Какое? «Что это?» -«Шапка», «Шапка какая?» - «Красная, теплая, вязаная, меховая, детская, красивая и т.п.». Добиваемся и поощряем, если ребенок подбирает несколько прилагательных к одному слову. В этом возрасте особое внимание уделяем словам-антонимам (просим ребенка придумать противоположное слово): чистый – грязный, сухой – мокрый, толстый – тонкий и т.п.

Также используйте больше синонимов в речи. Например, выйдя на улицу можно сказать «Хорошая погода», а можно «Погода восхитительная, просто замечательная. Я бы даже сказала великолепная».

Изучаем   слова-обобщения   по   темам:   «Одежда», «Обувь», «Овощи», «Фрукты», «Мебель», «Животные». Закрепляем и углубляем знания о детенышах животных: лиса с лисятами, свинья с поросятами, собака со щенками и т.д. Большое значение уделяем знакомству с профессиями. Работа начинается со знакомства с семьей: «Твоя мама (папа) работает? Кем?

Формирование грамматического строя речи. Упражняем детей в употреблении имен существительных во множественном числе («Я тебе говорю про один предмет, а ты скажи про много предметов: ведро – ведра)». Эти упражнения вызывают затруднения у детей, т.к. изменяются не только окончания (карандаш – карандаши), но и само слово (ухо – уши). Упражняем в согласовании прилагательных с существительными в роде, числе (небо синее, платье; лента синяя; карандаш синий; цветы синие). Согласование числительных с существительными. «Сосчитай, сколько предметов (одно полотенце, четыре полотенца)».

Обучаем спряжению глагола (Я хочу посмотреть книгу. Дети хотят посмотреть книгу). Учим пользоваться глаголами в повелительном наклонении (принеси, пожалуйста, куклу). Момент воспитания при использовании глаголов в повелительном наклонении – не забываем волшебные слова (пожалуйста, спасибо).

Упражняем в употреблении притяжательного местоимения (мой). Предложить детям придумать предметы, про которые можно сказать: мой, моя, моѐ, мои: мой стул, моя книга, моѐ окно, мои игрушки. Учим правильно употреблять предлоги (на, в, за, из, с, под, к, над, между, перед). Упражняем в образовании существительных при помощи уменьшительно-ласкательных и других суффиксов (брат – братик, сестра – сестренка). Учим образовывать глаголы с помощью приставок, показывая картинки, где выполняются действия. (Лисичка прибежала, убежала, перебежала, выбежала) Упражняем в образовании прилагательных от существительных. (Сумка из кожи – кожаная; варенье из клубники – клубничное).

Учим составлять из слов словосочетания и предложения. (Показ картинок: «Что делает мама?» Предлагаем составить предложения со словом «моет». Мама моет посуду)

  1. Связная речь.

Старайтесь как можно чаще вовлекать ребенка в диалог. В качестве предмета для обсуждения может быть абсолютно любая тема: пейзаж на улице, погода, время года, праздники, мультфильм. Внимательно слушайте ребенка, поддерживайте зрительный контакт, задавайте наводящие вопросы, спрашивайте мнение. Живой интерес к ребенку – самый лучший мотиватор для активного расширения словарного запаса и развития связной речи!

  1. Большое значение для речевого развития имеет детская литература. Регулярное чтение детских книг, безусловно, один из самых эффективных методов развития речи. Читайте перед сном или по желанию ребенка. В качестве литературы можно использовать детские сказки, стихи, прибаутки. Стоит отметить, что скорость чтения должна быть оптимальной для ребенка (не слишком быстрой). После прочтения книги обсудите, что понравилось в произведении, запомнилось, как бы ребенок поступил на месте героя.
  2. Большую пользу принесут разнообразные речевые и словесные игры.

Чем старше становится ребенок, тем большее влияние на его речевое развитие оказывает семья. Домашним нужно следить за своей речью: говорить не быстро, правильно произносить слова, интонация должна быть спокойная.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Особенности речевого развития детей 4 – 5 лет

Подготовила: учитель-логопед 1 квалификационной категории Халанова Нина Борисовна

Речь ребенка в 4 года богата своим содержанием, точна и разнообразна. Он активно общается со взрослыми и детьми. Интеллектуальное развитие малыша движется вперед семимильными шагами, его уровень ясно виден в точном изложении мыслей, которыми дети спешат поделиться со своими собеседниками. У ребенка также возрастает устойчивость внимания к речи окружающих, он способен до конца выслушивать ответы взрослых.

Уровень развития речи в этот возрастной период очень зависит от уровня семейного воспитания, от того, какого качества образование дети получают в дошкольном учреждении. Эта разница становится тем заметнее, чем ближе он подходит к рубежу пяти лет.

Какие же особенности речевого развития ребенка 4 – 5 лет в норме?

Звукопроизношение

Значительно улучшается звукопроизношение. К 5 годам малыш должен владеть всеми звуками речи, исключение составляют шипящие звуки и [р] и [л], которые ребенок еще может плохо выговаривать. Употребление их может быть неустойчиво: правильным в одних словах и неправильным в других, верно в изолированном виде и не всегда правильно в словах, неотчетливо в малознакомых и трудных словах. Редко наблюдается пропуск звуков и слогов.

На пятом году жизни ребенок способен узнавать на слух наличие того или иного звука в слове, подобрать слово на заданный звук. Особенно, если раньше работа по развитию фонематического восприятия проводилась регулярно.

Достаточный речевой слух дает возможность ребенку различать в речи взрослых повышение и понижение громкости голоса, интонации. Дети могут сами воспроизводить различные интонации, подражая героям сказки.

Слоговая структура слова

Становится заметно, что дети правильно произносят большинство многосложных слов, не переставляя местами слоги, правильно ставят ударение, их речь приближена к литературным нормам родного языка. Некоторые недостатки артикуляции, встречающиеся в этом возрасте, считаются возрастной нормой и могут с течением времени исчезнуть без коррекции и специальных занятий.               Словарь

В 5 лет объем словаря примерно 3000 слов. Это дает возможность ребенку полнее строить свои высказывания. В речи детей чаще появляются прилагательные, которыми они пользуются для обозначения признаков и качеств предметов, для определения цвета, кроме основных называют дополнительные (голубой, темный, оранжевый). Начинают появляться притяжательные прилагательные (лисий хвост, заячья избушка), слова, указывающие на свойства предметов, качества, материал, из которого они сделаны (например, железный ключ). Все шире использует наречия, местоимения, сложные предлоги (из-под, около и др.). Появляются обобщающие слова (посуда, одежда, мебель, овощи, фрукты).

Дети со способностью к словотворчеству активно придумывают собственные слова, с удовольствием играют рифмой, сочиняя собственные стихи.

Ребенок может быстро называть свое имя, фамилию, возраст, имена родителей, клички животных, которые живут рядом.

Грамматический строй речи

У ребенка в лексиконе достаточный запас слов для того, чтобы он мог составить предложение из 5 – 7 слов. Свое высказывание ребенок строит из 2 – 3 простых распространенных предложений, сложносочиненные и сложноподчиненные предложения использует чаще, но все еще мало.

Бурное развитие речи, желание высказаться, резкий скачок в количестве освоенных слов приводит к тому, что в речи нередко встречаются ошибки:

  • нарушается структура предложений;
  • встречается неправильное согласование по родам и числам (два стульев, синего колготка);
  • неправильно изменяются глаголы (мы хочем, они смеятся).

Связная речь

Умение вести диалог – еще одна из норм, характерных для детей данного возраста. При общении со взрослым речь его должна быть понятна, причем не только родителям, но и посторонним людям.

Несмотря на встречающиеся недостатки, в большинстве случаев дети правильно оформляют свои высказывания, начинают овладевать монологической речью. Не сразу, с помощью взрослого, дети осваивают пересказ короткого текста, прочитанного рассказа или сказки. Четырехлетние ребята фиксируют ошибки в речи сверстников, но почти не замечают собственных недочетов.

У детей 4 – 5 лет встречаются такие недостатки связной речи, как:

  • короткие связные высказывания;
  • непоследовательность высказываний, даже если содержание знакомо ребенку;
  • логически не связанные между собой фрагменты высказываний.

Как мы уже отметили, речь детей 4 – 5 лет максимально приближается к речи взрослых, правда с некоторыми недостатками. Как же понять, какие несовершенства высказываний относятся к вариантам нормы, а какие сигнализируют о том, что с речевым развитием ребенка есть проблемы?

  • в его артикуляции отсутствует произношение большинства звуковых групп: шипящих, свистящих, часты замены звуков, он не замечает речевых ошибок у себя и у окружающих;
  • наблюдается шепелявость (межзубное [с] и [з]) и грассированное произношение звука [р], когда вибрирует не кончик языка, а мягкое небо или маленький язычок в глотке («французское произношение», «картавость»). Если есть сомнения в том, правильно ли ребенок произносит этот звук, нужно попросить произнести его с открытым ртом. При дефектном звуке [р] это сделать невозможно.
  • неправильное произношение многосложных слов (игнусинный – игрушечный, тивилизиль – телевизор, в словах переставлены и пропущены слоги и звуки;
  • не может ответить на вопрос взрослого распространенным предложением, его ответы односложны;
  • он не может закончить начатую взрослым фразу, рассказать о предмете, игрушке, картинке;
  • словарный запас скудный, ограничен примитивным набором слов, чаще всего используемых в

быту;

  • с трудом подбирает нужные слова, может их перепутать, если они близки по звучанию, но

разные по значению;

  • не могут составить простое предложение из 2–3 слов;
  • в речи присутствуют «запинки» (предпосылка к возникновению заикания).

Это самые общие ориентиры. Все моменты требуют пристального внимания со стороны взрослого. Если с течением времени вы не наблюдаете никакой положительной динамики, то стоит обратиться к специалисту для выяснений дальнейших действий по коррекции речи. Но даже если ваш ребенок полностью вписывается в эту схему, не стоит отказываться от консультации логопеда хотя бы для собственного спокойствия.

Но что родители, которые хотят развивать речь своего ребенка 4 – 5 лет, могут сделать самостоятельно?

Необходимо помнить самое главное, речь ребенка развивается под влиянием речи взрослых и в значительной мере зависит от достаточной речевой практики, нормального социального и речевого окружения, от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней его жизни.

Внимательные родители серьезно относятся к развитию речи своего ребенка, участвуют в ее формировании и не отмахиваются от бесконечных вопросов «обо всем на свете», в семье не проходит ни дня без чтения интересной книжки. Речь такого малыша будет правильной и эмоциональной.

Практические советы

  1. Артикуляционная гимнастика.

Для тренировки мышц, отвечающих за правильную артикуляцию звуков, можно делать специальную гимнастику:

Все упражнения выполнять под счет до 7

1.Упражнение «Улыбочка»: губы растянуты  в улыбке.

2. Упражнение «Рупор»: губы вытягиваем вперед, как при звуке «У».

3. Упражнение «Заборчик»: Улыбнуться, с напряжением так, чтобы были видны передние верхние и нижние зубы.  

4. Упражнение «Лопатка»:  улыбнуться, приоткрыть рот. Положить широкий расслабленный язык на нижнюю губу. Подержать его в таком положении. Если язычок не хочет расслабиться, можно похлопать его верхней губой, произнося при этом: пя-пя-пя. Язык не должен двигаться и дрожать.  

5. Упражнение « Иголочка»: рот приоткрыт, губы растянуты в улыбке. Высунуть изо рта узкий, напряжённый язык, острую как иголочку.

6. Упражнение «Почистим зубки»: приоткрыть рот, почистить кончиком языка верхние и нижние зубы, делая движения из стороны в сторону.

7. Упражнение «Маляр»: улыбнуться, открыть рот и «покрасить» кончиком языка твёрдое нёбо («потолок»), двигаясь то зубов до горлышка.

8. Упражнение «Часики»: улыбнуться, открыть рот; кончик языка переводить из одного уголка рта в другой.

9. Упражнение «Качели»: улыбнуться, открыть рот, кончиком языка достать до верхней и нижней губы, делая движения верх и вниз.

10. Упражнение «Вкусное варенье»: улыбнуться, открыть рот, языком облизываем по часовой  губы.

11. Упражнение « Горка»: губы в улыбке, зубы сближены, кончик языка упирается в нижние зубки, язык в форме «горки».

12. Упражнение «Чашечка»: рот открыт, широкий расслабленный язык на нижней губе, кончик языка поднять вверх, придавая ему форму «чашечки». Передний и боковой края широкого языка подняты, но не касаются зубов.

13. Упражнение «Лошадка»: улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и, присасывая язык к нёбу, пощёлкать кончиком языка (как лошадка цокает копытами).

14. Упражнение «Грибок»: улыбнуться, широко открыть рот, присосать язык к нёбу, чтобы подъязычная связка была натянута («ножка гриба»).

15. Упражнение «Гармошка»: Улыбнуться, открыть рот, присосать язык к нёбу, открывать и закрывать рот. При этом растягивается подъязычная связка.

  1. Развитие мелкой моторики.

У детей 4 – 5 лет остаются актуальными пальчиковые игры (движения пальцев рук со словами, стихотворениями). Но более интересно для них становятся разнообразные упражнения, которые развивают мелкую моторику. Например:

  • рисование пластилином;
  • конструирование из бумаги в технике оригами;
  • аппликация;
  • рисование по трафаретам;
  • работа с ножницами;
  • штриховка и дорисовка;
  • игры и действия с мелкими предметами (пуговицы, мозаика, мелкий конструктор);
  • узнавать предметы на ощупь («Волшебный мешочек»);
  • работа с крупой, фасолью, горохом;
  • нанизывание бус, пуговиц на проволоку, шнурки;
  • выкладывание фигур из геометрических фигур, палочек, семян.
  1. Развитие фонематического слуха. Продолжаем предлагаем ребенку упражнения на поиск заданного звука в словах, определение его местоположения в слове (в начале или конце), придумывание своего слова с заданным звуком.

Для выработки более точного звукопроизношения нужно обращать внимание детей на неправильно произнесенные им звуки, учить прислушиваться к речи окружающих.

  1. Расширение пассивного и активного словаря.

Основная задача взрослых – расширять и активизировать словарь, развивать качественный рост (признаки и свойства). Осуществляем подбор действий к предмету: бабочка летает, змея ползет и т.д. Учим подбирать признаки: Какой? Какая? Какое? «Что это?» -«Шапка», «Шапка какая?» - «Красная, теплая, вязаная, меховая, детская, красивая и т.п.». Добиваемся и поощряем, если ребенок подбирает несколько прилагательных к одному слову. В этом возрасте особое внимание уделяем словам-антонимам (просим ребенка придумать противоположное слово): чистый – грязный, сухой – мокрый, толстый – тонкий и т.п.

Также используйте больше синонимов в речи. Например, выйдя на улицу можно сказать «Хорошая погода», а можно «Погода восхитительная, просто замечательная. Я бы даже сказала великолепная».

Изучаем   слова-обобщения   по   темам:   «Одежда», «Обувь», «Овощи», «Фрукты», «Мебель», «Животные». Закрепляем и углубляем знания о детенышах животных: лиса с лисятами, свинья с поросятами, собака со щенками и т.д. Большое значение уделяем знакомству с профессиями. Работа начинается со знакомства с семьей: «Твоя мама (папа) работает? Кем?

Формирование грамматического строя речи. Упражняем детей в употреблении имен существительных во множественном числе («Я тебе говорю про один предмет, а ты скажи про много предметов: ведро – ведра)». Эти упражнения вызывают затруднения у детей, т.к. изменяются не только окончания (карандаш – карандаши), но и само слово (ухо – уши). Упражняем в согласовании прилагательных с существительными в роде, числе (небо синее, платье; лента синяя; карандаш синий; цветы синие). Согласование числительных с существительными. «Сосчитай, сколько предметов (одно полотенце, четыре полотенца)».

Обучаем спряжению глагола (Я хочу посмотреть книгу. Дети хотят посмотреть книгу). Учим пользоваться глаголами в повелительном наклонении (принеси, пожалуйста, куклу). Момент воспитания при использовании глаголов в повелительном наклонении – не забываем волшебные слова (пожалуйста, спасибо).

Упражняем в употреблении притяжательного местоимения (мой). Предложить детям придумать предметы, про которые можно сказать: мой, моя, моѐ, мои: мой стул, моя книга, моѐ окно, мои игрушки. Учим правильно употреблять предлоги (на, в, за, из, с, под, к, над, между, перед). Упражняем в образовании существительных при помощи уменьшительно-ласкательных и других суффиксов (брат – братик, сестра – сестренка). Учим образовывать глаголы с помощью приставок, показывая картинки, где выполняются действия. (Лисичка прибежала, убежала, перебежала, выбежала) Упражняем в образовании прилагательных от существительных. (Сумка из кожи – кожаная; варенье из клубники – клубничное).

Учим составлять из слов словосочетания и предложения. (Показ картинок: «Что делает мама?» Предлагаем составить предложения со словом «моет». Мама моет посуду)

  1. Связная речь.

Старайтесь как можно чаще вовлекать ребенка в диалог. В качестве предмета для обсуждения может быть абсолютно любая тема: пейзаж на улице, погода, время года, праздники, мультфильм. Внимательно слушайте ребенка, поддерживайте зрительный контакт, задавайте наводящие вопросы, спрашивайте мнение. Живой интерес к ребенку – самый лучший мотиватор для активного расширения словарного запаса и развития связной речи!

  1. Большое значение для речевого развития имеет детская литература. Регулярное чтение детских книг, безусловно, один из самых эффективных методов развития речи. Читайте перед сном или по желанию ребенка. В качестве литературы можно использовать детские сказки, стихи, прибаутки. Стоит отметить, что скорость чтения должна быть оптимальной для ребенка (не слишком быстрой). После прочтения книги обсудите, что понравилось в произведении, запомнилось, как бы ребенок поступил на месте героя.
  2. Большую пользу принесут разнообразные речевые и словесные игры.

Чем старше становится ребенок, тем большее влияние на его речевое развитие оказывает семья. Домашним нужно следить за своей речью: говорить не быстро, правильно произносить слова, интонация должна быть спокойная.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей: "Речевое развитие детей в общении со сверстниками".

В развитии речи детейведущая роль принадлежит взрослым: воспитателю в детском саду, родителям и близким - в семье...

Консультация для родителей "Речевое развитие детей 5 лет"

Консультация для родителей "Речевое развитие детей 5 лет"...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ЧЕРЕЗ ИГРУ» (Создание условий в семье для речевого развития ребёнка 3-4 лет)

Цель: привлечение родителей к вопросу и проблеме речевого развития детей 3-4-х лет в условиях семьи....

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ЧЕРЕЗ ИГРУ» (Создание условий в семье для речевого развития ребёнка 3-4 лет)

Речь – это способность говорить, выражать словами свою мысль. Речь напрямую зависит от умственной деятельности: она определяется ею и вместе с тем является показателем уровня умственного развити...

Консультация для родителей «Речевое развитие детей 2–3 лет. Речевые игры с детьми»

Данна консультация направлена на просвещение родителей в вопросах норм речевого развития детей 2-3 лет. А также предлагаются речевые игры для дальнейшего развития...

Консультация для родителей «Речевое развитие детей 2–3 лет. Речевые игры с детьми»

Речь детей раннего возраста постоянно улучшается, ребенок каждый день учит новые слова, и как губка впитывает в себя их. Многие мамы двухлетних детей не понимают, что каждый ребенок индивидуален...

Консультация для родителей "Речевое развитие детей 2-3 лет. Речевые игры с детьми"

Консультация для родителей  "Речевое развитие детей 2-3 лет. Речевые игры с детьми"....