Организация и методика исследования фонематических процессов у дошкольников 7-го года жизни с ОНР III уровня речевого развития
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа)

Татьяна Николаевна Иуси

Организация и методика исследования фонематических процессов у дошкольников 7-го года жизни с ОНР III уровня речевого развития 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1_metodika_issledovaniya.docx26.23 КБ
PDF icon polnaya_metodika.pdf865.13 КБ

Предварительный просмотр:

Организация и методика исследования фонематических процессов у дошкольников 7-го года жизни с ОНР III уровня речевого развития

№ задания

Задание

Инструкция

Речевой материал

Оценка

1серия. Цель - исследование фонематического слуха.

1

Повторение слогов с оппозиционными звуками

Внимательно слушай и повтори за мной

различные по звучанию

Та - ка - та

Ба - та - ба

Па - ка - та

Са - фа - ла

Ма - да - ма

близкие по звучанию

Ба - па - ба

Ка - га - ка

Та - да - да

Са - за - са

Ша - жа - ша

Ра - ла - ла

Ша - жа - жа - ша

За - са - за - са

Са - ша - ша - са

Ра - ра - ла - ла

5 баллов - все задания точно воспроизводятся;

4 балла - имеются единичные случаи ошибочного воспроизведения слогов близких по звучанию;

3 балла - задание выполняется в замедленном темпе; в половине случаев ряды слогов близких по звучанию воспроизводятся неточно, единичные случаи ошибочного воспроизведения слогов различных по звучанию;

2 балла - большинство заданий выполняется только после повторных проговариваний, при этом чаще всего ряды воспроизводятся неверно;

1 балл - задания не выполняются.

2

Различение слов близких по звуковому составу, но разных по смыслу.

Ответь на вопрос.

- В тарелке СУП или ЗУБ?

- Может заболеть ЗУБ или СУП?

- У мамы ДОЧКА или НОЧКА?

- Тёмная НОЧКА или ДОЧКА?

- На ноги надевают ТАПКИ или ШАПКИ?

- На голову надевают ШАПКИ или ТАПКИ

- В подвале живёт КРЫСА или КРЫША?

- У дома наверху КРЫША или КРЫСА?

- У коровы на голове РОЖКИ или ЛОЖКИ?

- На кухне ЛОЖКИ или РОЖКИ?

- Солдатам на войне нужны ТАНКИ или САНКИ?

- На горке нужны САНКИ или ТАНКИ?

5 баллов - на все вопросы отвечает правильно;

4 балла - дает неправильный ответ в единичных случаях, но сам исправляет после повторного вопроса;

3 балла - 2 - 4 ошибки, исправляются после повторного воспроизведения;

2 балла - требуется повторное воспроизведение, допускает 5 и более ошибок;

1 балл - задание не выполняется.

2 серия. Цель - исследование фонематического представления.

3

Придумывание  слов, начинающихся с заданного звука

Придумай слова, которые начинаются со звука [С].

[С], [Ш], [Б],[Л]

5 баллов - называет слова на все звуки;

4 балла - не может назвать слова на какой-то один звук;

3 балла - не может назвать слова на какие-либо 2 звука, нужно подробное объяснения задания, задание выполняется в замедленном темпе.

2 балла - называет слова на какой-либо 1 звук, нужна помощь логопеда.

1 балл - задание не выполняется.

4

Отбор картинок, названия которых содержат заданный звук.

Дай мне картинки в которых живет звук [С], а себе возьми картинки в которых живет звук [З].

[С]-[З]; [Ш] -[Ж]; [Р] - [Л]

5 баллов - все задания выполняются верно;

4 балла - единичные ошибки в какой-то одной паре звуков, выполняет самостоятельно;

3 балла - самостоятельно не справляется, задание выполняется правильно только с помощью логопеда, после подробного объяснения и выделения нужного звука в словах;

2 балла - большинство заданий недоступно, даже при помощи логопеда допускает ошибки.

1 балл - задание не выполняется.

3 серия. Цель - исследование фонематического анализа.

№ 5.

Выделение первого звука в слове

Назови первый звук в слове

Утка.

Арбуз

Оля

Санки

Мышка

Ложка

5 баллов - правильно выполняются все задания;

4 балла - не может назвать или неправильно называет первый звук в одном слове;

3 балла - неправильно называет первый звук в 2 - 3 словах, нужно подробное объяснения задания, задание выполняется в замедленном темпе;

2 балла - правильно называет первый звук в 1 - 2 словах, нужна помощь логопеда;

1 балл - задание не выполняется.

6

Определение количества звуков  в слове:

Сосчитай, сколько звуков в слове.

Кот, стул, рыба, лимон.

5 баллов - называет правильное количество звуков во всех словах;

4 балла - не выполняет пробу из 5 звуков;

3 балла - не выполняет 3 (2) и 4 пробу, нужно подробное объяснения задания, задание выполняется в замедленном темпе;

2 балла - выполняет только 1 пробу, нужна помощь логопеда;

1 балл - задание не выполняется.

7

Определение места звука в слове:

Определи, где находиться звук [Л] в слове - в начале, середине или конце слова.

[Л] - лук, пила, стол

[Н] - нос, окно, слон

[С] - собака, коса, нос

[Х] - хлеб, ухо, петух.

5 баллов - правильно выполняются все задания;

4 балла - единичные ошибки;

3 балла - допускаются 3-5 ошибок, нужно подробное объяснения задания, задание выполняется в замедленном темпе;

2 балла - допускаются 6 и более ошибок, нужна помощь логопеда;

1 балл - задание не выполняется.

4 серия. Цель - исследование фонематического синтеза.

8

Составление слов из звуков, данных в правильной последовательности.

Прослушай слово, я произнесу его по отдельным звукам и воспроизведи слово слитно

[д], [о], [м];

[р], [у], [к], [а];

[к], [р], [о], [т];

[м, [о], [ш], [к], [а].

5 баллов - правильно воспроизводит все слова;

4 балла - не справляется с 4 пробой;

3 балла - не справляется с 3 (2) - 4 пробой, нужен повтор текста, задание выполняется в замедленном темпе;

2 балла - не справляется с 2 - 4 пробой; , нужна помощь логопеда;

1 балл - не справляется ни с одной пробой.

9

Составление слов из звуков, данных в нарушенной последовательности.

прослушай слово с переставленными звуками и воспроизведи его правильно.

[н], [с], [о];

[т], [к], [о];

[с], [о], [т], [л].

5 баллов - правильно воспроизводит все слова;

4 балла - не справляется с 3 пробой;

3 балла - не справляется с 2 (1) - 3 пробой, нужен повтор текста, задание выполняется в замедленном темпе;

2 балла - выполняет одну пробу только с помощью логопеда;

1 балл - задание не выполняется

5 серия. Цель - исследование слоговой структуры.

10

Называние слов сложной слоговой структуры по картинке

Посмотри на картинку и назови что это?

Холодильник

Автомобиль

Вентилятор

Мотоцикл

Велосипед

Пуговица

5 баллов - правильно называет все слова;

4 балла - неправильно называет одно слова;

3 балла - допускаются 2 - 3 ошибки;

2 балла - допускаются 4 - 5 ошибки;

1 балл - неправильно называет все слова.

11

Проговаривание  слов сложной слоговой структуры

Повтори за мной

цыпленок, скакалка, сковорода.

5 баллов - все задания выполняются правильно;

4 балла - единичные ошибки в повторении предложений;

3 балла - 2-4 ошибки в повторении слов и предложений;

2 балла - предложения для повтора недоступны, единичные ошибки в повторении слов;

1 балл - все предложения и все слова повторяет неправильно.

Проговаривание предложений со словами сложной слоговой структуры

Повтори за мной

  1. Милиционер остановил велосипедиста.
  2. Водопроводчик чинит водопровод.
  3. На перекрестке стоит регулировщик.

Количество баллов

Уровень

Характеристика уровня

44-55

Высокий

Данный уровень показывает, что уровень развития фонематических процессов у ребёнка соответствует возрастной норме.

32 -43

Средний

Этот уровень показывает, что уровень развития фонематических процессов у данной категории детей ниже возрастной нормы и с ними необходимо проводить коррекционно-развивающую работу

ниже 31 балла

Низкий

Данный уровень характеризуется значительным несоответствием возрастным нормам (в этом случае уровень развития фонематических процессов  или задерживается, или запущено, то есть речь может идти о большой и длительной коррекционно-развивающей работе).


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика формирования фонематических процессов у дошкольников 5-7 лет через систему специальных игр и игровых упражнений

Основной задачей  в процессе обучения грамоте является формирование у дошкольников общей ориентировки в звуковой системе языка, обучение их звуковому анализу слова, т.е. определению порядка следо...

Рабочая учебная программа по развитию речевого (фонематического) восприятия группы детей со сложной структурой дефекта с I уровнем речевого развития

В работе представлена полносью разработанная рабочая программа по развитию речевого (фонематического) восприятия у детей группы  со сложной структурой дефекта с I уровнем речевого ...

Картотека игр для развития фонематических процессов у дошкольников с речевыми нарушениями

Основными задачами развития фонематических процессов являются: обучение умению выделять заданный звук в чужой и собственной речи; развитие навыков контроля и самоконтроля за произношени...

Логоритмика как средство преодоления нарушений лексической стороны речи у дошкольников с общим недоразвитием речи II и III уровней речевого развития

Среди большого количества речевых нарушений у дошкольников, особенное место занимает такое нарушение как общее недоразвитие речи. Дети с общим недоразвитием речи (ОНР) представляют собой особую группу...

Диагностический комплекс для обследования лексической стороны речи у дошкольников с общим недоразвитием речи II и III уровней речевого развития

Диагностический комплекс для обследования лексической стороны речи у дошкольников с общим недоразвитием речи II и III уровней речевого развития Диагностический комплекс  разработан для опред...

Публикация «Методика исследования фонематических представлений, фонематического анализа и синтеза у детей с нарушением произносительной стороны речи»

Для правильного формирования звуковой стороны речи ребенок должен иметь не только подготовленный к этому артикуляционный аппарат, но и уметь хорошо слышать и различать правильно и неправильно произнос...