Нормы речевого развития детей шестого года жизни
консультация по логопедии

Рогожина Елена Александровна

На  этом возрастном этапе продолжается совершенствование всех сторон речи ребенка. Все чище становится произношение, более развернутыми фразы, точнее высказывания. Ребенок не только выделяет существенные признаки в предметах и явлениях, но и начинает устанавливать причинно-следственные связи между ними, временные и другие отношения. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл normy_rechevogo_razvitiya_detey_shestogo_goda_zhizni.docx185.77 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида № 8»

города Сорочинска Оренбургской области

Консультация для родителей

«Нормы речевого развития

детей шестого  года жизни»https://st.depositphotos.com/1252248/1701/v/950/depositphotos_17010899-stock-illustration-children-play-with-toys.jpg

Подготовила

Рогожина Елена Александровна

учитель-логопед

МБДОУ «Детский сад № 8»

г Сорочинск

На  этом возрастном этапе продолжается совершенствование всех сторон речи ребенка. Все чище становится произношение, более развернутыми фразы, точнее высказывания. Ребенок не только выделяет существенные признаки в предметах и явлениях, но и начинает устанавливать причинно-следственные связи между ними, временные и другие отношения. Имея достаточно развитую активную речь, дошкольник пытается рассказывать и отвечать на вопросы так, чтобы окружающим его слушателям было понятно, что он хочет сказать. Одновременно с развитием самокритичного отношения к своему высказыванию у ребенка появляется и более критическое отношение к речи сверстников. При описании предметов и явлений он делает попытки передавать свое эмоциональное отношение.

Обогащение и расширение словаря осуществляется не только за счет существительных, обозначающих предметы, их свойства и качества, но и за счет названий отдельных частей, деталей предметов, глаголов, а так же суффиксов и приставок, которые дети начинают широко употреблять. Все чаще в речи ребенка появляются собирательные существительные, прилагательные, обозначающие  материал, свойства, состояние предметов. За год словарь увеличивается на 1000 – 1200 слов (по сравнению с предшествующим возрастом), хотя практически установить точное количество усвоенных слов за данный период очень трудно. К концу шестого года ребенок более тонко дифференцируют собирательные существительные, например не только называет слово животное, но и может указать на то, что лиса, медведь, волк -  это дикие звери, а корова, лошадь, кошка – домашние животные. Дети используют в своей речи отвлеченные существительные, а также прилагательные, глаголы. Многие слова из пассивного словаря переходят в активный словарь.

Несмотря на значительное расширение лексики, ребенок еще далек от свободного пользования словами. Хорошей проверкой и показателем полноценного владения словарем является умение детей подбирать противоположные по смыслу слова (антонимы) – существительные (вход-выход), прилагательные (хороший-плохой), наречия (быстро-медленно), глаголы (говорит-молчит), подбирать прилагательные к существительным (Какой может быть дождь? – Холодный, сильный мелкий, грибной, кратковременный), наречия к глаголам (Как может говорить мальчик? – Быстро, хорошо, медленно, четко, тихо, громко и т.д.), близкие по смыслу слова – синонимы (ходить – идти, шагать, топать, вышагивать). Предлагая детям такие задания, нетрудно убедиться, что их словарь еще недостаточно богат прилагательными, наречиями, глаголами, да и слова, близкие по смыслу, они могут подбирать в недостаточном количестве и не всегда удачно. Ошибки в употреблении слов возможны и при пересказе сказок, когда ребенок вкладывает в слово неправильное значение. В рассказах детей иногда наблюдаются неточности в употреблении союзов, предлогов (например, вместо предлога между используют слова в середине).

Совершенствование связной речи невозможно без овладения грамматически правильной речью. На шестом году ребенок овладевает грамматическим строем и пользуется им достаточно свободно.

В структурном отношении речь значительно усложняется не только за счет простых распространен предложений, но и сложных, возрастает обьем высказываний. Все реже ребенок допускает ошибки в согласовании слов, в падежных окончаниях существительных и прилагательных, часто правильно употребляет родительный падеж существительных во множественном падеже (окон, ламп, карандашей). Он легко образует существительные и другие части речи при помощи суффиксов (учит детей – учитель, читает книги – читатель, стоит дома – строитель), прилагательные из существительных (ключ из железа – железный, банка из стекла – стеклянная).

Однако в речи детей все еще встречаются грамматические ошибки: неправильное согласование существительных с прилагательными в косвенных падежах, неправильное образование формы родительного падежа множественно числа некоторых существительных («грушев» вместо груш», изменение по падежам несклоняемых существительных («На «пианине» стоят часы»).

Грамматическая правильность речи ребенка во многом зависит от того, как часто взрослые обращают внимание на ошибки своих детей, исправляют их, давая правильный образец.

В диалогической (разговорной) речи ребенок в соответствии с вопросом и темой разговора использует краткие, ток и развернутые ответы.

У ребенка шестого года жизни совершенствуется связная, монологическая речь. Он может без помощи взрослого передать содержание небольшой сказки, рассказа, мультфильма, описать те или иные события, свидетелем которых он был. Стремясь к тому, чтобы его высказывание было правильно понято, ребенок довольно охотно поясняет детали своего рассказа, специально повторяет отдельные его части. Он способен рассказывать не только о событиях ближайших дней, но и давно прошедших (например, зимой рассказывает о том, как он отдыхал летом на даче, как вместе с дедушкой собирал грибы, купался в пруду и пр.).

В этом возрасте ребенок уже способен самостоятельно раскрыть содержание картинки, если на ней изображены предметы, которые ему хорошо знакомы. Но при составлении рассказа по картинке он еще часто концентрирует свое внимание главным образом на основных деталях, а второстепенные, менее важные часто опускает.

На шестом году жизни ребенка  мышцы артикуляционного аппарата достаточно окрепли и дети способны правильно произносить все звуки родного языка. Однако у некоторых детей в этом возрасте еще только заканчивается правильное усвоение шипящих звуков, звуков л, р. С их усвоением дети начинают четко и внятно произносить различной сложности слова.

 В общении со сверстниками и взрослыми дети пользуются уверенной громкостью голоса, но по мере необходимости способны говорить громче и тише, т.е. могут соизмерять громкость речи с учетом расстояния до слушателя, характера высказывания.  В повседневном общении дети пользуются умеренным темпом, но при пересказах их речь часто бывает замедлена за счет длинных необоснованных задержек, пауз. Однако в моменты эмоционального подъема, находясь под впечатлением просмотренного фильма, прочитанной сказки, ребенок в процессе высказывания часто не в состоянии проконтролировать свою речь и говорит громче и быстрее обычного.

Ориентируясь на образец, дети способны воспроизводить стихи с соблюдением интонационных средств выразительности, они часто правильно пользуются вопросительной, повествовательной интонациями, могут передавать свои чувства по отношению к различным предметам и явлениям: радость, печаль, негодование и др.

 Более продолжительным становится выдох. Так на одном выдохе дети могут произносить гласные звуки а, у, и, в течение 4-8 с (при свободном выдохе – в течение 4-6с).

Однако не  все шестилетние дети владеют правильным произношением звуков: у одних могут быть задержки в усвоении звуков, у других – неправильное их формирование: р – горловое, одноударное, звуки ш, ж – боковые, с,з – межзубные.  Некоторые дети не всегда четко дифференцируют в словах свистящие и шипящие звуки, звуки л, р. Такое смешение звуков чаще наблюдается при произнесении слов и фраз, включающих одновременно и оба звука («шушка» вместо сушка), но почти не встречается ошибок  при произнесении слов, в которых есть лишь один из этих звуков (собака, кошка). Фразы, насыщенные такими звуками, произносятся детьми не всегда четко.

Ясность, внятность речи во многом зависит и от того, как быстро говорит ребенок. У детей, говорящих быстро, как правило, речь менее отчетлива. Дети с ускоренной речью часто не произносят в словах отдельные звуки, недоговаривают окончания, «проглатывают» даже отдельные слова. Дефекты в строении артикуляционного аппарата или недостаточная его подвижность могут быть причиной неправильного произношения звуков, нечеткой речи. Смена молочных зубов в 5-6 лет на постоянные нередко отражается на произносительной стороне речи: ухудшается звукопроизношение, дикция.

С детьми, имеющими недостатки  звукопроизношения, должны быть организованы логопедические занятия, которые в зависимости от тяжести, количества и характера нарушений проводится логопедом. Эти занятия (индивидуальные или с группой из 2-3 детей) организуется не реже 2 раз в неделю и направлены на развитие  подвижности артикуляционного аппарата, фонематического восприятия, на постановку звуков или их закрепление , введение в речь.

Пятилетний ребенок имеет достаточно развитый фонематический слух. Он не только хорошо слышит звуки, но и способен выполнять различные задания, связанные с выделением слогов или слов с заданным звуком из группы других слогов или слов, производить подбор слов на определенные звуки, выполнять другие, более сложные задания. Однако дети не все звуки  одинаково легко различают на слух не смешивая звуки к и р,  ш и л, акустически  и артикуляционно контрастные, они недостаточно четко различают звонкие и глухие согласные, например при выделении слога или слова со звуком с из группы слогов или слов  дети также называют и такие, в которых есть звук з (или даже звук ш). смешивают дети твердые и мягкие согласные, шипящие и свистящие: с и ш, ж и з, звуки с и ц, щ и ч, ц, и ч.

Произношение шестилетних детей мало чем отличается от речи взрослых, зтруднения отмечаются лишь в тех случаях, когда встречаются трудные для ребенка новые слова или слова, насыщенные сочетаниями звуков, которые он еще недостаточно четко дифференцирует, например звуки с и ш («Шла Саша по шоссе», «Саша любит сушка, а Соня ватрушки», «Шесть мышат в шалаше шуршат»). Но к семи годам при условии систематической работы над звукопроизношением дети вполне справляются с этими трудностями.

Итак, к концу шестого года ребенок в речевом развитии достигает довольно высокого уровня. Он правильно произносит все звуки родного языка, отчетливо и ясно воспроизводит слова, имеет необходимый для свободного общения словарный запас, правильно пользуется многими грамматическими формами и категориями, его высказывания становятся содержательнее, выразительнее и точнее.  

Что должно насторожить  родителей в процессе наблюдения

 за развитием речи детей 6 лет:

  1. Неразвитая связная речь, низкая речевая активность, отсутствие любознательности, бедный словарный запас. Такие проявления речевого недоразвития характерны для задержки психического развития. Ребенок с ЗПР нуждается в активизации познавательных интересов, для чего ему нужно больше читать книг о природе, о животных, побуждать к пересказу текстов.
  2. В речи множественные замены: вместо шипящих произносятся свистящие (ш – с, ж – з, ч – ть, щ – с), звук р заменяется на л, ль или й. кроме этого, возможны замены твердых согласных соответствующими мягкими. Речь звучит как у двухлетних детей. Главная причина – недоразвитие фонематического слуха, поэтому надо проводить работу по его нормализации.
  3.  Искаженное произношение отдельных согласных звуков: р горловое, р произносимое без вибрации кончика языка, - одноударное, л двугубое, похожее на английское W, свистящие звуки с, з, ц произносимые с просовыванием кончика языка между зубами – межзубные. Данные искажения не являются возрастными, сами по себе не исчезнут, поэтому родителям надо не откладывать исправление искаженных звуков на более поздние сроки, чтобы не закрепить в речи неправильное произношения. Для постановки звука следует обратиться к специалисту, а закрепить в речи новый звук смогут и сами родители. Первое время ребенок будет забывать употреблять свой новый звук в каждом случае, роль родителей – заметить неправильность и попросить повторить то же слово верно. Если у ребенка нарушено несколько звуков из разных групп: свистящие  с, з, ц и сонорные р, л – их исправляют одновременно. При закреплении звука лексический материал должен состоять только из правильно произносимых звуков (нельзя включать слова с теми звуками, которые ребенок еще не умеет правильно произносить).

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация для родителей на тему: "Особенности речевого развитиядетей старшего дошкольного возраста"

Материал подойдет для использования на первом родительском собрании в группе для детей с ОНР....

Педагогическая поддержка речевого развитиядетей младшего дошкольного возраста с описанием педагогических ситуаций и действий педагога.

Данная статья о том, как необходимо поддерживать детей младшего дошкольного возраста в речевом развитии. Представлены описания педагогических ситуаций и действий педагога....

Консультация для родителей «Норма речевого развития раннего возраста. Отклонения от нормы. Причины нарушений речевого развития» 10.04.2019г.

Специалисты считают возраст с двух до трех лет критическим в плане речевого развития и рекомендуют совершить первый визит к логопеду для ответа на вопрос «все ли хорошо с речью?»...

Норма речевого развития детей пятого года жизни

quot;Норма речевого развития детей пятого года жизни". В помощь педагогам и родителям....

НОРМЫ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ (Пятый год жизни)

На пятом году жизни у ребенка отмечаются значительные успехи в умственном и речевом развитии. Малыш начинает выделять и называть наиболее существенные признаки и качества предметов, устанавливать прос...

Консультация по теме: «Нормы речевого развития детей пятого года жизни»

На пятом году жизни у ребенка отмечаются значительные успехи в умственном и речевом развитии....