Презентация "Формирование фонематического восприятия у детей с ТНР"
презентация по логопедии

Актуальность темы обусловлена возрастающим количеством детей, имеющим нарушение фонематического слуха и поиском новых путей преодоления стоящих перед ними трудностей.

Развитие фонематических процессов и навыков звукового анализа и синтеза является одной из сложнейших задач речевого развития старших дошкольников, так как позволяет создать необходимые предпосылки  для обучения детей грамоте и помогает предотвратить возможные нарушения при формировании в дальнейшем письменной речи, что обеспечивает взаимосвязь со следующей ступенью системы образования в соответствии с ФГОС ДО.

Работа по формированию фонематического восприятия и фонематических представлений должна проводиться систематически  и планомерно как в группах компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи, так и в массовых группах дошкольных образовательных организаций. Задания для развития фонематических процессов необходимо включать в каждое занятие по речевому развитию дошкольников.

Педагоги должны обладать определенным методическим багажом для того, чтобы проводить работу по формированию фонематических процессов правильно.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya_microsoft_powerpoint_2.pptx1.5 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Формирование фонематического восприятия у детей с ТНР

Слайд 2

Фонематический слух - это тонкий, систематизированный слух, который позволяет различать и узнавать фонемы родного языка. Он является частью физиологического слуха, направлен на соотнесение и сопоставление слышимых звуков с их эталонами. Фонематическое восприятие - это умственные действия по выделению и различению фонем, по определению звукового состава слова. Речевой слух - совместное функционирование фонематического и фонетического слуха, осуществляет не только прием и оценку чужой речи, но и контроль за собственной речью. Речевой слух является стимулом формирования произношения.

Слайд 3

Развитие фонематического слуха в онтогенезе Р.Е. Левина предлагает следующую периодизацию в формировании фонематического развития : 1 этап - дофонематическая стадия развития, когда отсутствует дифференциация звуков 2 этап - начальная стадия дифференциации фонем 3 этап – завершающая стадия дифференциации фонем 4 этап - появляется готовность к элементарному звуковому анализу 5 этап – возможность осуществлять тонкую дифференциацию фонем и проводить операции звукового анализа

Слайд 4

Различение оппозиционных звуков детьми гласные и согласные звук [а]- далее происходит дифференциация «внутри» гласных [ и-у], [э-о], [и-о], [э-у]; позже остальных начинает различать высокочастотные гласные [и-э ] низкочастотные звуки [у-о]; труднее воспринимается звук [ы ] сонорных - шумных; твердых - мягких; взрывных - фрикативных; глухих - звонких; свистящих - шипящих

Слайд 5

Логопедическая работа по развитию у детей способности дифференцировать фонемы: 1 . Узнавание неречевых звуков. 2. Различение одинаковых слов, фраз, звукокомплексов и звуков по высоте, силе и тембру голоса. 3. Различение слов близких по звуковому составу. 4. Дифференциация слогов. 5. Дифференциация фонем. 6. Развитие навыков элементарного звукового анализа . Источник:[Т.Б . Филичева и Н.А. Чевелёва «Логопедическая работа в специальном детском саду»]

Слайд 6

Диагностика сформированности фонематического слуха у детей с ТНР Перед обследованием важно !!! убедиться в нормальном состоянии физического слуха ребенка. большинство тестовых заданий необходимо проводить, исключая возможность ребенка считывать артикуляцию учителя-логопеда, при исследовании фонематического слуха используются задания, исключающие проговаривание

Слайд 7

Этапы диагностики сформированности фонематического слуха у детей с ТНР 1. Узнавание неречевых звуков 2. Различение высоты, силы, тембра голоса 3. Различение слов близких по звуковому составу 4. Дифференциация слогов 5. Дифференциация фонем 6. Навыки элементарного звукового анализа.

Слайд 8

Факторы, осложняющие развитие фонематического слуха Аденоидные разрастания (2-3 степени ) Вторичный характер нарушения фонематического слуха зависит от степени выраженности дизартрии Моторная недостаточность – наличие симптоматики в артикуляционном аппарате ( гипертонус , гипотонус , девиация, гиперкинезы, гиперсаливация и др.)

Слайд 9

Особенности формирования фонематического восприятия у детей с ТНР Нарушение взаимодействия между слуховым и речедвигательным аппаратом Трудности начинаются уже при дифференциации неречевых звуков Знакомые звуки, различаются детьми лучше, чем звуки, воспринимаемые впервые или мало знакомые Ошибки при передаче ритмического рисунка проб (из-за неустойчивого слухового внимания и моторной неловкости) Задания, выполненные с ошибками, детьми не замечаются и самостоятельно не исправляются При дифференциации слогов с оппозиционными согласными дети оказываются несостоятельными Основные трудности выявляются только при воспроизведении цепочки слогов. Типичные нарушения выражаются в уподоблении второго слога первому, в перестановках слогов в цепочке слогов. Трудности возникают не только при дифференциации звуков, отличающихся тонкими акустико-артикуляционными признаками, но и при различении более контрастных звуков.

Слайд 10

1. Узнавание неречевых звуков Цель: формирование умения узнавать неречевые звуки « Что шуршит?» «Что звучит?» «Что гремит?» «Тихо-громко» «Отгадай игрушку».

Слайд 11

2. Формирование у детей способности различать высоту, силу, тембр голоса Цель: формирование умения различать высоту, силу, тембра голоса на материале одинаковых звуков, сочетаний слов и фраз «Кто позвал?» «Кто кричит «АУ» «Подними картинку» (взрослый-детёныш) «Два котенка» «Три медведя» (сказка)

Слайд 12

3. Формирование способности различать слова близкие по звуковому составу Цель: формирование у детей навыков различать слова близкие по звуковому составу «Слушай-хлопай» (искаженное слово) «Покажи на картинке» (почка-бочка, пашня-башня, подушка- кадушка) (дифференциация звонких/глухих, твердых/мягких) «Одинаковые слова или разные» «Построй дорожку»

Слайд 13

4. Дифференциация слогов Цель: формировать способность дифференцировать звуки по противопоставлениям: звонкость/глухость, твердость/мягкость, свистящие/шипящие и т.д «Подними руку» «Подними флажок, когда услышишь новый слог» (на-на-на-па, ка-га-ка-ка) «Послушай слоги скажи какой лишний», «Хлопни/топни» (называние одинаковых слогов – хлопни, разные слоги- топни па-да, па-па) «Повтори дорожку» (да-та-да) «Звуковая мозаика»

Слайд 14

5. Дифференциация фонем Цели: 1. Формиование навыков дифференциации фонем. 2. Формирование звукового анализа. «Покажи картинку» (У- поезд, А-ребенок, Т-молоток, В-ветер) «Слушай и хлопай» (Хлопнуть в ладоши, присесть, сделать оговоренный жест, поднять зрительный символ) на гласный звук, например, А среди других гласных и т.д. То же самое среди согласных, например, звук М «Слушай и повторяй» АИУ, ИАО, УАО, Данное задание позволяет оценить, как серийную организацию речевых движений и особенности фонематического слуха «Подними руку, если слышишь звук»

Слайд 15

6. Развитие навыков элементарного звукового анализа Цель: Формирование умений и навыков выполнения элементарного звукового анализа «Положи столько кружков (палочек, звездочек и т.д.) , сколько звуков я произнесла»: а,ау,иоу «Положи на стол кружок, когда услышишь звук «м» «Разложи картинки на две кучки. В одной слова, которые заканчиваются на звук «т», а в другой - на звук «к». «Я буду показывать и называть картинку не целиком, а ты будешь произносить это слово целиком».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нарушение фонематического восприятия у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.

Данный материал поможет воспитателям в работе с детьми с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем....

Система индивидуальной логопедической работы по развитию фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи

Предлагается система индивидуальной работы по развитию фонематического восприятия,  раскрываются приемы работы на каждом этапе....

Развитие фонематического слуха и фонематического восприятия у детей дошкольного возраста

в данном материале представлены игры и упражнения для развития фонематического слуха и фонематического восприятия....

Особенности слухового и фонематического восприятия у детей с умственной отсталостью легкой степени. Этапы логопедической работы по формированию слухового и фонематического восприятия, анализа и синтеза у данной категории детей.

Слуховое восприятие- это процесс оказывающий огромное влияние на формирование речи у детей.Опираясь на заключения известных педагогов исследователей: М.Е.Хватцева, Р.Е.Левиной, Г.А. Каше, Е.Ф. Соботов...

Практикум для родителей "Развитие фонематического слуха и фонематического восприятия у детей 4-5 лет"

Родители упражняются в играх , направленных на развитие фонематических навыков у детей....