ЛОГОРИТМИКА КАК ОДНА ИЗ ЭФФЕКТИВНЫХ ФОРМ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ ПЕДАГОГОВ ДОО С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОВЗ
статья по логопедии

Суркова Хатуна Владимировна

Аннотация: в данной статье рассматривается вопрос коррекционно-развивающей работы с детьми старшего дошкольного возраста с ОВЗ, раскрывается потенциал логопедической ритмики во взаимодействии со всеми педагогами ДОО, а также описываются результаты мониторинга коррекционно-развивающей деятельности педагога с детьми старшего дошкольного возраста с детьми с ОВЗ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kof-856_demidova_m.n._-_statya.docx22.19 КБ

Предварительный просмотр:

ЛОГОРИТМИКА КАК ОДНА ИЗ ЭФФЕКТИВНЫХ ФОРМ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ ПЕДАГОГОВ ДОО С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОВЗ

Демидова Марина Николаевна

воспитатель

МОУ «Лицей № 26», дошкольное отделение

 г. о. Подольск, Московская область

Суркова Галина Николаевна

заместитель директора по дошкольному воспитанию

Тинчурина Роза Минихановна

музыкальный руководитель

Суркова Хатуна Владимировна

инструктор по физической культуре

МОУ СОШ № 22 г. о. Подольск, Московская область  

Аннотация: в данной статье рассматривается вопрос коррекционно-развивающей работы с детьми старшего дошкольного возраста с ОВЗ, раскрывается потенциал логопедической ритмики во взаимодействии со всеми педагогами ДОО, а также описываются результаты мониторинга коррекционно-развивающей деятельности педагога с детьми старшего дошкольного возраста с детьми с ОВЗ.

Ключевые слова: логопедическая ритмика, коррекционно-развивающая работа, дошкольная образовательная организация, дети старшего дошкольного возраста, дети с ограниченными возможностями здоровья.

LOGORHYTHMICS AS ONE OF THE EFFECTIVE FORMS OF CORRECTIONAL AND DEVELOPMENTAL PRESCHOOL TEACHERS WITH OLDER PRESCHOOL CHILDREN WITH DISABILITIES

Demidova Marina Nikolaevna

Surkova Galina Nikolaevna

Tinchurina Rosa Minikhanov

Surkova Khatuna Vladimirovna

Abstract: this article discusses the issue of correctional and developmental work with older preschool children with disabilities, reveals the potential of speech therapy rhythmics in interaction with all preschool teachers, and also describes the results of monitoring the correctional and developmental activities of a teacher with older preschool children with children with disabilities.

Keywords: speech therapy rhythmics, correctional and developmental work, preschool educational organization, older preschool children, children with disabilities.

         На сегодняшний день в дошкольном образовании остро стоит вопрос об эффективности коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ. С такими детьми работает весь педагогический коллектив и воспитатель, и учитель-логопед, и педагог-психолог, и музыкальный руководитель, и инструктор по физической культуре. Очень важно реализовывать задачи данной работы через различные, интересные, доступные для детей с ОВЗ формы. Одной из эффективных форм коррекционно-развивающей работы с детьми старшего дошкольного возраста с ОВЗ, на наш взгляд, является логопедическая ритмика.        

Новиковская О.А. рассматривает логопедическую ритмику как комплексную методику, включающую в себя средства логопедического, музыкально-ритмического и физического воспитания. Она выделяет два направления логоритмической работы – это развитие неречевых процессов и развитие речи-логопатов, коррекция их речевых нарушений. Первое направление включает в себя совершенствование общей моторики, координацию движений, ориентацию в пространстве, регуляцию мышечного тонуса, развитие чувства музыкального темпа и ритма, певческих способностей, активизацию всех видов внимания и памяти. Второе направление представляет собой работу по развитию дыхания, голоса, выработку умеренного темпа речи и её интонационной выразительности, развитие артикуляционной и мимической моторики, координацию речи с движением, воспитание правильного звукопроизношения и формирование фонематического слуха [1, с.5].

Каракулова Е.В. рассматривает основные направления работы по формированию ритмического чувства у детей с ТНР. К первому направлению относится нормализация биологических, физиологических ритмов, которое представляет собой просветительскую работу педагогов с родителями и сопровождение ребенка с ТНР неврологом, педиатром и другими специалистами.

Вторым направлением является формирование моторного ритма: работа по воспитанию ритмического чувства [2].

        Бабушкина Р.Л., Кислякова О.М. отмечают, что на занятиях с детьми с ОВЗ педагог может использовать логопедическую и пальчиковую гимнастику; упражнения для развития мышечно-двигательного и координационного аппарата, общей моторики; вокально-артикуляционные упражнения, чистоговорки, песни и стихи, музыкальные игры; упражнения на развитие эмоциональной сферы, воображения и ассоциативно-образного мышления, коммуникативных способностей; упражнения, направленные на релаксацию [3].

       В настоящее время для педагогов ДОО представлено много пособий по логоритмике с детьми старшего дошкольного возраста с ОВЗ. Так, Н.В. Шпаковой разработаны методические рекомендации по использованию логоритмики в активизации словаря у детей дошкольного возраста с ОНР, Т.И. Сакулиной разработан практический материал для логоритмических занятий, О.А. Новиковской создано пособие по логоритмике для детей дошкольного возраста в играх и упражнениях, Н.В. Нищева, Л.Б. Гавришева предлагают новые логопедические распевки, музыкальная пальчиковая гимнастика, подвижные игры. Указанные пособия используются в нашей образовательной организации, что способствует эффективности коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ.

Следует отметить, что Ж.В. Цыганкова выдвигает гипотезу о том, что именно занятия логоритмикой предоставляют различные возможности для полноценного развития детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ. По её мнению, благодаря таким занятиям у детей происходит развитие речевых и двигательных функций, повышается  познавательный потенциал, формируются учения взаимодействовать с другими детьми, снижается  уровень тревожности, напряженности, за счет переключения с одного вида деятельности на другой, что способствует развитию полноценной личности ребенка с ОВЗ и его успешной интеграции в обществе[4, с.149].

Педагоги успешно внедряют различный материал, предложенный авторами указанных выше пособий, взаимодействуя между собой, проводя интегрированные совместные занятия по логоритмике, в которых обязательно присутствуют речевые и двигательные упражнения, музыка. В результате мониторинга коррекционно-развивающей работы у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ наблюдалось:

-  более развитые речевые и двигательные функции;

- умения взаимодействовать в коллективе сверстников;

- улучшенное психологическое и физическое здоровье;

- успешная адаптация и интеграция детей в обществе.

Таким образом, занятия логопедической ритмикой позволяет найти безграничные возможности для всестороннего и полноценного развития личности детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ. Исходя из этого, мы делаем вывод о том, что наиболее эффективной формой коррекционно-развивающей работы является логоритмика.

     

Список литературы

  1. Новиковская О.А. Логоритмика для дошкольников в играх и упражнениях: Практическое пособие для педагогов и родителей. – СПб., 2013. – 272 с.
  2. Каракулова Е.В. Формирование чувства ритма у дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи средствами логоритмики// Актуальные проблемы обучения и воспитания лиц с ограниченными возможностями здоровья. Материалы IV Всероссийской заочной научно-практической конференции, посвященной 60-летию начала подготовки дефектологов на Урале. Екатеринбург, 2022. С. 280-285.
  3. Бабушкина Р.Л., Кислякова О.М. Логопедическая ритмика: Методика работы с дошкольниками, страдающими общим недоразвитием речи / Под ред. Г. А. Волковой. – СПб.: КАРО, 2005. – 176 с.
  4. Цыганкова Ж.В. Значение логоритмики в процессе интеграции детей с ОВЗ// Актуальные проблемы начального, дошкольного и специального образования в условиях модернизации. материалы VI Всероссийской (с международным участием) научно-практической конференции в рамках юбилейного года педагогического факультета и Года добровольца и волонтера. под ред. Т. Ю. Макашиной, О. Б. Широких. 2018. С. 147-150.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подгрупповое коррекционно-развивающее занятие педагога-психолога с детьми старшего дошкольного возраста в условиях сенсорной комнаты «Волшебный камешек»

Сенсорная комната - это волшебный мир для ребенка. Погружаясь в мир сказок и волшебства, дети воспринимают все происходящее в ней как реальность.Проигрывая сказочные ситуации, дети получают знания о м...

Подгрупповое коррекционно-развивающее занятие педагога-психолога с детьми старшего дошкольного возраста в условиях сенсорной комнаты «Розовые очки»

Сенсорная комната является мощным инструментом для расширения и становления мировоззрения ребенка, его сенсорного и познавательного развития.  Пребывание в сенсорной комнате способствует нормализ...

«Использование арт-терапевтических приемов в коррекционно-развивающей работе педагога- психолога с детьми старшего дошкольного возраста с ОВЗ»

Мир ребенка с ограниченными возможностями здоровья уникален и сложен. У детей данной категории детей имеется ряд особенностей в психическом развитии, таких как: слабо развитая слуховая и зрительная па...

Конспект коррекционно-развивающего занятия педагога-психолога с детьми старшего дошкольного возраста по сказкотерапии «Страна настроения».

Цель:- развивать эмоциональную сферу дошкольников, умение распознавать настроение других (на иллюстрациях, картинках, фотографиях), эмпатию;- закрепить эмоциональный словарь (настроение...

ЛОГОРИТМИКА КАК ОДНА ИЗ ЭФФЕКТИВНЫХ ФОРМ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ ПЕДАГОГОВ ДОО С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОВЗ.

В данной статье рассматривается величайший потенциал корректно-развивающей деятельности педагога с детьми старшего докольного возраста....