Педагогическое обследование уровня речевого развития детей шестого года жизни
методическая разработка по развитию речи (старшая группа) на тему

Зонова Вита Анатольевна

Описана методика М.П. Злобенко

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл starsh.gr_.-ped.obsled.docx22.33 КБ

Предварительный просмотр:

Образовательная область «Речевое развитие»

Диагностика уровня речевого развития детей шестого года жизни

Методика М.П. Злобенко

Связная речь

Цель:  выявить уровень сформированности у детей связной речи, умение ребёнка отвечать на вопросы взрослого, используя  практически  все части речи, простые  предложения, предложения с однородными членами.

Задание 1. Рассматривание и описание сюжетной картинки.

• Используется  картинка «Работа в огороде»

Ребёнку предлагается сюжетная картинка.

- Рассмотри внимательно картинку и составь по ней рассказ.

- Кто нарисован на картинке? - В какое время года это происходит? - Где находятся ребята, и чем они занимаются? - Как ты думаешь, для чего они ставят пугало?

Оценка:

3 балла - рассказ по картинке ребёнок составил  самостоятельно, без нарушения лексико-грамматических норм (не нарушен  порядок слов в предложении,  использованы правильные грамматические конструкции).

2 балла - рассказ составлен с помощью педагога (акцентирование внимания на элементах сюжета; подсказки, наводящие вопросы).

1 балл  - рассказ составлен по наводящим вопросам с помощью педагога. Наблюдается бедность и однообразие употребляемых языковых средств, нарушения структуры предложения.

0 баллов - выполнение задания недоступно ребёнку.

Задание 2.  Пересказ небольшого  рассказа без наглядной опоры.

Инструкция: «Послушай, я тебе расскажу историю  про мальчика, а ты постарайся запомнить и пересказать её.

Рыбалка

Илюша собрался на рыбалку. Он накопал червей, взял удочку и пошёл к реке. Сел Илюша на берегу реки и  закинул удочку. Мальчик  наловил много рыбы, и мама сварила  ему вкусную уху».

Оценка:

3 балла - ребёнок пересказ составил самостоятельно, без нарушения последовательности.

2 балла - пересказ составлен с незначительной помощью педагога (побуждение, стимулирующие вопросы).

1 балл - пересказ составлен по наводящим вопросам.

0 баллов - пересказ недоступен ребёнку.

Задание 3.  Составление рассказа-описания.

На усмотрение педагога ребёнку демонстрируется игрушка (машина или кукла).

Инструкция: «Рассмотри внимательно эту игрушку и расскажи о ней».

– Что это? (Кукла.) - Какая она? (большая, маленькая, красивая и т. д.)  - Что есть у куклы, какие части тела? (Голова, туловище, руки, ноги, на голове темные волосы, голубые глаза.) - Во что одета кукла? (В красное платье, с красивым воротником. белые носочки, а на ногах у нее красные туфельки.) -Как можно играть с куклой? (Куклу можно напоить чаем, покатать в коляске и т. д.)

Оценка:

3 балла - ответы ребёнка четко соответствуют поставленным вопросам.

2 балла - описание ребёнок составляет с помощью педагога (наводящие вопросы), отвечает не всегда.

1 балл - описание составлено по подсказкам педагога (ребёнок договаривает начатую педагогом фразу).

0 баллов - выполнение задания недоступно ребёнку.

Формирование словаря

Цель: выявить уровень сформированности у детей словаря, владение обобщающими понятиями; умение называть части и детали предметов, употреблять в активе различные части речи.

Задание 1. Обобщающие понятия. Номинативный словарь.

Ребёнку предлагается назвать предметы одним словом (по картинкам).

- Стол, стул, шкаф, что это? (Мебель.) - А какие предметы мебели ты знаешь ещё? (Кровать,  диван, сервант  и т. д.)

- Яблоко, банан, апельсин, что это? (Фрукты.) - Какие фрукты ты ещё знаешь?

- Автобус самолёт, лодка, что это? - Какой транспорт ты можешь ещё назвать?

- Огурец, кабачок, морковь, что это? - Какие ты ещё знаешь овощи?

• На усмотрение педагога проверяются обобщающие  понятия «мебель», «овощи», «фрукты».

Оценка:

3 балла - ребёнок самостоятельно называет обобщающие слова и добавляет к названной группе 2-3 предмета.

2 балла - ребёнок при ответе пользуется помощью взрослого, обобщающие понятия называет не все.

1 балл - отвечает только с помощью взрослого, договаривает начатое им слово.

0 баллов - выполнение задания недоступно ребёнку.

Задание 2. Называние деталей  и  частей предмета  (с наглядной опорой)

- Что это у тебя? (Шея,  живот, ноготь, колено, грудь,  воротник, пуговица, рукав.)

Оценка:

3 балла - ребёнок называет части предъявляемых предметов самостоятельно.

2 балла - называет частично, заменяя сходными по значению.

1 балл - называет только с помощью взрослого, при ответе затрудняется.

0 баллов - выполнение задания недоступно ребёнку.

Задание 3. Предикативный словарь, игра «Кто, что делает?»

Ребёнку предъявляется поочерёдно набор картинок. Педагог предлагает ребёнку ответить на вопросы.

- Как передвигаются птицы? (Летают.) - Как передвигаются рыбы? (Плавают.) - Как передвигаются змеи? - Как передвигаются лягушки? - Как передвигается человек?

- Кошка мяукает, а собака что делает? - Как подаёт голос корова? - Как подаёт голос петух?

Оценка:

3 балла - ребёнок называет действия самостоятельно.

2 балла - называет действия частично, заменяет сходными по значению (спит - отдыхает).

1 балл - называет только с помощью взрослого, при ответе затрудняется.

0 баллов - выполнение задания недоступно ребёнку.

Задание 4. Качественный словарь. Антонимы.

Игра «Подскажи словечко» (по предъявлению картинок).

- Волк злой, а бабушка (какая?)… добрая.

- Доска шершавая, а камень (какой?)… гладкий.

- Дедушка старый, а папа (какой?)… молодой.

- Кирпич тяжелый, а перышко (какое?)... лёгкое.

- Если дом сделан из кирпича, то он (какой?)…кирпичный.

- Шапку сшили из меха, значит, она (какая?)... меховая.

- Днём светло, а ночью... темно.

- Летом жарко, а зимой... холодно

Грамматический строй речи

Цель: выявить умения детей образовывать и использовать в речи существительные в единственном и множественном числе, согласуя их при этом в роде и падеже; употреблять в активной речи  простые и сложные предлоги в рамках изученных лексических тем.

Задание 1. Падежные формы существительных

Именительный падеж, множественное число

Ребёнку демонстрируются картинки (один предмет и несколько предметов).- Посмотри, здесь нарисован лист, а здесь ... (листья).-Здесь нарисован (глаз), а здесь ... (глаза).- Здесь нарисован (козлёнок), а здесь ... (козлята).- Здесь нарисован (воробей), а здесь ... (воробьи) - Здесь нарисовано (ухо), а здесь ... (уши).

Родительный падеж, множественное число

Ребёнку предлагаются картинки, на которых изображено большое количество предметов.

- На этой картинке много чего?... (Много лисят.) -А на этой картинке много? ... (Медвежат.)

-На этой картинке много чего? ... (Вилок.) - А на этой картинке много? ... (Яблок.)

Задание 2. Употребление предложно-падежных конструкций

• Данное задание  выполняется по картинкам или по демонстрации действий с предметами.

Педагог предлагает ребенку рассмотреть внимательно картинку.

• В случае затруднения задаётся следующий вопрос:

- Около чего сидит кошка? (Около дома).

- Где растет ёлка? (Елка растет за домом.)

• В случае затруднения задаётся следующий вопрос:

- Перед чем гуляет кошка? (Перед домом.)

Задание 3. Согласование.

Согласование числительного с существительным

Ребёнку предлагается набор картинок, где предметы нарисованы в количестве 2 и 5.

- Что нарисовано на картинке? (Мячи.) - Сколько их здесь? (Два мяча.) А сколько их здесь? (Пять мячей.)

- Сколько тут роз? (Две розы.) А здесь? (Пять роз.)

- Сколько на картинке яблок? (Два яблока.) А на этой  картинке? (Пять яблок.)

Согласование  прилагательного  с  существительным среднего рода

Ребёнку предлагается картинка, где нарисовано одно пальто и несколько красных пальто.

- Что ты видишь на картинке? (Пальто.)  

- А здесь что ты видишь? (Красные пальто.)

Согласование прилагательного с существительным в падеже (В. п. и Т. п.).

Работа проводится по картинкам: красная роза, белый  кролик и предметам: красный карандаш, синяя ручка.

- Какая  по цвету роза на картинке? (Красная роза.) - Какую розу ты видишь? (Я вижу красную розу.)

- Какой по цвету кролик на картинке? (Белый кролик.) - Какого кролика ты видишь? (Я вижу белого кролика.)

Ребёнку предлагаются предметы.

- Вот тебе карандаш. Какого он цвета? (Красного цвета.) - Каким карандашом ты будешь рисовать? (Я буду рисовать красным карандашом.)

- Вот тебе ручка. Какой по цвету ручкой ты будешь писать?(Я буду писать синей ручкой.)

Оценка :

3 балла - ребёнок правильно и самостоятельно согласует существительные с прилагательными, образует формы существительных, согласовывая в заданном роде, числе, падеже, в рамках программных требований, правильно употребляет все перечисленные предложно-падежные конструкции.

2 балла - затрудняется в согласовании, образовании и употреблении  форм  существительных,  образовании предложно-падежных конструкций, допускает единичные ошибки.

1 балл - затрудняется в самостоятельном  согласовании, образовании  и употреблении форм существительных, образовании предложно-падежных конструкций, допускает множество ошибок.

0 баллов - выполнение задания недоступно ребёнку.

Словообразование

Задание 1. Образование  существительных уменьшительно-ласкательными суффиксами

• Возможно по предъявлению картинок или без  наглядной опоры.

- Давай  представим, что мы  попали в страну Лилипутию.

- Если у нас это стол, то у лилипутиков  ... столик.

- Если у нас забор, то у лилипутиков ...  заборчик.

-Если у нас ведро, то у лилипутиков ... ведёрко.

- Если у нас это сапог, то у лилипутиков ... сапожок.

-Если у нас это окно, то у лилипутиков ... окошечко.

Задание 2. Образование существительных по аналогии со знакомыми словами

Педагог  предлагает  ребёнку  подумать  и ответить  на вопросы:

- Посуда, в которой лежит сахар, называется... сахарница.

- Посуда, в которую мы кладём салат, называется... салатница.

Задание 3. Образование приставочных глаголов (вы-, при-, за-)

Ребёнку предъявляется набор картинок.  

Мальчик из дома... вышел. Мальчик из садика домой... пришёл.

Если пуговица оторвалась, её надо... пришить. Если порвалась рубашка, её надо... зашить.

Оценка:

3 балла - ребёнок справляется, самостоятельно и правильно образует уменьшительно-ласкательную форму существительных и приставочных глаголов.

2 балла - допускает единичные ошибки.

1 балл - допускает множество ошибок при образовании.

0 баллов - выполнение задания недоступно ребёнку.

Звуковая культура речи

Задание 1. Выделение ударного гласного в слове

- Послушай и скажи, какой первый звук в слове: утка - (У), Аня - (А), Оля - (О), ива - (И).

Оценка:

3 балла - ребёнок  самостоятельно и  правильно  выделяет звуки в словах.

2 балла - допускает единичные ошибки,  при повторном предъявлении слова отвечает верно.

1 балл - допускает множество ошибок, самостоятельно не может выделить звук, даже после многократного повторения и выделения голосом.

0 баллов - выполнение задания недоступно ребёнку.

Педагогическое  обследования уровня сформированности  речевых умений и навыков

Фамилия, имя ребенка

Связная речь

Словарный запас

Грамматический строй речи

Форма общения с взрослыми

и сверстниками

Владение культурой общения

Кол-во баллов

Уровень

Зад.1

Зад.2

Зад.3

Зад.1

Зад.2

Зад.3

Зад.4

Зад.1

Зад.2

Зад.3

Зад.4

Высокий уровень  развития - от 35 до  39 баллов

Средний уровень развития  - от 22 до 34 баллов

Низкий уровень развития – ниже 22 баллов

Распределение баллов по степени соответствия достижения ребенком планируемых результатов определенному уровню

Высокий уровень   (от 35 до  39 баллов) – Речь чистая, правильная; ребенок не испытывает затруднения в произношении отдельных звуков, регулирует силу голоса. В построении предложений не затрудняется, грамматические ошибки редки. Устанавливает продуктивные контакты с взрослыми и сверстниками, дифференцированно использует вербальные и невербальные средства общения в разных ситуациях, обладает выразительной речью, мимикой, пантомимикой. Аргументирует суждения и пользуется формой речи – доказательства. Доброжелателен, умеет самостоятельно разрешать конфликтные ситуации, изменяет стиль общения с взрослыми и сверстниками в зависимости от ситуации. Осознанно выполняет правила культуры общения с взрослыми и сверстниками.

Средний уровень  (от 22  до 34 баллов) – Словарный запас недостаточный, испытывает некоторые затруднения в звукопроизношении.  Допускает отдельные грамматические ошибки; затрудняется в установлении связей, поэтому допускает содержательные и смысловые ошибки в пересказах, в самостоятельных рассказах; при рассказывании требует помощи взрослого. В творческом рассказывании недостаточно самостоятелен; затрудняется в аргументировании суждений. Речь, мимика, пантомимика недостаточно выразительны. Использует стереотипные формы речевого этикета, не всегда проявляет уважение и внимание к собеседнику.

Низкий уровень (ниже 22 баллов) – Словарный запас беден,  допускает грубые грамматические ошибки. Речь не развернута, фрагментарна. Испытывает  затруднения в звукопроизношении, испытывает затруднения в контактах с взрослыми и сверстниками, использует небольшой арсенал вербальных и невербальных средств общения, наиболее успешно общается в привычной обстановке.  Мимические средства невыразительны. Общение проявляется как веселая беготня, крики, прыжки. Нередко нарушает правила поведения, подчиняясь своим потребностям, желаниям, не может оценить выполнение правил другими людьми.  Нуждается в постоянном контроле со стороны взрослого.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Речевое развитие на шестом году жизни

На шестом году жизни дети начинают шире пользоваться монологической речью. Они могут самостоятельно пересказывать содержание небольших сказок, рассказов, понятно для окружающих высказывать свои ...

Речевое развитие на шестом году жизни

На шестом году жизни дети начинают шире пользоваться монологической речью. Они могут самостоятельно пересказывать содержание небольших сказок, рассказов, понятно для окружающих высказывать свои мысли,...

Речевое развитие детей шестого года жизни.

Речевое развитие детей шестого года жизни....

Конспект открытого занятия на усвоение программного материала за II полугодие по речевому развитию дети шестого года жизни на тему: "Задания из школьного портфеля"

Занятие разработано для детей 6-7 лет.  Нацелино на выявление у дошкольников базовых предпосылок обучения грамоте и овладение речью, как средством общения и культуры.развитие у дошкольников ...

Консультация для родителей воспитанников "Особенности речевого развития ребенка шестого года жизни"

Консультация для родителей воспитанников "Особенности речевого развития ребенка шестого года жизни"...

ПОКАЗАТЕЛИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ШЕСТОГО ГОДА ЖИЗНИ.

В этом возрасте ребенок уже способен самостоятельно раскрыть содержание картинки, если на ней изображены предметы, которые ему хорошо знакомы. Но при составлении рассказа по картинке он еще часто конц...