памятка для родителе связная речь
консультация по логопедии

Котова Елена Александровна

Развитие связной речи в домашних условиях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pamyatka_dlya_roditele_svyaznaya_rech.doc90.5 КБ

Предварительный просмотр:

г. Нижневартовск

ул. Мира, д.70В

тел.45-73-72

                                Выпуск № 1

Связную речь развивать сложно, но можно…

Замечено: в той семье, где взрослые говорят красиво, на уровне литературного языка – дети усваивают речь быстрее и лучше, потому что речь у дошкольника формируется по подражанию.

Проблема: у вашего ребенка слабо развита связная речь, то есть умение логично, без пропусков передавать свою мысль, чтобы она была понятна другим людям.

Рекомендация: разговаривайте в присутствии детей и с детьми грамотно и красиво!

                                                        Составили:

                                                        учитель-логопед: Котова Е.А. 

г. Нижневартовск

ул. Мира, д.70В

тел.45-73-72

                                Выпуск № 2

Связную речь развивать сложно, но можно…

Замечено: в той семье, где взрослые говорят красиво, на уровне литературного языка – дети усваивают речь быстрее и лучше, потому что речь у дошкольника формируется по подражанию.

Проблема: у вашего ребенка слабо развита связная речь, то есть умение логично, без пропусков передавать содержание просмотренного мультфильма или прослушанной сказки.

Рекомендация: хотите, чтобы ваш ребёнок говорил красиво, тогда и ваша речь должны быть грамотной, выразительной, вежливой, доброжелательной.

                                                        Составили:

                                                        учитель-логопед: Котова Е.А.


Решение проблемы: если Вы прочитали ребенку сказку, рассказ, стихотворение, рассказали ему интересную историю, посмотрели мультфильм - не останавливайтесь на этом:

  • Учите малыша внимательно слушать;

  • Попросите ребенка пересказать услышанное или увиденное. В случае затруднений помогите ему наводящими вопросами;

  • Пересказывайте сказку по частям (Родитель начинает, ребенок продолжает и т.д.);

  • Заранее не сообщайте сыну (дочке) название произведения, а придумайте его вместе;

  • Поиграйте с ребенком:

Игра: «Я начну, а ты закончи», например, «Жили – были дед и баба …» (малыш может закончить любой знакомой ему сказкой: «Колобок», «Теремок», «Маша и медведь», «Снегурочка», …)  или  «В некотором царстве, в некотором государстве» или «Муха цокотуха по полю пошла …»;

  • Попробуйте совместно с ребенком рассказать потешку или прибаутку, стихотворение с разной интонацией: радостно, грустно, удивленно, огорченно, например: «Идет коза рогатая, …»;

  • Организуйте домашний театр (кукольный, пальчиковый, настольный, теневой, драматизацию) – совместно с ребенком инсценируйте сказки.

Решение проблемы: если ваш ребенок с трудом составляет предложения, то:

  • Разговаривайте с малышом на разные темы во время кормления, одевания, купания, прогулок, игр (что видите, что делаете, …);

  • Учите его поддерживать разговор, наблюдая за чем-либо, задавайте ему различные вопросы;

  • Беседуйте с ребенком о том, что вы видите вокруг себя или на картинке;

  • Показывайте сыну (дочке) книги с картинками, называйте нарисованные предметы, обсуждайте увиденное;

  • Побуждайте ребенка к активным речевым высказываниям, удивляясь чему-либо, радуясь, огорчаясь, умышленно ошибаясь, чтобы он вас поддержал или исправил;

  • Поиграйте с малышом:

Игра «Я начну, а ты закончи» - например, «Птицы весело поют, потому что …» или «Мама готовит обед для того, чтобы …»;

Игра «Придумай предложение длиннее, чем моё» - например, «Мама варит», «Мама варит суп», «Мама варит овощной суп», «Мама варит вкусный овощной суп, …»;

Игра «Путаница»: составить предложение из слов, например: «на, цветок, окно, стоит» - «На окне стоит цветок».


г. Нижневартовск

ул. Мира, д.70-В

тел.45-99-29

                                        Выпуск № 3

Связную речь развивать сложно, но можно…

Замечено: в той семье, где взрослые говорят красиво, на уровне литературного языка – дети усваивают речь быстрее и лучше, потому что речь у дошкольника формируется по подражанию.

Проблема: у вашего ребенка слабо развита связная речь, то есть умение логично, полно и последовательно описывать конкретные предметы и явления.

Рекомендация: Ваша речь является образцом для ребенка – правильный подбор слов и выражений обеспечивает точность, ясность и выразительность!

                                                        Составили:

                                                         

                                                         учитель-логопед: Котова Е.А.

г. Нижневартовск

ул. Мира, д.70-В

тел.45-99-29

                                         Выпуск № 4

Связную речь развивать сложно, но можно…

Замечено: в той семье, где взрослые говорят красиво, на уровне литературного языка – дети усваивают речь быстрее и лучше, потому что речь у дошкольника формируется по подражанию.

Проблема: у вашего ребенка слабо развита связная речь, то есть умение последовательно, грамотно, полно, образно излагать свои мысли, составляя рассказ из личного опыта.

Рекомендация: хотите, чтобы ваш ребёнок говорил красиво, тогда и ваша речь должна быть грамотной, выразительной, вежливой, доброжелательной.

                                                        Составили:

                                                                                                                                        учитель-логопед: Котова Е.А.

Решение проблемы: если у вашего ребенка возникают трудности в описании предметов, то:

  • Учите ребенка наблюдать при посещении экскурсий, прогулок, при проведении праздников, во время отдыха и путешествий, похода  в магазин;

  • Беседуйте с сыном (дочкой) о событиях прошедшего дня (о прогулках, занятиях, пережитых ярких событиях и т.д.);

  • Составляйте рассказы вместе с ребенком - взрослый начинает, ребенок продолжает, например: Мы ходили в зоопарк. - Там я видел льва. - А я видел там лису. …

  • Побуждайте малыша отвечать на вопросы:

- расскажи, что мы увидели в парке?

- как поживает твоя кошка?

- что ты делал в лесу?

  • Предлагайте ребенку совместно написать письмо, например, бабушке, описывая события из жизни семьи, или Деде Морозу;

  • Рисуйте иллюстрации из своей жизни и обсуждайте рисунки;

  • Обязательно перед сном проводите вечерние беседы о прошедшем дне;

  • Не забывайте оценивать и хвалить ребенка

Решение проблемы: если у вашего ребенка возникают трудности в описании предметов, то:

  • Показывайте  ребенку пример правильного описания предметов, проговаривайте название предмета,  его форму, цвет, величину, качество (на ощупь, вкус, из чего сделан), части предмета,  действия самого  предмета или  действия с предметом;
  • Предлагайте ребенку совместно описать предмет (взрослый – ребенок – взрослый - ребенок);
  • Побуждайте описывать предмет самостоятельно или с помощью наводящих вопросов;
  • Поиграйте  с малышом:

Игра «Кто лучше похвалит?» (похожие предметы):

        Взрослый                                         Ребенок

У меня яблоко                                 И у меня яблоко.

У меня зеленое яблоко.                А у меня красное яблоко.

Это яблоко мелкое.                          Это яблоко крупное.

Это яблоко лежит на столе.         Это яблоко лежит в вазе.

Игра «Кто лучше похвалит?» (разные предметы):

        Взрослый                                        Ребенок

        Овощ                                         фрукт

        Домашнее животное                         Дикое животное

  • Учите малыша самостоятельно  сравнивать предметы,  например: кошка – корова (Кошка – домашнее животное и корова домашнее животное. У кошки лапы, а у коровы  ноги. У кошки нет рогов, а у коровы есть рога.,…).
  • Попросите ребенка описать предметы по памяти, например: любимую игрушку, свое домашнее животное, дикое животное после посещения зоопарка,
  • Учите ребенка придумывать загадки – описания, например: Это посуда. Этот предмет большой, металлический. У него есть носик, крышка, дно, ручка, стенки. В нем нагревают воду. Что это?»

г. Нижневартовск

ул. Мира, д.70-В

тел.45-99-29

                                        Выпуск № 5

Связную речь развивать сложно, но можно…

Замечено: в той семье, где взрослые говорят красиво, на уровне литературного языка – дети усваивают речь быстрее и лучше, потому что речь у дошкольника формируется по подражанию.

Проблема: у вашего ребенка слабо развита связная речь, то есть умение связно излагать свои мысли , фантазируя и сочиняя.

Рекомендация: ребенок может научиться связно излагать свои мысли и сочинять рассказы, сказки, истории только путем систематического обучения. А Вы умеете фантазировать и сочинять?

                                                        Составили:

                                                         

                                                         учитель-логопед: Котова Е.А.

г. Нижневартовск

ул. Мира, д.70 -В

тел.45-99-29

Речь развивать сложно, но можно…

Замечено: в той семье, где взрослые говорят красиво, на уровне литературного языка – дети усваивают речь быстрее и лучше, потому что речь у дошкольника формируется по подражанию.

Проблема: у вашего ребенка нарушения речевого развития, то есть проблемы со звукопроизношением, интонационной выразительностью, речевым дыханием, снижен словарный запас, трудности в построении высказываний.

Рекомендация: «Дети учатся у взрослых правильно произносить звуки и слова, четко пересказывать содержание сказок, рассказов, передавать собственные наблюдения об окружающем, последовательно излагать свои мысли, делать выводы»

                                                        Составили:

                                                        учитель-логопед: Котова Е.А


Решение проблемы: если ваш ребенок плохо говорит, то:

  •  Вы должны проконсультироваться у специалиста

  • Важно помнить:
  • Речь взрослого образец для ребенка, поэтому говорите четко, ясно и отчетливо. Следите за своей речью!

  • Речь взрослого должна быть эмоционально насыщенной, богатой интонациями, достаточно громкой и неторопливой

  • В разговоре с детьми употребляйте слова литературного языка, не допуская грубых слов, избегая просторечий

  • Чем богаче и разнообразнее словарь взрослого, чем ярче и насыщеннее его речь, тем больше слов могут, усвоит дети

  • Правильно подбирайте слова и словесные выражения. Это обеспечит точность, ясность и выразительность вашей речи

  • В общении с детьми употребляйте слова, которые были бы доступны для понимания и легки для усвоения. Объясняйте значение новых, непонятных слов для ребенка

  • Дети младшего возраста лучше воспринимают речь взрослого, если она состоит из коротких фраз. В разговоре со старшими дошкольниками  важно шире использовать сложные и распространенные предложения.

  • Рассказывая ребенку о чем-либо, выделяйте главное, основное, то есть то, что относится к данной теме, отбрасывая все второстепенное и малозначащее. Многословие трудно воспринимается.

  • Шире используйте в общении с ребенком устное народное творчество (пословицы, поговорки, загадки, потешки).

  • Будьте терпеливы и внимательны в общении с детьми!

Решение проблемы: если ваш ребенок плохо фантазирует, сочиняет, его рассказы однообразны, бедны, то:

 

  • Необходимо знать, что в рассказе есть: начало, середина (основная часть), конец.

  • При совместном чтении предлагайте ребенку придумать продолжение и завершение рассказа, при затруднении фантазируйте вместе.

  • Придумывайте рассказы по темам, например:

- «Приключения ёжика»,

- «Случай в лесу»,

- «Как Вова помог Лене»,

- «Что мне сказал Мишка по секрету»,

- «Чудесные превращения»,

- «Сказка про капельку» и т.д.

  • Побуждайте малыша фантазировать, задавая вопросы, типа:

- А что, если бы … (три поросенка поссорились), (в нашем городе закончилась нефть), (На Земле исчезнут все волки), (ты станешь муравьем или дедушкой)?

  • Сочиняйте рассказы по цепочке : взрослый - ребенок - взрослый – ребенок.

  • Рисуя, фантазируйте и обсуждайте полученный рисунок.

  • В домашнем театре проигрывайте собственно сочиненные сказки и истории.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей. Связная речь.

В консультации родителям родителям рассказывается что такое "связная речь" , этапы ее формирования и предлагаются примеры  игр на развитие связной речи....

консультация для родителей "Связная речь, какая она?"

Что означает понятие «связная речь»? Связная речь - это последовательный и логически связанный ряд мыслей, выраженный конкретными и точными словами, соединенными в грамматически правильные предложения...

памятки по развитию связной речи

СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ ПО ПЕРЕСКАЗУ. 1.     Предварительная беседа. Подготовка детей к восприятию нового произведения, главным образом его идеи (обращение к личному опыту детей, по...

Консультация для родителей: «Связная речь старших дошкольников»

Связная речь – это не просто последовательность слов и предложений – это последовательность связанных друг с другом мыслей, которые выражены точными словами в правильно построенных п...

Памятки по развитию связной речи дошкольников

В статье представлены вниманию педагогов виды рассаказывания по всем возрастным группам...

Памятка по развитию связной речи.

Рекомендации для родителей...

Памятка родителям: связная речь

Про формирование связной речи дошкольников...