Сборник упражнений
картотека по логопедии

Татьяна Николаевна Иуси

Сборник упражнений (координация речи с движением)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon koordinatsiya_rechi_s_dvizheniem.doc122.5 КБ

Предварительный просмотр:

«ОВОЩИ. ОГОРОД»

Пальчиковая гимнастика

«Хозяйка однажды с базара пришла»

Хозяйка однажды с базара пришла.

Хозяйка с базара домой принесла

Картошку,

               Капусту,

                          Морковку,

Горох,

          Петрушку и свеклу.

                                         Ох!

Вот овощи спор завели на столе –

Кто лучше, вкусней и нужней на земле.

Картошка?

               Капуста?

                            Морковка?

Горох?

          Петрушка и свекла?

                                          Ох!

Хозяйка тем временем ножик взяла

И ножиком этим крошить начала

Картошку,

               Капусту,

                          Морковку,

Горох,

         Петрушку и свеклу.

                                        Ох!

Накрытые крышкой, в душном горшке

Кипели, кипели в крутом кипятке

Картошка,

               Капуста,

                           Морковка.

Горох,

        Петрушка и свекла.

                                      Ох!

И суп овощной оказался неплох!

(«Шагают» пальчики по столу.)

(Загибают по одному пальчику на строчку на обеих руках.)

(Хлопок.)

(Попеременные удары кулачками и ладонями.)

(Загибают по одному пальчику на строчку на обеих руках.)

(Хлопок.)

(Стучат ребром каждой ладони по столу.)

(Загибают по одному пальчику на строчку на обеих руках.)

(Хлопок.)

(Ладони складывают крест-накрест на столе.)

(Загибают по одному пальчику на строчку на обеих руках.)

(Хлопок.)

(Показывают, как едят суп.)

Координация слова с движением

«Урожай»

В огород пойдем,

Урожай соберем.

Морковки натаскаем

И картошки накопаем.

Срежем кочан капусты,

Круглый, сочный, очень вкусный,

Щавеля нарвем немножко

И вернемся по дорожке.

(Идут по кругу, взявшись за руки.)

(«Таскают»)

(«Копают»)

(«Срезают»)

(Показывают круг руками – 3 раза.)

(«Рвут»)

(Идут по кругу, взявшись за руки.)

Координация слова с движением, работа над темпом и ритмом речи

«Овощи»

Как-то вечером на грядке

Репа, свекла, редька, лук

Поиграть решили в прятки,

Но сначала встали в круг.

Рассчитались четко тут же:

Раз, два, тир, четыре, пять.

Прячьтесь лучше, прячьтесь глубже,

Ну а ты иди искать.

(Дети идут по кругу, взявшись за руки, в центре круга – водящий с завязанными глазами.)

(Останавливаются, крутят водящего.)

(Разбегаются, приседают, водящий ищет.)

«ОСЕНЬ. ПРИЗНАКИ ОСЕНИ. ДЕРЕВЬЯ ОСЕНЬЮ»

Пальчиковая гимнастика

«Вышел дождик погулять»

Раз, два, три, четыре, пять,

Вышел дождик погулять.

Шел неспешно, по привычке,

А куда ему спешить?

Вдруг читает на табличке:

«По газону не ходить!»

Дождь вздохнул тихонько:

- Ох!

И ушел.

Газон засох.

(Удары по столу пальчиками обеих рук. Левая начинается с мизинца, правая с большого пальца.)

(Беспорядочные удары пальчиками обеих рук.)

(«Шагают» средним и указательными пальчиками обеих рук.)

(Ритмично ударяют то ладонями, то кулачками по столу.)

(Часто и ритмично бьют в ладоши.)

(Один хлопок.)

(Ритмичные хлопки по столу)

Координация слова с движением

«Дождик»

Капля раз,

Капля два.

Очень медленно сперва.

А потом, потом, потом

Все бегом, бегом, бегом.

Мы зонты свои раскрыли,

От дождя себя укрыли.

(Прыжок на носочках, руки на поясе.)

(Прыжок на носочках, руки на поясе.)

(4 прыжка на носочках.)

(8 прыжков на носочках.)

(Руки развести в стороны.)

(Руки полукругом над головой.)

«ФРУКТЫ. САД»

Пальчиковая гимнастика

«Компот»

Будем мы варить компот,

Фруктов нужно много. Вот:

Будем яблоки крошить,

Грушу будем мы рубить,

Отожмем лимонный сок,

Слив положим и песок.

Варим, варим мы компот.

(Левую ладошку держат «ковшиком», указательным пальцем правой руки «мешают».)

(Загибают пальчики по одному, начиная с большого.)

(Опять «варят» и «мешают».)

Координация слова с движением

«Яблоня»

- Яблоня! Яблоня!

Где же вои яблоки?

Заморозил их мороз?

Или ветер их унес?

Или молния спалила?

Или градом их побило?

Или птицы поклевали?

Куда они пропали?

- Не морозил их мороз,

И не ветер их унес,

Не спалило их огнем,

Града не было с дождем,

Птицы их не поклевали…

Дети оборвали!

(Дети идут по кругу, взявшись за руки; в центре, подняв руки вверх, стоит один ребенок – «яблонька».)

(Дети останавливаются, на каждую строчку загибают по одному пальчику на левой руке. Ребенок-«яблонька» отрицательно качает головой.)

(Разводят руками, пожимают плечами.)

(дети загибают по одному пальчику на правой руке)

«ГРИБЫ. ЯГОДЫ»

Пальчиковая гимнастика

«В лес идем мы  погулять»

Раз, два, три, четыре, пять

В лес идем мы погулять.

За черникой,

За малиной,

За брусникой,

За калиной,

Землянику мы найдем

И братишке отнесем.

(Пальчики обеих рук «здороваются», начиная с больших.)

(Обе руки «идут» указательными и средними пальчиками по столу.)

Координация слова с движением

«По ягоды»

Мы шли – шли – шли,

Землянику нашли.

Раз, два, три, четыре, пять

Мы идем опять искать.

(Маршируют, руки на поясе.)

(наклонились, правой рукой коснулись носка левой ноги, не сгибая колен.)

(Маршируют.)

(Наклонились, левой рукой достали носок правой ноги.)

«ПЕРЕЛЕТНЫЕ ПТИЦЫ»

Пальчиковая гимнастика

«Птички»

Эта птичка – соловей,

Эта птичка – воробей,

Эта птичка – совушка, сонная головушка.

Эта птичка – свиристель,

Эта птичка – коростель.

Эта птичка – злой орлан.

Птички, птички по домам.

(Дети загибают по одному пальчику на обеих руках.)

(Машут сложенными накрест ладонями.)

(Машут обеими руками, как крыльями.)

Координация слова с движением

«Журавли учатся летать»

Дети изображают, как журавли учатся летать. Руки разводят в стороны и поднимают до уровня плеч. Вдох через нос. При опускании рук – выдох. Для усложнения можно выполнить взмахи руками с одновременным подниманием ног и движением по кругу.

«ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ И ИХ ДЕТЕНЫШИ»

Пальчиковая гимнастика

«Буренушка»

Дай молочка, Буренушка,

Хоть капельку, на донышке.

Ждут меня котятки,

Малые ребятки.

Дай им сливок ложечку.

Творога немножечко,

Масла, простоквашки,

Молочка для кашки.

Всем дает здоровье

Молочко коровье.

(Дети показывают, как «доят» корову.)

(Делают «мордочки» из пальчиков.)

(Загибают по одному пальчику на обеих руках.)

(Снова «доят» корову.)

Координация слова с движением

«Как мы поили телят»

Тало жарко, будто в печке,

Замолчали птицы.

Мы телят погнали к речке -

Надо им напиться.

Саргис, пестрый

Пес дворовый,

Как навстречу бросится!

Разогнал телят пугливых,

Скачет, лает, носится…

Уж ходили мы, бродили

По полям за стадом.

Уж мы Саргиса бранили,

Так что был не рад он.

Саргис-Маргис непослушный

Плелся еле-еле.

У бедняги даже уши

От стыда висели.

(Дети идут по кругу в хороводе.)

(Идут по кругу друг за другом, взмахивая хворостинкой.)

(Встают на четвереньки.)

(Прыжок в круг.)

(Бегут по кругу на четвереньках.)

(Идут по кругу в хороводе.)

(Останавливаются, встают лицом в круг, грозят пальцем.)

(Идут по кругу на четвереньках.)

(Встают, ладошками изображая висящие уши.)

«ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ И ИХ ДЕТЕНЫШИ»

Пальчиковая гимнастика

«Белка»

Сидит белка на тележке

Продает она орешки.

Лисичке-сестричке,

Воробью, синичке,

Мишке толстопятому,

Заиньке усатому.

Кому в платок,

Кому в зобок,

Кому в лапочку.

(Хлопки ладонями и удары кулачками друг о друга по переменно.)

(Загибают по одному пальчику, начиная с большого.)

(Ритмичные хлопки ладонями и удары кулачками.)

Координация слова с движением

«Маленький кролик»

Маленький кролик, пушистенький кролик

Всех нас заставил смеяться до колик:

Прыгал за белкой, за уткой скакал,

Лапкой тюльпан поднимал, как бокал.

Ах, как смешно его ушки торчали!

Мы хохотали, души в нем не чая,

Но, на опушке заметив лису,

Он подмигнул нам и скрылся в лесу.

(Дети скачут по кругу, сделав «ушки» из ладошек и двигая ими вперед-назад.)

(Останавливаются, держаться за животик.)

(Сначала прыгают на прямых ногах, потом – вприсядку.)

(Останавливаются, поднимают воображаемый бокал к лицу.)

(Делают «ушки» из ладошек.)

(опять держаться за животики.)

(Смотрят из-под руки.)

(Подмигивают и разбегаются.)

«ОСЕННЯЯ ОДЕЖДА И ОБУВЬ»

Пальчиковая гимнастика

«Аленка - маленька»

Аленка – маленька:

Шустра, быстра:

Воды наносила,

Сарафан дошила,

Носок довязала.

Ягод насобирала,

Песню допела.

Везде поспела.

В охотку ей дело.

(Хлопок ладонями, удар кулаками друг о друга – 2 раза.)

(Загибают пальчики по одному, начиная с большого.)

(Хлопок ладонями, удар кулаками друг о друга – 2 раза.)

Координация слова с движением

«Помощники»

Дружно помогаем маме,

Мы белье полощем сами.

Раз, два, три, четыре.

Потянулись,

Наклонились.

Хорошо мы потрудились.

(Встают, наклонившись; руками двигают вправо, влево.)

(Тянутся, как бы вытирают правой рукой пот со лба.)

(Снова полощут.)

(Вытирают руку о руку.)

«ПОСУДА»

Пальчиковая гимнастика

«Помощники»

Раз, два, три, четыре

Мы посуду перемыли:

Чайник, чашку, ковшик, ложку

И большую поварешку.

Мы посуду перемыли,

Только чашку мы разбили,

Ковшик тоже развалился,

Нос у чайника отбился.

Ложку мы чуть-чуть сломали,

Так мы маме помогали.

(Удар кулачками друг о друга, хлопок в ладоши; повторить.)

(Одна ладонь скользит по другой по кругу.)

(Загибают пальчики, начиная с большого.)

(Одна ладонь скользит по другой по кругу.)

(Загибают пальчики, начиная с большого.)

(Удар кулачками друг о друга, хлопок в ладоши; повторить.)

Координация слова с движением

«Чайник»

Я – чайник, ворчун, хлопотун, сумасброд,

Я вам на показ выставляю живот.

Я чай кипячу, клокочу и кричу:

- Эй, люди, я с вами чай пить хочу!

(Дети стоят, изогнув одну руку, как носик чайника, другую держат на поясе, животик надут.)

(Топают.)

(Делают призывные движения правой рукой.)

«ИГРУШКИ»

Пальчиковая гимнастика

«Игрушки»

На большом ковре и в ряд

Куклы Танины стоят.

Два медведя, Буратино

И веселый Чипполино,

И котенок, и слоненок.

Раз, два, три, четыре, пять.

Вместе мы пойдем гулять.

(Дети марширую на мете, останавливаются, изображают персонажей.)

(Прыгают, маршируют, уходят с ковра.)

Координация слова с движением

«Мячик мой»

Друг веселый, мячик мой,

Всюду, всюду он со мной.

Раз, два, три, четыре, пять.

Хорошо мячом играть.

(4 прыжка на носочках, руки на поясе.)

(По два взмаха левой и правой рукой – как бы удары по мячу.)

(5 прыжков на носочках, руки на поясе.)

(Вновь по два взмаха – «удара».)

«ЗИМА. ЗИМНИЕ МЕСЯЦЫ»

Пальчиковая гимнастика

«»

Координация слова с движением

«»


«ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ»

Пальчиковая гимнастика

«Пирог»

Падал снег на порог.

Кот слепил себе пирог.

А пока лепил и пек,

Ручейком пирог утек.

Пирожки себе пеки

Не из снега – и муки.

(Дети два раза медленно опускают ладони на стол.)

(Прижимая ладонь к ладони, показывают, как лепят пирог.)

(«Бегут» пальчиками обеих рук по столу.)

(Опять показывают, как пекут пирог.)

Координация слова с движением

«Снеговик»

Давай, дружок, смелей, дружок,

Кати по снегу свой снежок.

Он превратился в толстый ком,

И станет ком снеговиком.

Его улыбка так светла!

Два глаза, шляпа, нос, метла.

Но солнце припечет слегка –

Увы! – и нет снеговик.

(Дети идут по кругу друг за другом, изображая, что катят перед собой снежок.)

(Останавливаются, «рисуют» двумя руками ком.)

(«Рисуют» снеговика из трех кругов разного размера.)

(Показывают руками на лице улыбку.)

(Показывают глаза, прикрывают голову ладошкой, показывают нос, встают прямо, держат воображаемую метлу.)

(Медленно приседают.)

(Пожимаю плечами, разводят руками.)


«ЗИМНИЕ ЗАБАВЫ»

Пальчиковая гимнастика

«»

Координация слова с движением

«»


«НОВЫЙ ГОД»

Пальчиковая гимнастика

«На елочке»

Мы на елке веселились,

И плясали, и резвились.

После добрый Дед Мороз

Нам подарки преподнес.

Дал большущие пакеты,

В них – же вкусные предметы:

Конфеты в бумажках синих,

Орешки рядом с ними,

Груша,

Яблоко, один

Золотистый мандарин.

(Ритмичные хлопки в ладоши.)

(Ритмичные удары кулачками.)

(Дети «шагают» средним и указательным пальцами обеих рук по столу.)

(«Рисуют» руками большой круг.)

(Загибают а обеих руках пальчики начиная с большого.)

«ТРНСПОРТ. ВИДЫ ТРАНСПОРТА»

Координация слова с движением

«Самолет»

Руки в стороны – в полет

Отправляем самолет.

Правое крыло вперед,

Левое крыло вперед,

Полете наш самолет.

(Дети бегут по кругу на носочках, расставив руки в стороны.)

(Поворот через правое плечо.)

(Поворот через левое плечо.)

(Дети бегут по кругу на носочках, расставив руки в стороны.)

Координация слова с движением

«Теплоход»

От зеленого причала

Оттолкнулся теплоход.

Раз, два –

Он назад шагнул сначала,

А потом шагнул вперед –

Раз, два –

И поплыл, поплыл по речке,

Набирая полный ход

(Шаг вперед, руки опущены.)

(Два шага назад.)

(Два шага вперед.)

(Руки вытянуты вперед и сомкнуты – это нос теплохода; движение по кругу мелкими шажками.)

«ПРОФЕССИИ НА ТРАНСПОРТЕ»

Координация слова с движением

«Летчик»

Быть шофером хорошо,

А летчиком лучше.

Я бы в летчики пошел,

Пусть меня научат.

Наливаю в бак бензин,

Завожу пропеллер.

«В небеса, мотор, вези,

Чтобы птицы пели».

(Дети бегут по кругу, крутят воображаемый руль.)

(Бегут, расставив руки, как крылья.)

(Остановились, наклонили воображаемый сосуд.)

(Круговое движение правой рукой.)

(Бегут, расставив руки, как крылья.)

«КОМНАТНЫЕ РАСТЕНИЯ»

Координация слова с движением

«На окне в горшочках»

На окне в горшочках

Поднялись веточки.

К солнцу потянулись,

Солнцу улыбнулись.

К солнышку листочки

Повернут цветочки.

Развернут бутоны,

В солнышке утонут.

(Дети сидят на корточках лицом в круг, медленно встают.)

(Тянутся на носочках, руки вверх, широко в стороны.)

(Ладони развернуть вверх.)

(Руки соединить над головой, медленно развести в стороны.)

«ДЕТСКЙ САД. ПРОФЕССИИ»

Пальчиковая гимнастика

«»

Координация слова с движением

«»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"KUMON Давай сложим картинки. Веселые истории" - сборник упражнений, благодаря которым ребёнок научится складывать бумагу по обозначенным линиям.

Выполнение заданий будет способствовать развитию у ребёнка мелкой моторики, пространственного мышления и чувства формы....

Сборник упражнений с шариками Су-джок по лексическим темам

В сборнике представлены упражнения с массажными шариками Су-джок в стихотворной форме по лексическим темам....

Использование сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста. Сборник упражнений и тренингов.

Цель: коррекция агрессивности, снижение психоэмоционального напряжения детей, вызванного той или иной проблемой.Задачи: - учить детей адекватно передавать агрессивное состояние в движении, мимике...

Сборник упражнений, развивающих заданий, игр, загадок по развитию речемыслительной деятельности детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического психического развития "Играем, думаем, говорим". Автор-составитель Орлова И.А.

Уважаемые педагоги и родители!Перед Вами сборник для индивидуальных занятий с детьми.В сборник вошли игры, задания и упражнения по развитию детей старшего дошкольного возраста. Основная цель заданий, ...

Сборник упражнений и заданий по профилактике оптической дисграфии у дошкольников

Дисграфия «начинается» не в школе, а значительно раньше: у детей дошкольного возраста. Именно в этом возрасте возможно выявление предпосылок дисграфии,  которая неизбежно проявится у детей с нача...

Сборник упражнений для развития мелкой моторики рук

Сборник содержит упражнения на развитие мелкой моторики рук, которые подходят для проведения в детском саду и дома....

Сборник упражнений на развитие мелкой моторики

Развитие мелкой моторики кистей рук напрямую связано с развитием речи. Этот сборник поможет педагогам в коррекционной работе с детьми....