памятки по развитию связной речи
методическая разработка на тему

Брижань Оксана Михайловна

СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ ПО ПЕРЕСКАЗУ.

 

1.     Предварительная беседа. Подготовка детей к восприятию нового произведения, главным образом его идеи (обращение к личному опыту детей, показ наглядного материала и т.д.).

2.     Первичное выразительное чтение произведения.

(Эти два этапа опускаются, если произведение уже хорошо знакомо детям.)

3.     Вторичное чтение с установкой на запоминание и последующий пересказ.

4.     Подготовительная беседа (разбор произведения).

Цели ее: уточнение содержания (главным образом идеи и характеристик образов), привлечение внимания к языку (ненавязчиво подчеркнуть точные определения, сравнения, фразеологизмы), активная подготовка к выразительному пересказу (работа над прямой речью действующих лиц, осмысление интонаций, ударений, темпа, особенно в важных композиционных моментах).

5.     Повторное чтение, суммирующее результаты разбора, с целевой установкой на запоминание.

6.     Пауза для подготовки детей к ответам, для запоминания текста (несколько секунд).

7.     Пересказ произведения детьми (3 – 5 человек). Активное руководство воспитателя. В конце вызвать ребенка с наиболее яркой речью или использовать эмоциональные приемы (пересказ по ролям, инсценировка).

 

ПРИМЕЧАНИЕ:

 

1.     Не следует в подготовительной беседе досконально (иногда даже по каждой фразе) разбирать текст, задавая детям излишне много вопросов, требующих простого припоминания содержания. Вопросы должны отражать основные моменты сюжета.

2.     В млад. и средн. дошкольном возрасте практикуется совместный пересказ педагога и ребенка (договаривание ребенком слов, начатой фразы. Попеременное проговаривание последовательных предложений), а также отраженный пересказ (повторение ребенком сказанного педагогом, особенно начальных фраз).

3.     При затруднениях ребенка используются приемы: подсказ (слова, части фразы педагогом или детьми), исправление речевой ошибки, напоминание, вопросы, указания, одобрение и др.

4.     Пересказ произведения  должен сопровождаться оценкой речевой деятельности ребенка (поощрить старание, отметить положительные моменты и недостатки, внимательность детей при слушании ответа товарища; в ст. дошк. возрасте – оценить полноту пересказа, отметить самостоятельность, использование различных интонаций, темпа речи и др.).

5.     В старшем дошк. возрасте применяют прием «трансформации» текста: пересказ от первого лица, третьего лица.

6.     В случаях, когда произведение делится на логические части и длинно, применяется коллективный пересказ по частям со сменой рассказчика.

7.     В конце занятия подводятся итоги, кратко формулируется тема (сюжет) произведения (рассказывали о том, как рак перехитрил лису и т.д.).

 

 

РАССКАЗ ПО КАРТИНЕ.

Младший дошкольный возраст.

         Цель: учить детей рассматривать картину, замечать в ней самое главное и постепенно переводить их от простого перечисления предметов к связным высказываниям (ответам на вопросы воспитателя).

1.     Предварительная беседа для подготовки к восприятию содержания картины (опора на личный опыт детей, создание эмоционального настроя).

2.     Рассматривание картины.

3.     Беседа по ее содержанию. Вопросы должны быть четкими, лаконичными, последовательными, выделять центральный образ, помогать целостному восприятию картины.

4.     Сюжетный рассказ воспитателя по картине. Возможно чтение художественного произведения, загадывание загадок и т.д.

 

Средний дошкольный возраст.

         Цель: учить составлять описательные рассказы с опорой на вопросы и речевой образец педагога.

1.     Предварительная беседа для подготовки к восприятию содержания картины (опора на личный опыт детей, создание эмоционального настроя).

2.     Рассматривание картины.

3.     Беседа по ее содержанию.

4.     Целевая установка на составление рассказа по картине.

5.     Совместное рассказывание педагога с детьми: речевой образец (пример короткого и законченного высказывания), педагог начинает, а ребенок продолжает описание. К концу года подвести детей к самостоятельному рассказу.

6.     Обобщающий рассказ педагога.

 

Старший дошкольный возраст.

         Цель: учить детей самостоятельно (с небольшой помощью воспитателя) составлять описательные и повествовательные рассказы, придумывать начало и конец сюжета картины.

1.     Предварительная беседа.

2.     Рассматривание картины.

3.     Беседа об основных моментах сюжета.

4.     Целевая установка на составление рассказа.

5.     Сообщение плана рассказа (или обсуждение его с детьми).

6.     Рассказы детей (в начале года – прием совместных действий: воспитатель начинает, дети продолжают и заканчивают рассказ, коллективное составление рассказа: несколько рассказчиков) с оценкой речевой деятельности.

7.     Заканчивается занятие хорошим образцом рассказа (ребенка или воспитателя).

8.     Итоги занятия (краткая формулировка темы и сюжета рассказа).

В случае затруднений детей допустимы помощь, указания педагога, речевой образец перед рассказами детей.

         Итак, основные методические приемы: беседа об узловых моментах сюжета, совместные речевые действия, коллективный рассказ, речевой образец (допустим в начале, середине и конце занятия).

 

Подготовительная к школе группа.

 

     Цель: учить самостоятельно придумывать события, предшествовавшие изображенным на картине и последующие. Активизировать воображение приемом «вхождения в картину». Учить описывать события по серии картин.

1.     Предварительная беседа, подготавливающая к восприятию картины.

2.     Рассматривание картины.

3.     Беседа по картине (включающие вопросы, активизирующие воображение: что можно услышать, почувствовать, находясь в месте действия картины и др.)

4.     Целевая установка на составление рассказа по плану.

5.     Составление и обсуждение с детьми плана рассказа.

6.     Рассказы детей (коллективный рассказ).

7.     Оценка рассказов детей (полнота рассказа, последовательность излагаемых событий, использование разных интонаций, темпа речи, образных выражений и др.).

8.     В конце НОД дети должны услышать хороший речевой образец (ребенка или воспитателя).

9.     Итоги  НОД с краткой формулировкой детьми цели, темы рассказа и т.д.

 

ПРИМЕЧАНИЕ:

 

1.     К рассказам детей старшего дошкольного возраста предъявляют более высокие требования: точная передача сюжета, использование разнообразных языковых средств.

2.     Рассказ – образец дается в старшей и особенно в подготовительной к школе группе для обобщенного подражания, а не для простого воспроизведения. Но в то же время, в зависимости от сложности задания, допустим речевой образец всего рассказа или его части в начале, середине или конце НОД. Возможно использование литературного образца.

3.     Меняется роль воспитателя – он уже не принимает непосредственного участия в составлении рассказов, а только руководит деятельностью детей, вмешиваясь лишь в случае необходимости.

4.     Детей старшего дошкольного возраста необходимо учить замечать в картине детали: фон, пейзаж, состояние погоды, включать в свои рассказы описания природы.

5.     В беседы по содержанию картины можно включать различные грамматические и лексические упражнения. В результате таких упражнений рассказы детей станут красочнее, обогатятся разнообразными описаниями (времен года, погоды, персонажей и т.п.).

    

 

 

 

 

 

 

 

СОСТАВЛЕНИЕ ОПИСАТЕЛЬНОГО РАССКАЗА

(об игрушках, предметах быта, природе и т.д.)

 

 

Младший дошкольный возраст.

         Цель: описание игрушек, овощей, фруктов, одежды, детей, предметов быта с опорой на восприятие, последовательно задаваемые педагогом вопросы и речевой образец.

1.     Рассматривание и исследование предмета (предметов).

2.     Беседа с детьми. Совместное рассказывание. Упражнение на построение предложений. Отвечая на вопросы педагога, дети называют предмет, обращают внимание на характерные особенности  внешнего вида  (цвет, форма, материал, качества, свойства, назначение, его действия), подбирают сравнения, определения (с помощью воспитателя).

3.     Речевой образец воспитателя.

Описание можно закончить чтением литературного произведения (например, «Курочка» Е.И.Чарушина, «Петушок с семьей» К.Д.Ушинского, загадок, потешек, прибауток и т.д.)

 

 

 

Средний дошкольный возраст.

 

         Цель: подводить детей к самостоятельному составлению небольших описательных рассказов об игрушках и предметах с опорой на вопросы и речевой образец, а также по схеме (указание на предмет, его называние; описание признаков, качеств, действий предмета или с предметом; оценка предмета или отношение ребенка к нему).

1.     Рассматривание и исследование предмета (нескольких предметов).

2.     Беседа с детьми. Описание исследуемых игрушек. Называние признаков внешнего вида (цвет, форма, величина), качеств, действий с игрушкой, побуждающих ребенка рассказать, как он к ней относится, что еще знает про нее, кроме того, что назвали другие дети. Упражнение в использовании распространенных предложений, высказываний из 2 – 3 предложений.

3.     Целевая установка на рассказ. Со второй половины года дети составляют рассказ по плану, предложенному педагогом («Расскажи, какая это игрушка, из чего она сделана, как с ней можно играть») или по схеме описательного рассказа.

4.     Речевой образец педагога, который дается в разных частях занятия, по ситуации. (По образцу дети должны составить рассказ о другой, аналогичной игрушке.)

5.     Рассказы детей (3 – 5) с оценкой воспитателя.

 

 

 

 

 

 

Старший дошкольный возраст.

         Цель: учить составлять описательный рассказ разных предметов быта, природы, игрушек, людей по плану и схеме. Описание с опорой на восприятие и по памяти.

1.     Рассматривание предметов / предварительная беседа.

2.     Целевая установка на рассказ по плану / по схеме.

3.     Речевой образец воспитателя.

4.     Рассказы детей по аналогии с образцом (3 - 5).

5.     Оценка рассказов детьми, добавление к рассказам.

6.     Повторный рассказ, включающий добавления / лучший образец рассказа.

7.     Итоги занятия.

 

 

 

Подготовительная к школе группа.

         Цель: совершенствовать умение детей составлять описательные рассказы, учить проявлять инициативу в отборе фактов и объектов для своих рассказов, в выборе рассказчиков, формировать умение дополнять и оценивать выступления сверстников.

1.     Рассматривание предметов / предварительная беседа.

2.     Целевая установка на рассказ по плану / схеме.

3.     Наметить план / предложить схему.

4.     Рассказы детей с оценкой. При добавлениях рассказы повторяются целиком с этими добавлениями. Названный ребенок может выбрать объект рассказа и рассказчика.

5.     Итоги занятия.

Речевой образец используется в случае затруднений детей. Можно воспользоваться литературным образцом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РАССКАЗЫ ДЕТЕЙ ИЗ ОПЫТА.

 

Младший и средний дошкольный возраст – через индивидуальное общение, беседы с детьми (индивидуальные и коллективные, например, «Как провели выходные дни», «Что видели по дороге в детский сад»).

         Цель – активизация словаря, речи, умения общаться и делиться впечатлениями. Главная роль принадлежит педагогу.

         Темы:  «Как мы провели праздник», «Наша няня Мария Петровна», «Что мы видели на кухне» и т.д.

 

Старший дошкольный возраст – организуются специальные занятия.

         Цель – учить  использовать свой жизненный опыт, передавать его в связном повествовании, формировать умение понятно, четко, связно, последовательно излагать свои мысли без опоры на наглядный материал, формировать понятие о композиции рассказа (зачин (завязка) / начало, действие (событие) /середина, развязка / конец).

         Виды рассказов:

·        Сюжетный рассказ на основе непосредственного восприятия или труда в природе («Как мы устроили цветник», «Кто обедал в птичьей столовой»);

·        Сюжетные и описательные рассказы на основе бесед, чтения книг, рассматривания картин («Как звери живут зимой», «Что случилось на реке весной»);

·        Описательный рассказ на основе сравнения разных времен года («Наш участок зимой и летом»);

·        Описательный рассказ о каком – нибудь времени года («Мое любимое время года», «Что ты знаешь об осени»);

·        Коллективное составление письма (заболевшему товарищу, Деду Морозу и т.д.)

 

Структура занятия:

1.     Предварительная беседа – активизация детской памяти.

2.     Целевая установка на рассказывание.

3.     Обсуждение плана рассказа / схемы.

4.     Речевой образец воспитателя (начала, середины, конца рассказа).

5.     Кратковременное обдумывание рассказа детьми.

6.     Рассказы детей (5 – 6). Возможно коллективное рассказывание. Допустимы помощь воспитателя, указания, напоминание плана, схемы.

7.     В конце рассказывания – оценка детьми. Вопросы: «Что в рассказе тебе больше всего понравилось?», «Что особенно запомнилось?», «За что хотелось бы похвалить рассказчика?»

8.     Оценка рассказа воспитателем.

9.     Итоги занятия.

 

Примечание: иногда предварительные наблюдения подготавливают детей к самостоятельному выполнению задания – дети могут строить рассказы, следуя только указаниям педагога, без прослушивания образца.

 

 

 

ТВОРЧЕСКОЕ РАССКАЗЫВАНИЕ.

 

     Цель: учить детей, в рамках предложенного сюжета, придумывать завязку, ход события и развязку, описывать время и место действия, соблюдать логику развития сюжета, правдиво изображать действительность в рассказах на реалистические темы, эмоционально передавать переживания действующих лиц. Развивать творческое воображение.

 

     Виды творческих рассказов:

·        Придумывание продолжения и завершения рассказа: воспитатель сообщает начало рассказа, его завязку, а основные события, приключения героев придумывают дети (например, начало рассказа Л.А.Пеньевской «Как Миша варежку потерял»). Другие темы: «Что случилось с Юрой», «Случай в лесу», «Как взрослый еж выручил ежонка», «Медвежонок на прогулке», «День рождения зайца».

·        Придумывание рассказа или сказки по плану воспитателя: план намечает лишь последовательность рассказывания, а развитие содержания детям предстоит осуществлять самостоятельно («Приключения ежика»).

·        Придумывание рассказа по теме, предложенной воспитателем (без плана): дает большой толчок творческому воображению и самостоятельности мысли. («Новое платье Лены», «Какая игрушка понравилась Лене в детском саду», «День рождения лисы», «Как заяц в лесу гулял», «Приключения волка» и др.)  

·        Продумывание рассказа или сказки на самостоятельно выбранную тему. («Кто интереснее придумает сказку».)

 

Структура занятия:

1.     Предварительная беседа.

2.     Целевая установка с называнием темы, сюжета рассказа.

3.     Обсуждение плана / схемы.

4.     Подробный разбор одного из пунктов плана (самого интересного и трудного).

5.     Отбор лучших вариантов

6.     Кратковременное обдумывание.

7.     Рассказы детей / коллективное рассказывание.

8.     Оценка рассказов детьми и воспитателем (Насколько придерживались плана и сумели ли раскрыть замысел).

9.     Итоги занятия.

 

Примечание: В начале обучения допускается речевой образец части или всего рассказа, а также совместное рассказывание.

         Темы: «Сереже подарили новую игрушку», «Люда и Света играют в школу», «За что бабушка сказала внуку спасибо», «Вера – мамина помощница», «Кто научил Катю переходить улицу», «Забавные приключения рыжего котенка», «Как дети вылепили снежную бабу», «Как Сережа помог Наташе», «Как Ваня ходил с папой в лес» и др.Цель: повышение культуры речи как компонента профессиональной компетентности воспитателя ДОУ.

Задачи:

- уточнить и закрепить знания воспитателями культурных и методических требований к речи педагога;

- совершенствовать качество языкового оформления высказываний с использованием основных языковых норм;

- способствовать формированию профессиональной коммуникативной компетентности педагогов.

План проведения семинара:

- Обоснование проблемы. Требования к качеству речи педагога ДОУ. Понятие «культура речи».

- Практикум «Проверьте свою грамотность».

-  Рефлексия.      

Ведущий: ст. воспитатель О.М. Брижань

 

«ВАШ УСПЕХ – ВАША РЕЧЬ!»

Часть I.

 

Требования к качеству речи педагога дошкольного учреждения

            Не случайно считается, что речь человека – его визитная карточка, поскольку от того, насколько грамотно он выражается, зависит его успех не только в повседневном общении, но и в профессиональной деятельности. Особенно актуально данное утверждение по отношению к речи педагога, работающего с детьми дошкольного возраста.

         Дошкольный возраст является сензитивным периодом речевого развития ребенка, поэтому одно из ведущих направлений деятельности воспитателя детского сада – формирование устной речи и навыков речевого общения, опирающееся на владение родным литературным языком.

        Одним из основных механизмов овладения детьми родным языком является подражание.

М.М. Алексеева отмечает, что, подражая взрослым, ребенок перенимает "не только все тонкости произношения, словоупотребления, построения фраз, но также и те несовершенства и ошибки, которые встречаются в их речи".

Именно поэтому к речи педагога дошкольного образовательного учреждения сегодня предъявляются высокие требования, и проблема повышения культуры речи воспитателя рассматривается в контексте повышения качества дошкольного образования.

    Качество речевого развития дошкольника зависит от качества речи педагогов и от речевой среды, которую они создают в дошкольном образовательном учреждении.

    В современных исследованиях проблем повышения культуры речи педагога, выделяются компоненты его профессиональной речи и требования к ней.

К компонентам профессиональной речи педагога относятся:

качество языкового оформления речи;

ценностно-личностные установки педагога;

коммуникативная компетентность;

четкий отбор информации для создания высказывания;

ориентация на процесс непосредственной коммуникации.

Среди требований к речи педагога ДОУ выделяют:

Правильность – соответствие речи языковым нормам. Педагогу необходимо знать и выполнять в общении с детьми основные нормы русского языка: орфоэпические нормы (правила литературного произношения), а также нормы образования и изменения слов.

Точность – соответствие смыслового содержания речи и информации, которая лежит в ее основе. Особое внимание педагогу следует обратить на семантическую (смысловую) сторону речи, что способствует формированию у детей навыков точности словоупотребления.

Логичность – выражение в смысловых связях компонентов речи и отношений между частями и компонентами мысли. Педагогу следует учитывать, что именно в дошкольном возрасте закладываются представления о структурных компонентах связного высказывания, формируются навыки использования различных способов внутритекстовой связи.

Чистота – отсутствие в речи элементов, чуждых литературному языку. Устранение нелитературной лексики – одна из задач речевого развития детей дошкольного возраста. Решая данную задачу, принимая во внимание ведущий механизм речевого развития дошкольников (подражание), педагогу необходимо заботиться о чистоте собственной речи: недопустимо использование слов-паразитов, диалектных и жаргонных слов.

Выразительность – особенность речи, захватывающая внимание и создающая атмосферу эмоционального сопереживания. Выразительность речи педагога является мощным орудием воздействия на ребенка. Владение педагогом различными средствами выразительности речи (интонация, темп речи, сила, высота голоса и др.) способствует не только формированию произвольности выразительности речи ребенка, но и более полному осознанию им содержания речи взрослого, формированию умения выражать свое отношение к предмету разговора.

Богатство – умение использовать все языковые единицы с целью оптимального выражения информации. Педагогу следует учитывать, что в дошкольном возрасте формируются основы лексического запаса ребенка, поэтому богатый лексикон самого педагога способствует не только расширению словарного запаса ребенка, но и помогает сформировать у него навыки точности словоупотребления, выразительности и образности речи.

Уместность – употребление в речи единиц, соответствующих ситуации и условиям общения. Уместность речи педагога предполагает, прежде всего, обладание чувством стиля. Учет специфики дошкольного возраста нацеливает педагога на формирование у детей культуры речевого поведения (навыков общения, умения пользоваться разнообразными формулами речевого этикета, ориентироваться на ситуацию общения, собеседника и др.).

Безусловно, знание педагогом дошкольного образовательного учреждения названных требований, их соблюдение и постоянное совершенствование качеств своей речи – это залог успешности работы по речевому развитию детей в ДОУ.

Часть II.

Организация:    Предложить разделиться на 2 команды, дать им названия; провести семинар в соревновательной форме между командами.

    I.            Раздел “Слово”.

1.     “На вопросы – не зевай, очень быстро отвечай!”

Задание: Вспомнить понятия русского языка и назвать, одним словом.

  • Несколько слов, связанных по смыслу и грамматически. (Предложение).
  • Непостоянный морфологический признак глагола. (Лицо).
  • Должностное лицо, руководящее детским садом. (Заведующая).
  • Слова одной и той же части речи, имеющие противоположные значения. (Антонимы).
  • Слова, употребляемые жителями той или иной местности. (Диалектные).
  • Значимая часть слова, которая находится после корня и служит для образования новых слов. (Суффикс).
  • Все слова языка. (Лексика).
  • Слова одной и той же части речи, одинаково звучащие, но различные по значению. (Омонимы).
  • Группа живущих вместе близких родственников. (Семья).
  • Раздел науки о языке, изучающий звуки речи. (Фонетика).
  • Часть слова без окончания. (Основа).

2.     “Родственные (однокоренные) слова”.

На мольберте выставить 2 картины с изображением деревьев, в корне которых на карточках написаны слова. Например, лес и снег.

Задние: Игрокам предлагается написать на карточках однокоренные слова и прикрепить на ветки.

  • Лес – лесок, лесочек, лесник, лесничий, лесовод, лесные, подлесок, перелесок, полесье. . 
  • Снег – снежок, заснеженный, снеговик, снежинка, Снегурочка, снежки, снегопад, снежный. 
  • Зима – зимушка, зимний, зимовать, зимовье, зимовка, озимь, зимующие, озимые. 
  • Лед – ледок, льдинка, льдина, ледник, ледоход, ледяной, гололед, ледовый. 
  • Дуб – дубок, дубочек, дубовый, дубрава, дубина. 

 

3.     “Почему так называется?” (Этимология).

Задание: Объяснить, почему так называются растения.

  • Ежевика – куст ежевики покрыт острыми шипами, как у ежа. 
  • Шиповник – веточки покрыты острыми шипами. 
  • Малина – от слов “малый”, “маленький”. Ягода малины состоит из малых частей, как бы сплетенных между собой. 
  • Смородина – “смрад” - запах, листья и ягоды сильно пахнут.

4.     Подскажите слово.

Задание: Предложить каждой команде по цепочке добавить слово, продолжить диалог:

  • Кошка мяукает, а воробей…
  • Соль в солонке, а масло…
  • У лошади хвост лошадиный, а у собаки..
  • У ребенка рука, а у куклы …
  • Медведь спит в берлоге, а волк…
  • У кошки котята, а у слонихи…
  • У собаки щенята, а у жирафа…..
  • Корова мычит, а собака…
  • Цыпленок желтый, а курица…
  • Курица кудахчет, а утка…
  • Заяц пушистый, а слон…
  • У коровы рога, а у козленка…
  • У голубя перья, а у лисы…

5.     Найдите похожие по звучанию слова:

Задание: Подобрать схожее по звучанию слово в быстром темпе.

  • Спички – синички,
  • Врач – мяч,
  • Значок – крючок,
  • Ключи – кирпичи,
  • Стол – пол,
  • Халат – салат,
  • Елка – иголка,
  • Белка – стрелка,
  • Зайцы – пальцы,

   II.            раздел “Пословицы и поговорки”.

1.     Исправьте ошибки в пословицах.

Задание: Найти ошибку и исправить.

  • После драки много хромых (Храбрых).
  • Одна голова – хорошо, а две – некрасиво (Лучше).
  • Не откладывай на завтра то, что можно сделать послезавтра (Сегодня).
  • Пришел, увидел, купил (Победил).
  • У каждого своя голова на шее (Плечах).
  • Мало хотеть – надо клянчить (Уметь).
  • Землю красит солнце, а человека – парикмахер (Труд).

2.     Составьте пословицы и поговорки из набора слов:

Командам предложить карточки с перечнем слов.

Задание: Составить пословицы.

  • Язык, голова, болтает, отвечает, а. (Язык болтает, а голова отвечает).
  • Порознь, а, вместе, хорошо, петь, говорить. (Петь хорошо вместе, а говорить порознь).
  • Книга, не, манит, к, себе, а, пряник. (Книга не пряник, а к себе манит.)
  • Ум, без, крыльев, птица, без, как, книги. (Ум без книги, как птица без крыльев).
  • Всегда, пустой, нос, кверху, колос, дерет. (Пустой колос всегда нос кверху дерет).
  • Дурак, а, умный, любит, учить, учиться. (Умный любит учиться, а дурак – учить).
  • Зайца, зубы, носят, волка, хвост, бережет, лису, ноги, кормят. (Зайца ноги носят, волка зубы кормят, лису хвост бережет).
  • За, день, плетень, не, привяжешь, уходит. (Уходит день – не привяжешь за плетень).
  • Не, капусту, шинкуют, языком. (Языком капусту не шинкуют).
  • Бранятся, тешатся, только, милые. (Милые бранятся, только тешатся).

III.            раздел “ В мире сказок”.

2. Современная реклама.

Задание: Нужно назвать героя сказки, который мог бы разместить в газете такое объявление. А заодно вспомнить, как называется литературное произведение и кто его автор.

  • Предлагаю новое корыто, избу, столбовое дворянство в обмен на стиральную машинку. (Старуха из “Сказки о рыбаке и рыбке”).
  • Несу золотые яйца. (Курочка Ряба из русской народной сказки).
  • Потерян ключ из драгоценного металла. (Буратино из сказки “Золотой ключик или Приключения Буратино” А.Н. Толстого).
  • Ветеринарные услуги с выездом в любую часть света. (Доктор Айболит из сказки К.И.Чуковского).
  • Отмою все! (Мойдодыр из произведения К.И.Чуковского).
  • Туристическая фирма организует воздушное путешествие вдоль молочной реки с кисельными берегами. (“Гуси-лебеди”)..

Раздел   «Проверьте свою грамотность».

1   Грамматическая правильность (бумага зеленого цвета)

·        Проспрягать глаголы: бежать, хотеть.

В каком случае используется  форма глагола бегите?

·        Образовать форму повелительного наклонения глаголов:

Ехать – поезжай(те); бежать – беги(те); махать – маши(те), махай(те); сесть – сядь(те); лечь – ляг(те).

·             Определить род существительных и употребить слово в правильной форме:

Окна занавешены (тюль)

Лицо скрыто (вуаль)

Крышу кроют (толь)

Вымою голову (шампунь)

Голова покрыта (шаль)

· Закончите предложения, употребив существительное в правильной форме:

Я встала, сняв ребенка с (колени).

В саду много (яблони), (вишни), (смородина).

Карантин по гриппу продолжался 22 (сутки).

Я купила весь садовый инвентарь, кроме (грабли).

2 Орфоэпическая правильность (бумага голубого цвета)

· Расставить ударение и прочесть слова: звонит, красивее, баловать,  балуешь, избалованный, мышление,  эксперт, деньгами, сливовый, свекла, творог, обеспечение.

         3.    Лексика   (бумага розового цвета)

Исправить предложение:

         Он полный невежа в вопросах искусства.

        Мальчик одел пальто и шапку и пошел гулять.

        Коля является ведущим лидером нашей группы.

        Когда я вернулся обратно к своим друзьям, все были очень рады.

Беседа с детьми подошла к своему завершающему концу.

Все дети своевременно выполнили заданное задание.Цель: повышение культуры речи как компонента профессиональной компетентности воспитателя ДОУ.

Задачи:

- уточнить и закрепить знания воспитателями культурных и методических требований к речи педагога;

- совершенствовать качество языкового оформления высказываний с использованием основных языковых норм;

- способствовать формированию профессиональной коммуникативной компетентности педагогов.

План проведения семинара:

- Обоснование проблемы. Требования к качеству речи педагога ДОУ. Понятие «культура речи».

- Практикум «Проверьте свою грамотность».

-  Рефлексия.      

Ведущий: ст. воспитатель О.М. Брижань

 

«ВАШ УСПЕХ – ВАША РЕЧЬ!»

Часть I.

 

Требования к качеству речи педагога дошкольного учреждения

            Не случайно считается, что речь человека – его визитная карточка, поскольку от того, насколько грамотно он выражается, зависит его успех не только в повседневном общении, но и в профессиональной деятельности. Особенно актуально данное утверждение по отношению к речи педагога, работающего с детьми дошкольного возраста.

         Дошкольный возраст является сензитивным периодом речевого развития ребенка, поэтому одно из ведущих направлений деятельности воспитателя детского сада – формирование устной речи и навыков речевого общения, опирающееся на владение родным литературным языком.

        Одним из основных механизмов овладения детьми родным языком является подражание.

М.М. Алексеева отмечает, что, подражая взрослым, ребенок перенимает "не только все тонкости произношения, словоупотребления, построения фраз, но также и те несовершенства и ошибки, которые встречаются в их речи".

Именно поэтому к речи педагога дошкольного образовательного учреждения сегодня предъявляются высокие требования, и проблема повышения культуры речи воспитателя рассматривается в контексте повышения качества дошкольного образования.

    Качество речевого развития дошкольника зависит от качества речи педагогов и от речевой среды, которую они создают в дошкольном образовательном учреждении.

    В современных исследованиях проблем повышения культуры речи педагога, выделяются компоненты его профессиональной речи и требования к ней.

К компонентам профессиональной речи педагога относятся:

качество языкового оформления речи;

ценностно-личностные установки педагога;

коммуникативная компетентность;

четкий отбор информации для создания высказывания;

ориентация на процесс непосредственной коммуникации.

Среди требований к речи педагога ДОУ выделяют:

Правильность – соответствие речи языковым нормам. Педагогу необходимо знать и выполнять в общении с детьми основные нормы русского языка: орфоэпические нормы (правила литературного произношения), а также нормы образования и изменения слов.

Точность – соответствие смыслового содержания речи и информации, которая лежит в ее основе. Особое внимание педагогу следует обратить на семантическую (смысловую) сторону речи, что способствует формированию у детей навыков точности словоупотребления.

Логичность – выражение в смысловых связях компонентов речи и отношений между частями и компонентами мысли. Педагогу следует учитывать, что именно в дошкольном возрасте закладываются представления о структурных компонентах связного высказывания, формируются навыки использования различных способов внутритекстовой связи.

Чистота – отсутствие в речи элементов, чуждых литературному языку. Устранение нелитературной лексики – одна из задач речевого развития детей дошкольного возраста. Решая данную задачу, принимая во внимание ведущий механизм речевого развития дошкольников (подражание), педагогу необходимо заботиться о чистоте собственной речи: недопустимо использование слов-паразитов, диалектных и жаргонных слов.

Выразительность – особенность речи, захватывающая внимание и создающая атмосферу эмоционального сопереживания. Выразительность речи педагога является мощным орудием воздействия на ребенка. Владение педагогом различными средствами выразительности речи (интонация, темп речи, сила, высота голоса и др.) способствует не только формированию произвольности выразительности речи ребенка, но и более полному осознанию им содержания речи взрослого, формированию умения выражать свое отношение к предмету разговора.

Богатство – умение использовать все языковые единицы с целью оптимального выражения информации. Педагогу следует учитывать, что в дошкольном возрасте формируются основы лексического запаса ребенка, поэтому богатый лексикон самого педагога способствует не только расширению словарного запаса ребенка, но и помогает сформировать у него навыки точности словоупотребления, выразительности и образности речи.

Уместность – употребление в речи единиц, соответствующих ситуации и условиям общения. Уместность речи педагога предполагает, прежде всего, обладание чувством стиля. Учет специфики дошкольного возраста нацеливает педагога на формирование у детей культуры речевого поведения (навыков общения, умения пользоваться разнообразными формулами речевого этикета, ориентироваться на ситуацию общения, собеседника и др.).

Безусловно, знание педагогом дошкольного образовательного учреждения названных требований, их соблюдение и постоянное совершенствование качеств своей речи – это залог успешности работы по речевому развитию детей в ДОУ.

Часть II.

Организация:    Предложить разделиться на 2 команды, дать им названия; провести семинар в соревновательной форме между командами.

    I.            Раздел “Слово”.

1.     “На вопросы – не зевай, очень быстро отвечай!”

Задание: Вспомнить понятия русского языка и назвать, одним словом.

  • Несколько слов, связанных по смыслу и грамматически. (Предложение).
  • Непостоянный морфологический признак глагола. (Лицо).
  • Должностное лицо, руководящее детским садом. (Заведующая).
  • Слова одной и той же части речи, имеющие противоположные значения. (Антонимы).
  • Слова, употребляемые жителями той или иной местности. (Диалектные).
  • Значимая часть слова, которая находится после корня и служит для образования новых слов. (Суффикс).
  • Все слова языка. (Лексика).
  • Слова одной и той же части речи, одинаково звучащие, но различные по значению. (Омонимы).
  • Группа живущих вместе близких родственников. (Семья).
  • Раздел науки о языке, изучающий звуки речи. (Фонетика).
  • Часть слова без окончания. (Основа).

2.     “Родственные (однокоренные) слова”.

На мольберте выставить 2 картины с изображением деревьев, в корне которых на карточках написаны слова. Например, лес и снег.

Задние: Игрокам предлагается написать на карточках однокоренные слова и прикрепить на ветки.

  • Лес – лесок, лесочек, лесник, лесничий, лесовод, лесные, подлесок, перелесок, полесье. . 
  • Снег – снежок, заснеженный, снеговик, снежинка, Снегурочка, снежки, снегопад, снежный. 
  • Зима – зимушка, зимний, зимовать, зимовье, зимовка, озимь, зимующие, озимые. 
  • Лед – ледок, льдинка, льдина, ледник, ледоход, ледяной, гололед, ледовый. 
  • Дуб – дубок, дубочек, дубовый, дубрава, дубина. 

 

3.     “Почему так называется?” (Этимология).

Задание: Объяснить, почему так называются растения.

  • Ежевика – куст ежевики покрыт острыми шипами, как у ежа. 
  • Шиповник – веточки покрыты острыми шипами. 
  • Малина – от слов “малый”, “маленький”. Ягода малины состоит из малых частей, как бы сплетенных между собой. 
  • Смородина – “смрад” - запах, листья и ягоды сильно пахнут.

4.     Подскажите слово.

Задание: Предложить каждой команде по цепочке добавить слово, продолжить диалог:

  • Кошка мяукает, а воробей…
  • Соль в солонке, а масло…
  • У лошади хвост лошадиный, а у собаки..
  • У ребенка рука, а у куклы …
  • Медведь спит в берлоге, а волк…
  • У кошки котята, а у слонихи…
  • У собаки щенята, а у жирафа…..
  • Корова мычит, а собака…
  • Цыпленок желтый, а курица…
  • Курица кудахчет, а утка…
  • Заяц пушистый, а слон…
  • У коровы рога, а у козленка…
  • У голубя перья, а у лисы…
  • Воробей маленький, а орел…
  • У зайчихи зайчонок, а у индейки …
  • Клест – зимующая птица, а лебедь…
  • Олень – рогатый, а волк…
  • Воробей чирикает, а ворона…
  • Сокол летает, а страус…
  • У белки дупло, а у лисы...

5.     Найдите похожие по звучанию слова:

Задание: Подобрать схожее по звучанию слово в быстром темпе.

  • Спички – синички,
  • Врач – мяч,
  • Значок – крючок,
  • Ключи – кирпичи,
  • Стол – пол,
  • Халат – салат,
  • Елка – иголка,
  • Белка – стрелка,
  • Зайцы – пальцы,
  • Яйцо – крыльцо,
  • Огурец – продавец,
  • Дворец – певец,
  • Пирог – творог,
  • Ворона – корона,
  • Топор – забор,
  • Нора – дыра.

   II.            раздел “Пословицы и поговорки”.

1.     Исправьте ошибки в пословицах.

Задание: Найти ошибку и исправить.

  • После драки много хромых (Храбрых).
  • Одна голова – хорошо, а две – некрасиво (Лучше).
  • Не откладывай на завтра то, что можно сделать послезавтра (Сегодня).
  • Пришел, увидел, купил (Победил).
  • У каждого своя голова на шее (Плечах).
  • Мало хотеть – надо клянчить (Уметь).
  • Землю красит солнце, а человека – парикмахер (Труд).
  • На всякий урок (час) ума не напасешься.
  • Бесплатный сыр бывает только у мышки ловкой (В мышеловке).
  • Испокон века телевизор (Книга) растит человека.

2.     Составьте пословицы и поговорки из набора слов:

Командам предложить карточки с перечнем слов.

Задание: Составить пословицы.

  • Язык, голова, болтает, отвечает, а. (Язык болтает, а голова отвечает).
  • Порознь, а, вместе, хорошо, петь, говорить. (Петь хорошо вместе, а говорить порознь).
  • Книга, не, манит, к, себе, а, пряник. (Книга не пряник, а к себе манит.)
  • Ум, без, крыльев, птица, без, как, книги. (Ум без книги, как птица без крыльев).
  • Всегда, пустой, нос, кверху, колос, дерет. (Пустой колос всегда нос кверху дерет).
  • Дурак, а, умный, любит, учить, учиться. (Умный любит учиться, а дурак – учить).
  • Зайца, зубы, носят, волка, хвост, бережет, лису, ноги, кормят. (Зайца ноги носят, волка зубы кормят, лису хвост бережет).
  • За, день, плетень, не, привяжешь, уходит. (Уходит день – не привяжешь за плетень).
  • Не, капусту, шинкуют, языком. (Языком капусту не шинкуют).
  • Бранятся, тешатся, только, милые. (Милые бранятся, только тешатся).

III.            раздел “ В мире сказок”.

2. Современная реклама.

Задание: Нужно назвать героя сказки, который мог бы разместить в газете такое объявление. А заодно вспомнить, как называется литературное произведение и кто его автор.

  • Предлагаю новое корыто, избу, столбовое дворянство в обмен на стиральную машинку. (Старуха из “Сказки о рыбаке и рыбке”).
  • Несу золотые яйца. (Курочка Ряба из русской народной сказки).
  • Потерян ключ из драгоценного металла. (Буратино из сказки “Золотой ключик или Приключения Буратино” А.Н. Толстого).
  • Ветеринарные услуги с выездом в любую часть света. (Доктор Айболит из сказки К.И.Чуковского).
  • Отмою все! (Мойдодыр из произведения К.И.Чуковского).
  • Туристическая фирма организует воздушное путешествие вдоль молочной реки с кисельными берегами. (“Гуси-лебеди”)..

Раздел   «Проверьте свою грамотность».

1   Грамматическая правильность (бумага зеленого цвета)

·        Проспрягать глаголы: бежать, хотеть.

В каком случае используется  форма глагола бегите?

·        Образовать форму повелительного наклонения глаголов:

Ехать – поезжай(те); бежать – беги(те); махать – маши(те), махай(те); сесть – сядь(те); лечь – ляг(те).

·             Определить род существительных и употребить слово в правильной форме:

Окна занавешены (тюль)

Лицо скрыто (вуаль)

Крышу кроют (толь)

Вымою голову (шампунь)

Голова покрыта (шаль)

· Закончите предложения, употребив существительное в правильной форме:

Я встала, сняв ребенка с (колени).

В саду много (яблони), (вишни), (смородина).

Карантин по гриппу продолжался 22 (сутки).

Я купила весь садовый инвентарь, кроме (грабли).

2 Орфоэпическая правильность (бумага голубого цвета)

· Расставить ударение и прочесть слова: звонит, красивее, баловать,  балуешь, избалованный, мышление,  эксперт, деньгами, сливовый, свекла, творог, обеспечение.

         3.    Лексика   (бумага розового цвета)

Исправить предложение:

         Он полный невежа в вопросах искусства.

        Мальчик одел пальто и шапку и пошел гулять.

        Коля является ведущим лидером нашей группы.

        Когда я вернулся обратно к своим друзьям, все были очень рады.

Беседа с детьми подошла к своему завершающему концу.

Все дети своевременно выполнили заданное задание.

Врачиха выписала детям лекарство.

          Рефлексия. Методика «Неоконченное предложение».

Сегодняшний семинар помог мне убедиться…

Выполнять задания мне помогало…

В ходе семинара мне было…

Я оцениваю семинар …

 

Литература:

Миловидова И. Проверьте свою грамотность. М., Изд-во «Фамилия», 1995.

Справочник старшего воспитателя, № 3, 2009г.

Д.Э. Розенталь «А как лучше сказать?»; Москва «Просвещение» 1988.

Л. И. Скворцов «Культура русской речи»; Москва «Знание» 1995

 

 

 

Врачиха выписала детям лекарство

Литература:

Миловидова И. Проверьте свою грамотность. М., Изд-во «Фамилия», 1995.

Справочник старшего воспитателя, № 3, 2009г.

Д.Э. Розенталь «А как лучше сказать?»; Москва «Просвещение» 1988.

Л. И. Скворцов «Культура русской речи»; Москва «Знание» 1995

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_svyaznoy_rechi_pamyatki.doc75.5 КБ

Предварительный просмотр:

СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ ПО ПЕРЕСКАЗУ.

  1. Предварительная беседа. Подготовка детей к восприятию нового произведения, главным образом его идеи (обращение к личному опыту детей, показ наглядного материала и т.д.).
  2. Первичное выразительное чтение произведения.

(Эти два этапа опускаются, если произведение уже хорошо знакомо детям.)

  1. Вторичное чтение с установкой на запоминание и последующий пересказ.
  2. Подготовительная беседа (разбор произведения).

Цели ее: уточнение содержания (главным образом идеи и характеристик образов), привлечение внимания к языку (ненавязчиво подчеркнуть точные определения, сравнения, фразеологизмы), активная подготовка к выразительному пересказу (работа над прямой речью действующих лиц, осмысление интонаций, ударений, темпа, особенно в важных композиционных моментах).

  1. Повторное чтение, суммирующее результаты разбора, с целевой установкой на запоминание.
  2. Пауза для подготовки детей к ответам, для запоминания текста (несколько секунд).
  3. Пересказ произведения детьми (3 – 5 человек). Активное руководство воспитателя. В конце вызвать ребенка с наиболее яркой речью или использовать эмоциональные приемы (пересказ по ролям, инсценировка).

ПРИМЕЧАНИЕ:

  1. Не следует в подготовительной беседе досконально (иногда даже по каждой фразе) разбирать текст, задавая детям излишне много вопросов, требующих простого припоминания содержания. Вопросы должны отражать основные моменты сюжета.
  2. В млад. и средн. дошкольном возрасте практикуется совместный пересказ педагога и ребенка (договаривание ребенком слов, начатой фразы. Попеременное проговаривание последовательных предложений), а также отраженный пересказ (повторение ребенком сказанного педагогом, особенно начальных фраз).
  3. При затруднениях ребенка используются приемы: подсказ (слова, части фразы педагогом или детьми), исправление речевой ошибки, напоминание, вопросы, указания, одобрение и др.
  4. Пересказ произведения  должен сопровождаться оценкой речевой деятельности ребенка (поощрить старание, отметить положительные моменты и недостатки, внимательность детей при слушании ответа товарища; в ст. дошк. возрасте – оценить полноту пересказа, отметить самостоятельность, использование различных интонаций, темпа речи и др.).
  5. В старшем дошк. возрасте применяют прием «трансформации» текста: пересказ от первого лица, третьего лица.
  6. В случаях, когда произведение делится на логические части и длинно, применяется коллективный пересказ по частям со сменой рассказчика.
  7. В конце занятия подводятся итоги, кратко формулируется тема (сюжет) произведения (рассказывали о том, как рак перехитрил лису и т.д.).

РАССКАЗ ПО КАРТИНЕ.

Младший дошкольный возраст.

        Цель: учить детей рассматривать картину, замечать в ней самое главное и постепенно переводить их от простого перечисления предметов к связным высказываниям (ответам на вопросы воспитателя).

  1. Предварительная беседа для подготовки к восприятию содержания картины (опора на личный опыт детей, создание эмоционального настроя).
  2. Рассматривание картины.
  3. Беседа по ее содержанию. Вопросы должны быть четкими, лаконичными, последовательными, выделять центральный образ, помогать целостному восприятию картины.
  4. Сюжетный рассказ воспитателя по картине. Возможно чтение художественного произведения, загадывание загадок и т.д.

Средний дошкольный возраст.

        Цель: учить составлять описательные рассказы с опорой на вопросы и речевой образец педагога.

  1. Предварительная беседа для подготовки к восприятию содержания картины (опора на личный опыт детей, создание эмоционального настроя).
  2. Рассматривание картины.
  3. Беседа по ее содержанию.
  4. Целевая установка на составление рассказа по картине.
  5. Совместное рассказывание педагога с детьми: речевой образец (пример короткого и законченного высказывания), педагог начинает, а ребенок продолжает описание. К концу года подвести детей к самостоятельному рассказу.
  6. Обобщающий рассказ педагога.

Старший дошкольный возраст.

        Цель: учить детей самостоятельно (с небольшой помощью воспитателя) составлять описательные и повествовательные рассказы, придумывать начало и конец сюжета картины.

  1. Предварительная беседа.
  2. Рассматривание картины.
  3. Беседа об основных моментах сюжета.
  4. Целевая установка на составление рассказа.
  5. Сообщение плана рассказа (или обсуждение его с детьми).
  6. Рассказы детей (в начале года – прием совместных действий: воспитатель начинает, дети продолжают и заканчивают рассказ, коллективное составление рассказа: несколько рассказчиков) с оценкой речевой деятельности.
  7. Заканчивается занятие хорошим образцом рассказа (ребенка или воспитателя).
  8. Итоги занятия (краткая формулировка темы и сюжета рассказа).

В случае затруднений детей допустимы помощь, указания педагога, речевой образец перед рассказами детей.

        Итак, основные методические приемы: беседа об узловых моментах сюжета, совместные речевые действия, коллективный рассказ, речевой образец (допустим в начале, середине и конце занятия).

Подготовительная к школе группа.

        Цель: учить самостоятельно придумывать события, предшествовавшие изображенным на картине и последующие. Активизировать воображение приемом «вхождения в картину». Учить описывать события по серии картин.

  1. Предварительная беседа, подготавливающая к восприятию картины.
  2. Рассматривание картины.
  3. Беседа по картине (включающие вопросы, активизирующие воображение: что можно услышать, почувствовать, находясь в месте действия картины и др.)
  4. Целевая установка на составление рассказа по плану.
  5. Составление и обсуждение с детьми плана рассказа.
  6. Рассказы детей (коллективный рассказ).
  7. Оценка рассказов детей (полнота рассказа, последовательность излагаемых событий, использование разных интонаций, темпа речи, образных выражений и др.).
  8. В конце НОД дети должны услышать хороший речевой образец (ребенка или воспитателя).
  9. Итоги  НОД с краткой формулировкой детьми цели, темы рассказа и т.д.

ПРИМЕЧАНИЕ:

  1. К рассказам детей старшего дошкольного возраста предъявляют более высокие требования: точная передача сюжета, использование разнообразных языковых средств.
  2. Рассказ – образец дается в старшей и особенно в подготовительной к школе группе для обобщенного подражания, а не для простого воспроизведения. Но в то же время, в зависимости от сложности задания, допустим речевой образец всего рассказа или его части в начале, середине или конце НОД. Возможно использование литературного образца.
  3. Меняется роль воспитателя – он уже не принимает непосредственного участия в составлении рассказов, а только руководит деятельностью детей, вмешиваясь лишь в случае необходимости.
  4. Детей старшего дошкольного возраста необходимо учить замечать в картине детали: фон, пейзаж, состояние погоды, включать в свои рассказы описания природы.
  5. В беседы по содержанию картины можно включать различные грамматические и лексические упражнения. В результате таких упражнений рассказы детей станут красочнее, обогатятся разнообразными описаниями (времен года, погоды, персонажей и т.п.).

     

СОСТАВЛЕНИЕ ОПИСАТЕЛЬНОГО РАССКАЗА

(об игрушках, предметах быта, природе и т.д.)

Младший дошкольный возраст.

        Цель: описание игрушек, овощей, фруктов, одежды, детей, предметов быта с опорой на восприятие, последовательно задаваемые педагогом вопросы и речевой образец.

  1. Рассматривание и исследование предмета (предметов).
  2. Беседа с детьми. Совместное рассказывание. Упражнение на построение предложений. Отвечая на вопросы педагога, дети называют предмет, обращают внимание на характерные особенности  внешнего вида  (цвет, форма, материал, качества, свойства, назначение, его действия), подбирают сравнения, определения (с помощью воспитателя).
  3. Речевой образец воспитателя.

Описание можно закончить чтением литературного произведения (например, «Курочка» Е.И.Чарушина, «Петушок с семьей» К.Д.Ушинского, загадок, потешек, прибауток и т.д.)

Средний дошкольный возраст.

        Цель: подводить детей к самостоятельному составлению небольших описательных рассказов об игрушках и предметах с опорой на вопросы и речевой образец, а также по схеме (указание на предмет, его называние; описание признаков, качеств, действий предмета или с предметом; оценка предмета или отношение ребенка к нему).

  1. Рассматривание и исследование предмета (нескольких предметов).
  2. Беседа с детьми. Описание исследуемых игрушек. Называние признаков внешнего вида (цвет, форма, величина), качеств, действий с игрушкой, побуждающих ребенка рассказать, как он к ней относится, что еще знает про нее, кроме того, что назвали другие дети. Упражнение в использовании распространенных предложений, высказываний из 2 – 3 предложений.
  3. Целевая установка на рассказ. Со второй половины года дети составляют рассказ по плану, предложенному педагогом («Расскажи, какая это игрушка, из чего она сделана, как с ней можно играть») или по схеме описательного рассказа.
  4. Речевой образец педагога, который дается в разных частях занятия, по ситуации. (По образцу дети должны составить рассказ о другой, аналогичной игрушке.)
  5. Рассказы детей (3 – 5) с оценкой воспитателя.

Старший дошкольный возраст.

        Цель: учить составлять описательный рассказ разных предметов быта, природы, игрушек, людей по плану и схеме. Описание с опорой на восприятие и по памяти.

  1. Рассматривание предметов / предварительная беседа.
  2. Целевая установка на рассказ по плану / по схеме.
  3. Речевой образец воспитателя.
  4. Рассказы детей по аналогии с образцом (3 - 5).
  5. Оценка рассказов детьми, добавление к рассказам.
  6. Повторный рассказ, включающий добавления / лучший образец рассказа.
  7. Итоги занятия.

Подготовительная к школе группа.

        Цель: совершенствовать умение детей составлять описательные рассказы, учить проявлять инициативу в отборе фактов и объектов для своих рассказов, в выборе рассказчиков, формировать умение дополнять и оценивать выступления сверстников.

  1. Рассматривание предметов / предварительная беседа.
  2. Целевая установка на рассказ по плану / схеме.
  3. Наметить план / предложить схему.
  4. Рассказы детей с оценкой. При добавлениях рассказы повторяются целиком с этими добавлениями. Названный ребенок может выбрать объект рассказа и рассказчика.
  5. Итоги занятия.

Речевой образец используется в случае затруднений детей. Можно воспользоваться литературным образцом.

РАССКАЗЫ ДЕТЕЙ ИЗ ОПЫТА.

Младший и средний дошкольный возраст – через индивидуальное общение, беседы с детьми (индивидуальные и коллективные, например, «Как провели выходные дни», «Что видели по дороге в детский сад»).

        Цель – активизация словаря, речи, умения общаться и делиться впечатлениями. Главная роль принадлежит педагогу.

        Темы:  «Как мы провели праздник», «Наша няня Мария Петровна», «Что мы видели на кухне» и т.д.

Старший дошкольный возраст – организуются специальные занятия.

        Цель – учить  использовать свой жизненный опыт, передавать его в связном повествовании, формировать умение понятно, четко, связно, последовательно излагать свои мысли без опоры на наглядный материал, формировать понятие о композиции рассказа (зачин (завязка) / начало, действие (событие) /середина, развязка / конец).

        Виды рассказов:

  • Сюжетный рассказ на основе непосредственного восприятия или труда в природе («Как мы устроили цветник», «Кто обедал в птичьей столовой»);
  • Сюжетные и описательные рассказы на основе бесед, чтения книг, рассматривания картин («Как звери живут зимой», «Что случилось на реке весной»);
  • Описательный рассказ на основе сравнения разных времен года («Наш участок зимой и летом»);
  • Описательный рассказ о каком – нибудь времени года («Мое любимое время года», «Что ты знаешь об осени»);
  • Коллективное составление письма (заболевшему товарищу, Деду Морозу и т.д.)

Структура занятия:

  1. Предварительная беседа – активизация детской памяти.
  2. Целевая установка на рассказывание.
  3. Обсуждение плана рассказа / схемы.
  4. Речевой образец воспитателя (начала, середины, конца рассказа).
  5. Кратковременное обдумывание рассказа детьми.
  6. Рассказы детей (5 – 6). Возможно коллективное рассказывание. Допустимы помощь воспитателя, указания, напоминание плана, схемы.
  7. В конце рассказывания – оценка детьми. Вопросы: «Что в рассказе тебе больше всего понравилось?», «Что особенно запомнилось?», «За что хотелось бы похвалить рассказчика?»
  8. Оценка рассказа воспитателем.
  9. Итоги занятия.

Примечание: иногда предварительные наблюдения подготавливают детей к самостоятельному выполнению задания – дети могут строить рассказы, следуя только указаниям педагога, без прослушивания образца.

ТВОРЧЕСКОЕ РАССКАЗЫВАНИЕ.

        Цель: учить детей, в рамках предложенного сюжета, придумывать завязку, ход события и развязку, описывать время и место действия, соблюдать логику развития сюжета, правдиво изображать действительность в рассказах на реалистические темы, эмоционально передавать переживания действующих лиц. Развивать творческое воображение.

        Виды творческих рассказов:

  • Придумывание продолжения и завершения рассказа: воспитатель сообщает начало рассказа, его завязку, а основные события, приключения героев придумывают дети (например, начало рассказа Л.А.Пеньевской «Как Миша варежку потерял»). Другие темы: «Что случилось с Юрой», «Случай в лесу», «Как взрослый еж выручил ежонка», «Медвежонок на прогулке», «День рождения зайца».
  • Придумывание рассказа или сказки по плану воспитателя: план намечает лишь последовательность рассказывания, а развитие содержания детям предстоит осуществлять самостоятельно («Приключения ежика»).
  • Придумывание рассказа по теме, предложенной воспитателем (без плана): дает большой толчок творческому воображению и самостоятельности мысли. («Новое платье Лены», «Какая игрушка понравилась Лене в детском саду», «День рождения лисы», «Как заяц в лесу гулял», «Приключения волка» и др.)  
  • Продумывание рассказа или сказки на самостоятельно выбранную тему. («Кто интереснее придумает сказку».)

Структура занятия:

  1. Предварительная беседа.
  2. Целевая установка с называнием темы, сюжета рассказа.
  3. Обсуждение плана / схемы.
  4. Подробный разбор одного из пунктов плана (самого интересного и трудного).
  5. Отбор лучших вариантов
  6. Кратковременное обдумывание.
  7. Рассказы детей / коллективное рассказывание.
  8. Оценка рассказов детьми и воспитателем (Насколько придерживались плана и сумели ли раскрыть замысел).
  9. Итоги занятия.

Примечание: В начале обучения допускается речевой образец части или всего рассказа, а также совместное рассказывание.

        Темы: «Сереже подарили новую игрушку», «Люда и Света играют в школу», «За что бабушка сказала внуку спасибо», «Вера – мамина помощница», «Кто научил Катю переходить улицу», «Забавные приключения рыжего котенка», «Как дети вылепили снежную бабу», «Как Сережа помог Наташе», «Как Ваня ходил с папой в лес» и др.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка для родтителей по использованию методов мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного

Данная памятка предназначена для родителей по применению методов мнемотехники  в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста .[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"9107...

Памятка для родителей по развитию связной речи у детей

Помогите, пожалуйста, развить связную речь Вашему ребенку.Обязательно читайте ребенку!...

Автоматизация звуков, формирование грамматического строя речи и развитие связной речи. Памятка для родителей по дороге домой.

Автор- составитель Светлана Константиновна Лаура.Эта "памятка" для родителей поможет автоматизировать звуки по дороге домой от детского сада до дома, в магазине, в машине. А также расширять словарный ...

Памятки по развитию связной речи дошкольников

В статье представлены вниманию педагогов виды рассаказывания по всем возрастным группам...

Памятка по развитию связной речи.

Рекомендации для родителей...

Памятка для родителей (законных представителей) по развитию связной речи у детей. Игры и игровые задания для развития речи.

Играя с ребёнком, будьте дружелюбны и уважительны к нему. Он должен чувствовать, что эти занятия - не скучная неизбежная повинность, а интересная, увлекательная игра, в которой он обязательно должен в...