Коротко о ЛЕГО
консультация по логопедии

Верховцева Ирина Викторовна

                                                 С ЛЕГО легче все уметь,

                                                                                          С ЛЕГО легче поумнеть.

            У каждой игрушки своя история. У ЛЕГО она достаточно интересная, поэтому ее можно рассказывать детям, как имеющим нормальное психофизического развитие, так и с речевой патологией. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon korotko_o_lego_3_str.doc41 КБ

Предварительный просмотр:

Коротко о ЛЕГО

                                                                                          С ЛЕГО легче все уметь,

                                                                                          С ЛЕГО легче поумнеть.

           У каждой игрушки своя история. У ЛЕГО она достаточно интересная, поэтому ее можно рассказывать детям, как имеющим нормальное психофизического развитие, так и с речевой патологией. Датский плотник Оле Кирк Христианес в деревне Биллу основал фирму по производству деревянных игрушек; позднее фирма начала выпускать только конструкторы. Слово ЛЕГО, которое в переводе с латинского означает «я учился», «я собирал», официально зарегистрировано в Дании 1 мая 1954г. После дальнейшего развития ЛЕГО-кирпичиков компания наладила производство тематических наборов: «Зоопарк», «Дом», «Замки», «Города» и т.д. В 1989 г. начал работать образовательный отдел ЛЕГО ДАКТА, выпускающий наборы специальной учебной комплектации. В 1996 г. ЛЕГО-группа вышла в Интернет. В настоящее время обучающие наборы имеют следующую модификацию: ПРИМА – предназначены для детей от 6 мес. До 2 лет, ДУПЛА – для детей от 2 до 5 лет, ФРИСТАЙЛ – старше 5 лет.

           К сожалению, использование наборов ЛЕГО при работе с детьми, особенно родителям, как правило, не имеющими необходимого опыта, ограничивается созданием построек зачастую без предварительного плана и обдумывания важнейших узловых моментов занятия. Это объясняется во многом тем, что создание методической базы использования ЛЕГО значительно отстает от процесса создания конструкторов как таковых, что не дает использовать все возможности, заложенные в столь мощном инструменте, как ЛЕГО.  

Новые возможности конструктивно-игровой деятельности с ЛЕГО

           ЛЕГО-конструирование – это вид моделирующей творческо-продуктивной деятельности. С его помощью трудные учебные задачи можно решить посредством увлекательной созидательной игры, в которой не будет проигравших, так как каждый ребенок и взрослый могут с ней справиться.

           Диапазон использования ЛЕГО с точки зрения конструктивно-игрового средства для детей с нормальным психофизиологическим развитием, а также с речевой патологией и умственно отсталых учеников довольно широк.

Использование ЛЕГО непосредственно для конструктивно-игровых целей

           Созданные ЛЕГО-постройки дети используют в сюжетно-ролевых играх. Например, два мальчика сооружали постройки из ЛЕГО. Сначала они сделали поезд, потом – туннель и мост. После этого они начали игру: поезд заезжал в туннель, переезжал через мост и т.д. Но самостоятельно этот вид деятельности может развиться только у старших дошкольников с нормальным психофизическим развитием при соблюдении определенных условий. Для развития полноценного конструктивного творчества необходимо, чтобы ребенок имел предварительный замысел и мог его реализовать, умел моделировать. Замысел, реализуемый в постройках, дети черпают из окружающего мира. Поэтому чем ярче, целостнее, эмоциональнее будут их впечатления об окружающем мире, тем интереснее и разнообразнее станут постройки. И наоборот, ЛЕГО помогает видеть мир во всех его красках, что способствует развитию ребенка.

           Одно из проявлений творческой способности – умение комбинировать знакомые элементы по-новому. Работа с ЛЕГО-элементами стимулирует и развивает потенциальные творческие способности каждого ребенка, учит его созидать и… разрушать, что тоже очень важно. Разрушать не агрессивно, не бездумно, а для обеспечения возможности созидания нового. Еще В.В. Зеленский в классификации игр, приводя примеры конструктивных и деструктивных игр, говорил, что потребность в разрушении сохраняется у ребенка до конца дошкольного возраста. Но, ломая свою собственную постройку из ЛЕГО, ребенок имеет возможность создать другую или достроить из освободившихся элементов некоторые е части, выступая в роли творца!

           Самостоятельная конструктивная игровая деятельность детей с отклонениями в развитии, как показывает практика, отличается несформированностью и требует не только руководства со стороны взрослого, но и определенного коррекционно-развивающего воздействия на детей.

           Объекты, смоделированные из деталей ЛЕГО, могут еще быть направлены на удовлетворение эстетических потребностей детей. Например, они делали подарки для мамы к 8 Марта в виде поделок-украшений или игрушки-украшения на елку к Новому году и др.

Использование ЛЕГО при подготовке к обучению грамоте, коррекции звукопроизношения, ознакомление с окружающим миром

           Применение дидактических упражнений с использованием ЛЕГО-элементов достаточно эффективно при проведении занятий по подготовке к обучению грамоте, коррекции звукопроизношения, ознакомлению с окружающим миром и т.д.

           Приведем некоторые примеры использования ЛЕГО при подготовке к обучению грамоте.

           Абстрактный термин «звук» весьма трудно понять нормально развивающемуся ребенку-дошкольнику, а детям с речевой патологией и детям с интеллектуальной недостаточностью тем более. Для решения этой задачи также можно использовать ЛЕГО. В наборах есть человечки в разноцветных костюмчиках. Человечки в красных платьицах могут изображать гласные звуки. Твердые согласные – человечки в синих костюмчиках, мягкие согласные – в зеленых. Дети любят выбирать человечкам имена (конечно, с незаметной помощью взрослого). Например, человечков в синих костюмчиках можно назвать «С» или «Т». Взрослый объясняет ребенку: «Смотри, он в синем костюмчике, потому что он – согласный и твердый». А потом, для закрепления, задает вопрос: «А какого цвета костюмчики у твердых  согласных?»

           Используя сыпучие материалы и помещая их в туловище человечка, скрепляя кирпичики того же цвета, что и одежда человечка, можно ребенку через игру дать возможность определить звонкость или глухость согласных звуков.

           Использование человечков упрощает работу по анализу и синтезу слогов.

           Пример. Звук А пришел в гости к своему другу звуку П. Они встали рядом и получился слог «АП». Ребенку задается вопрос.

   Взрослый. Сколько всего звуков дружат?

  Ребенок. Два.

  Взрослый. Назови первый звук.

  Ребенок. А.

  Взрослый. Назови второй звук.

  Ребенок. П.

           Далее взрослый задает следующие вопросы: «Назови гласный звук. (Назови согласный звук.) На каком месте стоит гласный (согласный) звук?» Ребенок отвечает, играя с человечком ЛЕГО, а не с фишками. Очень важно на самых первых этапах, когда ребенку еще очень трудно анализировать и синтезировать звуки в слог, оперировать понятием «слог», используя игрушки, человечков, которые позднее размещаются на кирпичиках ЛЕГО 2*2. В работе при составлении схемы слова, нахождении звука в слове можно с той же эффективностью использовать человечков в сочетании с длинным кирпичиком 2*8 желтого цвета. А позднее человечка можно заменить кирпичиком 2*2 соответствующего цвета. Под картинку ребенок кладет длинный кирпичик желтого цвета и прикрепляет человечка в то место на кирпичике, где слышит звук: в начале, середине или конце слова. Когда ребенок видит перед собой ЛЕГО-человечков-звуков, с которыми он играет, трогает их, передвигает, т.е. совершает определенные манипуляции, работа над звуковым анализом слога проходит в игровой форме. Это способствует лучшему усвоению материала.

           По аналогии можно использовать ЛЕГО при составлении схемы предложения, очень нравятся детям составлять из ЛЕГО буквы и т.д.

           Используя ЛЕГО в процессе постановки звуков, взрослый скрашивает порой неприятные, болевые ощущения малыша, вызванные монотонностью постановки звуков. Нужно только придумать, как это сделать веселее и увлекательней. Например: постановка вибранта может растянуться на довольно долгий срок. Однотипность упражнений, напряженных на вызывание вибрации кончика языка, неприятные ощущения нередко вызывают негативную реакцию у ребенка. Как быть? Можно предложить ребенку сделать из ЛЕГО трактор или другую машину и придумать небольшую сказку с интригой. Например: «У Королевы Красивой Речи сломалась ее любимая машина, а ей обязательно нужно вернуться в свое королевство. Помоги ей!» - просит взрослый.

           Ребенок уже готов помочь Королеве и согласен выполнить просьбы взрослого. Чтобы завести ее машину, нужно завести моторчик. Машина сказочная, собранная из ЛЕГО, поэтому нужно завести каждый кирпичик. Ребенок делает самые разнообразные постройки, а впоследствии придумывает свои истории.

           Подобные приемы направлены на формирование интереса к обучению, снятию негативного отношения, вызванного у ребенка прошлым неудачным опытом, что позволяет говорить о некотором психотерапевтическом воздействии ЛЕГО.

           Перечислены только некоторые из возможных вариантов использования данного конструктора в процессе коррекции звукопроизношения и подготовки к обучению грамоте.

           ЛЕГО может использовать и в процессе занятий по теме «Ознакомление с окружающим миром»; темы, изучаемые при помощи конструктивно-игровой деятельности, лучше усваиваются детьми. Например, проходя тему «ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ, дети делают постройки лошади и жеребенка, козы с козлятами, строят для них жилища и т.д.

                     Кубик ставлю на лошадку.

                     Вот другой… живи, лошадка!

           Выполняя постройку, дети создают объемное изображение, которое способствует лучшему запоминанию образа объекта. О лошадке, которую сделал сам, ребенок рассказывает охотнее, придумывает разные истории и т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по лего-конструированию "Путешествие в Лего-град"

Цель: Развитие способности детей к наглядному моделированию через ЛЕГО – конструктор.Задачи: Развивать зрительное и пространственное восприятие, активизировать внимание, направленное на продолжение ри...

Конспект родительского собрания «С ЛЕГО легче все уметь, с ЛЕГО легче поумнеть».

Данный материал будет полезен педагогам ДОУ при проведении родительских собраний...

Консультация на тему: Особенности образовательной деятельности в приобщении дошкольников к лего-конструированию. Значение Лего-конструирования в жизни ребенка дошкольника.

Среди разных видов технического конструирования- конструкторы Лего вызывают особый интерес и популярность у детей дошкольного возраст. Конструирование из конструкторов Лего полностью отвечает их интер...

Творческий проект по лего-конструированию "Лего и космос"

Проект рассчитан на детей 7-го года жизни....

Авторская дополнительная образовательная программа «Я моделирую мир. Лего-технологии (лего-конструирование и лего-дизайнерство)»

Авторская дополнительная образовательная программа «Я моделирую мир.  Лего-технологии (лего-конструирование и лего-дизайнерство)».Лего-технологии (лего-конструирование и лего-дизайнер...

«Развитие интеллектуальных и математических способностей дошкольников посредством лего-конструирования» «Изучаем ЛЕГО математику»

     Развитие элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста имеет большую ценность для интенсивного умственного развития ребенка, его познавательных инте...

Презентация "Высокий-низкий, короткий-широкий, длинный-короткий"

Презентация "Высокий-низкий, короткий-широкий, длинный-короткий"...